РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ МУЛЬТФИЛЬМА
статья (старшая группа)

Трусова Зоя Сергеевна

В статье представлен опыт работы по развитию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста с ТНР, в процессесоздания мультфильма по мотивам русской народной сказки "Заюшкина избушка".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trusovazs.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ МУЛЬТФИЛЬМА

Автор: Трусова Зоя Сергеевна, воспитатель

МБДОУ «Детски сад№46», г. Саров

На протяжении нескольких десятилетий просмотр мультфильмов остаётся любимым занятием детей. Малыши подражают любимым героям, рисуют их, организуют игры по сюжетам мультфильма, самостоятельно «скачивают» с интернета. Но редко кто задумывается, как создаётся мультфильм. Однако на предложение попробовать создать самим мультфильм и побыть в роли режиссёра дети охотно откликаются.

Опираясь на интерес ребенка к мультфильмам, стремление к созданию собственного мультипликационного продукта можно использовать в качестве средства развития познавательного интереса, творческой и речевой активности детей дошкольного возраста. 

Но как его сделать с чего начинать, в чём заключаются секреты мультипликации. На эти и другие вопросы мы постарались ответить в нашем долгосрочном проекте «Мультфильм своими руками» с детьми старшего дошкольного возраста.

Цель которого, развитие познавательного интереса в процессе создания мультфильма с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР

Для её достижения поставили ряд задач:

  • познакомить с технологией создания мультипликационных фильмов;
  • расширить знания детей о творческих профессиях: сценарист, режиссер, художник-мультипликатор, оператор, звукорежиссер; повысить познавательный интерес;
  • развивать творческие и коммуникативные навыки и умения
  • стимулировать творческое самовыражение;
  • сплотить детский коллектив.

В процессе предварительной работы с детьми: проводили беседы о мультипликации; совершили виртуальную экскурсию на студию «Союзмультфильм», дети познакомились с историей возникновения и развития мультипликации; профессиями людей, участвующих в создании мультфильма. Дома и в детском саду  просматривали мультфильмы, выполненные в различных техниках.

Первым этапом самостоятельной работы стала проблема выбора художественного произведения. Которое должно соответствовать определённым требованиям.[2]

Требования к произведению:

  • небольшой объём;
  •  простота и чёткость ритма;
  •  простота и ясность знакомых детям образов;
  •  отсутствие созерцательных и описательных моментов.

Нас привлекла русская народная сказка «Заюшкина избушка»; произведение знакомо и доступно детям, в нём есть повторяемость сюжета; много героев, что даёт возможность задействовать практически всех детей при озвучивании. 

Далее возник поисковый вопрос. В какой технике будет выполнен наш мультфильм? Первое что предложили дети: «Нарисовать!» Но как, в какой технике? Компьютерная графика нам не доступна.

Выполненные рисунки больше подходили для иллюстраций или выставки, так как сильно отличались друг от друга техникой выполнения, стилем.

Остановили выбор на кукольной мультипликации. Но нам не понравился вариант с готовыми игрушками, так как напоминал кукольный спектакль. И не давал детям возможности почувствовать себя в роли художников – аниматоров, и пройти все этапы создания мультфильма.

Поэтому было принято решение сделать пластилиновых героев. Так как это податливый материал, а технология изготовления понятна не только взрослому, но и ребёнку. И даёт уникальную возможность оживить любых персонажей. Наши герои могут ходить, поворачиваться, сидеть, общаться друг с другом.

Перед созданием образов рассматривали фотографии, иллюстрации и рисунки с различными вариантами изображения этих персонажей, отличающиеся техникой, манерой исполнения. В процессе продуктивной деятельности, дети фантазировали, экспериментировали, продумывали наиболее яркий образ и характер героев. Постарались выполнить героев в сказочном русском – народном стиле.

И так герои готовы. Переходим к третьему этапу – создание декораций. Создавая декорации, отражающие времена года и части суток дети активно и самостоятельно, проявляя инициативу, экспериментировали с красками и материалами, так же подбирали атрибуты в развивающей предметно - пространственной среде группы. Мы сознательно не использовали готовые фоновые декорации, тем самым давая детям возможность проявить творчество, воображение и стимулировать поисковый интерес.

Когда были созданы герои и декорации перешли к покадровой съёмке

Она предполагает выставление детьми каждого кадра мультфильма, отражая движение персонажей, их жесты и настроение. Но дети это не взрослые профессиональные аниматоры, они увлекаются, уходят в игру. Поэтому с героями сначала разыгрывались режиссёрские игры, а уже потом отнимались нужные кадры.

Большинство детей умеют пользоваться фотокамерами на планшетах и телефонах, снимая родных и друзей, делая селфи. Поэтому снимки они выполняли самостоятельно, используя закреплённую на штативе камеру. Что бы поддерживать интерес юных операторов, после съемки 10-15 кадров просматривали отснятый материал в быстром темпе, поскольку только тогда технологическая цепочка создания фильма будет им понятна. 

Следующий этап работы - озвучивание или оживление героев. Озвучивая мультфильм, дети проявляли свои актёрские способности: выразительно читали авторский текст, голосом передавали характер и настроение персонажа, создали шумовые эффекты.

Известно, что главным на съёмочной площадке является режиссёр, в начале работы эту роль я взяла на себя. Постепенно в процессе съёмки она перешла к ребёнку, который, ответственно следил за развитием сюжета, последовательностью диалогов, качеством и эмоциональной выразительностью речи героев.

Завершающий этап работы монтаж его выполняют взрослые, и он скрыт от ребёнка.

И, наконец, фильм готов! Самым долгожданным для маленьких мультипликаторов явился момент, когда на экране появились первые кадры фильма. Показывая свою работу родителям, педагогам, сверстникам, дети делились плодами своего творчества, что имеет важную воспитательную функцию.

Но творческий процесс у детей на этом не завершился, они с удовольствием играют в сказку, придумывают новые варианты развития сюжета, совершенствуют свои поделки, вводят новых героев. Вполне вероятно у нашего мультфильма будет продолжение.

Считаю, что в процессе создания мультфильма у детей повысился познавательный интерес, они познакомились с процессом мультипликации, новыми профессиями; каждый ребёнок нашёл творческую деятельность для самовыражения; что позволило им стать более уверенным в себе, повысить самооценку совершенствовать связанную монологическую и диалогическую речь.

Продолжая жить в мире детства, но приобретая взрослые профессиональные навыки, дети смогли реализовать свои творческие замыслы и найти интересное для себя занятие

Таким образом, мультипликация в образовательном процессе – это новый универсальный многогранный способ развития ребенка в современном визуальном и информационно насыщенном мире.

Создание мультфильма – это трудоемкий, но увлекательный, процесс, который позволяет расширять у детей границы познания, активизировать свободу творческого проявления, активно включаться в процесс общения. 

Библиографический список

  1. Белолуцкая Ф. К. Организация детской проектной деятельности в детском саду // Мозаика Синтез. – М., 2009.
  2. Тимофеева Л. Л. Проектный метод в детском саду. «Мультфильм своими руками». – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательного интереса дошкольников в процессе детского экспериментирования.

Актуальность и перспективность  собственного инновационного педагогического опыта....

Презентация "Развитие познавательных интересов дошкольников в процессе ознакомления с природой"

Презентация "Развитие познавательных интересов дошкольников в процессе ознакомления с природой" Могучим фактором способствующим  интеллектуальной активности детей, является пр...

Педагогическая концепция «Развитие познавательных интересов дошкольника в процессе элементарной исследовательской деятельности»

Педагогическая концепция«Развитие познавательных интересов дошкольника в процессе элементарной исследовательской деятельности» Слайд № 1Вашему вниманию представляю мою педагогическую ...

Развитие познавательного интереса дошкольников в процессе экспериментирования.

Всем известно, что дети пытливые исследователи, поэтому экспериментирование является ведущим видом деятельности, а первые  три года практически единственным способом познангия мира. Дошкольникам ...

Консультация для родителей «Развитие познавательного интереса дошкольников в процессе опытно-экспериментальной деятельности».

quot;Развитие познавательного интереса дошкольников в процессе опытно-экспериментальной деятельности»...

Мастер - класс «Развитие познавательного интереса дошкольников в процессе ознакомления с окружающей природой посредством игр».

Игры, направленные на развитие познавательного интереса в процессе ознакомления с природой....