Конспект совместной деятельности в старшей группе. Тема: Путешествие с Капитошкой.
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Ольга Викторовна Горбоконенко

Цель: Создание условий для развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством игр нового поколения.

 

 

Задачи:

 - Закреплять знания детей о состояниях воды в разное время года по средством проведения простейших опытов.

- Способствовать речевому развитию, активизировать речь доказательство в процессе проведения простейших опытов.

- Развивать творческое воображение в процессе выполнения игровых  упражнений с использованием игрового набора «Дары Фрёбеля» и Магнитного конструктора.

- Воспитывать навыки сотрудничества, инициативности, самостоятельности, творческих способностей и воображения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение   детский сад №31

Конспект совместной деятельности в старшей группе.

Тема: Путешествие с Капитошкой.

                                                      Воспитатель: Горбоконенко О.В.

г. Новочеркасск 2020 год

Цель: Создание условий для развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством игр нового поколения.

Задачи: 

 - Закреплять знания детей о состояниях воды в разное время года по средством проведения простейших опытов.

- Способствовать речевому развитию, активизировать речь доказательство в процессе проведения простейших опытов.

- Развивать творческое воображение в процессе выполнения игровых  упражнений с использованием игрового набора «Дары Фрёбеля» и Магнитного конструктора.

- Воспитывать навыки сотрудничества, инициативности, самостоятельности, творческих способностей и воображения.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Художественное творчество».

Материал: 

глобус, раздаточный материал на каждого ребёнка:

 стаканчики с водой, тарелочки с землей, пипетки, льдинки, емкости с водой.

Интерактивная доска, «музыка» дождя, Капитошка, презентация «Круговорот воды в природе».

Цветной песок, оборудование для рисования песком, магнитный конструктор, игровой набор Дары Фрёбеля.

Предварительная работ

1.Беседы на темы: « Где можно встретить воду», «Кто живёт в воде», о ее роли в жизни человека и живых существ.

 2. Совместное проведение опытов.

3. Рассматривание иллюстраций на тему «Вода», просмотр познавательных презентаций.

4. Использование игр о воде: «Какая бывает вода?», «Четыре стихии», «Разрезные картинки».

 5. Чтение рассказов и стихов  о воде познавательного характера.

Ход:

Воспитатель:

Возьмёмся за руки друзья!
Друг другу улыбнёмся.
Мы пожелаем всем добра,
И скажем: «Здравствуйте гостям!»

Дети здороваются с гостями.

Вдруг слышится весёлая музыка дождя и на интерактивной доске появляется капелька «Капитошка».

Воспитатель: Ой, ребята, кто это к нам пришёл в гости, как вы думаете? (ответы детей). А на, что похож наш гость? (ответы детей).

Воспитатель: ребята, мне тоже кажется, что это капелька, а зовут её Капитошка.

А что у нас состоит из множества таких же маленьких капелек (вода). Правильно. Капитошка сказала, что любит всякие превращения и приключения. Она так много путешествовала, что забыл, где его дом и его подружки-капельки. Давайте поможем Капитошке отыскать его дом. Вы согласны?

Но сначала мы отправимся с вами в волшебную лабораторию, где проведём опыты , и  посмотрим, где и как наша капелька путешествовала в разных временах года.

Дети, а вы знаете, что такое лаборатория? (ответы детей).

Лаборатория - это место, где работают учёные. Там они проводят опыты и эксперименты и делают свои открытия. Именно такими учёными мы сейчас и станем. Вы готовы, тогда я предлагаю вам, отправится в нашу лабораторию.

(Воспитатель и дети перемещаются в лабораторию).  В лаборатории дети садиться за столы, на которых стоят стаканы с солёной и пресной водой. На столе у воспитателя стоит глобус.

Воспитатель показывает детям глобус и, проворачивая его, предлагает детям рассмотреть.

Читает загадку:

На одной ноге стоит,

Крутит, вертит головою,

Нам показывает страны,

Горы, реки, океаны.

         (глобус)    

Воспитатель: Что же такое глобус?  (ответы детей)

Посмотрите внимательно, какого цвета больше всего на глобусе? (голубого)

Ребята, как  вы думаете, что на глобусе  обозначено голубым цветом? (вода, моря,      океаны, реки).

А жёлтым цветом? (суша)

Какого цвета больше на глобусе? (голубого)

Правильно, потому что большую часть нашей планеты Земля составляют моря,    океаны, реки, озёра. Одним словом - вода. Но вода тоже бывает разная. Давайте рассмотрим, что стоит у вас на столах (стаканчики с водой).  Посмотрите внимательно и сравните их. (Они одинаковые).

Что можно сказать о жидкости, которая налита в ваши стаканчики. Какая вода в стаканах? (мутная или прозрачная?). Как по-другому можно сказать про эту воду? (чистая)

Теперь попробуйте воду на вкус, сначала из одного стакана. Ребята, какая вода на вкус в этом стакане? (ответ детей) Как можно сказать по-другому о вкусе воды? (безвкусная, пресная). Скажите, пожалуйста, где можно в природе встретить пресную воду? (ответы детей).

А теперь попробуйте воду из второго стакана.

 Какая она на вкус? (ответы детей).

 Как вы думаете, почему она солёная? (ответы детей).

Как вы думаете, где можно встретить морскую воду? (моря, океаны).

Вывод: Ребята с помощью этих простейших опытов мы с вами выяснили, что мы можем в природе встретить и пресную, и соленую воду.

Ребята, пока мы с вами были в нашей лаборатории, совсем забыли о Капитошке и о его просьбе найти его дом и подружек   капелек. Пора нам отправляться в путешествие с Капитошкой.

А на чём же мы отправимся в путь? Ребята, на каком виде транспорта мы с вами отправимся в путешествие. (Ответы детей). Давайте на самолёте. Для того, что бы нам отправится в путешествие, я предлагаю вам сделать самолет  с помощью магнитного конструктора. ( Работа детей)

Самолёты готовы пора отправляться в путешествие.

На интерактивной доске появляется картинка, на которой изображён осенний пейзаж.

Ребята, в какое время года мы с вами попали? (ответы детей) Почему вы решили, что это осень? Докажите свои ответы? (дети перечисляют приметы осени).

Ой, ребята, а куда пропал Капитошка. Как вы думаете, где он? (ответы детей)

А хотите узнать, куда он спрятался? (ответы детей)

Тогда нам опять надо вернуться в лабораторию. НА столах у вас стоят емкости с землей, стаканы с водой и пипетки. Наберите из стакана воду в пипетку, капните капельку воды в ёмкость с землёй. Что произошло? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно капля воды впиталась в землю.

Какой вывод мы можем сделать с помощью этого опыты? (ответы детей)

Воспитатель: Во время дождя капельки воды впитываются в землю.

А сейчас я предлагаю вам стать маленькими волшебниками. Возьмите листики бумаги, снимите с них полиэтилен, и стороной с которой вы сняли полиэтилен и положите на тарелочку с песком, придавите листик рукой, а теперь поднимите и переверните, что у вас получилось. Капелька. Оказывается капельки воды, осенью прячутся в землю. Положите все свои капельки на середину стола, что получилось у нас? (дождь). Появляется на экране Капитошка. Ой, ребята посмотрите, Капитошка нашелся. Воспитатель: Ребята расскажите, куда прячутся капельки воды во время дождя?

Вывод: Капли во время дождя впитываются в землю или остаются на асфальте.

Ребята я предлагаю вам поиграть в игру: «Бывает – не бывает»
Дети образуют круг, воспитатель задает вопросы дети, если бывает, хлопают в ладоши, если не бывает, то стоят просто:
Иней летом?
Снег зимой?
Мороз летом?
Капель летом?
Листопад весной?

Град летом?
Дождь летом?
Гроза весной?
Роса зимой?

Капель весной?

Ой, ребята, пока мы играли Капитошка опять, куда – то убежал.

Что же мы с вами будем делать дальше? (ответы детей)

Тогда продолжим наше путешествие. Заводите моторы своих самолетов и в путь. Что – то в кабине моего самолёта стало холодно? Ребята подскажите мне, пожалуйста, в какое время года мы с вами попали? (ответы детей) Почему вы так думаете? (ответы детей) А можно ли увидеть водяную капельку зимой? (ответы детей)

Послушайте внимательно загадки:

Что за звёздочки резные

На пальто и на платке?

Все сквозные, вырезные

А возьмешь - вода в руке.

(снежинки) – появляется отгадка

Побелело за ночь всюду,

А у нас в квартире чудо!

За окошком двор исчез.

Там волшебный вырос лес.

(морозный узор на окне)

Он собой укроет речку,

И заплачет он от свечки,

Ты на нём в хоккей играешь,

Очень скользкий, аж летаешь.

А ещё прозрачен очень,

Как стекло он, между прочим.

(лёд)

Без дел мне не сидится,

Я пошутить люблю,

Вам брови и ресницы

Я мигом набелю.

(иней)

Воспитатель: 

Ребята, что бы скорей найти Капитошку я предлагаю вам сделать снежинку с помощью  игрового набора Дары Фрёбеля.  На столе у вас лежат досточки и тарелочки. Возьмите каждый  в свою тарелочку детали из набора, которые вам понадобятся для работы. После этого приступайте к работе.

Давайте посмотрим, что получилось. Очень красиво. Вот мы  с вами и нашли  Капитошку!

Опыт: Подойдите все ко мне и  посмотрите, что я вам принесла (льдинка).

Рассмотреть, дать потрогать. Что же происходит с нашей льдинкой в ладошке? Почему она тает? (от тепла).

Вывод: Лёд – это замёршая вода.

Ребята давайте немного отдохнём и сделаем физминутку.

Мы ладошки выставляем,

Ловить снежинки начинаем!

Раз поймали, два поймали!

И конечно не устали!

А снежинок, много – много!

И растут везде сугробы.

Снег в ладошки наберём!

И лепить  снежки начнём!

Лепим, лепим, лепим ком

И бросаем вверх потом!

Ребята пока мы играли Капитошка опять убежал.

Давайте его опять догонять садитесь на свои самолёты и в путь.

Слайд (картинка) с изображением весенней природы.

Ребята, какое время года изображено на картине? (весна)

Почему вы так решили? Послушайте загадку о весенней капельке:

Свисает с крыши длинный гвоздь-

Холодный, крепкий, словно кость,

Но если солнце припечёт,

Он весь слезами истечёт.

(сосулька)

Правильно, сосулька - это тоже вода, только твёрдая.

Опыт: Давайте посмотрим, что будет с нашей льдинкой в воде. Она не тонет! Значит лёд легче воды! Но она тает, потому, что вода теплее льда. Вода от растаявшего снега и льда называется – ТАЛАЯ.

Вывод: Проведя этот опыт, мы с вами узнали, что лёд легче воды.

Но мы с вами так и не нашли   Капитошку. Давайте поищем в другом месте.

Заводите моторы и в путь.

Слайд (картинка) с изображением летнего пейзажа.

Какое время года на картинке? Где мы можем встретить воду в природе летом?

А сейчас ребята мы с вами посмотрим, что происходит с капельками воды летом. (Презентация)

Ребята, так, что же происходит с капельками воды летом?

Вывод ; Правильно ребята капельки воды попадают к нам на землю из облака, потом солнце начинает греть и капельки воды превращаются в пар, поднимаются вверх, там охлаждаются и превращаются опять в воду. Так происходит круговорот воды в природе.

Появляется Капитошка.

А вот и Капитошка - шалун!  Капитошка, мы тоже сегодня много путешествовали и поняли, что в течение года ты меняешься очень много раз и выглядеть можешь по-разному: то ты капелька воды, то большая градина, то морозный узор на окне или прозрачная льдинка или сосулька. Но чаще мы тебя встречаем в виде капельки дождя.  А как получается дождь, мы теперь знаем. Это называется КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ.

Капитоша: Ой, ну и весело мне с вами было! И в прятки поиграли, и в догонялки. А теперь побегу я к своим сестричкам капелькам, они меня, наверное, уже заждались! До свидания!

(уходит)

Ребята  мы с вами помогли  Капитошке найти свой дом и капелек – подружек. Пора и нам возвращаться в детский сад. Садитесь в свои самолёты, полетели.

Воспитатель: Ребята понравилось вам наше путешествие с Капитошкой. А, что вам понравилось больше всего.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности в старшей группе Тема: «Путешествие в прошлое электрической лампочки».

Конспект образовательной деятельности в старшей группе "Путешесивие в прошлое электрической лампочки"...

Конспект образовательной деятельности в старшей группе Тема: «Путешествие в прошлое электрической лампочки».

Программные задачи -Создать условия для ознакомления детей с достижением человечества – электричеством.- дать детям знания об   источниках света;-обеспечить воспроизведение п...

Конспект совместной деятельности в старшей группе . Тема: Осеннее дерево (Барельеф из пластилиновых колбасок)

Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе творческой деятельности  «Осеннее дерево» (Барельеф из пластилиновых колбасок)Задачи:1. Создать условия для развития мел­кой...

Конспект образовательной деятельности в старшей группе. Тема «Путешествие в подводный мир»

Цели:расширять и обогащать кругозор детей о морских жителях, об их образе жизни;закрепить представление о цветах и оттенках, о формах рыб и других жителей подводного мира;научить применять ранее освое...

Конспект совместной деятельности в старшей группе Тема «Азбука безопасности. Один дома.»

Цель. Формирование системы знаний безопасного поведения у детей в домашних условиях, посредствам использования ИКТ и игр нового поколения....

Конспект совместной деятельности в старшей группе "Космическое путешествие"

Конспект совместной деятельности в старшей  группе "Космическое путешествие"...