Исследовательский проект "Соль-вред или польза?"
проект (старшая группа) на тему

Акиленко Лариса Михайловна

Проект для детей старшего дошкольного возраста, в котором гармонично сочетаются традиционные и современные педагогические технологии, интеграция различных видов деятельности детей и взрослых (исследовательская, поисковая, творческая, изобразительная, игровая).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt._sol_-_vred_ili_polza.doc168.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Белоярского района   «Детский сад комбинированного вида «Берёзка г. Белоярский»

Исследовательский проект

«Соль - вред или польза?»

Проект выполнили:

                                                                                                   Дети старшей группы

                                                                                    Воспитатели: Акиленко Л.М.

Цой Л.Р.

Белоярский 2016г.

Модельно-информационная карта проекта «Соль наш друг или враг»

Автор:  Акиленко Лариса Михайловна, Цой Людмила Радионовна

Руководитель:  Акиленко Лариса Михайловна, Цой Людмила Радионовна

Место проведения:  г.Белоярский

Адрес: МАДОУ «Д/сад «Березка»,  ул.Строителей 20

Телефон:  2-17-51

Вид, тип: проекта: коллективный, исследовательский.

Цель: Определить пользу или вред оказывает соль на организм человека и на окружающие нас предметы.

Содержание проекта:  Сроки проведения: среднесрочный

Участники: Дети 22 человек, родители, воспитатели группы

Возраст детей: 5 лет  

Продукт проекта:  публичная защита проекта

«Соль наш друг или враг»

Гипотеза:  действительно ли соль оказывает отрицательное воздействие на здоровье человека.

Объект исследования:  соль

Цель: Познакомиться  с разным состоянием соли (кристаллы, водно-соляной раствор) и с  ее полезными и вредными  свойствами.

Развивать у детей творческие познавательные способности в процессе исследовательской деятельности.

Задачи:

*обучающие – обобщить и систематизировать знания детей о соли  и её  свойствах. Обогатить общие представления о здоровье человека. Сформировать представления о вреде и пользе соли.

  *развивающие  – развивать интерес к исследовательской деятельности; развивать мышление и воображение; устанавливать простейшие связи, делать выводы; учить, на основе выявленных свойств, устанавливать закономерности.

*воспитательные – воспитывать социальные навыки: умение работать в группе;

Воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.

 

1 ЭТАП - Планирование

  • Постановка проблемы, определение цели и задач исследовательской работы.
  • Узнать про соль, как можно больше.
  •  Провести опыты с солью.

2 ЭТАП - Реализация

  • Беседа с детьми «Что мы знаем о соли?»
  • Подбор оборудования и материалов
  • Формирование групп детей и родителей.
  • Подбор познавательной, научной и методической литературы.
  • Проведение опытов в группе ДОУ с детьми.
  • Экскурсия в медицинский кабинет.
  • Экскурсия на пищеблок.
  • Творческая группа «Сольцы» (поделки из соли, окрашивание соли)
  • Организация и проведение опытов  в домашних условиях.
  • Чтение сказок, пословиц, поговорок.
  • Создание картотеки занимательных опытов про соль.

3 ЭТАП -  Публичная защита проекта

  •  Оформление альбома пословицы, загадки, сказки  о соли
  • Оформление альбома наблюдения опытов и экспериментов
  • Презентация результатов исследовательской деятельности.

Результаты работы

Дети обогатили свои представления о некоторых свойствах соли;

 Научилась самостоятельно ставить задачу: придумывать  и ставить опыты из предметов – заместителей; от замысла идти к конкретному результату;

 Получили опыт сотрудничества и общения с группой детей.

 Обобщили   все   накопленные знания  в виде, проведенного мероприятия перед детьми своего возраста.

Практическая значимость проекта

Материалы проекта могут быть использованы в работе с детьми других возрастных групп.

Опыт, полученный детьми во время реализации проекта,  будет способствовать усвоению новой  информации не с помощью запоминания, а через самостоятельную практическую деятельность.

Защита проекта

Слайд1

София  Здравствуйте, меня зовут София.

Рома Здравствуйте, меня зовут Роман. Наш проект называется «Соль наш друг или враг»

Слайд2

София  Однажды утром я пришла в детский сад и сказала: «Когда у меня заболело горло, мама давала мне соленую воду, что бы я полоскала его. Рома удивился, зачем полоскать солью горло? Ведь соль добавляют в пищу. Тогда воспитатель добавила, что соль нужна не только для еды», да и вообще «Без соли не проживешь». Мы призадумались, «Соль – полезна для организма или приносит вред». Тогда наши воспитатели нам предложили провести настоящее исследование.

Слайд3

Рома Первым делом мы отметили, что мы знаем о ней, что хотели бы узнать и определились где искать информацию.

Свою исследовательскую работу мы разделили на 2 части: теоретическую и практическую. Были созданы группы: историки, медики, кулинары, домохозяйки, литераторы и творческая группа «Сольцы».

Слайд4

София Историки изучали проблему о том, насколько ценным была соль для человека.

Слайд5
Рома Литераторы занялись поиском пословиц и поговорок, загадок крылатых выражений и примет о ценности соли.

Слайд6
София Для того, чтобы оценить влияние соли на организм, группа медиков побеседовала с медицинским работником детского сада Анисой Галеевной.

Слайд7
Рома Группе кулинаров захотелось узнать: когда нужно закладывать соль в различные блюда, ведь для вкусовых и питательных качеств блюд важно, на каком этапе приготовления в них добавляют соль.

Слайд8
София Домохозяйки узнавали из различных источников: книг, журналов, интернета полезные советы и рекомендации по использованию соли в быту.

Слайд9

Рома Творческая группа «Сольцы» задались вопросом, можно ли покрасить соль и сделать поделки из неё.

Слайд10

София Историки сделали вывод: соль всегда имела огромное значение в жизни человека.

Рома В далёкие времена соль считалась драгоценностью, ценилась, как золото. Её хранили в особых ларцах, меняли на товары, даже на землю. Отсюда народная примета: соль рассыпал – к ссоре, к неудаче. Мы решили, что эта примета

возникла очень давно. Ведь в прошлом соль была очень дорогим товаром. И, конечно, если кто-нибудь рассыпал соль, то его ругали, возникала ссора.

В честь соли названы города: Солигалич, Соликамск, Соль - Илецк, Усолье: реки – Усолка и Солёная.

Слайд11

София Литераторы узнали, что ценность соли породила ряд пословиц и поговорок, загадок, крылатых выражений и примет и оформили альбом.

Ещё в старину говорили: Без соли и хлеба худая беседа.

Клади соль по вкусу, да смотри не пересоли.

Без соли и хлеба – половина обеда.

Без золота прожить можно, без соли нельзя.

 

Слайд12
Рома Кулинары узнали от шеф -  повара Валентины Александровны, нашей кухни  о правильной закладке соли в блюда. Валентина Александровна сказала, что мясной бульон следует солить за 10 минут до готовности, а вот рыбный – как только закипит вода. А если неопытный кулинар слегка пересолил бульон, то можно исправить ситуацию, добавив картофелину или горстку риса – они заберут лишнюю соль.

Слайд13
София Я исследовала вместе с мамой, когда следует солить гороховый суп: до размягчения гороха или когда он уже разварился. Дома провели эксперимент: стали варить горох в двух кастрюлях. В одной – посолили горох сразу, а в другой тогда, когда он уже начал развариваться. Горох, который посолили сразу, долго не мог развариться.

Вывод: гороховый суп следует солить после того, как горох размягчится, тогда он сварится быстрее.

 От родителей мы узнали и другие полезные кулинарные советы: Пироги не пригорят на железном листе, если дно духовки посыпать солью. Если при варке в солёной воде яйцо лопнет, то оно не вытечет.

Слайд14

Рома домохозяйки выяснили, что соль полезна в быту. Вот какие рецепты мы узнали: замёрзшие оконные стёкла можно легко очистить крепким раствором соли. Чтобы живые цветы сохранить дольше, необходимо в вазу с водой насыпать немного соли. Стеклянная посуда лучше блестит, если её после мытья ополаскивают солёной водой.

Мы провели опыт с грязным бокалом, насыпали на губку немного соли и помыли бокал. Он стал чистым, даже блестел.
Вывод: С помощью соли можно мыть посуду, Соль - чистящее средство.

Слайд 15

София Творческая группа узнала, что соль можно покрасить с помощью обычного цветного мела. Окрашенную соль разместили в прозрачные баночки, они станут красивым украшением в нашей группе. Так же взяли любые раскраски и оформили картины из цветной соли.

Вывод: с помощью соли можно сотворить чудесные поделки. Рисовать солью необычно и очень интересно.

Слайд16

Рома Группа медиков узнала


Соль – наш друг. Соль нужна для образования соляной кислоты –без которой невозможен процесс пищеварения. Соль нужна для работы нервной системы человека, для работы мышц.

София  Соль – наш враг. Соль задерживает воду в организме человека, поэтому нельзя много употреблять соль при повышенном давлении, болезнях органов пищеварения, сердца, сосудов, почек.

Слайд17
Рома Соль – наш друг. Соль прекращает развитие бактерий, поэтому она является антисептиком. Мы выяснили, что дефицит соли в организме человека грозит многими болезнями органов.

София  Соль – наш враг Мы узнали, что избыток соли неблагоприятно влияет на сердечно – сосудистую систему, особенно на сосуды мозга. Для того, чтобы убедиться в этом мы решили провести следующий эксперимент.

Слайд18
Рома Мы взяли три стакана. В первый налили воду и опустили шерстяную нитку. Во втором стакане сделали слабый раствор, опустили в него нитку. В третьем стакане сделали насыщенный раствор соли, опустили нитку. Представили, что нитка – это сосуд человека. Через 5 дней мы проверили 1 стакан – без изменений. 2 стакан - нитка стала твёрдой. 3 стакан – нитка покрылась толстым слоем соли, стакан стал белый, как будто его заморозили.

Вывод: получился наглядный пример отрицательного воздействия большого количества соли на сосуды человека.

Слайд19
София  Мы провели другой опыт. Положили в банку с чистой водой сырое яйцо. Яйцо опустилось на дно стакана. Достали яйцо из банки и растворили в воде несколько ложек соли. Опустили яйцо в стакан с солёной водой. Яйцо осталось плавать на поверхности воды.

Вывод: Узнали от воспитателя, что соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть.

Слайд20
Рома Затем провели опыт с комнатными растениями растениями.  Одно растение поливали простой водой, а  другое соленой водой. На 4 день листья цветка стали желтыми и через неделю растение погибло.

Вывод: соль отрицательно влияет на рост растений в комнатных условиях.

Слайд 21

София Мы пришли к следующим выводам: соль -  соль всегда имела огромное значение в жизни человека. Исключив из  рациона соль можно нанести вред здоровью. Следовательно, является другом. Но если употреблять в большом количестве, то соль - вредна и оказывает неблагоприятное действие на здоровье

человека. Соответственно, превращается из друга во врага. Придерживайтесь принципа разумности в употреблении соли, и тогда соль окажется вам только другом.

Слайд22

Рома в результате работы мы получили  навыки исследователя, узнали много нового о свойствах соли. Пока мы еще не можем полностью понять и использовать всю полученную информацию о соли, ведь уроки химии у нас еще далеко впереди, а значит, эта тема будет и дальше раскрывать для нас свои тайны. После выполнения этой работы у нас появился маленький девиз: «Чтобы планета не кричала от боли, бери только нужное количество соли!»

Приложение 1

Экспериментирование в старшей группе

«Что мы знаем о соли. Польза и вред соли»

Цель:

  • Закрепление знаний детей о разном состоянии соли (кристаллы, водно-соляной раствор), ее добычи и полезных свойств. 

Задачи:

  • Вызвать интерес к исследованию полезного ископаемого – соли, ее свойств и качеств, характер использования человеком.
  • Наглядно показать и доказать, что соль не только полезна, но и вредна для человека и растений.
  • Воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.

Предварительная работа с детьми:

  • Беседа с детьми «Что мы знаем о соли?»
  • Подбор познавательной, научной и методической литературы.
  • Изучение с детьми познавательной и научной литературы.
  • Опытно-экспериментальная деятельность «Изучение свойств и качеств соли», «Как соль влияет на рост растений», «Кристаллизация соли», «Волшебное яйцо»;
  • Просмотр иллюстраций по теме.

Оборудование:

  • Презентация «Что мы знаем о соли?».

Для рисования:

  • Соль мелкая, стаканы-непроливайки с водой, цветной картон (холодных тонов) клей ПВА с дозатором, тонкая кисть, акварельные краски, влажные салфетки, бумажные салфетки.

Ход  занятия

На протяжении всего занятия показ слайдов «Что мы знаем о соли?».

Воспитатель: Ребята, сегодня мы будем говорить о веществе, с которым  вы хорошо знакомы. Вы догадались, о каком веществе я говорю?

Дети: Это соль!

Воспитатель: Правильно, это соль. Ребята, вспомним, что такое соль?

Ответы детей при просмотре слайдов:

  • Соль - белое кристаллическое вещество с острым, солёным вкусом. Она хорошо растворяется в воде (слайд)
  • Добывают её и в море и на суше (слайд)
  • Из воды соль получают методом испарения (слайд)

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, чем она полезна  для нашего организма?

  • В небольших количествах соль безвредна для нас. Но есть люди, которые очень чувствительны к ней и для них она вредна.
  • Она отвечает за работу мышц и необходима для пищеварения (слайд)
  • Убивает микробов в воздухе при вдыхании.
  • Её используют для оздоровления (убивает микробов в воздухе при вдыхании) (слайд)
  • Служит для сохранения продуктов питания (слайд)

Воспитатель: Ребята, говоря о пользе, которую приносит соль человеку, Даша П. вам расскажет старинную словацкую народную сказку. Дарья как называется сказка?

Ребенок рассказывает сказку «Соль и золото»

Было у короля три дочери. Состарившись, король решил сделать королевой ту из дочерей, которая его больше любит. Созвал король дочерей и спрашивает: - Как вы, доченьки, любите меня?
- Как золото, - ответила старшая дочь.
- Как венок свой зеленый, - сказала средняя.
- Как соль, - сказала младшая, Марушка.
Разгневался тут король на младшую дочь и прогнал ее прочь из королевского дворца. А добрая волшебница, узнав о печальной судьбе Марушки, решила проучить короля. И по ее волшебному велению в стране, где правил старик-король, в один прекрасный день исчезла вся соль. Все, что готовили самые искусные повара, было пресным и невкусным.
И пришлось королю у иностранных купцов покупать соль по баснословным ценам. Тогда король понял, какая необходимейшая вещь - щепотка соли.

Воспитатель: Ребята, а где больше всего соленой воды?

Дети: В море и океане.

Воспитатель: Давайте поиграем в игру.

Проводится игра  «Море волнуется… ».

Море волнуется раз,

Море волнуется два,

Море волнуется три,

Морская фигура в виде акулы замри (1)

Морская фигура в виде капитана корабля замри (2)

Морская фигура в виде медузы замри (3)

Воспитатель: Отдохнули? Теперь продолжим наш разговор.

Воспитатель: Ребята, соль не только приносит пользу, но и вред  для всего живого.

Я вам расскажу, чем соль вредна  для нашего организма и растений?

  • Соль задерживает жидкость в нашем организме, а стало быть, затрудняет работу сердца и почек. Из-за этого люди могут испытывать головные боли и страдать отёками (слайд)
  • Из нашего эксперимента с луковицами мы можем увидеть, что растения плохо растут, а в некоторых случаях даже умирают  в почве, где большое содержание соли.

Воспитатель: Ребята, мы с вами решили провести опыт с луковицей. Кто расскажет, как мы делали опыт?

Ребенок рассказывает пошагово ход эксперимента.

Воспитатель: В ходе эксперимента кой вывод мы можем сделать?

Дети: В почве где есть соль растения не растет, а значит и для человека вредна.

Воспитатель: Сделаем  выводы.

  • Соль вредный продукт, который может нанести вред здоровью человека.
  • Соль неблагоприятно влияет на рост и развитие растений.
  • Соль – полезное ископаемое, которое используется человеком в быту и на производстве.

Воспитатель: Ребята вы уже знаете, что  при помощи соли можно рисовать. Сегодня мы с вами нарисуем елочки солью. Детям раздаются заготовки бумаги с нарисованным контуром в форме  елки. Засыпаем, контур солью, считаем до 10 и ссыпаем лишнюю соль на поднос (Можно кончиком кисти добавить красок)

Воспитатель: Ребята вы молодцы!

Приложение 2

Пословицы и поговорки

  • Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.
  • Без соли и хлеба не естся, без соли и стол кривой.
  • Без соли, без хлеба худо беседа.
  • Соли не жалей, тай и есть веселей.
  • Спасибо тому, кто поит и кормит, и в двое тому, кто хлеб-соль помнит.
  • Пуд соли вместе съесть.
  • Без хлеба не сытно, без соли не сладко.
  • Соли нету, так и слова нету.
  • Речь без пословицы, все равно, что еда без соли.
  • От хлеба-соли и царь не отказывается.
  • Недосол на столе, пересол на спине.
  • За хлебом-солью каждая шутка хороша.
  • Щепотка соли делает сахар слаще.
  • Без хлеба, без соли ни кто не обедает.
  • Без хлеба, без соли худая беседа.
  • Помяни соль, чтоб дали хлеба.
  • Хлеб-соль платежом красна.
  •  Хлеб да соль и обед пошел.
  • Так, солона, что в пот бросает.
  • От хлеба-соли не отказываются.
  •   После хлеба-соли 7 часов отдыхать.
  •  Сколько ни думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь.
  • Щи капустою пригожи, а солью укусны.
  • Солью сыт не будешь; думою горя не размыкаешь.
  • Хлеб соль ешь, а правду режь.
  • Хлеб соль есть, да не про вашу честь.
  • Без соли стол кривой.
  • Хлеб, соль, да вода – молодецкая еда.
  • Хлеб да соль вам, милости просим.
  • Хлеб-соль вместе, табачок — врозь.

  • Хлеб да соль — едим свой, а ты рядом стой.
  • Разговоры большие, а хлеб-соль маленькие.
  • Сердись, бранись, дерись, а за хлебом-солью сходись.

  • Милости просим, а хлеб-соль по-старинному.
  • Хлеб-соль не бранит.
  • Без соли, что без воли: жизнь не проживешь.
  • Без соли невкусно, а без хлеба несытно.
  • Боронись хлебом и солью.
  • Соли не жалей, так есть веселей.
  • Живём — не тужим; хлеб едим, а иногда и подсаливаем.
  • Хлеб-соль — отплатное дело.
  • За хлеб-соль не платят, кроме спасибо.
  • Кто за хлеб-соль берет со странного, у того спорыньи в дому не будет.
  • Хлеб хлебу брат (о хлебосольстве).
  • За хлебом-солью все добро.

Приложение 3

Загадки про соль

http://ljubimyj-detskij.ru/images/skaz-iko.pngРодилась я в воде, загадка

Родилась я в воде

И по вкусу будут мне:

Мясо, рыба и капуста,

Помидор, арбуз и сало,

Огурец, растёт что густо.

Может, хватит или мало? 

                      (СОЛЬ)

http://ljubimyj-detskij.ru/images/skaz-iko.pngЭтот камень можно есть

Этот камень можно есть,

Он в слезах и поте есть.

Не вкусна в борще фасоль

Если пожалели 

                               (ьлос).

http://ljubimyj-detskij.ru/images/skaz-iko.pngСоль. загадка

Рассказать обо мне хоть немножко позволь.

У меня на Земле очень важная роль:

Я от порчи храню сало, овощи, рыбу.

В море есть я в воде, а в земле лежу - глыбой,

Без меня суп - не суп, и салат - не салат,

Нет меня - и невкусно, и повар не рад.

В рану, глаз попаду - будет едкая боль.

Как назвали меня, догадался ты? ...(СОЛЬ).

http://ljubimyj-detskij.ru/images/skaz-iko.pngЗагадки для ребят. Соль

Хоть неприметна я всегда,

Но без меня никак нельзя - 

Когда варится еда,

Чтоб была она вкусна,

Меня в меру, чур бери,

Только не ...

                  (соль)

http://ljubimyj-detskij.ru/images/skaz-iko.pngПовар

Без нее, ребята, повар просто как без рук,

И становится вся пища не съедобной вдруг!

Если в ранку попадет – испытаешь боль.

Вы, конечно, догадались сразу. Это…(соль)

http://ljubimyj-detskij.ru/images/skaz-iko.png От воды родился

От воды родился,

А воды боится.(соль)

http://ljubimyj-detskij.ru/images/skaz-iko.pngСоль

Меня одну не едят,

А без меня мало едят.(соль)

http://ljubimyj-detskij.ru/images/skaz-iko.png В земле родится

В земле родится,

На солнце вырастает,

В воде умирает.(соль)

http://ljubimyj-detskij.ru/images/skaz-iko.png В земле родится

В земле родился,

В огне крестился,

На воду пал –

Весь пропал.(соль)

Приложение 4

Удивительные истории о соли

Белое золото земли

Белое золото земли – поваренная соль – с незапамятных времен, является незаменимым спутником человека. Так как без соли жизнь невозможна. Этот ценный природный минерал, Обладание котором приносило богатство и власть, долгое время был предметом ссор, раздоров и государственных конфликтов и даже воин.

Соль жизненно необходима человеку, как и всем прочим живым существам. Она учувствует в поддержание и регулирование вводного баланса в организме. При хронической нехватки соли в организме возможен смертельный исход. С другой стороны смертельный исход неизбежен и при разовом переедании соль.

До появления консервов, пастеризации и холодильников соль давала возможность сохранить продукты. Поэтому она стала символом долговечности. Тысячелетие назад соль была на столько дорога, что из-за нее устраивали войны. В частности, в России в 18 веке произошел Соляной бунт, вызванный непомерно высокими ценами на соль. В отдельные исторические периоды соль ценилась на ровне с золотом. Не случайно соледобыча стала одним из самых первых промыслов в Древней Руси. Сейчас соль является дешевой из всех известный пищевых добавок, если не считать воду.

Крупнейшим в мире солончаком является солончак Уюни в Боливии. Здесь же, на солончаке Уюни, строят отели из соли.

В настоящее время в Украине в городе Соледар Донецкой области существует уникальная возможность посетить настоящую шахту. Эта украинская шахта не опасна для людей.

Главное ее отличие от большинства шахт Донбасса в том, что добывают тут… соль. Жителям Украины требовалась соль.

Ее получали многие века выпариванием из соленой воды. Но выпаривание соли – дорогостоящее дело, для этого требуется много деревьев. Долгое время ученые думали, как решить эту проблему, а 200 лет тому назад нашли месторождение соли на территории, где сейчас расположен город Соледар. Когда-то миллионы лет назад здесь находилось древнее море, которое по каким-то причинам исчезло, а запасы соли на глубине 300 метров под землей оставались. Для добычи соли здесь была вырыта шахта, которая действует и в настоящее время. Сейчас на месте выработанных рудников проводят экскурсии.

Экскурсия начинается с краткой беседы по технике безопасности. Маршрут состоит примерно из 700м, включая обратный путь к стволу шахты. Спуск осуществляется в клети(лифте) на глубину до 300м. Время экскурсии составляет примерно 1,5- 2 часа.

Стены, потолок, фигуры и деревья – здесь все из соли. Вся экскурсия проходит по дну древнего моря. Под землей держится постоянная температура воздуха +15С ; даже летом в шахте во время экскурсии не обойтись без теплой одежды. В октябре 2004 года там же, в шахте, состоялся концерт Донбасского симфонического оркестра «Соляная симфония» под руководством австрийского дирижера Курта Шмидта и при участии солистки Венской оперы Виктории Лукьянец. О звучание оркестра соляной шахте австрийский композитор и дирижер сказал: «Я был просто поражен! Ноты взлетали к потолку пещеры, а затем медленно – будто облака – спускались в низ. По мнению дирижера, в мире существует всего 2-3 театра, которые могут сравниться с акустикой соляных шахт.

На территории России для получения поваренной(пищевой) соли используются следующие способы добычи: шахтный способ; озерный способ; способ добычи из моря; способ выпаривания. Для этого разрабатывают рудники, шахты; строят солепредприятия с использованием техники – солекомбайнов.

Где есть соль?

В Кулунде, одном из крупнейших соленосных районов страны, имеется большое количество бессточных минирализованных озер (26), многие из которых содержит отложение солей.

В 1626г.(почти 400 лет тому назад) на озерах Кулундинских степей побывала первая соляная экспедиция во главе с Грозой Ивановым и Дмитрием Черкасовым. Было составлено географическое описание округи: «А около озера соляного и пресного пролегла степь, чистое место, земля песок, а трава на степи растет типец, не велика, вершок. А против соляного пристанище за рекою займище, а за займищем протока, а за протокою степь, чистое место, а земля песок, а трава тоже

типец. А пашни пахать у соляного озера вверх по Иртышу отнюдь нельзя, и хлеб не родится, потому что земля песок и трава не растет».

Описание запоминающееся и верное.

Эксплуатация солей Кулунды началась с 1768г. В настоящее время разработаны месторождения озер Кучук, Кучерпак, Большое Яровое, Бурлинское и Петуховское. (Предлагает детям найти озера на карте Алтайского края.)

Интересным объектом является судовое озеро Петухово (С.Северка), расположенное в сосновом бору. Это большое озеро в период высыхание представляет собой огромную плоскую равнину, покрытую слоем белоснежной соли. В прошлые годы на этом озере велась добыча соли. Отработка этих солей начиналась лет 250 назад. Следы хозяйственной деятельности человека видны и по сей день. Крупнейшие место рождение поваренной соли в Кулундинской степи на озере Бурлиская – «Бурсоль». Здесь расположено и градообразующие предприятие – Бурлинский соляной промысел (добыча поваренной соли) добыча соли производится здесь уже более 200 лет с 1768 года.

Использование соли в лечебных целях

Самое известное соленое озеро Алтайского края – Большое Яровое. Люди со всей России приезжают сюда за здоровьем, которое помогает возвращать целебная вода озера, его уникальная лечебная грязь и воздух, пропитанный соляными испарениями. Озеро окружает плоская равнина, на которой практически нет деревьев. Богато озеро целебной рапой (водоросль) и иловой грязью. Соль используется для лечения людей с заболеваниями легких. Лечение солью называется спелеолечение. Есть специальные спелеосанатории, которые находятся в соляной шахте. В Алтайском крае созданы для лечения больных спелеокомнаты, в которых человек дышит специальным микроклиматом соли в течение 30 минут. После такого лечения практически все больные выздоравливают. Конечно, лечение проходит не за один сеанс, а в течение нескольких месяцев.

В лечебных целях используют соляные лампы, которые изготовлены из кристалла каменной соли, созданной природой на протяжении сотен миллионов лет.

Компьютеры, телевизоры, радиориборы, электрообогреватели, микроволновые печи и многое, что вас окружает и без чего вы на мыслите свою жизнь в 21 веке, да и вредная привычка курение – это те факторы, от которых страдает здоровье человека. Электрический свет нагревает соль, в результате чего соль излучает вещества, которые очищают воздух и нормализует микроклимат в помещениях. Соляная лампа благотворно влияет на здоровье, укрепляет иммунитет и повышает жизненный тонус.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ КАК ПУТЬ, ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ДОУ исследовательский проект

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ КАК ПУТЬ,ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ДОУ...

Исследовательская работа_Домашние животные .Кошки. (руководитель исследовательской работы воспитатель МДОБУ № 221 "Сказка" Дунаева А.Л.)

Данный  исследовательский проект  представлен  на  VII городской  НПК дошкольников «Исследователь окружающего мира".  По направлению: Живая природа (зоология и экол...

Исследовательский проект «Формирование у детей привычек здорового питания через собственную исследовательскую деятельность или Все о пользе молока»

Исследовательский проект «Формирование у детей привычек здорового питания через собственную исследовательскую деятельность или Все о пользе молока»...

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского ...

Использование технологии исследовательского обучения в развитии познавательно- исследовательской деятельности старших дошкольников

В ФГОС отмечено, что комплексное оснащение образовательного процесса строится на использовании образовательных технологий деятельностного типа. Суть технологий деятельностного типа заключаются как раз...

Областной конкурс детско – юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского. Название исследовательского проекта «Вода».

Актуальность  проекта:Все живое  на  Земле  нуждается в  чистой воде. Она  основа  здоровья  и  жизни.Проблема:Зависит  ли  жизнь  обитателе...