Ознакомление старших дошкольников с многообразием животного мира. Знакомство детей с животным миром родного края.
статья (старшая, подготовительная группа) по теме

Козловцева Татьяна Сергеевна

В дошкольном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений и знаний о природе. Природное окружение представляет большие возможности для разнообразной деятельности детей, для формирования экологической культуры, что влияет на развитие их нравственных, патриотических чувств и интеллектуальных способностей.
В данной работе представлены методические особенности ознакомления детей старшего дошкольного возраста с животным миром, его многообразием. Описаны методы,  формы работы, определен объем знаний дошкольников о животном мире. Так же в данной работе описаны методы определения знаний у детей о животном мире, перечислены  требования к этим методам.

Практическая часть данной работы представлена разделом: "Пример планирования цикла занятий на тему "Ознакомление детей с многообразием животного мира. Знакомство с животными родного края"" и приложением, в котором можно найти следующие конспекты:

  1.  Конспект беседы «Экскурсия на пруд»
  2.  Конспект дидактической игры «Кому нужна вода»
  3.  Конспект занятия по декоративному рисованию с элементами аппликации. Тема: «Рыбки в озере»
  4.  Конспект прогулки-похода летом «Тайны водоема»
  5.  Конспект беседы. Тема: «Животные осенью»
  6.  Конспект занятия по познавательному развитию (окружающий мир). Тема: «Взаимосвязи в природе»
  7.  Конспект занятия по познавательному развитию (окружающий мир). Тема: «Дикие животные»
  8.  Конспект дидактической игры «Кто, где живет»
  9. Конспект дидактической игры «Кто, чем питается»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ознакомление старших дошкольников с многообразием животного мира 

Назарова Татьяна Сергеевна

МБ ДОУ №140 г. Мурманск
Воспитатель


Содержание

Введение

3

1.

Методические особенности ознакомления старших дошкольников с многообразием животного мира

4

2.

Пример планирования цикла занятий на тему «Ознакомление детей с многообразием животного мира. Знакомство с животными родного края»

11

3.

Приложение

3.1 Конспект беседы «Экскурсия на пруд»

3.2 Конспект дидактической игры «Кому нужна вода»

3.3 Конспект занятия по декоративному рисованию с элементами аппликации. Тема: «Рыбки в озере»

3.4 Конспект прогулки-похода летом «Тайны водоема»

3.5 Конспект беседы. Тема: «Животные осенью»

3.6 Конспект занятия по познавательному развитию (окружающий мир). Тема: «Взаимосвязи в природе»

3.7 Конспект занятия по познавательному развитию (окружающий мир). Тема: «Дикие животные»

3.8 Конспект дидактической игры «Кто, где живет»

3.8 Конспект дидактической игры «Кто, чем питается»

13

14

17

20

21

27

29

34

37

37



Введение

В дошкольном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений и знаний о природе. Природное окружение представляет большие возможности для разнообразной деятельности детей, для формирования экологической культуры, что влияет на развитие их нравственных, патриотических чувств и интеллектуальных способностей.

Проживая  в непосредственной близости от природы, для себя мы определили приоритетное направление работы – экологическое воспитание дошкольников.

Формирование нравственной, патриотической культуры неизбежно соприкасается с экологическим воспитанием личности, которая позволяет посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей

Психологически исследования показывают, что на этапе дошкольного детства особое значение имеет развитие различных форм познания окружающего мира и восприятия, образного мышления и воображения.

Непосредственное восприятие предметов природы их разнообразие воздействует на детей,  вызывает у них радость восторг удивление, позволяет раскрыть многообразие связей живого в экосистеме.

Взаимодействие человека с природой – чрезвычайно актуальная проблема современности, и каждым годом она становится острее. Новые исследования новые образовательные программы пытаются ответить на вопросы: « Что должны знать дети о природе?», «Как научить любить природу?».

Самым приемлемым методом работы является проектная, экспериментальная деятельность, поскольку она представляет собой соединение практической деятельности дошкольников с усвоением ими необходимых научных знаний в доступной форме.

Методические особенности ознакомления старших дошкольников с многообразием животного мира

Использование тех или иных методов и приёмов зависит от возраста ребёнка и особенностей его мышления. Например, детям дошкольного возраста свойственно наглядно-действенное мышление, поэтому познание какого-либо объекта или явления природы начинается с его неоднократного наблюдения с подключением различных анализаторов (потрогать, понюхать, послушать). Эти наблюдения дополняются художественными рассказами, просмотром иллюстраций, картин, прослушиванием музыки, образными движениями танца и др. Затем все эти впечатления отражаются и закрепляются в рисовании, лепке, играх с природным материалом. Далее основные признаки природных явлений и объектов переводятся в условные обозначения, детей учат составлять схемы и модели.

Основным методом в экологическом развитии детей дошкольного возраста является наблюдение. С его помощью ребёнок не только познаёт внешние параметры объектов природы (окрас, строение, запах и пр.), но и приобретает различные навыки, направленные на познание или практическое преобразование природы (труд по уходу за растениями и животными, изо деятельность и рассказы детей на основе наблюдений и т.д.).

Таким образом, практическая деятельность детей в природе имеет ключевое значение. Индивидуальное проявление ребёнка в практической деятельности – это показатель его экологической воспитанности и культуры. Именно в практической деятельности ребёнок реализует свои потребности пытливого исследователя, делает выводы и обобщения, т.е доминирующее наглядно-образное мышление постепенно заменяется теоретическим, создающим основу экологического мышления человека.

Наблюдения, опыты и практическая деятельность способствует накоплению у детей конкретно-образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются материалом для последующего их сознания, обобщения, приведения их в систему, раскрытия причин и взаимосвязей, существующих в природе.

Важный метод экологического воспитания – слово, его правильное использование в разных формах работы с детьми. Причём, наибольшее значение имеет беседа – чёткая и гибкая последовательность вопросов, помогающих детям понять причинно-следственные связи, сформулировать выводы, сделать обобщения, перенести знания в новую ситуацию. Именно беседа выявляет нравственную позицию ребёнка в его отношениях с животными, растениями, людьми.

Огромное значение в работе с дошкольниками имеет игра. Освоение детьми представлений экологического характера осуществляется легче, если в процессы познания природы включаются игровые обучающие ситуации, элементы сюжетно – ролевой игры. Например, сопоставление животного с игрушкой-аналогом и одновременно "обыгрывание" последней позволяет сформировать у детей первые представления о животном и заложить основы правильного обращения с ним.

Экологическое развитие детей дошкольного возраста предполагает использование различных форм работы:

- занятия;

- экскурсии;

- практическая деятельность в природе;

- природоохранные акции;

- работа кружков и клубов с природоведческой тематикой;

- проведение экологических викторин и олимпиад;

- выпуск детьми экологических листовок.

Основная роль в формировании системы первоначальных естественнонаучных представлений, понятий и знаний отводится занятиям. Однако они будут успешными и эффективными только в том случае, если у детей сформирована познавательная мотивация на основе интереса к природе. Чтобы поддерживать в течение занятия внимание детей и интерес, необходима организация интересной мыслительной деятельности. В этом помогают нетрадиционные занятия, например, занятие-путешествие, урок-сказка, викторина, игра, конференция (с привлечением родителей) и т.д. Занятия могут проводиться в группе, в Зимнем саду, в музее Природы, на участке, в парке и т.д.

На занятиях широко используются:

- блиц опрос (предварительно дети повторяют материал, необходимый для изучения новой темы);

- проблемные ситуации или проведение опытов;

- практическая работа и поисковая деятельность;

- игровые приёмы.

Программа по ознакомлению с природой определяет объём сведений и представлений, которые получают дошкольники о животном мире. Эту информацию можно объединить в три группы:

- внешний вид животного, его жизненные проявления (части тела, издаваемые звуки, характерные движения, особенности питания, размножения);

- среда обитания, характер приспособления к условиям жизни;

- приносимая польза.

Детям старшего дошкольного возраста доступны также сведения о приспособлении животных к окружающей среде, прежде всего о тех формах защиты, которые связаны с особенностями их обитания (сезонный образ жизни, взаимоотношения с иными живыми существами). Ребят можно познакомить с такими защитными проявлениями животных организмов, как окраска, отпугивание, нападение. Такая информация способствует углублению знаний о животном мире, на основе которых у ребёнка вырабатывается правильная нравственная позиция по отношению к тому или иному представителю фауны.

При ознакомлении с животным миром особое внимание следует уделить отбору программного содержания, которое поможет расширить знания дошкольников, сформировать у них устойчивый интерес, внимание к животным. Е.И. Золотова предлагает программу ознакомления детей разных возрастных групп с представителями четырёх классов животного мира: млекопитающие, земноводные, пресмыкающиеся, насекомые.

Приступая к работе по формированию у детей представлений о животных и воспитанию любви к ним, следует выяснить, что ребята уже знают. Это можно сделать, проведя в утреннее время или на прогулке несколько индивидуальных бесед (по картинкам и словесно). Ребёнок называет животное, которое узнал, рассказывает какое оно, классифицирует.

Целесообразно так же провести контрольные задания или занятия на сравнение животных. В процессе сравнения воспитатель проверяет: знают ли дети о характерных особенностях животных, их жизненных проявлениях, движении, питании и др.; насколько развито умение ребят обобщать, сравнивать, анализировать; как относятся они к тому или иному животному. Меньше затрудняются они при определении общих внешних признаков (покров тела, количество конечностей и др.), а выделение ведущего признака данного класса идёт только на основе анализа и обобщения. Ребёнку гораздо труднее выделить одинаковые признаки, чем контрастные. Поэтому, когда идёт сравнение резко контрастных животных, нужно начинать с вопроса: "Чем не похожи?", постепенно подводя детей к ответу на вопрос "Чем похожи?".

Таким образом, проверочная беседа показывает какие представления детей этого возраста необходимо уточнить, дополнить, на что воспитатель должен обратить внимание во время наблюдений, при рассматривании картин, какие сделать пояснения и объяснения.

Интересными контрольными заданиями являются игры: "Кто лишний?"; "Кого не хватает?".

Особенно важно закрепить приобретённые детьми знания в их практической деятельности, например при уходе за животными в уголке природы. По основной цели занятия можно сгруппировать следующим образом:

- направленные на формирование новых представлений о животных (экскурсии, наблюдения, рассматривание картин, чтение художественных произведений);

- уточняющие и обобщающие знания детей (беседы, сравнительные наблюдения, рассказывание, рисование);

- активизирующие, проверяющие знания детей (решение логических задач, загадок, дидактические игры).

В соответствии с "Программой воспитания и обучения в детском саду" с детьми старшего возраста могут быть организованы следующие наблюдения: рассматривание двух щенков разных пород; экскурсия на ферму, конюшню, телятник, на скотный двор (по выбору воспитателя); наблюдения за домашними животными (на прогулке); рассматривание кролика, поросёнка.

В старшей группе воспитатель особое внимание уделяет углублению интереса детей к млекопитающим, помогает им на основе повторных наблюдений установить связь явлений, понять причину, сделать правильное обобщение. Поэтому педагог подбирает больше косвенных, требующих выбора вопросов, чтобы ребята могли порассуждать, подумать. Например: "Почему кролик прыгает, а не бегает, не ползает? Каких ещё животных вы знаете с таким строением ног? В двух мисках приготовлена разная пища. Найдите ту, которую любит кролик. Какую пищу забыли положить? Вспомните, что ещё кролик любит есть?".

Посещая зоопарк, дети получают интересные впечатления. Готовя экскурсию в зоопарк, воспитатель должен правильно подойти к выбору объекта для наблюдения (показывать детям следует тех животных, наблюдение, на котором наиболее доступно и увлекательно). Планируя экскурсии, педагог учитывает конкретные условия: например, далеко или близко расположен детский сад от зоопарка и сколько раз в зависимости от этого можно его посетить.

Первое посещение может носить характер общей ориентировочной экскурсии, во время которой дети знакомятся с разнообразными и наиболее интересными животными. Однако наблюдение, конечно, не удовлетворит любознательности детей. В течение года можно спланировать несколько тематических экскурсий: к вольеру с обезьяной, в слоновник, к тигру и т.д. можно рекомендовать такие маршруты экскурсий по зоопарку: "Кто живёт в жарких странах?"; "На ком ездят люди?".

Однако при проведении экскурсии не следует увлекаться объяснениями и рассказами, надо дать детям возможность с интересом, не отвлекаясь на подробные объяснения, рассмотреть животного, его повадки, движения, особенности окружающей среды. Один - два вопроса, загадка, небольшое пояснение способствуют динамичности и целенаправленности наблюдения.

Художественная литература помогает раскрыть важную особенность поведения животных – заботливое отношение к детёнышам, самоотверженную их защиту в момент опасности.

Интересны для старших ребят посещение краеведческого музея, где они могут познакомиться с фауной родного края, увидеть диораму или панораму, изображающую животных в естественных условиях. Воспитатель заранее посещает музей, отбирает познавательный материал, который сообщит детям.

Так же целесообразно проводить сравнение, которое  должно проводиться систематически. Мир природы очень разнообразен. Многие его представители доступны чувственному восприятию детей и длительным наблюдениям. В процессе самостоятельного сравнения дети наглядно получают достоверные представления о внешнем виде, жизненных проявлениях, передвижении, издаваемых звуках, приспособлении к среде и т.д.

Роль сравнения на каждой стадии обучения специфична – применение этого приёма зависит от дидактической задачи и содержания познавательного материала.

На первом этапе сравнения дети ориентируются на внешние яркие признаки и сравнивают только их.

На втором этапе дети находят разницу по менее контрастным признакам. Но при анализе ориентируются, как правило, на один отличительный признак. Сравнивая животных и растения, более точно определяют особенности строения, замечают повадки, условия произрастания, проявление заботы о потомстве. Более чётко определяют пользу, приносимую человеку. На этом этапе сравнения необходимо для выделения некоторых зависимостей в жизни животных и растений. При определении причинных связей дети дают недостаточно точные объяснения.

На третьем этапе осуществляется переход к более высокому уровню в использовании сравнения. Дети умеют сопоставлять не только резко контрастных, но и более похожих объектов живой природы, точно определяя особенности их внешнего вида. Могут давать животным и растениям полную и точную характеристику в определённой последовательности.

Способы сравнения могут быть различные. Кроме сопоставления, в процессе непосредственного наблюдения используют сравнения по наглядным пособиям (иллюстрациям, фото, игрушкам), а также по памяти. Выбор того или иного способа зависит от этапа обучения, возраста и опыта детей.

Большого внимания от воспитателя требует подбор вопросов для сравнения. Первые вопросы обычно общего характера: "Ты видел кошку? А ежа? Они похожи? Чем не похожи?". Затем, в зависимости от высказываний детей, вопросы могут быть конкретизированы.

Приём сравнения хорошо сочетается с чтением художественной литературы, дидактическими играми. Таким образом, приём сравнения помогает активизировать деятельность детей. Они находят существенные признаки объектов живой природы, группируют, объединяют их в классы, выделяют некоторые связи, зависимости в жизни животных и растений, развивают у них устойчивый интерес к живой природе, любознательность, желание пополнять свои знания об окружающем мире.

Среди непосредственных приёмов ознакомления детей с окружающей живой природой большое значение имеют рассказы педагога. Их можно использовать в любой момент наблюдения, прогулки или экскурсии. К рассказу предъявляют следующие требования:

- содержание должно быть достоверно, научно и соответствовать реалистическому представлению о том или ином животном и растении;

- материал необходимо излагать доступно для детей разного возраста;

- в рассказ целесообразно включать наиболее интересные сведения о жизни животного.

Среди различных сведений есть такие, которые в наибольшей степени способствуют формированию гуманных чувств. Это представление о том, что животные и растения – это живые существа. Такой материал должен присутствовать в любом рассказе педагога.

Интересно проходит беседа, в процессе которой уточняются представления о пользе животных и растений. Знания о полезности того или иного животного и растения и забота человека о нём тесно взаимосвязаны. Необходимо, чтобы у детей постепенно формировалось представление о человеке, как о хозяине природы, который должен бережно относиться не только к тем животным и растениям, польза которых очевидна, но и к любому представителю флоры и фауны.

Для углубления интереса детей к миру природы воспитатель использует любые моменты, которые предоставляет повседневная жизнь. Наблюдать за дикими животными, растениями разных стран в естественных условиях почти не удаётся, поэтому знакомство с ними идёт в основном опосредованным путём: дети с увлечением смотрят телепередачи о животном и растительном мире, рассматривают картинки, слушают рассказы, задают взрослым много вопросов.

Для расширения кругозора ребят необязательно проводить специальные занятия. Рассказ воспитателя, сопровождающийся показом картинки, уместен в любое свободное от занятий время. Рассказы воспитателя помогают расширить и систематизировать представления детей о некоторых связях в мире живой природы.

Интересной формой работы с детьми разных возрастных групп может быть составление рассказов по картинкам, соединённым в виде ширмы. Дети с помощью воспитателя называют животное или растение, рассказывают, где живут или где их родина, описывают характерные особенности внешнего вида, могут выступить в роли экскурсовода и, постепенно раскрывая ширму, составить рассказ.

Можно использовать и рассказ – объяснение, сопровождающий рассказ картин или иллюстраций. Он применяется в двух случаях: если нет сопроводительного текста к картинкам или он труден для детей.

Таким образом, используя разные формы общения с детьми, педагог даёт им примеры положительного отношения человека к природе, воспитывает у ребят ответственность, доброту, учит проявлять заботу о животных и растениях, рассказывает о необходимости защиты и охраны природы, о труде людей в заповедниках, заказниках.


Пример планирования цикла занятий на тему «Ознакомление детей с многообразием животного мира. Знакомство с животными родного края»

Дни недели

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Сентябрь

 1-ая

Неделя

Тема: «Животные леса осенью»

 

Беседа с детьми о животных леса, среде обитания, о подготовке зверей к зиме, о поведении человека в лесу. Рассматривание иллюстраций, книг о животных леса.

Беседа о взаимосвязях, существующих в природе, составление пищевых цепочек. Дидактическая игра «Кто чем питается?».

Рассказ воспитателя о подготовке зверей к зиме.

Отгадывание загадок.

Рисование деревьев и лесных зверей

Дидактическая игра

«Кто где живет?».

 2-ая

Неделя

Тема: «Водоем и его жители»

НОД.

«Водоем и его жители»

Рисование водоема и его обитателей.

Словесно-дидактическая игра «Кому нужна вода»

Чтение художественной литературы: рассказа

Д.Н. Мамин-Сибиряк

«Серая шейка»

Поход к водоему.

Подвижная игра

«Ходят капельки по кругу».

3-ая

Неделя

Тема: «Птицы осенью»

 

 

НОД «Птицы осенью» (беседа о перелетных птицах).

Наблюдения за птицами на участке.

Дидактические игры «Кто лишний», «Кто где живет», Перелетные- зимующие».

Подвижная игра «Перелет птиц», «Совушка».

Чтение художественной литературы:

Е. Благинина «Улетают, улетели», В. Бианки «Синичкин календарь», Г. Ладонщиков «Загрустил воробышек», И. Крылов «Кукушка и петух», Е. Чарушин «Утка».

Просмотр фильма «Перелетные птицы».

 4-я

Неделя

Тема: «Птицы родного края»

 

Просмотр фильма о птицах Кольского полуострова

Беседа о птицах родного края, рассматривание иллюстраций

НОД «Чайка» (составление описательного рассказа)

Подвижные игры «Чайки и моряки», «Воробушек»

Лепка птицы

Октябрь

1-ая неделя


Тема «Знакомство с лесными жителями Мурманской области»

Беседа о животных Кольского края. Рассматривание иллюстраций, фотографий

Аппликация «Бумажный олень» (техника оригами)

Поход в краеведческим музей ( зал с животными)

Подвижные игры «Олень», «Медведь и пчелы»

Чтение художественной литературы: Бурыкин А.А. «Мифологические рассказы о медведях»,
саамские мифы и сказания о олене

2-ая неделя

Тема:

«Грызуны»

НОД « В гости к бобру»( познание, развитие речи)

Рассматривание иллюстраций, фотографий.

Отгадывание загадок

Разучивание скороговорок

Рисование понравившегося грызуна

Рассказ воспитателя


Приложение


Конспект беседы «Экскурсия на водоем»

Программное содержание:

Обучающие: 

  1. ознакомить детей с прудом – природным водоемом, в котором живут рыбы, лягушки, насекомые, есть водные растения (по берегам пруда растут деревья, кустарники, травы, которые очень любят влагу; в пруду живут караси, они поедают мелких рачков, водных насекомых; по воде плавают дикие утки; утка и селезень весной в тихом месте пруда выводят потомство: устраивают гнездо, утка выводит яйца и насиживает их, потом все семейство плавает в пруду и кормится тем, что есть в воде; возле пруда люди отдыхают, любуются водой, растениями, животными, рыбаки ловят рыбу; пруд не следует засорять: в грязной воде и растениям, и животным плохо – они начнут умирать);
  2. обобщить представления об основных факторах водной среды: природный слой почвы, вода, камни, растения и различные растения, которые приспособились жить в воде (рыбы – обтекаемая форма тела, тело покрыто слизью и чешуей, это помогает им быстро плавать; есть жабры, так как рыбка дышит воздухом, содержащимся в воде, мечут икру или рождают живых маленьких рыбок, живут).

П р е д в а р и т е л ь н а я   р а б о т а.

– Рассматривание иллюстраций, картинок.

– Беседы с детьми о водной среде.

– Чтение познавательной литературы.

– Занятие проводится возле картины или рисунка «Пруд» Н. В. Рыжовой.

Ход занятия

1. Р а с с м а т р и в а н и е   к а р т и н ы «Водоем».

Воспитатель предлагает рассмотреть картину и обнаружить на ней как можно больше обитателей.

О б с у ж д е н и е:

– Кто живет на берегу? А кто в воде?

– Кто умеет хорошо плавать, кто бегать, прыгать по берегу или летать над водой?

– Могут ли они обитать в других местах? Например, в пустыне?

– Может ли лягушка жить под землей, а щука – в лесу? Почему?

2. И г р а «Создай свой водоем».

Детям предлагаются картинки (рогоз, щука, бобр, лягушка, зимородок, водомерка, жук-плавун, улитка и контур – рисунок водоема). Дети сами расселяют жильцов водоема, а потом сравнивают с настоящей картинкой. Обсуждают, кого куда поселили.

3. Б е с е д а.

– Как озерные жители связаны друг с другом? (Растения – пища и дом для животных, одни животные едят других и т. п.)

– Что произойдет в озере, если исчезнут растения? Щуки? Другие жители?

– Какое животное больше всего понравилось? Где оно живет: только в воде или в воде и на берегу? Почему именно в озере? Где у него квартира: на берегу, на дне? Чем или кем оно питается? Где прячется и для чего?

– Что будет, если в это озеро люди начнут бросать мусор? Мыть в нем машины? Стирать белье? Понравится ли это его обитателям? Что они будут делать?

4. И г р а «Подражание».

Один ребенок подражает движениями, мимикой какому-нибудь животному или водному растению, а остальные отгадывают. Кто отгадал, тот выходит подражать.

5. К о н к у р с «Кто готов сохранить водоем?».

Придумать и нарисовать серию знаков, которые помогут сохранить водоем и его обитателей.

Отгадывание загадок
Ребята, сегодня мы с вами будем разгадывать загадки. Для того что бы узнать с чем будут связанны эти загадки, отгадайте первую:

Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли -
Жить нельзя нам без ... (Воды)

Воспитатель: Правильно, сегодня наши загадки будут связанны с водой, а если точно, то какие животные обитают в водной среде, в каком состоянии бывает вода-  может это будет лед, снег или  пар. Вы готовы?

  1. По городу дождик осенний гулял,
    Зеркальце дождик свое потерял.
    Зеркальце то на асфальте лежит,
    Ветер подует - оно задрожит.
    (Лужа)
  2. Что за звездочки сквозные на пальто и на платке.
    Все сквозные, вырезные, а возьмешь — вода в руке?
    (Снежинка)
  3. Он появится тогда,

Когда замерзнет пруд , река.

НА нем так трудно удержаться,

Но мы любим по нему кататься!

Ответ: Лёд

Воспитатель: «Какие вы умные , вот вам загадки посложнее о обитателях водоемов»

  1. Живет спокойно, не спешит

На всякий случай носит щит.

Под ним не знает страха

Гуляет…..( черепаха)

  1. Он в панцырь оделелся и ринулся в бой

Клещи держа над своей головой.

В доспехах тяжел,

Но даны ему в дар

Сильных и быстрых

Ножек 5 пар. (краб)

  1. Плаваю под мостиком

И виляю хвостиком,

По земле я не хожу,

Рот есть, да не говорю

Глаза есть, да не мигаю

Крылья есть, да не летаю.(рыба)

  1. Пестрая крякушка

Ловит лягушек.

Ходит в развалочку

Спотыкалочку.( утка)

  1. Бурый зверь свалил осину,
    утащил ее в плотину.
    Будет жить он в прочной хатке,

Раз с плотиной все в порядке. (бобер)

Воспитатель: «Ребята вы такие умные, молодцы»

 


Конспект дидактическая игра «Кому нужна вода».

 Дети отмечают рисунком капельки, те картинки, с предметами, которым нужна вода

Дети отмечают  капелькой воды картинки: растениям, человеку, птицам, рыбам, животным, насекомым.

- Правильно, без воды не сможет обходиться ни одно живое существо

      А теперь расскажем, где  используется вода в нашей группе:

- поливаем комнатные растения – прикрепляем картинку капельки воды в природном уголке;

- моем игрушки и кукольную одежду- прикрепляем картинку капельки воды в игровой зоне;

- в туалетной комнате моем руки, лицо и для смыва в унитазе;

- помощник воспитателя моет посуду, полы;

- для проведения опытов.


Конспект занятия по декоративному рисованию с элементами аппликации в старшей группе «Рыбки в озере»

Образовательная область: Художественное творчество

Программное содержание:

Образовательные задачи:

• Учить детей передавать особенности внешнего облика «рыбок»;

• Совершенствовать технику рисования простым карандашом и вырезать по нарисованному контуру, композиционно правильно располагать на листе бумаги изображение и аккуратно его наклеивать.

• Закреплять навык создания узоров используя ватные палочки.

• Закрепить умения составлять композицию из аппликативных элементов на основе объединяющего образа;

Развивающие задачи:

• Развивать мышление, память;

• Развивать глазомер, координацию точных движений рук, давать возможность каждому из детей проявлять самостоятельность в выборе способов украшения работы, развивать творческие способности;

 Воспитательные задачи:

• Воспитывать умение находить нестандартные решения творческих задач;

• Воспитывать навыки организации и планирования работы;

• Воспитывать аккуратность при работе с клеем, ножницами;

• Воспитывать у детей культуру поведения;

Оборудование:

Листы бумаги голубого цвета, цветная бумага и ножницы для вырезания силуэтов рыбок; гуашевые краски; кисточки разного размера, ватные палочки; карандаши простые; клеевые карандаши; баночки с водой; салфетки влажные и бумажные, подставка для кисточек. Варианты декоративного оформления рыбок, трафареты рыбок.

Предварительная работа:

- Беседы о жизни и развитии рыб, рассматривание иллюстраций, книг, картинок с изображением различных рыб; беседа о разных водоёмах (река, озеро, море)

- Чтение стихов и рассказов о рыбах. А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», а также русские народные сказки («По щучьему веленью») .

- Наглядно-дидактическое пособие «Морские и пресноводные рыбы». Рассказы по картинкам.

- Рисование с помощью трафаретов, тонирование листов бумаги.

Ход занятия:

Воспитатель: - Здравствуйте ребята! Нам пришло письмо… Вы хотите узнать от кого оно? Давайте откроем конверт и прочитаем. А пишет нам водяной, жалуется он на своих любимых обитателей водоёма, на рыбок. Рыбки перестали веселиться, плавать стайками, играть. Не блестит чешуя у рыбок в прозрачной воде при солнечном свете. Да вот водяной и фотографии рыбок прислал. Давайте посмотрим? (Педагог показывает детям изображения пресноводных рыб, называет их, но не требует от детей запоминания и повторения; сообщает, что такие рыбки водятся в реках и озёрах России).

Воспитатель: - Ребята, мы можем помочь водяному и сделать веселых цветных подружек этим грустным рыбкам. Поможем? – Да.

-Ребята, возьмите трафареты рыбок, как вы думаете какой формы тело у рыбки? Опишите её строение.

Чтение стихотворений детьми.

1-й реб. : Загляните в водоем,

Кто хозяйничает в нем?

Кто в нем плавает, ныряет?

Рыба – каждый это знает.

2-й реб: Вы слыхали или нет,

Что у рыбы есть скелет?

Есть для гребли плавники,

Есть костюм из чешуи.

И предмет мечтания

Жабры для дыхания.

3-й реб. : Форма рыб бывает разной:

Круглой, плоской, Т- образной,

Змеевидной и овальной-

Абсолютно идеальной.

4-й реб. : Рыбка не затеет спор,

Не поддержит разговор,

Ведь для нас они немые-

И речные, и морские,

Хищные, ужасные, добрые, опасные,

Бесцветные, цветные, мелкие, большие.

- Теперь возьмите цветную бумагу, приложите трафарет и обведите рыбку по контуру. Аккуратно вырезаем вашу рыбку, готово. Теперь наклеиваем её на тонированную бумагу, которую мы приготовили заранее. Пока наша рыбка сохнет мы немножко поиграем.

Физкультминутка:

Подвижная игра «На дне»

Улитки ползут, (Передвигаются по кругу, сложив руки домиком)

Свои домики везут, за спиной.

Рожками шевелят, (Делают «рожки» из пальчиков у головы)

На рыбок глядят. (Сложили ладони в кольцо у глаз)

Рыбки плывут, (Передвигаются мелкими шажками)

Плавничками гребут, (Двигая только ладонями)

Влево, вправо, поворот, (Плавные повороты туловища влево)

А потом наоборот. (Вправо, поворот) .

- Молодцы ребята! Весело поиграли. Продолжим. Посмотрите какие варианты оформления рыбок могут быть (Показ рыбок)

Чешую, плавники и хвост будем рисовать

по желанию – кисточкой нанесем узор приёмом «примакивания», ватной палочкой изобразим пятнышки.

Подсохшие рисунки объединяются в единую композицию «Рыбки в озере»

Анализ детских работ:

- Ребята, посмотрите на рыбок в пруду и выберите самые выразительные работы.

- Как мы выполняли?

- Ребята расскажите о ваших рыбках.

- Где они живут?

- У кого получилась самая веселая рыбка? У кого рыбки самые красочные? Какие цвета вы выбирали для своих рыбок? И т. д.


Конспект прогулки-похода летом «Тайны водоема»

Программное содержание:

1. Подготовить детей к восприятию природы, привлечь внимание к объектам экосистемы «водоем».

2. Формирование умения правильно вести себя у водоема.

3. Сформировать у детей представление о водоеме как о сообществе различных растений и животных.

4. Обобщать представления об экосистеме «водоем». Поощрять осознанное заботливое отношение к природе и соответствующее поведение у водоема. Формировать основы экологического сознания.

Методические приемы:

1. Напоминание правил поведения и их обоснование.

2. Индивидуальные наблюдения детей за животными в водоеме и рассказ о них. Загадки о животных, насекомых и растениях.

3. Решение познавательной задачи: нужны ли водоему насекомые?

4. Сбор водных растений для последующей пересадки в аквариум.

5. Запись голосов водоема на аудиокассету.

6. Фотографирование отдельных обитателей и в целом панорамы реки, водоема.

7. Чтение сказок, рассказов, стихов на данную тему.

8. Составление картотеки загадок и поговорок о реке, водоеме.

9. Коллективное рисование «Наш водоем». Придумывание экологических сказок о водоеме.

10. Создание макета «водоем».

11. Обобщающая беседа «Как живет водоем?»

12. Знакомство с произведениями живописи (в подлиннике либо в репродукциях) и внимательное их рассматривание, прослушивание музыкальных пьес, песен и т.д.

Движения:

Ходьба широким и мелким шагом в разных направлениях, спиной вперед, приставным, след в след, бег в разном темпе, прыжки на двух ногах, на месте, с продвижением вперед,  подлезание, перепрыгивание, метание вдаль по ориентирам.

Материалы:

Сачки водные, тазики для воды, пластмассовые бутылки, коробочки для сбора песка и камней, ведерки для поимки обитателей водоема.

Природа:

Погода, небо, солнце, река (водоем) летом, цвет воды, песка, окружающих деревьев, состояние трав, летнее цветение, насекомые, птицы, земноводные.

I. ПЕРЕХОД К МЕСТУ СТОЯНКИ

Перед выходом на прогулку детям сообщается: мы увидим много нового и интересного, нас ожидают веселые игры и приключения.

Повторить с детьми ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ У ВОДОЕМА:

не шуметь, не брать в руки жуков, не рвать растения, не толкаться, не ловить стрекоз и бабочек, не оставлять после себя мусор, не разводить костры под деревьями, не разорять муравейники и гнезда птиц, не брать домой детенышей зверей, стараться ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву.

Знакомство со знаком «Нельзя загрязнять водоем» (изображение бутылки в реке перечеркнутое красной линией). Почему нужно охранять водоемы?

Проводится беседа о погоде, солнце, небе, ветре, признаках текущего времени года.

Во время перехода используются различные виды ходьбы и построения с участка по парам, в свободном построении по частному сектору, на узкой тропинке - в колонне, с горки - легкий бег.

500 м. различные виды ходьбы, 15-20 метров прыжки на 1 ноге на двух ногах, на месте в высоту, с места в длину. Кратковременный отдых у ветвистого дерева, в это время воспитатель обращает внимание детей на цвет травы, просит дотянуться рукой до нижних веток дерева, рассмотреть крону дерева через густую листву. Следующие 300 метров используется ходьба с подлезанием и перепрыгиванием «препятствий» (корни, канавки, камни).

Воспитатель обращает внимание детей на природу, лесную тишину, призывает детей послушать ее с закрытыми глазами.

Возле наиболее примечательных экологических объектов делаются небольшие стоянки.

Первым на пути встречается муравейник.

МУРАВЕЙНИК

Всем известно, что муравей - санитар леса. Если много муравейников в лесу, значит лес - здоровый. Посмотрите, как трудятся муравьи: каждый занят своим делом - кто соломинку тащит, которая больше самого муравья в несколько раз, а кто и с жуком дерется, гонит непрошенного гостя из муравейника. Муравей - труженик, муравей - защитник леса. Вот почему муравьев следует охранять.

Погляди на молодцов -

Веселы и бойки,

Волокут со всех сторон

Материал для стройки.

Вот один споткнулся вдруг

Под тяжелой ношей,

И спешит на помощь друг,

Тут народ хороший!

Без работы, хоть убей,

Жить не сможет… муравей

АПТЕКА АЙБОЛИТА

На лужайке вдоль тропинки можно найти лекарственные растения. По краям много подорожников. На незаросших высокой травой местах можно найти мать-и-мачеху. На лужайке можно найти пастушью сумку. А уж крапиву и лопух искать не надо.

ЛЕСНАЯ ПОЛЯНА

Здесь можно остановиться и услышать щебет птиц. Доставит удовольствие наблюдение за поведением окружающих птиц.

II. НА МЕСТЕ

На месте стоянки натягивается тент. Воспитатель просит детей подойти к водоему и понаблюдать самостоятельно за растениями и его обитателями. Затем проводится беседа.

ВОПРОСЫ О ВОДОЕМЕ:

Название водоема, где находится исток, устье, куда впадает, по какой местности течет (холмистой, плоской, лесистой, заболоченной), какие берега (высокие, низкие, песчаные, глинистые), какое течение - быстрое, медленное, как используется?

Обращается внимание на представителей флоры -растений; фауны водоема насекомые, рыбы:. Вода необходима для размножения и развития многим животным и растениям. Условия среды изменяют строение и форму тела животных, живущих в воде (у рыб продолговатое тело, есть хвост, плавники, с помощью которых они плавают; у лягушек - задние ноги длинные с перепонками, с их помощью они «отталкиваясь», перемещаются по воде; у водомерки - специальное строение лапок, позволяющее быстро «бегать» по поверхности воды).

Решение познавательной задачи: нужны ли водоему насекомые?

Рассматривание песка на берегу через лупу. Какой он? Предложить детям собрать немного песка, камней, чтобы наполнить заготовленную баночку- воспоминание о походе, ; измерить скорость течения воды - пустить веточку и понаблюдать, как быстро она станет удаляться; с помощью термометра измерить температуру воды у берега и на глубине, показания сравнить; бросить в воду тяжелый камень и легкий, сравнить звук всплеска. Дети садятся на берегу и слушают голоса водоема с закрытыми глазами. В это время ведется аудиозапись звуков природы.

Чем отличается озеро летом от озера весной? Летом озеро красивое - вода голубая, прозрачная, теплая, блестит на солнце, в воде много рыбы - они плещутся в воде, по поверхности воды передвигаются водомерки, будто хотят измерить ее.

Чем вам нравится озеро летом? В чем сходство и отличие озеро от реки? Какие насекомые, рыбы, растения, которых мы видели, приспособились к жизни в воде и около нее? У рыб обтекаемая форма тела, плавники; лягушки - живут и в воде и на суше, но потомство выращивают в воде.

Как будут себя чувствовать обитатели водоема, если он загрязнен?

А как мы можем помочь нашим водоемам.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

 «ПОПАДИ В ЦЕЛЬ»

Дети метают гладыши (маленькие плоские камни) в обозначенную цель в водоеме.

«НАЗОВИ 3 ПРЕДМЕТА»

Предлагается придумать 3 названия ягод, хвойных и лиственных деревьев, насекомых, птиц, животных и т.д., кто больше назовет, тот выиграл.

«К НАЗВАННОМУ ДЕРЕВУ БЕГИ»

Игра проводится на полянке возле деревьев. «Раз, два три, к названному дереву беги!»

«УГАДАЙ ПО ОПИСАНИЮ»

Воспитатель или ребенок-ведущий описывает задуманное растение, играющие отгадывают, задавая наводящие вопросы.

«ПУТАНИЦА»

Найти вершки и корешки растений.

«КАКОЙ ЛИСТОК?»

Образование имен прилагательных от существительных. Лист березы - березовый.

«ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК»

Воспитатель помещает в мешочек различные предметы (овощи, фрукты, игрушки). Ребенок на ощупь отгадывает, что находится у него в руке.

«НЕ ЗАМОЧИ НОГИ»

Детям предлагается пройти по коряге, при этом дается указание идти, не соступая с нее на землю.

«РЕЧНАЯ ФИГУРА»

Проводится по типу «Морской фигуры»

«АИСТЫ И ЛЯГУШКИ»

Дети делятся на две команды. Аисты прыгают на одной ноге, пытаясь запятнать лягушек. Если лягушка встала на одну ногу - ее пятнать нельзя. Запятнанный ребенок становится аистом.

Детям предлагается побегать по берегу, походить по воде.    

Читается стихотворение  Г. Ладонщикова

«КТО БЫСТРЕЕ»

Видишь - семеро ребят

На лужайке встали в ряд.

Все готовы вдоль реки

Побежать вперегонки.

Если быстро бегать можешь,

Становись к ребятам тоже,

А не можешь - посмотри…

Кто быстрее? Раз, два, три!

Никуда не побегу -

Отдохну на берегу.

Тут тростник стоит высокий,

Рыба плещется в осоке,

Мотыльков веселый рой

Звонко вьется над травой,

И кузнечик маленький

Бьет по наковаленке.

Хорошо на берегу -

Никуда не побегу!

ЗАГАДКИ:

Охраняю я природу,

Санитар озер, болот.

Застоявшуюся воду

Очищаю каждый год ряска

Не птица, а с крыльями,

Не пчела, а над цветами летает бабочка

У болотной мягкой кочки,

под зелененьким листочком,

притаилась попрыгушка,

пучеглазая… лягушка 

Голубой аэропланчик

Сел на белый одуванчик стрекоза

Плещет в речке чистой

Спинкой серебристой рыба

Глаза на рогах,

А домик на спине улитка

Из нее льется, в нее льется,

сама по земле вьется река

Рос шар бел, ветер дунул,

шар улетел одуванчик

Полюбуйтесь еще разок как красива река летом. Посмотрите внимательно и запомните, а когда придете в детский сад, нарисуйте реку. Покажите свои рисунки родителям и расскажите им, как много интересного и необычного вы видели сегодня на реке.

Перед уходом собираются обитатели водоема и гербарий для уголка природы в детском саду.

III. ОБРАТНЫЙ ПУТЬ

Обратный путь преодолевается короткой дорогой. Воспитатель проводит работу над закреплением полученных знаний у детей.

Предлагаются проблемные ситуации, задачи-шутки, загадки:

- что было бы если бы было жаркое и сухое лето и водоем высох?

- что было бы если бы на муравейник упало большое дерево?

- чем отличается вода в морях, океанах, озерах и реках?

- зачем человеку нужна вода?

- придумать рифму к слову «лягушка» (квакушка, попрыгушка, поскакушка, мухоловушка, зеленушка)

- что было бы если бы все время шел дождь?

- что было бы если бы лягушки были размером с кошку?

- что между берегом И рекой?

- в воде родится, а воды боится (соль)

Последующая работа:

Чтение сказок, рассказов, стихов на данную тему - Н. Сладкова «Жалейкин и лягушонок», «В подводном лесу»; Осипов К. «В воде и у воды»; Дмитриев Ю. «Почему утонул плавунец?»; сказка шорцев «Два ручья».

Составление картотеки загадок и поговорок о реке, водоеме.

Коллективное рисование «Наш водоем». Придумывание экологических сказок о водоеме.

Создание макета «водоем».

Обобщающая беседа «Как живет водоем?»

Знакомство с произведениями живописи (в подлиннике либо в репродукциях)  и внимательное их рассматривание, прослушивание музыкальных пьес, песен и т.д.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ

Рыбки весело резвились

В чистой тепленькой воде.

То сожмутся-разожмутся,

То зароются в песке.

Вот с насиженной гнилушки

В воду прыгнули лягушки,

Будут квакать ква-ке-ке,

Будет дождик на реке.


Беседа с детьми на тему «Животные леса осенью»

Программное содержание:

Обучающие задачи:

  1. способствовать углублению представлений о лесе: живут разные животные (звери, птицы, насекомые);
  2. Способствовать установлению причинно-следственных связей на основе понимания зависимости жизнедеятельности живых существ от условий среды их обитания; воспитывать у детей интерес к жизни леса в осенний период, понимание необходимости сохранения его целостности;
  3. обучить умениям вести себя в лесу.

Предварительная работа:

– Беседы с детьми.

– Рассматривание иллюстраций, книг о животных леса.

– Работа в экологической комнате (лес).

– Отгадывание загадок.

– Работа с моделями (звери, птицы, насекомые) и др.

– Изготовление природоохранительных и запрещающих знаков.

Ход занятия

1. Чтение стихотворения «Осень-художница»:

Повязала осень пестрый фартук

И ведерки с красками взяла.

Ранним утром, проходя по лесу,

Листья позолотой обвела.

2. Беседа:

– Каких зверей можно встретить в лесу осенью?

– Кто укладывается спать на всю зиму?

– Кто меняет на зиму шубку?

– Кто делает запасы на зиму?

– Кто зимует под листвой, в щелях, в коре деревьев?

Дети отвечают на вопросы и находят картинки животных, которых называют.

3. Рассказ  воспитателя о подготовке зверей к зиме.

Чтобы встретить суровую зиму, лесные звери начинают приготовления еще ранней осенью. Строят себе норы, делают запасы. Белки и зайцы начинают линять – шубки менять с летних на зимние. У зимних шуб и мех погуще, попышней, и цвет более подходит к зимней природе.

Медведь по лесу бродит, ест спелые ягоды, орехи, желуди, нагуливает на зиму жирок.

Кроты и мыши запасаются колосками. Барсук собирает коренья и грибы. Просушивает их возле своей норы, раскладывая на стволах деревьев.

Белочка делает запасы в дуплах, в расщелинах коры и под кореньями деревьев. Волк и лиса зимой не спят и запасов осенью не готовят, они охотятся.

Поздней осенью тихо и пустынно в лесу. Почему? Не слышно звонких птичьих голосов. Попрятались в норы и дупла лесные обитатели.

4. Обсуждение рассказа:

– Медведь что делает? (Залез в берлогу.)

– Кто попрятался в норы? (Ежик, барсук, полевая мышь.)

– А что же делает белочка? (Она не любит холодную, дождливую погоду, поэтому спряталась, сидит в своем дупле и грызет шишки и орехи.)

– Удобно ли зайчишке в белой шубке, когда еще не выпал снег? Почему?

5. Отгадывание загадок:

Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы? (Белка.)

Загорелись, как пожар,

На рябине кисти,

Катится навстречу шар

Из осенних листьев.

Ты его не узнаешь?

Приглядись-ка! Это… (еж).

Кто осенью спать ложится, а весной встает? (Медведь.)

Кто в лесу голодный рыщет,

Под кустом зайчишку ищет? (Волк.)

Что за беленький клубочек

Под кустом на землю лег? (Заяц.)

Первый снег прилег на крыши,

Опушил мехами сад.

Птичница в шубейке рыжей

Посчитать пришла цыплят. (Лиса.)

6. Составь  рассказ - загадку о любимом или понравившемся лесном звере. Остальные дети отгадывают.


Конспект занятия по познавательному развитию (окружающий мир). Тема: « Взаимосвязи в природе»

Программные задачи:

Обучающие:

  1.  Дать детям представления о взаимосвязях, существующих в природе, научить работать с пищевыми цепочками, уметь обосновывать их, доказательно отвечать на вопросы воспитателя.

Развивающие:

  1. Развивать диалогическую речь;
  2. Развивать мелкую моторику руки;

Воспитательные:

  1. Способствовать воспитанию интереса к миру природы.

Материал: картинки для показа, для игры, карточки- пищевые цепочки, готовый на листе кроссворд, звукозапись.

Ход занятия.

  1. Воспитатель рассказывает сказку «Старик и сова».

У одного старика было стадо коров , которое паслось на лугу около деревни .Коровы питались клевером и давали много молока. Над цветущим клевером порхали шмели. На краю деревни в дупле старого , большого дерева жила сова, которая днём спала, а ночью летала на охоту и громко ухала. Крик совы мешал старику спать и он прогнал её. Сова обиделась и улетела. И вдруг через некоторое время коровы стали худеть и давать очень мало молока, потому что         мало стало клевера, зато появилось очень много мышей и исчезли шмели. Почему ребята это произошло?(Дети высказывают свои предположения). Воспитатель продолжает рассказывать сказку.
Сова питается мышами , а когда она улетела мышей развелось много , а они разрушали  норки шмелей , которые живут в земле.
Шмелей стало мало. А именно они порхают , летают над клевером, опыляют его , когда он цветёт. Без шмелей клевер перестал расти, коровам стало нечем питаться, и они начали худеть и давать мало молока.
Тогда старик извинился  перед совой, а когда она вернулась , они вместе с ней пили чай с молоком.
2. Вопросы к детям.

-Почему коровы стали мало давать молока?
- А почему перестал расти клевер?
- Развелось много мышей , почему?
- Как закончилась сказка?

 3. Физминутка.
А сейчас мы ребятки отдохнём. Давайте представим что мы в лесу, закроем глазки- мы около дуба.

   Перед нами дуб широкий ( руки в стороны)
    А над нами дуб высокий ( руки вверх)
    Вдруг над нами сосны, ели ( наклоны головой)
   Головами зашумели (хлопки)
  Грянул гром, сосна упала ( присели)
  Только ветками качала ( встали, покачали головой).

4. Сообщение воспитателя о том , что в природе всё взаимосвязано. (Показывает карточки- картинки и рассказывает)
- кончилась зима
- пригрело солнце
- начал таить снег
- исчез снег
- расцвели цветы

5. Далее воспитатель предлагает детям продолжить цепочку , подсказывая и поправляя. (Ответы и рассуждения детей). 
После воспитатель объясняет , что все изменения в природе происходят в своё время. И не может случиться так , как в сказке С. Маршака « Двенадцать месяцев» , когда в середине зимы вдруг зацвели подснежники. 
Ребята подумайте , как растения и животные связаны между собой ? ( ответы детей). 
Конечно, правильно . Да , травоядные и растительноядные животные питаются растениями , а хищные животные другими животными . 
6. Включается запись «Лес» ( шум леса) – психогимнастика. 
Комментарий воспитателя : 
- Мы с вами были в лесу, вам там понравилось? 
Давайте ещё раз туда вернёмся .Представим что мы в лесу – тихо , кажется , что кроме деревьев никого нет. Прислушаемся , и лес откроет нам свои секреты.( Рассказ сопровождается показом иллюстраций ). 
Вот гусеница сидит на листке дерева , у неё одно дело поедать листья. Вот мышка съела травинку , а тут под корой жук грызёт деревяшку. 
Не съедят ли они весь лес? Нет за ними много глаз присматривает . Вот синичка гусеницу – цап понесла в гнездо птенцов кормить . А дятел продолбил дырку и вытащил жука . 
За синицей , дятлом следят другие животные . Их могут поймать сокол , ястреб. И , получается , что все жители леса друг от друга зависят. Ястребам не прожить без синичек , а синицам без гусениц , гусеницам без листьев и всем вместе без леса. 

7. А теперь давайте поиграем. 
Игра называется «Разложи правильно». 
Цель: закрепить умение обобщать , делать классификацию по основным признакам ( птицы , растения , насекомые , животные (домашние, дикие) ). 

На столе лежат картинки, их нужно по подгруппам разложить . Сюда выйдут сначала три человека , потом ещё три.( Во время игры дети объясняют , почему они именно так выполнили задание) . 
Молодцы, правильно справились. 

А теперь, мы с вами сядем поудобнее , спинки прямые и поработаем вот над чем. Будем выполнять задание по составлению пищевых цепочек по рисункам. 
Сначала я вам объясню и покажу как правильно нужно делать : 
( на рисунке листочек, на другом – гусеница , и на третьем птица) 
Посмотрите, вот картинки , ставлю на доску первую лист , потому что его ест гусеница, после конечно поставлю гусеницу, чтоб она его съела, потом птицу , потому что птичка съест гусеницу. Вот получилась цепочка, кто кого ест. Идёт своеобразная цепь пищи. 
На тарелочках лежат картинки : 
в одной; колосок- мышь - лиса 
в другой ; растение – насекомое- лягушка 
в третьей ; жёлудь- белка- ласка. 
Сейчас подойдут ко мне три человека , возьмут тарелочки и построят свою пищевую цепочку на доске. А мы потом посмотрим , правильно ли они думают. 
Молодцы , и с эти заданием справились. 

8. Для вас приготовила кроссворд. 
б е л к а
д е р е в о 
с о в а

Чтобы разгадать кроссворд, надо отгадать загадки: 
Без крыльев, а быстрее птицы. 
С дерева на дерево перелетает. ( белка) 
Весной веселит , летом холодит . 
Зимой согревает, осенью питает. (дерево) 
Всю ночь летает, мышей добывает. 
А станет светло , спать летит в дупло.( сова) 
Ну что ж, и поиграли мы с вами , кроссворд разгадали , думаю много нового узнали .Мы с вами , ребята живём тоже во взаимосвязи с природой- любим ягоды , грибы. И природе нужно платить добром – беречь наши леса, животных не обижать . Одним словом нужно беречь и охранять природу! На этом наше занятие заканчивается. А вам понравилось сегодняшнее занятие ? Что больше понравилось? Артём ? Катя? 
Вы мне тоже все понравились! Как вы думали , рассуждали , мне помогали .Сегодня все умнички у меня. За это я вам приготовила сюрприз- дары леса. Угощаю вас витаминами от белочки – орешки . 
Спасибо всем! 


Конспект занятия по познавательному развитию (окружающий мир): Тема «Дикие животные»

Программные задачи:

Образовательные:

- расширить и детализировать знания и представления о диких животных

Развивающие:

- формирование умений конструирования из бумаги

- Активизировать познавательную и речевую деятельность детей.

- Умение обобщать и делать выводы.

- Развивать умение слышать и слушать вопрос, отвечать полными ответами.

Воспитательные:

Воспитывать чувство любви к природе, животным.

Материалы: Слайды животных; игрушки, изображающие диких животных; листы; акварель; кисточки, ; клеенки; тряпочки; шаблоны диких животных; обручи.

Предварительная работа: чтение рассказов о диких животных, рассматривание картинок с изображением диких животных.

Ход занятия.

Воспитатель предлагает посмотреть слайд-шоу о животных.

Воспитатель: «Ребята, кого мы сейчас с вами видели? Что вы знаете про животных?» (ответы детей).

Воспитатель: «Вы знаете, что есть дикие животные и домашние. Почему их так называют?» (о.д)

Воспитатель: «Давайте поиграем. Я буду называть, а вы отвечать животное это или нет».

Игра с мячом «Определи животное».

Медведь, заяц, синица, белка, воробей, лиса, волк, щука.

Воспитатель: «Ребята, посмотрите вокруг, у нас в группе есть игрушки животных?»

«А каких вы знаете лесных животных?»

Проект «Лесные жители».

Воспитатель достает заранее заготовленный «лес» (полянку со «стволами» деревьев на которых не хватает веток и листьев). «ребята смотрите, это осенний лес. Только из него пропали животные. Давайте нарисуем зверей, и поселим их в этот лес.

Игра "Зайцы"

Руки лежат на столе или коленях, пальцы расслаблены. В соответствии с текстом приподнимаем поочерёдно пару одноимённых пальцев, начиная с больших.

Десять серых зайцев

Дремали под кустом,

И двое вдруг сказали:

"Вон человек с ружьём"

Двое закричали:

"Давайте убежим!",

Двое прошептали

"Давайте помолчим!",

Двое предложили:

"Мы спрячемся в кустах!"

А двое вдруг спросили:

"Он может сделать "Бах"?"

"Бах" - выстрелил охотник,

(Хлопаем в ладоши).

Нажав ружья курок, (Бежим пальчиками по столу или коленям).

И десять серых зайцев

Пустились наутёк.

Затем воспитатель предлагает пойти в лес.

Физминутка.

Ребята со словами «мы шли, шли, шли грибок нашли…» выполняют шаг на месте с наклоном.

Воспитатель: «А сейчас я буду вам загадывать загадки, а вы внимательно слушайте и отгадывайте. Если ответите правильно, то это животное появится у нас в группе.

Не портной, а всю жизнь с иголками ходит.

Кто в дупле живёт в тепле?

Кто, позабыв тревоги, спит в своей берлоге?

Кто осенью холодной ходит злой, голодный?

Хвост пушистый, мех золотистый, в лесу живёт, в деревне кур крадёт.

Мчится без оглядки, лишь сверкают пятки, мчится что есть духу, хвост короче уха. Всех зверёк пугается, под кустом спасается.

Ребенку, который первый ответил правильно, воспитатель дает шапочку этого животного.

Воспитатель: «У каждого животного свой характер, свои особенности и свой внешний вид. Да вы и сами это хорошо знаете»

- Лиса, ты какая? (хитрая, рыжая, пушистая)

- Заяц, ты какой? (трусливый, длинноухий)

- Медведь, наверно тоже серенький? (косолапый, бурый, неуклюжий)

- А белка сосет лапу?? (проворная, быстрая, пушистая)

- Волк рыжий, как лисичка? (злой, сердитый, зубастый, страшный)

- Еж какой? (колючий, шустрый).

Воспитатель: «Все лесные обитатели живут как бы одной большой семьёй, в которой существуют свои правила. Все им подчиняются, потому что зависят друг от друга, жить друг без друга не могут. Ребята, у вас есть дом, где вы живёте со своей семьёй? А в лесу есть дома? Давайте назовем, где живут животные, которые пришли к нам в гости (заяц – под кустом, волк – в логове, белка – в дупле, медведь - в берлоге, лиса – в норе, еж – в куче листьев под кустом).

У лисы в лесу глухом есть нора – надёжный дом.

Не страшны зимой метели белочке в дупле у ели.

Под кустами ёж колючий нагребает листья в кучу.

Спит в берлоге косолапый, до весны сосёт он лапу.

Есть у каждого свой дом, всем тепло, уютно в нём.

Воспитатель: « А теперь мы сядим за столы и начнем рисовать, сначала мы обводим шаблон,а потом будем раскрашивать и дорисовывать если вы что то хотите добавить»

  Подвижная игра "Зайцы и волк".

Воспитатель: «В игре один волк и много зайцев. Волк ловит зайцев, а зайцы убегают. У каждого зайца есть свой дом - это обруч. Пока волк спит, зайцы на лужайке щиплют травку (имитируют движения) и произносят слова:

Зайцы скачут: скок, скок, скок,

На зеленый на лужок.

Травку щиплют, кушают

Осторожно слушают,

Не идет ли волк?

По команде: "Волк идет!", из своего домика выбегает волк, а зайцы убегают, каждый в свой домик - обруч.

Затем воспитатель подводит итог занятия. «Ребята, сегодня мы с вами заселили лес, у животных теперь есть свои дома, мы с пользой провели время. Молодцы».


Конспект дидактической игры «Кто где живет?»

- В дупле живет …( белка),
- В логове живет… (волк),
- Под кустом дрожит …(заяц),
- Зимой в берлоге….(медведь),
- В норе …(лиса),
- В хатке под водой …(бобр).

Конспект дидактической игры « Кто чем питается?»

Ребята, прежде чем ответить на этот, вы должны вспомнить, кто из животных относится к травоядным.

Дети: — Травоядные: заяц (траву, кору деревьев), белка (орехи, грибы), лось (трава, кора деревьев, ветки, сено).

- Хищники: медведь (мед, ягоды, падаль, рыбу), волк (зайцев, овец, телят), лиса (кур, гусей, зайцев, мышей), рысь (мясо животных).

 Перечисляются животные, дети должны ответить к хищникам или травоядным относится данное животное.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-личностное развитие старших дошкольников с речевыми нарушениями посредством приобщения к культуре и истории родного края

О социально-личностном развитиии дошкольников с речевыми нарушениями  путем приобщения к куьтуре и истории родного края...

Проект: Знакомство детей с животным миром Красноярского края

формирование представления у дошкольников о животном мире Красноярского края, взаимосвязях в природе, которые помогают детям обрести начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отно...

Опыт работы по обучению старших дошкольников коррекционной группы рисованию через знакомство детей с живописью.

Потребность к красоте и доброте у ребёнка отмечается с первых дней его жизни. Едва освоив элементарные движения, малыш тянет руки к красивой, яркой игрушке и утихает, услышав звуки  музыки. И есл...

90 лет Югра Проект с детьми старшей группы «Приобщение дошкольников к народной культуре через знакомство с праздниками и традициями родного края» 90 лет Югре

МАДОУ МО г. Нягань «Детский сад №10 «Дубравушка»Воспитатели: Савина Е.И               Проект с детьми старшей гр...

Проект «Приобщение дошкольников к народной культуре через знакомство с праздниками и традициями родного края»

laquo;Приобщение дошкольников к народной культуре через знакомство с праздниками и традициями родного края»...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию (ознакомление с миром природы) для детей подготовительной группы № 9 на тему «Знакомство детей с животными жарких и холодных стран»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад № 293 городского округа город Уфа Республики Башкортостан...