Проект "Птицы сильны крыльями, а люди - добротой!"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Семакова Ольга Алексеевна

Проект в подготовительной группе "Птицы сильны крыльями, а человек - добротой!"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект
«Птицы сильны крыльями, а люди – добротой»
в подготовительной группе
«Родничок»

                                                 МДОБУ «Детский сад №16
                                                           комбинированного вида «Ромашка»
                                                   воспитатель: Семакова О. А.

 

                                                         

                                                           2020 г.

Проект «Птицы сильны крыльями, а люди - добротой»

«Покормите птиц зимой, пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой, стайки на крыльцо.
Не богаты их корма. Горсть зерна нужна,
Горсть одна — и не страшна будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть, видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть и для птиц тепло.
Разве можно забывать: улететь могли,
А остались зимовать заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз к своему окну,
Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну!»

                                                                          Александр Яшин
Цель проекта:
Изучение образа жизни и поведения птиц зимой. Привлечение детей к практической природоохранной деятельности, закрепление понятия "зимующие птицы", оказание помощи птицам в зимний период для сохранения количества особей, развитие интереса к живой природе, воспитание экологической культуры, бережного отношения ко всему живому.
Тип проекта: Информационно - творческий.
Объект исследования: зимующие птицы Ленинградской области
Срок реализации проекта: с декабря по февраль.
Вид проекта: групповой
Участники проекта :  Дети подготовительной группы, воспитатели и родители воспитанников.
Цель проекта: Формирование экологических знаний о зимующих птицах, ответственного и бережного отношения к ним.
Актуальность проекта:
В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит формирование личности человека, закладывается позитивное отношение к «рукотворному миру», к себе, к людям, т. е. происходит формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, научить любить, защищать, беречь окружающий мир. Только заботясь о братьях наших меньших, оказывая им посильную помощь, ребенок сможет почувствовать себя частью природы.
Тема проекта «
Птицы сильны крыльями, а люди - добротой!» выбрана мной не случайно. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость: они не только сохраняют зеленые насаждения и оберегают урожай, но и украшают наши леса, радуют своими звонкими чудесными песнями, часто напоминая о том, что они нуждаются в нашей отзывчивости и помощи. В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. Когда ночью температура падает до -20 С и ниже, синички за ночь теряют 10 % собственно веса. Голодные, ослабевшие птицы быстро замерзают. А вот сытой птице мороз не страшен. Вот и летят птицы поближе к жилью человека. И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.
Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое развитие.
Задачи проекта:
Воспитательные:
- Воспитать интерес к живому миру, учить детей заботиться о зимующих птицах, формировать ответственность за братьев наших меньших.
- Помочь понять, что все в природе взаимосвязано, учить анализировать, устанавливать простейшие причинно – следственные связи.
- Формировать умение работать с разными источниками информации, видеть в воспитателях и родителях первых своих помощников, воспитывать умение работать согласованно, дружно, аккуратно.
- Совместно с родителями изготовить и вывесить кормушки на участке.
- Пополнить развивающую среду по теме проекта.
Образовательные:
- Расширять, углублять знания о жизни зимующих птиц, условиях их жизни, о роли человека в жизни птиц.
- Собрать информационный и иллюстрационный материал по теме: «Птицы нашей местности».
- Разучить загадки, приметы, пословицы поговорки о птицах. Познакомиться с художественными произведениями, сказками, стихами о зимующих птицах.
- Выучить стих для викторины о птице, которая больше всего понравилась.
- Совместно с родителями создать книжки-малышки о зимующих птицах.
- Принять активное участие в выставке: «Птицы – наши друзья».
- Участвовать в коллективном изготовлении макета «Покормите птиц зимой».
Развивающие:
-Развитие любознательности, интереса, наблюдательности за живой природой.
Принципы работы:
-доступность (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям)
-наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов)
-демократичность и гуманизм (взаимодействие педагога и воспитанников в социуме, реализация собственных творческих потребностей)
-научность (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы)
Педагогические технологии:
- Технология сотрудничества – технология совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скреплённой взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результата этой деятельности.
- Личностно-ориентированное обучение – в центре внимания - личность ребёнка, который должен реализовать свои возможности. Содержание, методы и приёмы личностно-ориентированных технологий обучения направлены, прежде всего, на то, чтобы раскрыть и развить способности каждого ребёнка.
- Игровые технологии – в основу положена педагогическая игра, как вид деятельности в условиях ситуаций, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта.
- Здоровьесберегающие технологии – система по сохранению и развитию здоровья всех детей, представлены в виде комплексов упражнений и подвижных игр для физкультминутки (см. картотеку по теме «зимующие птицы»)
Гипотеза проекта: 
Совместная деятельность по реализации проекта создаст благоприятные условия для личностного развития, для формирования нравственных качеств, бережного отношения к птицам, формирования активной жизненной позиции.
Предполагаемые результаты:

- Расширится кругозор детей о зимующих птицах.

-  Появится осознанная любовь к природе родного края, к братьям наши меньшим.

- Появится постоянное желание детей помогать и заботиться о птицах в трудных зимних условиях.

4. Проявление у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.

5. Научатся работать в коллективе сверстников, уметь выслушивать друг друга, приходить на выручку.

6. Будут правильно оценивать своих поступки, доброжелательно оценивать поступки других людей.

7. Улучшение предметно - развивающей среды группы
Этапы реализации проекта:

I. Организационный этап.
Содержание деятельности детей и родителей
-
Осмысление проекта в предстоящей совместной деятельности.
- Распределение обязанностей по подбору материала о каждой зимующей птице.

-
 Сбор информации по теме, подбор книжек, картинок, иллюстраций, стихов о зимующих птицах.
-
 Совместное с родителями чтение и анализ художественных произведений о зимующих птицах.
-
Заучивание загадок, пословиц и поговорок.
-
 Вывешивание кормушек возле дома.
-
Наблюдение за птицами их повадками, питанием.
-
Подготовка сообщений и рассказов из личного опыта: «Как я помогаю птицам».
-
 Выполнение творческих заданий с помощью родителей и воспитателей.
Содержание деятельности педагога:
-
 Организация и проведение родительского собрания. Подключение родителей к совместной деятельности Обсуждение цели, задач проекта.
-
Рекомендация и предоставление информационных источников по теме.
-
Разработка и накопление методических материалов по теме.
-
Создание списка для чтения.
-
Оказание помощи в осмыслении нравственного содержания произведения.
-
Организация бесед, викторин, вечеров «Загадок и отгадок».
-
Привлечение родителей к совместной деятельности.
-  Оказание помощи в выборе материала, в организационных вопросах.

-
Организация совместного планирования предстоящей деятельности, распределение объёма работ.
-
Перспективное планирование проекта.
-
Помощь в приготовлении необходимого материала и создание художественно замысла.
II. Практический этап.
Содержание деятельности детей и родителей
-
Сбор информации для показа презентации «Как живут птицы зимой».
-
Наблюдение и ежедневное заполнение дневника наблюдений «Сколько птиц к кормушке нашей прилетело».
-
Изготовление поделок из различного материала для оформления выставки – акции «Покормите птиц зимой».
- Изготовление и оформление выставки книжек – малышек «зимующие птицы нашего края».
- Оформление альбома «Зимующие птицы нашей области».
- Подготовка и участие детей в викторине «Знаем ли мы птиц»
- Подготовка мастер – класса для детей «Лакомства для птиц»
Содержание деятельности педагога:
- Оказание консультативной помощи при работе над презентацией: совместный поиск информационного материала, подготовка слайдов, оформление презентации.
- Привлечение родителей к совместной деятельности. Рекомендации по изготовлению и оформлению дневника наблюдений. Помощь в заполнении.
- Помощь в приготовлении необходимого материала и создании художественного замысла. Привлечение родителей к совместной творческой деятельности. Организация выставки. Помощь в оценке и отборе детских работ для выставки.
_ Консультации для родителей «Из чего сделать кормушку?» «Воспитание любви к природе»
- Организация наблюдений за птицами на прогулке и кормление птиц.
- Выставка детских работ (рисунки; аппликации; рисунки-раскраски с математическими примерами; фигурки птиц, сделанных из пластилина, поделки )
- Подготовить дидактические игры
: «Меню для птиц», «Четвертый лишний, «Разрезные картинки», «Чей след?»
«Каких птиц зимой у кормушки не увидишь?» Цель: закрепить умение находить, узнавать и называть зимующих птиц.
«Кто как голос подает?» Цель: пополнить активный словарь детей по теме «Зимующие птицы». Воспитатель: Я предлагаю вам дети превратиться в птиц и рассказать от имени птицы, как она голос подает.
Дети:
Я ворона: кар-кар-кар. Я умею каркать.
Я сорока: стр-стр-стр. Я умею стрекотать.
Я сова: ух-ух-ух. Я умею ухать.
Я синица: тинь-тинь-тинь. Я умею тинькать.
Я голубь. Я умею ворковать. 
Я снегирь. Я умею свистеть.
Я воробей я умею чирикать.
«Сосчитай птиц» Цель: закрепить умение согласовывать количественные прилагательные с существительными. 
«Большой – маленький» Цель: закрепить умение детей образовывать имена существительные и имена прилагательные с уменьшительно-ласкательными значениями.
«Один – много» Цель: уметь образовывать формы множественного числа существительных.
«Угадай по описанию» Цель - научить составлять описательный рассказ. 
«Четвертый лишний» Цель: учить знать и отличать зимующих птиц от перелетных. 
«Чье это?» Цель: закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные. 
«Скажи наоборот» Цель: закрепить знание детьми антонимов.
Пальчиковая гимнастика "Кормушка"
Сколько птиц к кормушке нашей 
(ритмично сжимают и разжимают кулачки).
Прилетело? Мы расскажем. 
Две синицы, воробей, 
Шесть щеглов и голубей, 
Дятел в пестрых крылышках. 
Всем хватило зернышек. 
Подвижная игра «Собачка и воробьи». Цель - закрепить знания детей о характерных движениях птиц, научить имитировать их голоса. 
Ход игры: Один ребенок: «собачка», все остальные – «воробьи». 
Скачет, скачет воробей 
(дети скачут). 
Скок-поскок! 
Скок-поскок! 
Кличет маленьких детей 
(повторяют: «Чив! Чив! Чив!») 
Чив! Чив! Чив! 
Чив! Чив! Чив! 
Киньте крошек воробью, 
Я вам песенку спою:
Вдруг прибежала «собачка» и громко залаяла. 
«Воробьи» разлетаются.

Подвижная игра «Совушка» Цель: учить выполнять движения по сигналу ведущего.
«День наступает – все оживает»,
Ночь наступает – все замирает».
Физкультминутка
«Воробышки как проснутся
Очень любят потянуться 
Обязательно зевнуть
Ловко хвостиком махнуть»,
а теперь мы галки
«Галка скачет, ловко пляшет
Галка крылышками машет
И взлетает без оглядки
Это Галкина зарядка».

Примерное содержание творческого проекта.

1 Беседа – диалог на тему: «Что мы знаем о птицах». -
- Уточнить представление детей о знакомых птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Дать детям элементарные знания о том, чем кормят птиц зимой. Обогащать словарный запас, развивать связную речь.
-Умение внимательно слушать собеседника, точно и ясно выражать свои мысли. Знать элементарные правила общения и применять их на практике. Желание помогать птицам, которые нуждаются в защите и помощи.

2 Наблюдение за птицами (воробьями, синицами, голубями, вороной, за поведением птиц у кормушки, за следами на снегу.
- Учить детей рассматривать птиц, различать их по размеру, окраске оперения, издаваемым звукам.
- Установить, что на свежевыпавшем снегу остаются разные следы, учить находить птичьи следы, замечать особенности передвижения птиц по земле.
- Установят, что птичьи следы похожи на крестики, по ним можно узнать, какие птицы были на участке и что делали. Научились замечать особенности передвижения птиц по земле (ворона ходит большими шагами - у неё ноги длиннее, чем у воробья; воробей скачет на двух ножках; голубь делает частые шаги, оставляя на снегу красивую цепочку крестиков). Следы могут внезапно обрываться, это означает, что птица взлетела, оставив следы от раскрытых крыльев и хвоста.

3 Коллективное чтение рассказов о птицах: В. Бианки «Синичкин календарь», «Кто к кормушке прилетел»;В. Чаплина «Чем дятел зимой кормится»;Е. И. Чарушин «Воробей»; В. Зотов «Синица», «Клёст», «Кедровка», «Глухарь»;Н. Сладков «Птичьи столовые», «Еловая каша»; Сказки «Как сорока клеста судила».
- Развивать интерес к чтению художественной литературы. Учить детей анализировать прочитанное произведение, развивать умение устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы. Воспитывать чувства сопереживания и справедливости, желание помогать беззащитным птицам, заботиться о них, способность эмоционально откликаться на происходящие события, умение самостоятельно и адекватно оценивать поступки героев, соотносить их с собственным поведением.
4 Просмотр видеоматериала о жизни зимующих птиц.
-  Развивать у детей умение внимательно смотреть и слушать, запоминать на слух информацию. Знакомить детей с образом жизни и повадками птиц. Воспитывать бережное отношение к птицам.
- Умение в логической последовательности запоминать происходящие на экране события. Способность чувствовать отвращение к человеческой жестокости, равнодушию. Желание оказывать посильную помощь слабым и беззащитным.
5 Занятие - игра «Как живут наши пернатые друзья зимой».
-  Обобщить знания детей, полученные при наблюдениях за птицами. Отметить взаимоотношение птиц во время зимовки. Вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям во время зимовки.
- Умение выстраивать логическую цепочку рассуждений, находить причинно-следственные связи, делать выводы. Способность не проходить равнодушно мимо тех, кто нуждается в защите и помощи.

6 Разучивание загадок, пословиц, поговорок, народных примет о птицах.
- Познакомить детей с русским народным творчеством, развивать у детей познавательную активность и самостоятельность мышления. Привлекать родителей к совместной творческой деятельности.
- Проявлять интерес к традициям русского народного творчества. Стремление к познанию нового, умение делать выводы, опираясь на текст и применять их на практике.

7 Проведение вечера «Загадки и отгадки о зимующих птицах» с использованием кроссвордов.
- Развивать познавательную активность, творческое мышление, навыки сотрудничества. Учить детей оказывать необходимую помощь своим товарищам, воспитывать культуру общения. Продолжать учить отгадывать загадки, активизировать словарь детей.
-  Умение высказывать и анализировать свою точку зрения, взаимодействовать, приходить друг другу на помощь.

8 Чтение и обсуждение стихов: В. Звягина «Воробей», Н. Рубцов «Ворона», Ю. Никонова «Снегирь», А. Чепуров «Трудно птицам зимовать», Т. Евдошенко «Берегите птиц», А. Яшин «Покормите птиц зимой».
-  Развивать умение внимательно слушать, запоминать на слух воспринимаемую информацию.
- Научить детей выделять главное, понимать нравственный смысл. Воспитывать преданное отношение к пернатым друзьям.
- Умение эмоционально воспроизводить читаемый текст, анализировать прочитанное, делать определённые выводы.

9 Изготовление и заполнение дневника наблюдений «Сколько птиц к кормушке нашей прилетело».
- Развивать у детей умение анализировать и делать выводы. Воспитывать самостоятельность и ответственное отношение к порученному делу.
- Умение представлять результаты своих наблюдений, оценивать результаты своего труда.

10 Творческое рассказывание на темы:
«Как я спас птичку», «Как я помогаю птицам».
- Учить детей отличать хорошие поступки от плохих, воспитывать желание по-доброму относится к птицам, к природе, умение сочувствовать, сопереживать.
- Способность внимательно слушать собеседников, владеть навыками культурной речи, уважать мнение других. Способность сопереживать, чувствовать эмоциональное состояние другого.

11 Совместное чтение с родителями сказок и рассказов: Е. Носова «Тридцать зёрен», Т. Николаевой «Птички шарики», В. Бианки «Стая птиц под снегом», «Дотерпят ли?», «Кому законы не писаны», «Гололёд», «Птичья столовая».
- Учить детей внимательно слушать текст, осмысливать его содержание. Развивать навык совместного чтения. Воспитывать потребность к чтению.
- Умение внимательно слушать, делать сравнительный анализ, рассказывать о том, какой эпизод понравился больше всего и почему.
12 Разучивание и применение физкультминуток, пальчиковой гимнастики: «Снегири», «Вороны», «Дятел», «10 птичек стайка», «Сколько птиц к кормушке прилетело».
-  Сформировать знания и навыки здорового образа жизни.
- Развивать выразительную, чёткую, правильную речь.
- Применение полученных знаний в повседневной жизни, играх.
13 Изготовление совместно с родителями и обыгрывание настольно – печатных игр: «Лабиринт», «Лото», «Разрезные картинки».
-  Закрепить знания детей о птицах, развивать логическое мышление, аналитико - синтетическую деятельность.
- Учить оценивать выполненную работу.
- Умение сотрудничать со сверстниками и взрослыми, быть ответственным за порученное дело, помогать своим товарищам.
14 Лепка «Снегирь на ветке».
-  Развивать творческие способности, художественный вкус. Развивать старательность и аккуратность.
- Умение последовательно выполнять работу, работать аккуратно не мешая товарищам, соблюдать правила безопасной работы.
- Развивать мелкую моторику рук.
15 Рисование тему: «Ночная птица леса - сова».
- Учить детей самостоятельно создавать замысел рисунка, правильно располагать изображение на листе бумаги, находить цветовое решение.
- Способность воплощать свои впечатления в рисунке. Интерес к изобразительному творчеству.
16 Оригами из бумаги «Снегири и синицы»
-
Развивать мелкую моторику рук, пространственное мышление
17 Оформление альбома: «Зимующие птицы нашей местности».
-  Учить детей находить интересные сюжеты, развивать художественный вкус. Воспитывать навыки сотрудничества. Терпеливо и старательно выполнять работу.
- Умение рассказывать о проделанной работе, оценивать качество её исполнения.
18 Просмотр и обсуждение мультфильмов М. Горького «Воробьишко», «Растрепанный воробей» по сказке Паустовского.
- Развивать внимание, умение следить за происходящими событиями.
- Развивать зрительную и слуховую память, способность анализировать события.
- Воспитывать чувство сострадания и сочувствия к беззащитным и слабым.
- Воспитывать умение в логической последовательности запоминать происходящее на экране события, способность чувствовать равнодушие и несправедливость. Желание оказывать помощь слабым и беззащитным.

19 Изготовление кормушек совместно с родителями и вывешивание их на участке.
- Воспитывать бережное отношение ко всему живому, желание заботиться о птицах.
- Развивать творческие умения, фантазию в придумывании домика для пернатых.
- Воспитывать желание ухаживать за пернатыми друзьями, способность брать на себя ответственность за порученное дело.
20 Коллективное изготовление лакомства для птиц – акция «Покормите птиц зимой». (Мастер – класс от родителей)
- Воспитывать любовь ко всему живому, чувство необходимости помогать птицам в трудное для них время, развивать фантазию и творчество, способность не оставаться равнодушными там, где слабые и беззащитные нуждаются в помощи человека.
21 Выставка книжек – малышек «Наши пернатые друзья».
- Развивать навыки сотрудничества с родителями, умение прислушиваться к советам старших, развивать творческие способности.
- Способность взаимодействовать со взрослыми, умение обращаться к взрослым с вопросами, за советом и помощью.
22 Проведение открытого занятия-игры «Зимующие птицы».
-  Расширить знания детей о жизни птиц зимой, об их внешнем виде, о питании.
- Закрепить в речи названия зимующих птиц, их частей тела, глаголы, обобщающие понятие «Зимующие птицы».
- Расширить и активизировать словарь детей, развивать грамматический строй речи, диалогическую речь.
- Воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к птицам.
- Формировать умение выстраивать логическую цепочку рассуждений, находить причинно – следственные связи, делать выводы.
- Развивать способность не проходить равнодушно мимо тех, кто нуждается в защите и помощи.
Заключительный этап
 - Подведение итогов проектной деятельности.
В ходе реализации проекта расширились знания детей о птицах нашего края, дети осознали  необходимость поддержать пернатых друзей в самое трудное время года. Воспитанники группы лепили, рисовали птиц, конструировали их из различных материалов, слушали о них рассказы и сказки, разучивали стихи о маленьких пернатых друзьях, играли в развивающие и обучающие игры. Изготовили книжек – малышек «Наши пернатые друзья».
 Дети смогли не только понаблюдать за птицами на участке детского сада, но увидеть жизнь птиц в  зимнем лесу  с помощью просмотра презентаций и фильмов.
Вывод: зимующим птицам нужно помогать. Зима – трудное время для птиц. Это значит, что птицам приходится очень тяжело в этот период. Для того чтобы не замёрзнуть, птицам нужно много корма. Гибнут птицы не от холода, а от голода. И помочь птицам выжить могут только люди. Если мы поможем им в это время, весной и летом они отблагодарят нас заботой о растениях, своим видом и звонким пением подарят нам радость и хорошее настроение.

Используемая литература: Н.Г. Зеленова,  Л.Е. Осипова «Мы живём в России». Г.В.Лаптева «Развивающие прогулки для детей».
И.В.Кравченко «Прогулки в детском саду»
Т.А.Шорыгина «Птицы. Какие они?».
В.Н.Чернякова «Экологическая работа в ДОУ»
Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. М., 2002.
Николаева С.Н. Эколог в детском саду. М., 2003
Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду.Маханева М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник "Дарите людям доброту"

Ход мероприятияВедущая: Придумано кем-то, просто и мудро При встрече здороваться: – Доброе утро! Доброе утро! – Солнцу и птицам! Доброе утро! Улыбчивым лицам И каждый становится, добрым доверчивы...

Занятие в подготовительной группе: "Дарите людям доброту".

Закрепить  представление  детей, о том, что  «волшебные»  слова  помогают  человеку, вызывают  у  него  добрые  чувства  к  тем, кто...

Дарите людям доброту (совместный досуг с родителями)

Цель: Учить детей уместно, в завиимости от ситуации и адресата употреблять вежливые слова приветствия. Обучать общей культуре поведения, доброму, уважительному отношению друг к другу. Ведущий: Пр...

Конспект организации непосредственной образовательной деятельности по социально-нравственному развитию детей старшего дошкольного возраста "Дарите людям доброту"

Конспект организации непосредственной образовательной деятельности по социально-нравственному развитию детей старшего дошкольного возраста. «ДАРИТЕ ЛЮДЯМ ДОБРОТУ»....

Сценарий праздника "Дарите людям доброту" март 2015

Весёлый праздник с играми,загадками....

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию «Дарите людям доброту» (средняя группа)

Цель:   Уточнить представления детей о понятиях «добро», «зло», «доброжелательность», их важности в жизни людей; формировать умение оценивать поступки окружающих.   Стимулиро...