«Лаборатория добрых дел» (конспект исследовательской деятельности)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Сергухина Ирина Анатольевна

«Лаборатория добрых дел» (конспект исследовательской деятельности)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл laboratoriya_dobryh_del.docx19.36 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по исследовательской деятельности в подготовительной группе.

Тема:  «Лаборатория добрых дел»

Цель: формировать понятие о доброте, привычку совершать добрые поступки; воспитывать интерес к экспериментальной деятельности; учить выдвигать гипотезы, предположения; анализировать явления, делать выводы; развивать познавательный интерес, логическое мышление, речь детей; вызвать чувство радости у детей.

Предварительная работа: беседы о природных явлениях, катаклизмах (землетрясения, вулканы, смерчи, ураганы, наводнения), опыты с водой, песком, со льдом; чтение познавательной литературы; беседы о добре и зле; дидактические игры; моделирование состояний веществ.

Материал и оборудование:  

Письма от сказочных героев,  картинки с изображением Буратино, Старичка-боровичка, Мамонтёнка. Контейнеры с водой, плоды каштана, камни,  брусок на каждого ребенка. Одноразовые тарелки, ложки, стаканы, песок сухой в стаканчиках, льдинки.

Ход занятия

- Ребята, чтобы порадовать, друг друга, и у нас было  хорошее настроение, давайте скажем добрые, ласковые слова.

- Говорить ласковые слова друг другу это хорошо, а совершать добрые поступки, делать добро - это намного лучше?

Ответы детей.

Хочу вам предложить весь сегодняшний день посвятить добрым делам.  Приглашаю вас  в свою лабораторию «Добрых дел». Скажите, ребята, что такое лаборатория? Правильно – это помещение, где проводят опыты и исследования. Можно я  возьму на себя роль заведующей  лаборатории? (одевает халат, очки). А вы будите научными работниками лаборатории.  

Какие правила нужно соблюдать при проведении опытов?

Дети проговаривают правила:

1.правило. На столах ничего не трогать без разрешения руководителя.

2. правило. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.

3. правило. Содержимое сосудов не пробовать на вкус.

4. правило. Бережно обращаться с оборудованием. Поработал - убери на место.

5. правило. Помни - некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрослого.

Посмотрите,  сколько  пришло писем с просьбой о помощи.  Помочь мы должны с помощью экспериментов в лаборатории  «Добрых дел». А сейчас давайте пройдём в лабораторию.  

1.    Давайте подойдем к первому письму и узнаем, кто нам написал. Ребята,  а вы знаете  этого героя? (Буратино).  А из какой он сказки? Кто ее написал? Правильно.  

- Помочь нас просит Буратино. Ребята, Буратино  обрадовался тому, что у него появилась азбука. Побежал  он  в школу, а на пути у него широкая река, и моста нет. Думал-думал Буратино, как ему перебраться через реку на другой берег. Возникла проблема «Плыть надо – а не знает, умеет ли  он плавать». Что же делать? Как помочь Буратино?

Дети предлагают различные варианты решения проблемы, выдвигают

различные гипотезы.

Гипотезы: построить лодку, но это долго; попросить кого-нибудь его перевезти, но рядом никого нет; может, он не утонет, он же деревянный.

Последнюю гипотезу воспитатель предлагает проверить. Давайте присядем за столы

Ребята давайте проверим плавучесть предметов. Как вы думаете, какие предметы не тонут?  А как нам проверить тонет ли предмет из дерева?  А что необходимо для опыта?

Давайте проверим свои предположения и зарисуем свои результаты.  Детям раздаются бланки.

 Дети: Провести опыт, эксперимент

Дети берут предметы (дерево, камень, каштан), наливают в тазики воду и проводят эксперимент

- какие предметы плавают? Все ли они легкие? Одного ли размера? Все ли они держаться на воде? Что произойдет, если соединить предмет, который  плавает, с тем, который тонет?

-  Что вы наблюдаете? Что можно сказать о деревянном предмете, который находится в воде? Он тонет в воде?

 (Проделав опыт, дети делают вывод: дерево в воде не тонет, значит, и Буратино не утонет, доплывёт, потому что он деревянный).

-  Что же мы посоветуем Буратино?

Дети: Прыгнуть  в речку и быстро ее переплыть. В школу Буратино успеет вовремя.

-  Мои исследователи, о каком же свойстве дерева мы узнали? (Дерево не тонет в воде).

- Молодцы, ребята. Помогли Буратино попасть в школу.

2.  Дети подходят ко второму столу. С просьбой о помощи обращается Старичок-Боровичок. Он прислал нам письмо. Воспитатель читает письмо.

- Здравствуйте ребята! Я вчера получил письмо от своего друга, который живет и сторожит растения в пустыне. Пишет он,  что в его доме повсюду песок. Очень хвалит свой дом, в гости приглашает. Говорит, что я такого никогда не видел. А я вот думаю, что этот самый песок на моей тропинке тоже есть. Только почему он удивительный? Помогите мне выяснить. Буду очень вам благодарен.  Ваш Старичок-Боровичок.

Ну, что поможем и выясним, чем же удивителен песок. Что нам нужно сделать, что бы помочь Старичку-Боровичку? А  еще Старичок-Боровичок знает, что мы исследователи, а что же будет у нас объектом нашего исследования? (песок).

- ну что будем искать, а песке что-то удивительное?

Опыт.

-возьмите мерной ложечкой, насыпьте немного песка на тарелочку.

- легко ли сыпется песок?

 Самостоятельно  выполняют. Пересыпаем из ладошки в ладошку, из оной емкости в другую.

  Работа с лупой. 

Внимательно рассмотрите песок. Найдите как можно больше особенностей у песчинок, чем похожи и чем отличаются? (наблюдают)

- как выглядят песчинки? Они скреплены между собой или нет?

Дети; Песок состоит из отдельных песчинок-кристаллов, которые не скреплены между собой поэтому и рассыпаются.

- какого они цвета? (темные и светлые)

- давайте посмотрим их размер. Одинаковые ли они? (не одинаковые, есть крупные и мелкие) давайте проверим.

Работа с ситом.

Воспитатель. Через сито просеиваем песок, он сыпется из сито в ёмкость и наоборот. Если песок сыпется, то он какой? (сыпучий)

Вывод: Песок сыпучее вещество, отдельные крупинки не скреплены между собой и разные по размеру.

Моделируем свойство сыпучести.

- давайте понюхаем песок (не пахнет). Значит, сухой песок не имеет запаха.

- возьмите 2 баночки и насыпьте в них песок. Давайте представим, что прошел дождик и в одну из баночек он попал-намочите водой песок. Каким стал песок? Он имеет специфический запах. А куда исчезла вода? (она забралась в песок и уютно устроилась между песчинками).

Опыт 2

Возьмите в одну руку ёмкость с сухим песком, в другую с сырым. Что тяжелее? Почему? (сырой-среди сухих песчинок прячется легкий воздух, а среди влажных-более тяжелая вода). Иллюстрации о дюнах, барханах. Почему ветер наметает дюны - сухой песок легкий. Видимо здесь и  живет друг Старичка-Боровичка. Правда, красиво?

Аккуратно мерной ложкой  возьмите сырой песок и выложите в тарелку.

Работа с лупой.

Рассмотрите сырой песок – песчинки прилипли друг к другу, так как  из мокрого песка выходит воздух. А теперь попробуйте мокрый песок обратно в ёмкость.

Вывод: мокрый песок не сыпется, он липнет.

И так мы помогли Старичку – Боровичку выяснить об удивительных свойствах песка.

- Молодцы, ребята. Мы еще раз с вами совершили добрый поступок. Кому мы помогли?

Ответы детей.

3.   - Осталось нам последнее письмо прочитать. С просьбой о помощи к нам обратился Мамонтёнок. Герой какой он сказки? Он  отправился к маме на льдине, но он боится, что не доплывет до мамы,  и может утонуть?  

Давайте выясним, что такое лед?  (лед-это вода, только в твердом состоянии). Где на земле больше всего льда? Посмотрите на глобус. В Антарктике и в Артике.  Самый большой ледник в мире – ледник Ламберта в Антарктике. (показ иллюстрации)

Как вы думаете, как ведут себя льдины под лучами солнца? (они тоже тают, но растаять полностью они не могут.  Арктическое лето очень короткое и не жаркое). Слышали вы что-то об айсбергах?  (дети отвечают)

Что происходит с этими кусками льда? Плавают они или тонут?. Давайте проверим. Проходите в нашу лабораторию.

Опыт.

Берите лед и опускайте его в воду. Что происходит? Почему лед не тонет?

Вывод: выталкивающая сила воды больше веса льда. Значит мы можем сказать Мамонтёнку, что льдина его не растает. И он  увидит свою маму.

Вот еще одно доброе дело сделали.

- Тот, кто делает добро получает радость. А вы рады, что совершили добрые дела?

Ответы детей.

- Добро не горит и не тонет. Почему так говорят? Ответы детей.

- Правильно, ребята! Потому что добро, всегда побеждает зло. Добро будет жить вечно!

Итог: что мы делали на занятии? Что вам понравилось больше всего? Что нового узнали? Что-то было трудным?

Награждение детей медалями. «Умники и умницы»

1  ребенок

Нет ничего на свете

Прекрасней доброты!

Она звездой нам светит

С небесной высоты.

2  ребенок

Она нас манит нежно,

Ласкает нас мечтой

Мы все живем с надеждой

На встречу с добротой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект исследовательской деятельности по теме "Вода"

Иследовательская деятельносить .тема "Вода"...

Конспект исследовательской деятельности "Лаборатория Почемучек. Исследуем растения. "

Цели:В результате опытов и наблюдений показать детям: как растения могут впитывать и сохранять влагу, использоваться как красители, применяться в приготовлении косметических средств.Учить детей самост...

Конспект исследовательской деятельности во второй младшей группе «Поможем кукле Кате»

В гости к детям приходит куклы Катя. Воспитатель обращает внимание, что Катя испачкалась. Кукла рассказывает педагогу о том, что когда она шла на день рождения к своему другу Мишке, она упала в лужу и...

конспект исследовательской деятельности с детьми старшего возраста

конспект исследовательской деятельности направлен на формирование элементарных представлений детей старшего дошкольного возраста о невидимых чернилах посредством активного включения в экспериментально...

Конспект музыкального занятия "Детская экспериментальная музыкальная лаборатория" с использованием технологии исследовательской деятельности

Детская экспериментальная музыкальная лаборатория с использованием технологии исследовательской деятельностиЦЕЛЬ: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательн...

Конспект исследовательской деятельности в цифровой лаборатории "Наураша в стране Наурандии" модуль "звук"

Представленный в конспекте материал направлен на формирование знаний детей о звуке в процессе проведения практических опытов (экспериментирования, исследовательской деятельности) с помощью цифров...

Мобильная мини-лаборатория для организации элементарной исследовательской деятельности с дошкольниками - «Кейс исследователя»

Мобильная мини-лаборатория для организации   элементарной исследовательской деятельности с дошкольниками- «Кейс исследователя»...