«Лаборатория добрых дел» (конспект исследовательской деятельности)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
«Лаборатория добрых дел» (конспект исследовательской деятельности)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
laboratoriya_dobryh_del.docx | 19.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по исследовательской деятельности в подготовительной группе.
Тема: «Лаборатория добрых дел»
Цель: формировать понятие о доброте, привычку совершать добрые поступки; воспитывать интерес к экспериментальной деятельности; учить выдвигать гипотезы, предположения; анализировать явления, делать выводы; развивать познавательный интерес, логическое мышление, речь детей; вызвать чувство радости у детей.
Предварительная работа: беседы о природных явлениях, катаклизмах (землетрясения, вулканы, смерчи, ураганы, наводнения), опыты с водой, песком, со льдом; чтение познавательной литературы; беседы о добре и зле; дидактические игры; моделирование состояний веществ.
Материал и оборудование:
Письма от сказочных героев, картинки с изображением Буратино, Старичка-боровичка, Мамонтёнка. Контейнеры с водой, плоды каштана, камни, брусок на каждого ребенка. Одноразовые тарелки, ложки, стаканы, песок сухой в стаканчиках, льдинки.
Ход занятия
- Ребята, чтобы порадовать, друг друга, и у нас было хорошее настроение, давайте скажем добрые, ласковые слова.
- Говорить ласковые слова друг другу это хорошо, а совершать добрые поступки, делать добро - это намного лучше?
Ответы детей.
Хочу вам предложить весь сегодняшний день посвятить добрым делам. Приглашаю вас в свою лабораторию «Добрых дел». Скажите, ребята, что такое лаборатория? Правильно – это помещение, где проводят опыты и исследования. Можно я возьму на себя роль заведующей лаборатории? (одевает халат, очки). А вы будите научными работниками лаборатории.
Какие правила нужно соблюдать при проведении опытов?
Дети проговаривают правила:
1.правило. На столах ничего не трогать без разрешения руководителя.
2. правило. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.
3. правило. Содержимое сосудов не пробовать на вкус.
4. правило. Бережно обращаться с оборудованием. Поработал - убери на место.
5. правило. Помни - некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрослого.
Посмотрите, сколько пришло писем с просьбой о помощи. Помочь мы должны с помощью экспериментов в лаборатории «Добрых дел». А сейчас давайте пройдём в лабораторию.
1. Давайте подойдем к первому письму и узнаем, кто нам написал. Ребята, а вы знаете этого героя? (Буратино). А из какой он сказки? Кто ее написал? Правильно.
- Помочь нас просит Буратино. Ребята, Буратино обрадовался тому, что у него появилась азбука. Побежал он в школу, а на пути у него широкая река, и моста нет. Думал-думал Буратино, как ему перебраться через реку на другой берег. Возникла проблема «Плыть надо – а не знает, умеет ли он плавать». Что же делать? Как помочь Буратино?
Дети предлагают различные варианты решения проблемы, выдвигают
различные гипотезы.
Гипотезы: построить лодку, но это долго; попросить кого-нибудь его перевезти, но рядом никого нет; может, он не утонет, он же деревянный.
Последнюю гипотезу воспитатель предлагает проверить. Давайте присядем за столы
Ребята давайте проверим плавучесть предметов. Как вы думаете, какие предметы не тонут? А как нам проверить тонет ли предмет из дерева? А что необходимо для опыта?
Давайте проверим свои предположения и зарисуем свои результаты. Детям раздаются бланки.
Дети: Провести опыт, эксперимент
Дети берут предметы (дерево, камень, каштан), наливают в тазики воду и проводят эксперимент
- какие предметы плавают? Все ли они легкие? Одного ли размера? Все ли они держаться на воде? Что произойдет, если соединить предмет, который плавает, с тем, который тонет?
- Что вы наблюдаете? Что можно сказать о деревянном предмете, который находится в воде? Он тонет в воде?
(Проделав опыт, дети делают вывод: дерево в воде не тонет, значит, и Буратино не утонет, доплывёт, потому что он деревянный).
- Что же мы посоветуем Буратино?
Дети: Прыгнуть в речку и быстро ее переплыть. В школу Буратино успеет вовремя.
- Мои исследователи, о каком же свойстве дерева мы узнали? (Дерево не тонет в воде).
- Молодцы, ребята. Помогли Буратино попасть в школу.
2. Дети подходят ко второму столу. С просьбой о помощи обращается Старичок-Боровичок. Он прислал нам письмо. Воспитатель читает письмо.
- Здравствуйте ребята! Я вчера получил письмо от своего друга, который живет и сторожит растения в пустыне. Пишет он, что в его доме повсюду песок. Очень хвалит свой дом, в гости приглашает. Говорит, что я такого никогда не видел. А я вот думаю, что этот самый песок на моей тропинке тоже есть. Только почему он удивительный? Помогите мне выяснить. Буду очень вам благодарен. Ваш Старичок-Боровичок.
Ну, что поможем и выясним, чем же удивителен песок. Что нам нужно сделать, что бы помочь Старичку-Боровичку? А еще Старичок-Боровичок знает, что мы исследователи, а что же будет у нас объектом нашего исследования? (песок).
- ну что будем искать, а песке что-то удивительное?
Опыт.
-возьмите мерной ложечкой, насыпьте немного песка на тарелочку.
- легко ли сыпется песок?
Самостоятельно выполняют. Пересыпаем из ладошки в ладошку, из оной емкости в другую.
Работа с лупой.
Внимательно рассмотрите песок. Найдите как можно больше особенностей у песчинок, чем похожи и чем отличаются? (наблюдают)
- как выглядят песчинки? Они скреплены между собой или нет?
Дети; Песок состоит из отдельных песчинок-кристаллов, которые не скреплены между собой поэтому и рассыпаются.
- какого они цвета? (темные и светлые)
- давайте посмотрим их размер. Одинаковые ли они? (не одинаковые, есть крупные и мелкие) давайте проверим.
Работа с ситом.
Воспитатель. Через сито просеиваем песок, он сыпется из сито в ёмкость и наоборот. Если песок сыпется, то он какой? (сыпучий)
Вывод: Песок сыпучее вещество, отдельные крупинки не скреплены между собой и разные по размеру.
Моделируем свойство сыпучести.
- давайте понюхаем песок (не пахнет). Значит, сухой песок не имеет запаха.
- возьмите 2 баночки и насыпьте в них песок. Давайте представим, что прошел дождик и в одну из баночек он попал-намочите водой песок. Каким стал песок? Он имеет специфический запах. А куда исчезла вода? (она забралась в песок и уютно устроилась между песчинками).
Опыт 2
Возьмите в одну руку ёмкость с сухим песком, в другую с сырым. Что тяжелее? Почему? (сырой-среди сухих песчинок прячется легкий воздух, а среди влажных-более тяжелая вода). Иллюстрации о дюнах, барханах. Почему ветер наметает дюны - сухой песок легкий. Видимо здесь и живет друг Старичка-Боровичка. Правда, красиво?
Аккуратно мерной ложкой возьмите сырой песок и выложите в тарелку.
Работа с лупой.
Рассмотрите сырой песок – песчинки прилипли друг к другу, так как из мокрого песка выходит воздух. А теперь попробуйте мокрый песок обратно в ёмкость.
Вывод: мокрый песок не сыпется, он липнет.
И так мы помогли Старичку – Боровичку выяснить об удивительных свойствах песка.
- Молодцы, ребята. Мы еще раз с вами совершили добрый поступок. Кому мы помогли?
Ответы детей.
3. - Осталось нам последнее письмо прочитать. С просьбой о помощи к нам обратился Мамонтёнок. Герой какой он сказки? Он отправился к маме на льдине, но он боится, что не доплывет до мамы, и может утонуть?
Давайте выясним, что такое лед? (лед-это вода, только в твердом состоянии). Где на земле больше всего льда? Посмотрите на глобус. В Антарктике и в Артике. Самый большой ледник в мире – ледник Ламберта в Антарктике. (показ иллюстрации)
Как вы думаете, как ведут себя льдины под лучами солнца? (они тоже тают, но растаять полностью они не могут. Арктическое лето очень короткое и не жаркое). Слышали вы что-то об айсбергах? (дети отвечают)
Что происходит с этими кусками льда? Плавают они или тонут?. Давайте проверим. Проходите в нашу лабораторию.
Опыт.
Берите лед и опускайте его в воду. Что происходит? Почему лед не тонет?
Вывод: выталкивающая сила воды больше веса льда. Значит мы можем сказать Мамонтёнку, что льдина его не растает. И он увидит свою маму.
Вот еще одно доброе дело сделали.
- Тот, кто делает добро получает радость. А вы рады, что совершили добрые дела?
Ответы детей.
- Добро не горит и не тонет. Почему так говорят? Ответы детей.
- Правильно, ребята! Потому что добро, всегда побеждает зло. Добро будет жить вечно!
Итог: что мы делали на занятии? Что вам понравилось больше всего? Что нового узнали? Что-то было трудным?
Награждение детей медалями. «Умники и умницы»
1 ребенок
Нет ничего на свете
Прекрасней доброты!
Она звездой нам светит
С небесной высоты.
2 ребенок
Она нас манит нежно,
Ласкает нас мечтой
Мы все живем с надеждой
На встречу с добротой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект исследовательской деятельности по теме "Вода"
Иследовательская деятельносить .тема "Вода"...
Конспект исследовательской деятельности "Лаборатория Почемучек. Исследуем растения. "
Цели:В результате опытов и наблюдений показать детям: как растения могут впитывать и сохранять влагу, использоваться как красители, применяться в приготовлении косметических средств.Учить детей самост...
Конспект исследовательской деятельности во второй младшей группе «Поможем кукле Кате»
В гости к детям приходит куклы Катя. Воспитатель обращает внимание, что Катя испачкалась. Кукла рассказывает педагогу о том, что когда она шла на день рождения к своему другу Мишке, она упала в лужу и...
конспект исследовательской деятельности с детьми старшего возраста
конспект исследовательской деятельности направлен на формирование элементарных представлений детей старшего дошкольного возраста о невидимых чернилах посредством активного включения в экспериментально...
Конспект музыкального занятия "Детская экспериментальная музыкальная лаборатория" с использованием технологии исследовательской деятельности
Детская экспериментальная музыкальная лаборатория с использованием технологии исследовательской деятельностиЦЕЛЬ: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательн...
Конспект исследовательской деятельности в цифровой лаборатории "Наураша в стране Наурандии" модуль "звук"
Представленный в конспекте материал направлен на формирование знаний детей о звуке в процессе проведения практических опытов (экспериментирования, исследовательской деятельности) с помощью цифров...
Мобильная мини-лаборатория для организации элементарной исследовательской деятельности с дошкольниками - «Кейс исследователя»
Мобильная мини-лаборатория для организации элементарной исследовательской деятельности с дошкольниками- «Кейс исследователя»...