НОД «Птицы – наши друзья»
план-конспект занятия по окружающему миру

Марина Владимировна Жданова

Уточнение и расширение представлений детей о птицах. Умение детей находить признаки сходства и различия внешнего вида птиц.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_ptitsy_nashi_druzya.docx433.32 КБ

Предварительный просмотр:

НОД в средней группе по экологии на тему:

 «Птицы – наши друзья»

Тема: «Птицы – наши друзья»

Цель: Уточнение и расширение представлений детей о птицах. Умение детей находить признаки сходства и различия внешнего вида птиц.

Задачи: формировать представления детей о разнообразии птиц, знания об общих признаках внешнего вида птиц (клюв, крылья, перьевой покров)

развивать наблюдательность, умение выражать индивидуальные суждения сравнительного характера.

воспитывать бережное отношение к природе, чувство сопричастности, сопереживания ко всему живому, что нас окружает.

Методы:

 загадывание загадки о птице, беседа о птицах, вопросы, рассказ.

 рассматривание иллюстраций о птицах, пальчиковая игра «Птичья кормушка»,  д/и «Собери картинку»

Предварительная работа: Наблюдения за птицами и кормление их  во время прогулок, изготовление ноыой кормушки, чтение художественных произведений: А.Яшин «Покормите птиц зимой»,  З.Александрова «Новая столовая», М.Горький «Воробьишко», Л. Толстой «Хотела галка пить» и др.

 Прослушивание аудиозаписей «Звуки окружающего мира», «Голоса птиц», загадывание загадок.

 Рассматривание дидактического материала, книжных иллюстраций.

Дидактические игры: «Назови, кого не стало», «Угадай по описанию», «Кто как кричит» и др. Подвижные игры: «Воробушки и автомобиль», «Перелёт птиц» и др.

 Материал к занятию:  иллюстрации с изображением птиц, аудиозапись «Голоса птиц» - ворона, разрезные картинки по количеству детей к игре "Собери картинку", кормушка, корм для птиц.

Ход занятия:

Организационный момент: Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся.

Загадываю  загадку:

Из яйца я родилась

В перышках, пушистая

Подросла и поднялась

В небо сине-чистое

Два крыла и клюв стучится

Угадали? Это …(птица)

      Сегодня мы поговорим о птицах и о том, что помогает им приспособиться к среде обитания.

  Ребята, давайте с вами поиграем! Я буду называть вам слова, а вы называть одним словом – кто это?

Игра «Кто это?»

1) лиса, волк, заяц -  дикие животные

2) комар, муха, кузнечик - насекомые

3) карась, окунь, щука – рыба

4)корова, лошадь, коза – домашние животные

5) ворона, воробей, синица - птицы

    Правильно, это птицы. По каким же признакам мы их выделили из всех других обитателей нашей планеты, чем же птицы отличаются от остальных животных?

(Птицы летают, у них есть крылья, клюв, несут яйца, высиживают детёнышей, вьют гнёзда, клюют, есть перья…)

Обращаю внимание детей на экран, на котором изображены иллюстрации с изображением  птиц: воробей, ворона, снегирь, синица, голубь, сорока и бабочка.

  Дидактическая игра «Кто лишний?»

 Участникам игры предлагается внимательно рассмотреть иллюстрации с изображением птиц и бабочки сказать, кто лишний, объяснить почему.

Правильно ребята, это птицы у них есть крылья, и они умеют летать. Но имеют крылья и умеют летать не только птицы, но и насекомые  бабочки, жуки и мошки.

Посмотрите на птиц, и скажите, все ли птицы одинаковы?

Давайте посмотрим на иллюстрации  и узнаем, чем птицы похожи друг на друга

( рассматриваем иллюстрации)

Теперь мы знаем, что у птиц есть две лапы, тело птиц покрыто перьями. Перья – оперение. Произнесите эти слова.

По цвету пёрышек птицы похожи друг на друга?  (ответы)

У всех птиц есть крылья, голова, клюв, хвост.

Ребята, как вы думаете, есть ли у птиц шея? (ответы) Да, есть, она закрыта перьями, как воротничком. Шею можно увидеть, когда птичка чистит перышки, поворачивает голову.

Предлагаю детям послушать  запись фонограммы "Голоса птиц" и угадать, кто так издаёт звуки? (звучит аудиозапись с голосом вороны) – дети отгадывают, появляется на экране  слайд с изображением вороны.

Подвижная игра «Возле ёлочки зелёной» -  выполнять действия по сигналу:

Вот под елочкой зеленой (бегают)
Громко каркают вороны
«Кар-кар-кар!» (громко каркают)
Целый день они кричали.
Спать ребяткам не давали.
«Кар-кар-кар!» (громко каркают)
Только к ночи умолкают

И тихонько засыпают.  (садятся на корточки, кладут ручки под щечки и «засыпают»)
«Кар-кар-кар!» (тихо каркают)

         Ребята, посмотрите, пожалуйста, пока мы играли, ворона принесла нам картинки и все перепутала, давайте поможем ей, соберём картинки.

Дидактическая игра «Собери картинку»

Детям предлагается собрать изображение птиц из разрезанных деталей картинки. 

- Достаньте разрезанные на части картинки и попробуйте собрать их.

Когда дети соберут картинки спросить, как называются птицы, которые изображены на картинках.

Показать детям новую птицу, которая появилась среди собранных птиц у детей. Спросить, как она называется? Правильно ребята снегирь.

Красавец снегирь прилетает из леса поближе к жилью человека  перед первым снегом. Снегири прилетели - значит, завтра-послезавтра пойдёт снег. Почти всегда так и бывает. Поэтому красногрудая птица и зовётся снегирём.

Как мы назовём ворону, воробья, голубя, синиц, сороку, снегиря одним словом? – (птицы).  Это какие птицы? (дикие, зимующие)

А почему говорят, что зима трудное время для птиц? - ответы

 Как можно проявить о них заботу зимой?  (ответы)

Что можно использовать в качестве корма для птиц зимой? (ответы)

 Действительно, зима – трудное время для птиц, особенно если она морозная и многоснежная. Не найти птицам под снегом корма. Голодная птица сильно страдает от холода. Зимний день короткий, а чтобы выжить, не замерзнуть, пищи нужно съесть гораздо больше, чем в тёплое время года.

Пальчиковая игра «Птичья кормушка»
Мы повесили кормушки,
(движения рук, имитирующие «вешание» кормушки)
В них насыпали зерно.
(«насыпаем» зерно щепотками)
Для голодных птиц зимою,
Очень вкусное оно.
Прилетайте к нам, синицы,
Голубь, клест и воробей!
(на каждую птицу загибаем палец)
И, конечно, ждем мы в гости
Красногрудых снегирей.

Молодцы, вам понравилось, наше занятие?

-О каких птицах мы с вами говорили? (о зимующих)

-А каких зимующих птиц вы запомнили, назовите.

Нужно поддержать птиц, делать для них кормушки и не забывать приносить в них корм. Это очень полезное дело.

Давайте и мы сегодня, когда выйдем на прогулку повесим ещё одну кормушку на участке детского сада и насыплем для них зёрнышек.

- Молодцы, а за это они нас летом отблагодарят замечательными песнями.

                               

C:\Users\pc\Desktop\hello_html_m595f3fd9.jpg

C:\Users\pc\Desktop\20474292.png

C:\Users\pc\Desktop\izobrazhieniie-zimuiushchikh-i-pierieliotnykh-ptits_2.jpeg

C:\Users\pc\Desktop\hello_html_m12f83542.jpg

C:\Users\pc\Desktop\hronotip2.jpg

C:\Users\pc\Desktop\ПТИЦЫ\12-12-2016 2.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План конспект проведения непосредственно – образовательной деятельности в рамках тематической недели «Птицы наши друзья» Тема дня: «Зимующие птицы» Тема НОД: «Совушка - сова» Возраст: младший дошкольный Направление развития: «Художественно – эстетическо

План конспектпроведения непосредственно – образовательной   деятельностив рамках тематической недели «Птицы наши друзья»Тема дня: «Зимующие птицы»Тема НОД: «Совушка - сова»Возраст: младший д...

Проект «Птицы – наши друзья», посвященный Году экологии в РФ и Птице года 2017 - буроголовой гаичке - пухляк.

Все хорошее в людях – из детства.Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем, Удивиться, узнать, полюбить. Мы хотим, чтоб земля расцветала, И росли, как цветы, малыши, Чтоб для них...

Проект «Птицы – наши друзья» (знакомство детей с птицами по произведениям В.Бианки)

quot;Что надо сохранить от ребенка в душе взрослого? Широко раскрытые на мир глаза.Непосредственность. Горячую на все отзывчивость.Чистоту помыслов. Мечту. Доверчивость. В Бианки...

Консультация для родителей Пернатые друзья «Птицы — наши друзья».

О том, что птицы- друзья и помощники человека, мы знаем уже давно....

Сценарий празднования дня птиц в средней группе детского сада " Птицы - наши соседи! Птицы - наши друзья! Вместе нам жить на планете Земля!"

Сценарий празднования дня птиц в средней группе детского сада " Птицы - наши соседи! Птицы - наши друзья! Вместе нам жить на планете Земля!" Сценарий может быть полезен педагогам ДОУ....

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПТИЦЫ НАШИ ДРУЗЬЯ ТЕМА: ПТИЦЫ НАШЕГО ДВОРА.

Тема:«Птицы нашего двора»Цель: Закрепить знания детей о птицах нашего города, отмечая их отличительные особенности.Задачи:Образовательные: Активизировать в речи знакомые слова (клюв, корму...