Проект "Соль"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Дёшина Анастасия Леонидовна

Проект « Соль» в подготовительной группе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_sol.docx183.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

 Сузунского района Сузунский детский сад №2

Проект « Соль» в подготовительной группе «В» на 2017 учебный год

Составили воспитатели:

 Дёшина А.Л., Кривошеина Н.А.

Сузун 2016 год

Вид проекта: исследовательский, информационный.

Реализация проекта: 4 месяца (Январь, Февраль, Март, Апрель)

Участники проекта: дети, родители, воспитатели

Цель проекта:

  • Создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста готовности самостоятельно изучать окружающий мир, решать задачи в процессе поисковой деятельности.

Задачи:

  • Расширить представления о полезном ископаемом – соль, добычи  и ее применении человеком.
  • Сформировать у детей представления о вреде и пользе соли.
  • Обогатить общие представления детей о здоровье человека.
  • Приобщать к элементарному, доступному возрасту экспериментированию.
  • Демонстрировать родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе реализации проекта.
  • Способствовать формированию у детей уверенности в своих мыслительных и интеллектуальных способностях и возможностях.
  • Воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.
  • Расширять кругозор посредством приобщения к накопленному человечеством опыту познания мира.

Актуальность проекта:

Ребенок по своей натуре – исследователь. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление детей наблюдать и экспериментировать с успехом проявляется в поисковой деятельности. Считаем одним из наиболее эффективных методов организации поисковой деятельности детей – метод проектирования. На наш взгляд, главное достоинство метода проектирования заключается в том, что детям предоставляется возможность самостоятельно или с небольшой помощью взрослых:

  • принять и освоить цель, актуальную для них;
  • выявить, установить реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта;
  •   оказывать помощь участникам деятельности, делиться собственным опытом со сверстниками;
  • обсуждать результаты деятельности каждого члена творческой группы, не воспринимая чужие успехи как поражения.

Многих ребят родители возят летом к морю и на соленое озеро. Вернувшись, ребята в беседе делятся своими впечатлениями об отдыхе. Семья одного из моих воспитанников, ездила отдыхать на берег соленого озера. Вернувшись после , Паша поделился  полученными впечатлениями, самым ярким было то, что купаясь в озере, он легко держался на воде, и не тонул, вода была очень, очень соленая, и у берега моря  было много соли. В ходе беседы  задан вопрос детям: - Кто может сказать, почему Паша не тонул?  У ребят это явление вызвало бурю эмоций, они высказывали свои мнения, спорили. Детей это очень заинтересовало. Мы решили исследовать соль как полезное ископаемое. Поставили перед собой цель: изучить свойства соли, полезные и вредные качества соли для здоровья человека, нахождение в природе и способы добычи соли. Выдвинули гипотезу – если мы проведем исследование, опыты и эксперименты с солью, изучим познавательную литературу, то мы расширим свои знания о соли как полезном ископаемом и выявим вредные качества соли для здоровья человека и окружающей природы.

Прогнозируемы результаты:

  1. Дети получат первичные  представления о соли, как о полезном ископаемом, имеющем полезные и вредные свойства и качества.
  2. Пополнение предметно-развивающей среды: обогащение опытно-экспериментальной лаборатории образцами соли.
  3. Обогащение опыта детей проводить опытно – экспериментальную деятельность.
  4. Приобретут  простейшие представления о  разных способах сохранения здоровья.


Тематические блоки ( планирование)

Январь: Подготовка, сбор материала, работа с родителями.

Февраль

  • 6.02 понедельник   Беседа « Что мы знаем о соли»
  • 8.02 среда  Видео   « Откуда берется соль»
  • 9.02 четверг      Опыт ( кристалл)

  • 13.02 понедельник   Соль волшебница
  • 15.02 среда         Загадки про соль.
  • 16.02 четверг      Рисование солью (выставка зима)

  • 20.02 понедельник « Добыча соли» (видео)
  • 22.02 среда        Пословицы
  • 27.02 понедельник Беседа « Как применяет соль человек»

Март

  • 1.03 среда  сказка « Соль» (1)
  • 2.03 четверг   Окрашивание соли.
  • 6.03 понедельник   поделки для мамы (ваза)
  • 9.03 четверг  
  • 13.03 понедельник видео « Соль польза и вред»
  • 15.03 среда Соль и золото.
  • 16.03 четверг  Опыт « Волшебный шарик»
  • 20.03 понедельник   Дидактическая игра « Угадай на вкус»
  • 22.03 среда   чтение « Соль в кушанье»
  • 23.03 четверг  опыт « Снежная ветка»
  • 27.03 понедельник  ННОД « Польза соли для человека»
  • 29.03 среда   Чтение « Соль» (2)
  • 30.03 четверг  Рисование

Апрель

  • 3.04 понедельник   « Вред соли для человека»
  • 5. 04 среда   « Выбери правильное слово»
  • 6.04 четверг   опыт « Как соль влияет на рост растений»
  • 10.04 понедельник  « Как получают сахар и соль»
  • 12.04 среда  «Сказка о соли и сахаре»
  • 13.04 четверг   опыт
  • 17.04 понедельник  « По следам соли» презентация
  • 19.04 среда   « Попади в цель мешочком на голове»
  • 20.04 четверг  опыт « Волшебное яйцо»
  • 24.04 понедельник  ННОД « Что мы знаем о соли» (Итог КВН)
  • 26.04 среда  « Что, для чего»
  • 27.04 четверг  рисование

F:\подготовительная группа\Проект Соль\пословицы про соль.jpg

F:\подготовительная группа\Проект Соль\сказка про соль.jpg

Соль (СКАЗКА)

В некоем городе жил-был купец, у него было три сына: первый — Федор, другой — Василий, а третий — Иван. Жил тот купец богато, на своих кораблях ходил в чужие земли и торговал всякими товарами.

В одно время нагрузил он два корабля дорогими товарами и отправил их за море с двумя старшими сыновьями. А меньшому сыну ничего не доверял по торговле.

Вот как узнал меньшой сын, что его братья за море посланы, тотчас явился к отцу и стал у него проситься в иные земли — себя показать, людей посмотреть.

Купец долго не соглашался:

Ты и головы домой не привезешь! — но все же и ему дал корабль с самым дешевым грузом: с бревнами, тесом и досками.

Собрался Иван в путь-дорогу, отвалил от берега и скоро нагнал своих братьев.

Плывут они вместе по синему морю день, другой и третий, а на четвертый поднялись сильные ветры и забросили Иванов корабль в дальнее место, к одному неведомому острову.

Ну, ребята, — закричал Иван корабельным работникам, — приворачивайте к берегу!

Пристали к берегу, он вылез на остров, приказал себя дожидаться, а сам пошел по тропинке; шел, шел и добрался до превеликой горы, смотрит — в той горе не песок, не камень, а чистая русская соль.

Вернулся назад к берегу, приказал работникам все бревна и доски в воду покидать, а корабль нагрузить солью.

Как скоро это сделано было, отвалил Иван от острова и поплыл дальше.

Долго ли, коротко ли, близко ли, далеко ли — приплыл корабль к большому богатому городу, остановился у пристани и якорь бросил.

Иван — купеческий сын сошел в город и отправился к тамошнему царю бить челом, чтобы позволил ему торговать по вольной цене; а для показу понес узелок своего товару — русской соли.

Тотчас доложили про его приход государю; царь его позвал и спрашивает:

Говори, в чем дело — какая нужда?

Так и этак, ваше величество! Позволь мне торговать в твоем городе по вольной цене.

А каким товаром торги ведешь?

Русской солью, ваше величество!

А царь про соль и не слыхивал: во всем его царстве без соли ели. Удивился он, что такой за новый, небывалый товар?

А ну, — говорит, — покажь!

Иван — купеческий сын развернул платок; царь взглянул и подумал про себя: «Да это просто-напросто белый песок!» И говорит Ивану с усмешкою:

Ну, брат, этого добра у нас и без денег дают!

Вышел Иван из царских палат весьма печален, и вздумалось ему: «Дай пойду в царскую кухню да посмотрю, как там повара кушанья готовят — какую они соль кладут?»

Пришел на кухню, попросился отдохнуть маленько, сел на стул и приглядывается. Повара то и дело взад-вперед бегают: кто варит, кто жарит, кто льет, а кто на сковороде яйца бьет.

Видит Иван — купеческий сын, что повара и не думают солить кушанья; улучил минутку, как они все из кухни повыбрались, взял да и всыпал соли, сколько надобно, во все ествы и приправы.

Наступило время обед подавать; принесли первое кушанье. Царь отведал, и оно ему так вкусно показалося, как никогда прежде; подали другое кушанье — это еще больше понравилось.

Призвал царь поваров и говорит им:

Сколько лет я царствую, а никогда так вкусно вы не готовили. Как вы это сделали?

Отвечают повара:

Ваше величество! Мы готовили по-старому, ничего нового не прибавляли; а сидит на кухне тот купец, что приходил вольного торгу просить, уж не он ли подложил чего?

Позвать его сюда!

Привели Ивана — купеческого сына к царю.

Виноват, царь-государь! Я русскою солью все ествы и приправы сдобрил; так в нашей стороне водится.

А почем соль продаешь?

Иван смекнул, что дело на лад идет, и отвечал:

Да не очень дорого: за две меры соли — мера серебра да мера золота.

Царь согласился на эту цену и купил у него весь товар.

Иван насыпал полон корабль серебром да золотом и стал дожидаться попутного ветра; а у того царя была дочь — прекрасная царевна, захотелось ей посмотреть на русский корабль, и просится она у своего родителя на корабельную пристань. Царь отпустил ее.

Вот она взяла с собой нянюшек, мамушек и красных девушек и поехала русский корабль смотреть. Иван — купеческий сын стал ей показывать, как и что называется: где паруса, где снасти, где нос, где корма, и завел ее в каюту; а работникам приказал — живо якоря отсечь, паруса поднять и в море выходить. И как было им большое поветрие, то они скоро ушли от того города на далекое расстояние.

Царевна вышла на палубу, глянула — кругом море. Иван — купеческий сын начал ее утешать, уговаривать. Царевна скоро улыбнулась и перестала печалиться.

Долго ли, коротко ли плыл Иван с царевною по морю, нагоняют его старшие братья; узнали про его удаль и счастье и крепко позавидовали; пришли к нему на корабль, схватили его за руки и бросили в море, а после кинули промеж себя жребий, и большой брат взял царевну, а средний — корабль с серебром и золотом.

И случись на ту пору, как сбросили Ивана с корабля, плавало вблизи одно из тех бревен, которые он сам же покидал в море. Иван ухватился за то бревно и долго носился с ним по морским глубинам; наконец прибило его к неведомому острову.

Вышел он на землю и пошел по берегу. Попадается ему навстречу великан с огромными усами, на усах рукавицы — вачеги — висят: после дождя сушит.

Что тебе здесь надобно? — спрашивает великан.

Иван рассказал ему все, что случилося.

Хочешь, я тебя домой отнесу? Завтра твой старший брат на царевне женится; садись-ка ко мне на спину.

Взял его, посадил на спину и побежал через море; тут у Ивана с головы шапка упала.

Ах, — говорит, — ведь я шапку сронил!

Ну, брат, далеко твоя шапка — верст с пятьсот назади осталась, — отвечал великан.

Принес он его на родину, спустил наземь и говорит:

Смотри же, никому не хвались, что ты на мне верхом ездил; а похвалишься — худо тебе будет.

Иван — купеческий сын обещал не хвалиться, поблагодарил великана и пошел домой.

Приходит, а уж там все за свадебным столом сидят. Как увидала его прекрасная царевна, тотчас выскочила из-за стола, бросилась на шею.

Вот, — говорит, — мой жених, а не тот, что за столом сидит!

Что такое? — спрашивает отец.

Иван ему рассказал про все, как он солью торговал, как царевну увез и как старшие братья его в море спихнули.

Отец рассердился на больших сыновей, согнал их со двора долой, а Ивана женил на царевне.

Начался у них веселый пир; на пиру гости подпили и стали хвастаться: кто силою, кто богатством, кто молодой женой. А Иван сидел, сидел да спьяна и сам похвастался:

Это что за похвальбы! Вот я так могу похвалиться: на великане через море верхом проехал!

Только вымолвил — в ту же минуту является у ворот великан:

А, Иван — купеческий сын, я тебе приказывал не хвалиться мною, а ты что сделал?

Прости меня! — говорит Иван купеческий сын. — То не я хвалился, то хмель хвалился.

А ну покажи: какой-такой хмель?

Иван приказал привезть сороковую бочку вина да сороковую бочку пива; великан выпил и вино и пиво, опьянел и пошел все, что ни попалось под руку, ломать и крушить. Много недоброго натворил: сады повалял, хоромы разметал! После и сам свалился и спал без просыпу трое суток.

А как пробудился он, стали ему показывать, сколько он бед наделал; великан страх как удивился и говорит:

Ну, Иван — купеческий сын, узнал я, каков хмель; не пей, не хвались же ты мною отныне и до веку.

Вот и сказке Соль (Россия) конец, а кто слушал — огурец!

Соль (сказка)


Жил на свете король: король как король — в золочёном кресле сидел, на голове корона. И было у него три дочери.
Все три красивы, да не одинаковой красой. Старшая пышна, как роза. Средняя горда и стройна, словно лилия. А младшая… Младшую только с фиалкой лесной и сравнишь. С фиалкой, что прячется в траве под листиком, свою красу от всех таит. Не всякий её приметит, а кто разглядит — вовек не забудет, станет она тому милее самых ярких садовых цветов.
Король, ясное дело, всех трёх дочерей любил. Двух старших — королевской любовью, а младшую — отцовской. Как взглянет на неё, так и тает у него сердце в груди, словно воск перед огнём.
Вот однажды гулял король с дочерьми по саду и спросил их:
— Скажите мне, каждая в свой черёд, как вы нас, своего отца, любите.
— Государь, — ответила старшая, — если на одну чашу весов положить мою любовь, а на другую — всё золото, что на свете есть, ни одна не перетянет. Люблю вас, как золото.
— Ну, что ж, — сказал король, — коли золото не перетянет, значит, крепко ты нас любишь.
— Государь, — заговорила средняя, — если собрать в одну груду все драгоценные каменья, блеск их сравнится с сиянием любви к вам в моём сердце. Люблю вас, как драгоценные камни.
— Вижу, дочь, что и ты нас дорого ценишь. А ты, моя маленькая голубка, что ответишь?
Помолчала младшая королевна и так сказала:
— Как соль, я люблю вас, государь мой отец.
Нахмурился король.
— Подумай, дочка, опомнись! Что ты говоришь? Нас, короля, с простой солью равняешь…
Склонила королевна голову и повторила:
— Люблю вас, государь мой отец, как соль. Потому что соль дороже золота и драгоценных каменьев.
Тут король сделался словно грозовая туча, что сейчас загремит громом. Так и случилось: заблестела в королевских очах молния, прогремел гневный голос:
— Вот тебе наше слово! Тогда тебя прощу, когда соль и вправду станет дороже золота и драгоценных камней. А такого никогда не будет! Иди прочь с моих глаз! Видеть тебя не хочу, знать тебя не желаю!
Тихонько заплакала королевна и пошла из сада.
В коморке под лестницей разыскала она бедную служанку, что вечно золу выгребала да кастрюли чистила, и выпросила у неё старое платье. Не хотела, чтобы её по дорогому наряду узнали. Боялась опозорить отца, что родную дочь из дому выгнал.
Ушла королевна из дворца, куда глаза глядят, куда ноги ведут.
А король велел отныне забыть, что была у него когда-то третья дочь, велел никогда её не поминать ни словом, ни помыслом.
Королевский указ — приказ. Если кто и вспоминал о младшей королевне, то втихомолку, от людей таясь.
Скоро сосватал заморский королевич старшую дочь, что была пышна, как роза. И отдал король за ней в приданое почти всё золото из королевских кладовых. Так сказал:
— Любит она нас, словно золото, сама говорила. Пускай же в чужом королевстве ей золото о нас напоминает.
Забрала золото старшая дочь, уехала и думать об отце забыла.
Каждому цветку свой черёд. Не засиделась и средняя дочь, стройная и гордая, как лилия. За ней король дал в приданое почти все драгоценные камни из королевских кладовых.
— Пусть их блеск, — сказал, — напоминает ей о сиянии нашего лица.
Уехала и эта дочь в далёкое царство и до конца своих дней ни разу об отце не вспомнила.
Живёт король один в большом дворце. Нет при нём дочерей…
Да ведь была у него когда-то младшая, любимая дочка. Где она теперь? Что с ней?
А с младшей королевной вот что случилось. Обида и горе гонят её всё дальше и дальше. День идёт, ночь под стогом ночует. На рассвете опять в путь пускается. Так и забрела в густой лес на границе королевства, где ни тропок, ни дорожек нет. Совсем заблудилась, куда идти, не знает.
Вдруг из тёмной пущи, из лесной гущи вышла ей навстречу старушка. Вся сгорбленная, посохом подпирается, за спиной вязанка хвороста. Как ни устала королевна, сняла с её плеч вязанку, на свои плечи перекинула.
— Вижу, вижу, доброе у тебя сердце, девушка, — сказала старушка. — Да нет твоей доброте приюта. Идём ко мне.
Привела королевну в свою избушку. Стали вместе жить. Королевна ей ничего не рассказывает. Старушка девушку ни о чём не спрашивает. А дружно, ладно живут. Всей домашней работе королевна научилась: и очаг топит, и воду носит из ручья, и хлеб в жаркой печи печёт.
Вот однажды полоскала она бельё в озере. Тут послышался топот коня, и выехал из леса молодой охотник. На шапочке перо, в руке лук, у пояса в колчане стрелы, к седлу два зайца приторочены. А на кафтане королевские знаки нашиты.
Увидел охотник девушку, остановил коня. Смотрит, словно зачарованный, глаз с неё не сводит. Острые стрелы в его колчане любую дичь сразят, да сейчас ему не до охоты. Самого пронзила стрела, что острее всех стрел на свете. Любовью та стрела зовётся.
И девичье сердце та стрела пронзила. Зарделись стыдливым румянцем щёки у королевны, подхватила она бельё и бросилась бежать.
Прибежала к старушке, плачет и смеётся, слова не вымолвит.
— Знаю, знаю, — говорит старушка, — он в лесу часто охотится, в озере коня поит.
— Ну, так я больше к озеру не пойду, — отвечает королевна. — Ведь он королевич, а я бедная девушка.
Старушка головой покачала.
— Ничего ты мне не рассказывала, да мне слов и не нужно. Всё я ведаю, все твои тайны мне открыты. И ты, как он, королевского рода. Настанет пора вернуться тебе к отцу. Вернёшься, тогда и королевич твоим будет.
— Нельзя мне! Государь мой отец сказал, что меня дочерью признает, если соль станет дороже золота и драгоценных каменьев.
— Как он сказал, так и исполнится, — старушка ответила.
На следующее утро на ранней зорьке открыла королевна глаза, смотрит — нет старушки, и посоха её нет. Значит, ушла куда-то.
Ждёт, ждёт королевна с утренней зари до вечерней, с вечерней до утренней, да опять до вечера, да опять до утра…
Не раз, не два приезжал королевич на берег озера и к избушке подъезжал. Только пряталась от него королевна. За куст схоронится либо под елью притаится. Он уедет — она слёзы льёт.
А тем временем в королевстве её отца чудные дела твориться стали.
Прибежал к королю повар, докладывает:
— Ваше королевское величество, беда у нас случилась: растаяла вся соль, солить нечем.
— Что за беда! — пожал плечами король. — Соль растаяла — соли чем-нибудь другим.
— Эх, ваше королевское величество, её ничем не заменишь.
— Ну, не соли совсем!
Так и ушёл бедный повар на кухню.
Подали королевский обед. Король попробовал одно блюдо — есть не стал, попробовал второе — в сторону отодвинул. Призвал повара и говорит:
— Где хочешь, соль достань! Хоть купи, хоть отними. Повар отвечает:
— Ах, ваше королевское величество, во всём королевстве соли не осталось.
Делать нечего! День король поголодал, на второй без соли поел, на третий — на еду смотреть не хочет.
Созывает совет. Советуется, где соли раздобыть.
Советники головами качают. Плохи дела в королевстве, люди болеть начали, коровы молока не дают, у овец шерсть повылезла. Сулили за соль золото и драгоценные каменья, да никто не продаёт. Надо бы к морю обозы послать, где солевары соль варят. Да высадились там на берег войска, тьма-тьмущая — соседние короли меж собой войну затеяли. Ни пройти, ни проехать.
Скоро и сам король занемог. И вспомнил он свою младшую дочь.
«Дурень я, старый дурень! — сокрушается. — Ведь младшая дочка меня и впрямь больше всех любила. А я ничего не понял! Да как её вернуть? Где-то она теперь?»
А королевна в лесной избушке тоже одна горюет, об отце вспоминает.
Просыпается как-то утром, видит — вернулась старушка. Хлопочет, что-то в мешочек насыпает.
— Здравствуй, бабушка, — обрадовалась королевна.
Старушка отвечает:
— Здравствуй, моя красавица, и прощай! Иди к отцу. Всё как по писанному, как по сказанному сделалось. Дам я тебе соль в мешочке, дороже она теперь золота и самоцветов. И ещё возьми вот этот прутик. Когда повеет тебе в лицо тёплый ветер, пойдёшь ему навстречу. Пройдёшь три долины, три вершины, ударишь прутиком о землю, и расступится перед тобой земля. Там ты найдёшь своё приданое.
Жалко было королевне со старушкой расставаться. Однако поплакала, попрощалась и пошла.
Шла, шла и пришла ко дворцу своего отца, где она родилась, где выросла. Хотела во дворец войти, а стража её не пускает.
— Иди, — говорят, — прочь, девушка! Король болен, никого видеть не хочет.
Королевна отвечает:
— Несу я королю такой подарок, что его сразу вылечит.
То ли поверила стража, то ли не поверила, а пропустила девушку.
Знакомыми лестницами, знакомыми переходами поднялась девушка в королевскую опочивально и низко поклонилась королю. Хочется ей обнять отца, поцеловать ему руку, да не смеет.
Не узнал отец своей дочери.
— О чём пришла просить, девушка? — спрашивает.
— Прикажите принести кусок хлеба, ваше величество.
Хлопнул в ладони король, приказал принести ломоть хлеба. Взяла девушка хлеб, круто посолила из своего мешочка и поднесла к устам. Король увидел соль, даже затрясся весь.
— Дай и мне кусочек, — просит.
Съел хлеб, круто посоленный, и на ноги вскочил.
— Вот теперь я здоров! До чего же вкусно! Чем тебя отблагодарить, девушка? Чего ты в дар хочешь?
— Хочу вашей любви, государь мой отец! Любите меня, как соль! Больше мне ничего не надо.
Тут король и узнал свою дочь, к груди прижал. Нарадовались они, наговорились.
А уж люди прослышали, что вернулась под отчий кров младшая королевна, да ещё мешочек соли с собой принесла.
Потянулись люди ко дворцу. Королевна никому не отказывает, хоть немножко соли, да даст.
Стал пустеть мешочек. Король чуть не плачет, дочку уговаривает:
— Что ты делаешь, неразумная! Как же мы сами без соли жить будем?!
— Как ваши подданные, так и мы проживём, — отвечает королевна.
Только отдала королевская дочь последнюю щепотку, подул ей в лицо сильный тёплый ветер. Взяла королевна прутик и пошла навстречу ветру за приданым, что старушка сулила.
Прошла три долины, взошла на три вершины и ударила прутиком о землю. С грохотом земля расступилась, скалы раздвинулись, и открылся перед ней ход в пещеру.
Смело королевна туда вступила и тотчас зажмурилась. Блестят и искрятся стены пещеры, чертог за чертогом вглубь уходят. Ни в каком дворце такой красы не увидишь! Дивные травы радугой переливаются, звенят тихонько. Цветы что драгоценные камни сверкают. Озирается королевна и думает: то ли из стекла тут всё, то ли изо льда?
Вдруг слышит голос:
— Не изо льда, не из стекла всё тут, королевна! Это соляное царство. Соль — твоё приданое!
Голос знакомый. Будто старушка с ней в бедной хижине разговаривает. А самой старушки не видать нигде.
— Рада я такому приданому, — вымолвила королевна, — да жаль эту красу рушить.
Отвечает ей старушкин голос:
— Не бойся, королевна, много чертогов в соляном дворце, вновь та краса возродится. Не иссякнет соль в подземном царстве.
Смолк голос. А королевна сняла с головы платок, набрала в него соли и домой пустилась за три вершины, через три долины. Кого ни встретит, делится доброй вестью, рассказывает, как пройти к соляной пещере.
Ох, как обрадовался король! Позвал повара и велел закатить пир, какого никто не видывал.
Уж каких только яств повар не наготовил — и жареное, и пареное, и печёное, и варёное! Только на радостях пересолил малость все блюда, но гости не жаловались, каждый ел, сколько мог, да похваливал.
Гостей съехалось превеликое множество. И среди них — кто бы вы думали?! — тот самый молодой охотник, королевич из соседнего королевства.
Опустила королевна ресницы, из-под ресниц лишь на него и глядит. А он, как увидел королевну, словно окаменел. Весь вечер храбрости набирался и, когда начались танцы, подошёл к ней сказал:
— Не бывает такой красоты дважды. А я поклясться готов, что не во сне вас в первый раз увидел. Откройте мне эту загадку, королевна.
Королевна лукаво усмехнулась.
— И я молодого охотника у озера не во сне видела!
Дальше и рассказывать нечего. Это про беды да горе долог рассказ. А про счастье что долго говорить! Счастье — оно счастье и есть. Всякому понятно.
Вышла королевна замуж за королевича, как старушка обещала.
Отшумела свадьба. Говорит королевна молодому мужу:
— Надо старушку навестить, что мне второй матерью стала. Если б не она, не встретились бы мы с тобой.
Поехали в дальний лес. Королевна хорошо дорогу знала, да не нашла лесной избушки. Вдоль и поперёк весь лес обыскали — и следа избушки нет. И старушка куда-то пропала.
Верно, сделала волшебница своё доброе дело и навсегда ушла из этого леса.

Сказка «Соль и золото»

Было у короля три дочери. Состарившись, король решил сделать королевой ту из дочерей, которая его больше любит. Созвал король дочерей и спрашивает: - Как вы, доченьки, любите меня?
- Как золото, - ответила старшая дочь.
- Как венок свой зеленый, - сказала средняя.
- Как соль, - сказала младшая, Марушка.
Разгневался тут король на младшую дочь и прогнал ее прочь из королевского дворца. А добрая волшебница, узнав о печальной судьбе Марушки, решила проучить короля. И по ее волшебному велению в стране, где правил старик-король, в один прекрасный день исчезла вся соль. Все, что готовили самые искусные повара, было пресным и невкусным.
И пришлось королю у иностранных купцов покупать соль по баснословным ценам. Тогда король понял, какая необходимейшая вещь - щепотка соли.

Сказка о соли и сахаре

Как-то ночью Соль решила отправиться в поход. Она и раньше слышала, что в походе соль – очень нужная вещь, её обязательно берут с собой.

- Неужели я одна не смогу мир повидать? – подумала она.

Соль вылезла из мешочка, в котором жила. Это была худенькая девочка с растрепанными волосами. Она заплела волосы в косички с бантиками, одёрнула юбочку и отправилась в поход. Но не успела Соль и со стола спрыгнуть, как её окликнул Сахар. Он жил не в простом мешочке, как Соль, а в красивой металлической сахарнице, а потому очень гордился собой.

- Эй, Соль, ты куда?

- Решила я, Сахар, в поход отправиться, мир повидать.

- Ух, ты! Я тоже хочу, — идея похода пришлась Сахару по душе, увлекла его.

- Ну, что же, пойдём вместе, — согласилась Соль. Вдвоём веселее.

Сахар перелез через край сахарницы и спрыгнул на стол. Это был пухленький, но очень ловкий мальчик в комбинезоне с большими карманами. В них он наложил сладкой провизии из своей сахарницы, и друзья отправились в поход.

Выйдя на улицу, путники остановились. Стояла тихая зимняя морозная ночь.

- Как красиво! – Воскликнула Соль. Такой блестящий снег, очень на соль похож.

- А какой лёд чистый и гладкий, – подхватил Сахар – точно леденец!

Друзья долго выбирали, по какой дорожке им пойти, и, наконец, выбрали ровную ледяную. По такой дороге идти ведь легче. Они спрыгнули с порога и пошли. Сначала всё, и, правда, было хорошо, они шли легко и быстро. Но потом, почему-то, Соль начала проваливаться! Она то и дело спотыкалась, проваливаясь в непонятно откуда бравшуюся воду.

- Да что с тобой? – занервничал ничего не понимающий Сахар.

- Не знаю! — Соль почти плакала, — колдовство какое-то.

- И никакого тут колдовства нет. Глупости! – возмутился Снеговик, мимо которого Соль и Сахар как раз проходили.

- А откуда тогда берётся вода? Её же только что не было? – хором спросили друзья.

- И почему именно у меня под ногами, — всхлипнула Соль.

- Всё правильно, — тоном знатока произнёс Снеговик, -  ведь соль заставляет лёд таять.

- Как???

- А вот как. Когда ты, Соль, наступаешь на лёд, то от толчка лёд немного разогревается. Совсем немного, но этого хватает, чтобы чуть-чуть льда растаяло, и образовалась микроскопическая лужица.

- А под моими ногами лужицы не образуется? – испугался Сахар.

- Образуется и у тебя, не перебивай. Ну вот, у Соли под ногами появилась микроскопическая лужица воды, и немного соли в этой воде растворилось. А замёрзнуть снова она не может, потому что температура замерзания солёной воды гораздо ниже, чем обыкновенной. А дальше этот процесс лавинообразно расходится во все стороны. Вот Соль и проваливается. А сахар просто эту микроскопическую частичку воды впитывает и больше ничего не происходит.

- То-то я чувствую, что идти тяжелее становится, но подумал, что просто устал, — задумчиво произнёс Сахар.

- Что же нам делать? Мне, значит, в поход дальше идти нельзя? – совсем расстроилась Соль.

- А я один не пойду, — насупился Сахар.

- Как хорошо, что вы такие дружные, — улыбнулся Снеговик, — и это не удивительно, вы же очень похожи, почти родственники. Оба кристаллы в форме кубика, если смотреть в микроскоп.

- А вы откуда знаете? – Снеговик так много всего знал, что Сахар не решился обратиться к нему на «ты».

- Солью у нас утром дворники часто лёд посыпают, чтобы людям было не скользко ходить. А про микроскоп и кристаллы дети вчера говорили, так я и запомнил.

От сознания того, что таяние льда при столкновении его с солью кому-то может быть полезно, порадовало Соль. Она улыбнулась и перестала всхлипывать, подумав при этом, что прогулка ночью по улице её, собственно, и не очень-то нужна. А Сахар вдруг вспомнил, что за завтраком Сеня ну никак без него не станет есть кашу.

- Ребята, возвращайтесь-ка вы домой. – Снеговик видел, что Соль и Сахар уже и сами задумались над этим. – Вы нужны людям. И если соль и сахар не найдут утром на кухонном столе, все очень расстроятся. Несладкая каша и чай, несолёный суп – это невкусно.

- Ты прав, прав, конечно, — согласился Сахар.

- Пойдём, пойдём скорее домой. — Соль побежала по дорожке назад, — Я придумала, теперь мы отправимся путешествовать по дому!

Снеговик засмеялся, провожая взглядом друзей. Какие они неугомонные. Потому так легко и в воде растворяются, на маленькие кристаллики распадаются. Тогда они ещё быстрее бегать могут. Путешествия Соли и Сахара не заканчивается!

Для детей и малышей загадки про соль

http://ljubimyj-detskij.ru/images/skaz-iko.pngРодилась я в воде, загадка

автор: Юрий Чистяков

Родилась я в воде

И по вкусу будут мне:

Мясо, рыба и капуста,

Помидор, арбуз и сало,

Огурец, растёт что густо.

Может, хватит или мало? 

                      (СОЛЬ)

Этот камень можно есть

автор: Александр Измайлов Митрофанович

Этот камень можно есть,

Он в слезах и поте есть.

Не вкусна в борще фасоль

Если пожалели 

                               (СОЛЬ).

Соль. загадка

автор: Олег Карелин

Рассказать обо мне хоть немножко позволь.

У меня на Земле очень важная роль:

Я от порчи храню сало, овощи, рыбу.

В море есть я в воде, а в земле лежу - глыбой,

Без меня суп - не суп, и салат - не салат,

Нет меня - и невкусно, и повар не рад.

В рану, глаз попаду - будет едкая боль.

Как назвали меня, догадался ты? ...(СОЛЬ).

http://ljubimyj-detskij.ru/images/skaz-iko.pngЗагадки для ребят. Соль

автор: Лариса Зимина

Хоть неприметна я всегда,

Но без меня никак нельзя - 

Когда варится еда,

Чтоб была она вкусна,

Меня в меру, чур бери,

Только не ...

                  (соль)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Соль – полезна или вредна для здоровья человека?»

Тема проекта«Соль – полезна или вредна для здоровья человека?» Творческое название«Соль – полезна или вредна для здоровья человека?»ПроблемаНедостаточность знаний  детей и родителей о ...

Исследовательско-творческий проект «Соль-волшебница» с детьми 6-7 лет.

Цель данного проекта: изучить, расширить и обобщить знания детей о соли,ее свойствах, о пользе и вреде, сформировать представления о соли как необходимом для человека продукте.Одной из основных задач ...

Дневник наблюдений и опытов в исследовательском проекте «Соль - волшебница».

Цель ведения дневника наблюдений и опытов:-узнать, зачем нужна соль, можно ли обойтись без неё, почему соль разная;- исследовать свойства соли опытным путем;- стимулировать познавательную активность;-...

Исследовательский проект "Соль-вред или польза?"

Проект для детей старшего дошкольного возраста, в котором гармонично сочетаются традиционные и современные педагогические технологии, интеграция различных видов деятельности детей и взрослых (исс...

Познавательно - исследовательский проект "Соль дороже золота"

Реализация проектов показывает, что дети старшего дошкольного возраста усваивают естественнонаучные понятия, далеко выходящие по сложности за пределы образовательной программы. Постепенное усложнение ...

проект "Соль-друг, соль-враг"

Проект образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группеТема: «Соль – друг, соль – враг »...

Проект "Соль - друг, соль- враг"

Проект "Соль-друг, соль - враг" и презентация к проекту "  Соль-друг, соль-враг"...