Развитие познавательного интереса дошкольников в процессе экспериментирования.
статья (младшая группа)

Тагаева Гульзор Курбоналиевна

Всем известно, что дети пытливые исследователи, поэтому экспериментирование является ведущим видом деятельности, а первые  три года практически единственным способом познангия мира. Дошкольникам присуще  наглядно - образное и наглядно - действенноемышление.На этом основано внедрение детского экспериментирования в практику моей работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_1.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие познавательного интереса дошкольников в процессе экспериментирования.

                                                                             Тагаева Гульзор Курбоналиевна

ГБОУ ООШ №15 СП « Детский сад « Чебурашка» 2 корпус. Г. Новокуйбышевск.

E- mail: tagaeva.gulzor@yandex.ru

   « Расскажи –и я забуду,

                                                                                                                   Покажи – и я запомню,

Дай попробовать – и я пойму»

Китайская народная пословица.

Всем известно, что дети пытливые исследователи. Поэтому экспериментирование является ведущим видом деятельности, а  первые три года практически единственным способом  познания мира. Дошкольникам присуще наглядно-образное и наглядно – действенное мышление. На этом основано внедрение детского экспериментирования в практику моей работы.

Экспериментирование способствует развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению. В ходе экспериментирования происходит расширение и систематизация элементарных естественнонаучных и экологических представлений у детей, формируются навыки организации и постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов, развивается стремление к поисково – познавательной деятельности. Оно способствует овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами, развивает мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы, создает предпосылки формирования практических и умственных действий.

Вместе с развивающими задачами экспериментирование решает  и задачи воспитательные. Оно воспитывает интерес к познанию окружающего мира, стимулирует желание детей экспериментировать, формирует коммуникативные навыки. [ 1, стр 62]

Свою работу по развитию познавательной активности я строю, исходя из следующих принципов: научности, доступности, систематичности и последовательности, индивидуально – личностной ориентации воспитания, целостности, активного обучения, результативности и креативности.

Развитие познавательных способностей в ходе экспериментальной деятельности проходит в трех  направлениях:

- живая природа ( характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, приспособление к окружающей среде и другое);

- неживая природа ( воздух, вода, почва, свет, цвет, теплота и другое);

- человек (функционирование организма; рукотворный мир; материалы и их свойства, преобразование предметов и явлений и другое). Закрепляли представления детей об органов чувств, их назначении ( уши – слышать, узнавали различные звуки, нос - определяли запах, пальцы - определяли форму, структуру поверхности, язык на вкус).

Темы экспериментов усложняются по содержанию, по задачам, способам их реализации в зависимости от возраста.

При проведении  опытов  придерживаюсь следующей структуры:

- постановка проблемы;

- поиск путей;

- проверка гипотез, предположений;

- обсуждение увиденных полученных результатов;

- формулировка выводов;

Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям.

Всем известно, что важную роль в детском экспериментировании играет насыщенная предметно – пространственная среда. В нашей группе уголок экспериментирования мы наполнили сосудами и емкостями различной формы, ложками, пинцетами, используем сита и воронки, лупы, маленькие зеркала, фонарики, магниты и другие инструменты.

Также в уголке имеются растворимые вещества: сахар, соль, лимонная кислота; и природные материалы: песок, глина, шишки, желуди, скорлупа орехов. Кроме этого используется бросовый и  утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткань разного цвета и фактуры, тесьма, пуговицы, верёвочки, пластмассы (прищепки, контейнер от киндер – сюрприза, пробки и другие, а также набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде; образно – символический материал: (познавательные иллюстрированные книги, альбомы, гербарии, картотеки игр и опытов).

А также была проведена работа с родителями:

1. Родительское собрание « Исследовательская деятельность и детское экспериментирование, что это такое?; 2. Анкетирование родителей «Чем занят ребенок дома?»; 3.Консультация для родителей: «Как научить ребенка исследованию?»; 4.Рекомендации для родителей Экспериментируем дома с водой; 5.Консультация на тему: «Развиваем познавательные способности, внимание и мышление дошкольников – учим ребенка быть любознательным» 6.Фотовыставка « Экспериментируем с водой дома 7.Изготовление совместных поделок, детей и родителей, из бросового материала и бумаги на тему: «Фантазируем и экспериментируем вместе», «Природа и фантазия».

Эксперимент, самостоятельно проведенный ребенком, позволяет ему создать модель явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы данных явлений для человека и самого себя.

Из всего, вышеизложенного, можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности.

Правильно организованная  экспериментальная деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного ребёнка. [2, стр 45]

В заключение хочется процитировать слова К. Е. Тимирязева: « Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел.» [ 3, стр 5]

Литература: 

1. .Мартынова, Е. А. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет

2.  Рыжова Л. В. «Методика детского экспериментирования».

3. Тимирязев  К.Е « Жизнь растения»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательного интереса дошкольников в процессе детского экспериментирования.

Актуальность и перспективность  собственного инновационного педагогического опыта....

Презентация "Развитие познавательных интересов дошкольников в процессе ознакомления с природой"

Презентация "Развитие познавательных интересов дошкольников в процессе ознакомления с природой" Могучим фактором способствующим  интеллектуальной активности детей, является пр...

Педагогическая концепция «Развитие познавательных интересов дошкольника в процессе элементарной исследовательской деятельности»

Педагогическая концепция«Развитие познавательных интересов дошкольника в процессе элементарной исследовательской деятельности» Слайд № 1Вашему вниманию представляю мою педагогическую ...

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ МУЛЬТФИЛЬМА

В статье представлен опыт работы по развитию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста с ТНР, в процессесоздания мультфильма по мотивам русской народной сказки "Заюшкина избу...

Консультация для родителей «Развитие познавательного интереса дошкольников в процессе опытно-экспериментальной деятельности».

quot;Развитие познавательного интереса дошкольников в процессе опытно-экспериментальной деятельности»...

Мастер - класс «Развитие познавательного интереса дошкольников в процессе ознакомления с окружающей природой посредством игр».

Игры, направленные на развитие познавательного интереса в процессе ознакомления с природой....