Мастер-класс для педагогов «Экспериментируем, играя»
консультация по окружающему миру

Будина Елена Николаевна

 

Материал для повышение  уровня профессиональной компетенции педагогов по развитию познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperimentiruem_igraya.docx108.09 КБ
Файл eksperimentiruem_igraya.pptx2.99 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад №2 «Ласточка» общеразвивающего вида городского поселения – г. Семилуки Воронежской области

Педагогическая лаборатория

«Экспериментируем, играя!»

https://pandia.ru/text/81/410/images/img2_92.jpg

Будина Елена Николаевна

воспитатель      

2019 год

Мастер-класс для педагогов  «Экспериментируем, играя»

Цель: повышение  уровня профессиональной компетенции участников мастер-класса по развитию познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.  

Задачи: продемонстрировать некоторые виды экспериментирования с разными материалами, активизировать работу воспитателей.

Ход мастер-класса:

Дети,  по природе своей,  исследователи. Потребность в новых впечатлениях и знаниях является одной из потребностей, лежащих в основе познавательного развития детей дошкольного возраста. Ребёнок задаёт вопросы о предметах, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «Как?» и «Почему?». Одним из эффективных методов познания закономерностей  и явлений окружающего мира является метод экспериментирования.

Главное его достоинство заключается в том, что экспериментирование дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Во время эксперимента дети формулируют выводы. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

«Чем больше ребенок видит, слышит и переживает, чем больше он узнаёт и усваивает», - говорил Лев Семенович Выготский.

Детское экспериментирование тесно связано с развитием речи. Умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта. В процессе экспериментирования,  словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки предмета, свойства, явления или объекта природы (мнётся - ломается, высоко - низко - далеко, мягкий - твёрдый - тёплый и прочее).

Целью опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ является формирование и расширение у детей представлений об объектах живой и неживой природы через практическое самостоятельное познание. 

Задачи: развивать у детей познавательные способности, мышление, речь; формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.

В условиях ДОУ мы используем элементарные опыты и эксперименты.
Их элементарность заключается во-первых, в характере решаемых задач (они неизвестны только детям);  во-вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения; в-третьих, они  безопасны; в-четвертых, в такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.

Педагогу важно организовать занятие по экспериментированию так, чтобы на первом месте у воспитанников было стремление к обретению новой информации. Зачастую случается, практическая сторона вызывает у детей настолько яркие положительные эмоции, что в них теряется радость собственно открытия, к чему стремится проведение каждого опыта и эксперимента. Поэтому рекомендуется начало занятий посвящать активации внимания и усилению мотивации к решению какой-либо проблемной   ситуации, поиску ответа на поставленный вопрос. В этих целях используется наглядный материал (плакаты, карточки и открытки, иллюстрации книг, энциклопедии), устраиваются подвижные и дидактические игры, проводятся дискуссии, в которых ребятам даётся возможность привести примеры из личного опыта, просмотр презентации, привлекаются к участию сказочные персонажи.

Например, в младшей группе можно использовать игровую ситуацию «Чудеса на маминой кухне»:

«У девочки Маши жила-была любопытная кукла Таня. Однажды, когда дома никого не было, ей захотелось узнать, что же там за дверью Машиной комнаты.

Выйдя из комнаты, она прошла по коридору и попала прямо на кухню. Там она увидела много нового, и ей стало интересно все посмотреть и потрогать».

Опыт № 1  «Чудеса в мандариновой кожуре»

Оборудование: 2 мандарина; 2 прозрачных стакана с водой. 

Хорошенько вымойте два мандарина. Один из них положите в стакан  с водой. Он будет плавать. И даже если очень постараться, утопить его не удастся.
Очистите второй мандарин и положите его в другой стакан, также наполненный водой. Мандарин утонул. Как же так? Два одинаковых мандарина, но один утонул, а второй плавает? Оказывается, в мандариновой кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают мандарин на поверхность воды. Без кожуры мандарин тонет, потому что тяжелее воды, которую вытесняет.

- Потом она увидела аквариум, а там были рыбки, которые резвились в воде.

Опыт № 2 «Пузырьки - силачи»

Оборудование: газированная вода, стакан, виноградинка.

Возьмите стакан со свежей газированной водой или лимонадом и бросьте в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет.

Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется». Виноградинка, подобно рыбкам, то поднималась, то опускалась.

- Потом её внимание привлекло яйцо, которое лежало на столе.

Опыт № 3 «Подводная лодка»

Оборудование: 2 пол-литровые банки, 1 литровая банка, ложка, сырое яйцо, соль.

Наполните одну пол-литровую банку чистой водой, и опустите в неё сырое яйцо. Оно утонет. Во вторую пол-литровую банку налейте крепкий раствор поваренной соли (2 ст. л. на 0,5 л воды). Опустите туда яйцо – оно будет плавать.

Это объясняется тем, что солёная вода тяжелее, поэтому в море плавать легче, чем в реке. Положите на дно литровой банки яйцо. Постепенно подливая по очереди воду из пол-литровых банок, можно получить раствор, в котором яйцо не будет ни всплывать, ни тонуть. Оно будет держаться как подвешенное, посреди раствора.

- Кукле Тане стало ещё интереснее. Тут она увидела яркую кружку, с которой захотела поиграть.

Опыт № 4 «Потечет – не потечет?»

Оборудование: кружка; кусок картона, чуть больше горловины кружки; вода.

Наполните водой  кружку до краев. Положи на нее кусок картона и переверни, придерживая картон. Убедись, что между картоном и кружкой нет зазоров. Уберите руку и посмотрите, что будет.

 Воздух давит на картон и удерживает его на месте. Поэтому вода остается в перевернутой кружке.

- Тут Таня заметила стаканы, которые стояли рядом с графином.

Опыт № 5 «Стакан на гармошке»

Оборудование: 3 стакана, лист бумаги.

Поставьте рядом два стакана, накройте их листом бумаги. А теперь на середину листа попробуйте поставить третий стакан. Стакан не держится – бумага прогнулась под его тяжестью. Что делать? Сложите листок «гармошкой» и снова накройте им стаканы. Теперь, поставьте третий стакан сверху. Он держится! Его вес распределяется по обоим стаканам благодаря «гармошке», которая намного прочнее, чем обычный лист бумаги.

Опыт № 6 «Распустившиеся цветы»

Оборудование: цветы, вырезанные из бумаги (лепестки накрутить на карандаш), емкость с водой.

Кукле Тане так понравилось у мамы на кухне всё рассматривать и изучать. Но ей уже было пора возвращаться в комнату Маши, так как все должны были вернуться  домой. Она всё поставила на свои места, и вдруг увидела цветы, которые папа подарил маме, но мама так торопилась на работу, что забыла поставить цветы в воду и они почти завяли. Таня подумала, что папа огорчится, увидев цветы в таком состоянии, и решила исправить ошибку. Она просто опустила их в воду.

Что произошло с цветами? Они раскрылись!

Уважаемые коллеги, я желаю, чтобы Ваш педагогический талант раскрылся подобно этим цветами, а успех и удача никогда не покидали Вас! Спасибо за участие!

Использованные материалы:

  1. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: опыты и эксперименты для дошкольников – М. : ТЦ Сфера, 2010.
  2. Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011.
  3. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/02/25/master-klass-dlya-pedagogov-po-eksperimentirovaniyu-v-doo 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЭКСПЕРИМЕНТИРУЕМ, ИГРАЯ! Будина Е. Н., воспитатель МКДОУ детский сад № 2 «Ласточка» г. Семилуки

Слайд 2

Педагогическая лаборатория «Экспериментируем, играя!» Цель : повышение уровня профессиональной компетенции участников мастер-класса по развитию познавательно-исследовательской деятельности дошкольников. Задачи : продемонстрировать некоторые виды экспериментирования с разными материалами, активизировать работу воспитателей.

Слайд 3

В основе познавательного развития детей дошкольного возраста лежит потребность в новых впечатлениях и знаниях. Метод экспериментирования является одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира. Экспериментирование д ает детям представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания; развивается память ребенка, активизируются мыслительные процессы; развивается речь; ф ормируется опыт выполнения правил безопасного поведения при проведении экспериментов. « Чем больше ребенок видит, слышит и переживает, тем больше он узнаёт и усваивает» Л . С. Выготский

Слайд 4

В условиях ДОУ мы используем элементарные опыты и эксперименты. Их элементарность заключается в характере решаемых задач (они неизвестны только детям); в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения; они безопасны; в такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.

Слайд 5

Стремление к обретению новой информации – задача педагога при проведении экспериментирования. Рекомендуется начало занятий посвящать активации внимания и усилению мотивации к решению проблемной ситуации, поиску ответа на поставленный вопрос. В этих целях используется наглядный материал, устраиваются подвижные и дидактические игры, проводятся дискуссии, просмотр презентации, привлекаются к участию сказочные персонажи.

Слайд 6

«Чудеса на маминой кухне »

Слайд 7

Опыт № 1 « Чудеса в мандариновой кожуре »

Слайд 8

Опыт № 2 «Пузырьки - силачи»

Слайд 9

Опыт № 3 « Подводная лодка»

Слайд 10

Опыт № 4 «Потечет – не потечет?»

Слайд 11

Опыт № 5 «Стакан на гармошке»

Слайд 12

Опыт № 6 «Распустившиеся цветы»

Слайд 13

Благодарю за внимание!

Слайд 14

Использованные материалы: http ://birthdaypartyideasforkids.com/wp-content/uploads/2015/07/Children-10261.jpg http://mbdou13tula.ru/wp-content/uploads/BcaEaEpxi-768x568.png https://png.pngtree.com/element_origin_min_pic/16/11/15/c94a0a3c3a11b076e0853c7dff33afce.jpg https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/472427/2c5da0d8-d6e8-4242-ac99-cdd131b48b62/s1200?webp=false http://ds5ishim.ru/sites/default/files/mmm.png https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/1052/00041b79-521e663a/hello_html_m3214275f.png http://900igr.net/up/datas/250480/002.jpg https://img.yakaboo.ua/media/catalog/product/cache/1/image/234c7c011ba026e66d29567e1be1d1f7/i/m/img287_65.jpg https://img3.stockfresh.com/files/c/clairev/m/53/2016823_stock-photo-kitchen-theme-image-1.jpg http://pngimg.com/uploads/mandarin/mandarin_PNG13.png https://fc.vseosvita.ua/000j3r-5d9d/01a.jpg https://pp.userapi.com/c638420/v638420871/43810/spqAoHirXJs.jpg https://dekoriko.ru/images/article/orig/2017/10/stirka-shtor-8.jpg http://www.playcast.ru/uploads/2015/01/03/11418387.png https://img.bestkitchen.ru/images/products/1/3450/148147578/24b9e49181a0cbd39375a7d95181d09e.jpeg http://www.clipartbest.com/cliparts/dT8/66o/dT866o7jc.png http://cliparts.co/cliparts/8TG/Ey4/8TGEy49dc.png https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/12/20/s_5a3a7970ce26d/778645_14.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей по теме: «Играем в развивающие игры В.В. Воскобовича дома»

Народная мудрость гласит: «Дайте ребенку что-нибудь в руки, чтобы он начал думать». А что лучше подготовит ребенка-дошкольника  к будущей жизни? Безусловно – это игра.Как учитель-логопед,  я...

Мастер-класс на родительском собрании "Дидактическая игра как средство по сенсорному воспитанию ребенка дошкольника"мастер клас

Обаготить опыт в семье знаниями дидактических игр, способствующих сенсорному воспитанию ребенка....

Мастер-класс для родителей по теме: «Играем в развивающие игры В.В. Воскобовича дома»

Мастер-класс для родителей, направленный на развитие интеллектуальных способностей у детей дошкольного возраста....

Мастер-класс на тему: «Фантазируем, мастерим, играем»

Актуальность мастер-класса заключается в том, что театрализованная деятельность является одним из самых популярных и увлекательных направлений в дошкольном воспитании. С точки зрения педагогическ...

Мастер-класс для родителей по теме: «Игра – семейные традиции общения детей и взрослых. Играем в развивающие игры В.В. Воскобовича дома»

Цель: повысить уровень творческого потенциала родителей, их компетентности в сфере организации развития интеллектуальных способностей своих детейЗадачи:показать участникам мастер-класса разл...

Мастер-класс для родителей по теме: «Игра – семейные традиции общения детей и взрослых. Играем в развивающие игры В.В. Воскобовича дома»

Цель: повысить уровень творческого потенциала родителей, их компетентности в сфере организации развития интеллектуальных способностей своих детейЗадачи:·...