Развитие любознательности у дошкольников в процессе экспериментирования
статья по окружающему миру

Развитие дошкольника через экспериментальную деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16.32 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие любознательности у дошкольников в процессе экспериментирования

В дошкольном образовании экспериментирование является основным видом детской деятельности в познании окружающего мира. Экспериментирование — это активная деятельность, направленная на активный поиск решений задач, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения, познания закономерностей и явлений окружающего мира.

В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.  В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию.

Программа экологического (воспитания) образования дошкольников построена по концентрическому принципу. Это значит, что к одному и тому же объекту можно возвращаться много раз. Целесообразным считается применение следующих приемов: работа руками детей, помощь воспитателя детям, совместная работа воспитателя и детей, работа воспитателя по указанию детей. При этом взрослый — не учитель, наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность. Можно выделить три основных вида экспериментов:

1. Случайные эксперименты особой подготовки не требуют. Они проводятся с экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное в природе, в «Уголке природы» или на участке. Подготовкой к случайным экспериментам является постоянное самообразование по всем разделам биологии, географии, землеведения. Кроме того, от воспитателя требуется постоянная психологическая готовность разглядеть в природе что-то новое и интересное.

 2. Плановые наблюдения и эксперименты. Подготовка к проведению запланированных наблюдений и экспериментов начинается с определения педагогом текущих дидактических задач. Затем выбирается объект, соответствующий требованиям. Предлагая детям поставить опыт, сообщает цель и задачу, которая должна быть решена, дается время на обдумывание и затем привлекаются дети к обсуждению методики и хода эксперимента. В процессе работы поощряем детей, ищущих собственные способы решения задач, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формирование выводов. После эксперимента дети должны самостоятельно привести в порядок рабочее место.

3. Эксперимент как ответ на детские вопросы. Возникают спонтанно. Особенной подготовки не требуют. Детское экспериментирование -  это не изолированный от других вид деятельности, оно тесно связано со всеми видами деятельности и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента: при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном рассказе об увиденном, умении четко выразить свою мысль. Так, дети, когда пытаются более точно ставить цель опыта, в ходе обсуждений действий начинают рассуждать. Пробуют высказывать гипотезы. У детей развивается диалогическая речь. Они учатся работать сообща, уступать друг другу, отстаивать свою правоту или признавать правоту своего соседа.

Связь экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя и важная. Чем сильнее развиты изобразительные способности, тем точнее будет отображен результат эксперимента. Также имеется связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры и т. д. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. Экспериментирование связано и с другими видами деятельности — чтением художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием, но эти связи выражены не столь сильно. Результаты педагогической диагностики показали, что применение экспериментирования,  оказало влияние на повышение уровня развития любознательности.  Развитие исследовательских умений и навыков детей; речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы);  развитие личностных характеристик (появление инициативы, самостоятельности, умение сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения); систематизация и расширение представлений детей о неживой природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов Развитие познавательной активности дошкольников в процессе экспериментирования

Консультация для педагогов  Развитие познавательнойактивности дошкольников в процессе экспериментирования...

РАЗВИТИЕ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ.

На сегодняшний период в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного вида детской деятельности в познании окружающего мира — экспериментирования. Эта...

РАЗВИТИЕ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ.

РАЗВИТИЕ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ.На сегодняшний период в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного вида детской деятельности в п...

РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ

Методическая разработка РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ Подготовила : воспитатель Черняева М.Ю На сегодняшний период в дошкольном образовании особенно остро стоит пробл...

Развитие познавательного интереса дошкольников в процессе экспериментирования.

Всем известно, что дети пытливые исследователи, поэтому экспериментирование является ведущим видом деятельности, а первые  три года практически единственным способом познангия мира. Дошкольникам ...

Семинар по экологии «Развитие любознательности у дошкольников в процессе проектной деятельности в области экологического воспитания»

15 ноября 2021 года в МКДОУ детский сад «Солнышко прошел семинар на тему: «Проектная деятельность по экологическому воспитанию в работе с детьми дошкольного возраста и их родителями»...