Ознакомление дошкольников с жизнью животных
статья по окружающему миру (средняя группа)

Марина Владимировна Порозова

 Дать детям первоначальные сведения о том, что жизнь животных зависит от условий внешней среды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oznakomlenie_detey_s_zhiznyu_zhivotnyh_9statya.docx15.9 КБ

Предварительный просмотр:

Ознакомление дошкольников с жизнью животных

Мир живой природы таит большие возможности для всестороннего развития ребенка. Хотя дети имеют некоторые представления о жизни животных, но их знания недостаточно глубоки. Поэтому надо дать им первоначальные сведения о том, что жизнь животных зависит от условий внешней среды. Жизнь домашних животных полностью зависит от помощи человека, они не боятся людей живут и размножаются вусловиях созданных человеком. Человек полностью содержит домашних животных: кормит, поит, выгуливает, лечит. Если отпустить домашних животных на волю, то они скорее всего погибнут, потому что они привыкли, что за ними ухаживает человек.

Наблюдение за домашними животными следует начинать проводить по плану:

  • Рассмотреть внешний вид (выделить части тела: туловище, голова, конечности, определить их форму, размеры, чем покрыта кожа животного)
  • Наблюдаем за поведением животного, определить как передвигается (ходит, бегает, прыгает, ползает и т.д.)
  • Определяем среду обитания (где живет: в доме, во дворе, на ферме и т.д.)
  • Определить от кого получает корм, чем и как питается.

Так же используем в работе по ознакомлению детей с жизнью домашних животных художественную литературу: А. Барто «Пес», Р. Селянин «Наш котенок», К. Чуковский «Крики животных», «Цыпленок», К. Ушинский  «Рассказы о животных», К. Паустовский «Кот-ворюга», Е. Чарушин «Собака», В. Сутеев «Цыпленок и утенок» и др.

При таком знакомстве у детей формируется четкое представление о жизни животных. Очень хорошо будет если организовать экскурсии в зооуголки, где предлагают для ознакомления домашних животных или показать видеофильмы.

Работа по формированию у детей представлений о диких животных проводится аналогичным образом, что и при ознакомлении с домашними животными.

В отличии от домашних животных дикие животные живут в естественной среде обитания, без помощи человека. Они хорошо приспособлены к условиям своей жизни. Возьмем к примеру ежа. Это насекомоядное млекопитающее, ведущее одиночный образ жизни, у него острые зубы, хорошее обоняние – это помогает ему добывать себе еду. Зимой он находится в спячке, так как ему было ы очень сложно добывать пищу, он бы не выжил. Тело ежа покрыто колючками для защиты, при опасности он сворачивается в клубок, а при приближении хищника начинает шипеть и подпрыгивать. У ежа маскировочная окраска, она делает ежа малозаметным.

Таким образом, все дикие животные приспосабливаются к условиям, в которых живут. Они пугливые и осторожные. В зависимости от времени года многие дикие животные меняют окраску, либо впадают в спячку. Дикие животные, в отличии от домашних, боятся людей. Иногда диких животных приручают, и они живут рядом с человеком- зоопарк, цирк.

Наблюдение за дикими животными следует проводить по плану:

  • Определить место обитания (лес, луг, болото), вид жилища (дерево, грунт, берлога, дупло, нора, логово, гнездо).
  • Учить правильно называть и описывать части тела (туловище (длинное, короткое, продолговатое); лапы (длинные, короткие); есть ли когти, копыта, рога; какие уши, нос, глаза, пасть, зубы, клыки и т.д.)

Объяснить детям, что особенности строения того или иного животного помогают ему выжить: лазить по деревьям, рыть нору, добывать корм, защищаться.

Так же можно использовать художественную литературу: Е. Чарушин «Первая охота», «Ёж», «Большие и маленькие», «Что за зверь?»; В. Бианки «Лесные домишки», «Купание медвежат», «Синичкин календарь»; К. Ушинский «Ласточка»; К. Паустовский «Квакша» и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл занятий по ознакомлению дошкольников с жизнью, бытом, обычаями, промыслами, прикладным искусством коренного населения --хантов.

Воспитание патриотов через ознакомление дошкольников с историей, культурой и бытом народов ханты и манси ( конспекты занятий. бесед, игр, развлечений)...

Проект "Ознакомление дошкольников с дикими животными родного края и воспитание доброжелательного отношения к ним"

Проект в средней группе ДОУ "Ознакомление дошкольников с дикими животными родного края и воспитание доброжелательного отношения к ним".Данный проект направлен на фор­мирование экологической культуры и...

Ознакомление старших дошкольников с многообразием животного мира. Знакомство детей с животным миром родного края.

В дошкольном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений и знаний о природе. Природное окружение представляет большие возможности для разнообразной деятельности детей, для формирования э...

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Дикие животные, сезонные изменения в жизни животных» для детей средней группы

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим на тему "Дикие животные. Сезонные изменения в жизни животных" для детей средней группы...

Ознакомление дошкольников с домашними животными Ленинградской области

Предлагается к просмотру презентация для дошкольников 5-6 лет. " Ознакомление с домашними животными Ленинградской области"...

Знакомство дошкольников с жизнью животных зимой

Как зимуют заяц, белка, лиса, волк, медведь...