РАЗВИТИЕ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ.
консультация

Кадырбаева Г.А.
РАЗВИТИЕ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ.
На сегодняшний период в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного вида детской деятельности в познании окружающего мира — экспериментирования. Эта деятельность, равноценно влияет на развитие личности ребёнка также как и игровая. В идеале наличие этих двух истинно детских видов деятельности является благоприятным условием для развития дошкольников. Экспериментирование — это активная деятельность, направленная на активный поиск решений задач, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения, познания закономерностей и явлений окружающего мира. 
В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.  Какого ребенка мы называем любознательным? В толковом словаре С.И.Ожегова можно прочитать: «Любознательный – склонный к приобретению новых знаний, пытливый.» Вот на этом и основано активное внедрение детской опытно-экспериментальной деятельности в практике  нашей работы. Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования, которая понимается нами как особый способ духовно — практического освоения действительности, направлена на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически и является одним из главных и естественных проявлений детской психики.. В основе данной экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию. Цель работы — способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
 Задачи:
1. Создание условий для формирования основного целостного мировоззрения у детей средствами эксперимента. 
2. Обеспечить обогащенное познавательное и речевое развитие детей, формировать базисные основы личности ребенка. 
3. Расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности у детей дошкольного возраста. 
4. Развитие у детей умений пользоваться приборами — помощниками при проведении игр-экспериментов. 
5.Развитие у детей умственных способностей: - развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение;  формирование способов познания путём сенсорного анализа. 
6. Социально-личностное развитие каждого ребёнка: развитие коммуникативной, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий. Для результативной и качественной работы в данном направлении мы разработали следующую систему. 
Во-первых: распределили опытно-экспериментальную деятельность детей по трем направлениям: Живая природа многообразие организмов, их приспособленность к окружающей среде. Человек - функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства. Неживая природа; воздух, почва, вода, песок, камни, явления природы, звук. Во-вторых, разработали критерии необходимые при выборе темы экспериментирования. Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его. Задачи должны быть выполнимы, их решение должно принести реальную пользу участникам исследования.  Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности. В-третьих, для качественной и продуктивной работы в данном направлении предметно-развивающая среда, должна обеспечивать возможность проведения опытов, наблюдений, экспериментов всеми воспитанниками группы. Нами оборудован и постоянно оснащается познавательный центр «Детская лаборатория». Девиз нашей работы: «Играй, познавай, экспериментируй». Основное оборудование лаборатории:  приборы — «помощники»: лабораторная посуда, весы, ёмкости для игр с водой разного объёма и формы;  природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена и т. д.; утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки; разные виды бумаги;  красители: гуашь, акварельные краски;медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши, шприцы (без игл); прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стёкла, сито, свечи. Требования к объектам опытов и экспериментов:
 1. Максимальное соответствия избранного объекта целям и задачам, решаемым в ходе эксперимента. 
2.  Безопасность объекта для детей. 
3. Часто встречающие представления о том, что объекты наблюдения должны соответствовать возрастным особенностям детей, в подавляющем большинстве случаев несостоятельны. 
Программа экологического (воспитания) образования дошкольников построена по концентрическому принципу. Это значит, что к одному и тому же объекту можно возвращаться много раз. Целесообразным считаю применение следующих приемов: работа руками детей, помощь воспитателя детям, совместная работа воспитателя и детей, работа воспитателя по указанию детей. При этом взрослый — не учитель, наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность. 
 Можно выделить три основных вида экспериментов: 
1. Случайные эксперименты особой подготовки не требуют. Они проводятся с экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное в природе, в «Уголке природы» или на участке. Подготовкой к случайным экспериментам является постоянное самообразование по всем разделам биологии, географии, землеведения. Кроме того, от воспитателя требуется постоянная психологическая готовность разглядеть в природе что-то новое и интересное.
 2. Плановые наблюдения и эксперименты. Подготовка к проведению запланированных наблюдений и экспериментов начинается с определения педагогом текущих дидактических задач. Затем выбирается объект, соответствующий требованиям. Предлагая детям поставить опыт, сообщает цель и задачу, которая должна быть решена, дается время на обдумывание и затем привлекаются дети к обсуждению методики и хода эксперимента. В процессе работы поощряем детей, ищущих собственные способы решения задач, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формирование выводов. После эксперимента дети должны самостоятельно привести в порядок рабочее место. 
3. Эксперимент как ответ на детские вопросы. Возникают спонтанно. Особенной подготовки не требуют. Детское экспериментирование -  это не изолированный от других вид деятельности, оно тесно связано со всеми видами деятельности и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента: при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном рассказе об увиденном, умении четко выразить свою мысль. Так, дети, когда пытаются более точно ставить цель опыта, в ходе обсуждений действий начинают рассуждать. Пробуют высказывать гипотезы. У детей развивается диалогическая речь. Они учатся работать сообща, уступать друг другу, отстаивать свою правоту или признавать правоту своего соседа. 
Связь экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя и важная. Чем сильнее развиты изобразительные способности, тем точнее будет отображен результат эксперимента. Также имеется связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры и т. д. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. Экспериментирование связано и с другими видами деятельности — чтением художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием, но эти связи выражены не столь сильно. Результаты педагогической диагностики показали, что применение экспериментирования,  оказало влияние на повышение уровня развития любознательности.  Развитие исследовательских умений и навыков детей; речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы);  развитие личностных характеристик (появление инициативы, самостоятельности, умение сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения); систематизация и расширение представлений детей о неживой природе. 
В заключение хотелось бы привести слова В. А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвращаться к тому, что он узнал». 
  
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ.

На сегодняшний период в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного вида детской деятельности в познании окружающего мира — экспериментирования. Эта деятельность, равноценно влияет на развитие личности ребёнка также как и игровая. В идеале наличие этих двух истинно детских видов деятельности является благоприятным условием для развития дошкольников. Экспериментирование — это активная деятельность, направленная на активный поиск решений задач, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения, познания закономерностей и явлений окружающего мира.

В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.  Какого ребенка мы называем любознательным? В толковом словаре С.И.Ожегова можно прочитать: «Любознательный – склонный к приобретению новых знаний, пытливый.» Вот на этом и основано активное внедрение детской опытно-экспериментальной деятельности в практике  нашей работы. Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования, которая понимается нами как особый способ духовно — практического освоения действительности, направлена на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически и является одним из главных и естественных проявлений детской психики.. В основе данной экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию. Цель работы — способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

 Задачи:

1. Создание условий для формирования основного целостного мировоззрения у детей средствами эксперимента.

2. Обеспечить обогащенное познавательное и речевое развитие детей, формировать базисные основы личности ребенка.

3. Расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности у детей дошкольного возраста.

4. Развитие у детей умений пользоваться приборами — помощниками при проведении игр-экспериментов.

5.Развитие у детей умственных способностей: - развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение;  формирование способов познания путём сенсорного анализа.

6. Социально-личностное развитие каждого ребёнка: развитие коммуникативной, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий. Для результативной и качественной работы в данном направлении мы разработали следующую систему.

Во-первых: распределили опытно-экспериментальную деятельность детей по трем направлениям: Живая природа многообразие организмов, их приспособленность к окружающей среде. Человек - функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства. Неживая природа; воздух, почва, вода, песок, камни, явления природы, звук. Во-вторых, разработали критерии необходимые при выборе темы экспериментирования. Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его. Задачи должны быть выполнимы, их решение должно принести реальную пользу участникам исследования.  Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности. В-третьих, для качественной и продуктивной работы в данном направлении предметно-развивающая среда, должна обеспечивать возможность проведения опытов, наблюдений, экспериментов всеми воспитанниками группы. Нами оборудован и постоянно оснащается познавательный центр «Детская лаборатория». Девиз нашей работы: «Играй, познавай, экспериментируй». Основное оборудование лаборатории:  приборы — «помощники»: лабораторная посуда, весы, ёмкости для игр с водой разного объёма и формы;  природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена и т. д.; утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки; разные виды бумаги;  красители: гуашь, акварельные краски;медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши, шприцы (без игл); прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стёкла, сито, свечи. Требования к объектам опытов и экспериментов:

 1. Максимальное соответствия избранного объекта целям и задачам, решаемым в ходе эксперимента.

2.  Безопасность объекта для детей.

3. Часто встречающие представления о том, что объекты наблюдения должны соответствовать возрастным особенностям детей, в подавляющем большинстве случаев несостоятельны.

Программа экологического (воспитания) образования дошкольников построена по концентрическому принципу. Это значит, что к одному и тому же объекту можно возвращаться много раз. Целесообразным считаю применение следующих приемов: работа руками детей, помощь воспитателя детям, совместная работа воспитателя и детей, работа воспитателя по указанию детей. При этом взрослый — не учитель, наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность.

 Можно выделить три основных вида экспериментов:

1. Случайные эксперименты особой подготовки не требуют. Они проводятся с экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное в природе, в «Уголке природы» или на участке. Подготовкой к случайным экспериментам является постоянное самообразование по всем разделам биологии, географии, землеведения. Кроме того, от воспитателя требуется постоянная психологическая готовность разглядеть в природе что-то новое и интересное.

 2. Плановые наблюдения и эксперименты. Подготовка к проведению запланированных наблюдений и экспериментов начинается с определения педагогом текущих дидактических задач. Затем выбирается объект, соответствующий требованиям. Предлагая детям поставить опыт, сообщает цель и задачу, которая должна быть решена, дается время на обдумывание и затем привлекаются дети к обсуждению методики и хода эксперимента. В процессе работы поощряем детей, ищущих собственные способы решения задач, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формирование выводов. После эксперимента дети должны самостоятельно привести в порядок рабочее место.

3. Эксперимент как ответ на детские вопросы. Возникают спонтанно. Особенной подготовки не требуют. Детское экспериментирование -  это не изолированный от других вид деятельности, оно тесно связано со всеми видами деятельности и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента: при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном рассказе об увиденном, умении четко выразить свою мысль. Так, дети, когда пытаются более точно ставить цель опыта, в ходе обсуждений действий начинают рассуждать. Пробуют высказывать гипотезы. У детей развивается диалогическая речь. Они учатся работать сообща, уступать друг другу, отстаивать свою правоту или признавать правоту своего соседа.

Связь экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя и важная. Чем сильнее развиты изобразительные способности, тем точнее будет отображен результат эксперимента. Также имеется связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры и т. д. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. Экспериментирование связано и с другими видами деятельности — чтением художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием, но эти связи выражены не столь сильно. Результаты педагогической диагностики показали, что применение экспериментирования,  оказало влияние на повышение уровня развития любознательности.  Развитие исследовательских умений и навыков детей; речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы);  развитие личностных характеристик (появление инициативы, самостоятельности, умение сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения); систематизация и расширение представлений детей о неживой природе.

В заключение хотелось бы привести слова В. А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвращаться к тому, что он узнал».  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов Развитие познавательной активности дошкольников в процессе экспериментирования

Консультация для педагогов  Развитие познавательнойактивности дошкольников в процессе экспериментирования...

РАЗВИТИЕ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ.

На сегодняшний период в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного вида детской деятельности в познании окружающего мира — экспериментирования. Эта...

Развитие любознательности у дошкольников в процессе экспериментирования

Развитие дошкольника через экспериментальную деятельность...

РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ

Методическая разработка РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ Подготовила : воспитатель Черняева М.Ю На сегодняшний период в дошкольном образовании особенно остро стоит пробл...

Развитие познавательного интереса дошкольников в процессе экспериментирования.

Всем известно, что дети пытливые исследователи, поэтому экспериментирование является ведущим видом деятельности, а первые  три года практически единственным способом познангия мира. Дошкольникам ...

Семинар по экологии «Развитие любознательности у дошкольников в процессе проектной деятельности в области экологического воспитания»

15 ноября 2021 года в МКДОУ детский сад «Солнышко прошел семинар на тему: «Проектная деятельность по экологическому воспитанию в работе с детьми дошкольного возраста и их родителями»...