Проект "Летом ягоды созрели, мы собрать их все успели"
проект по окружающему миру (средняя группа)

Бурдина Тамара Александровна

Всвязи с отсутствием дачных участков у большинства родителей, дети не имеют представления об ягодах, их разновидностях, внешнем виде, вкусовых качествах, названия путают. Погодные и климатические условия лета этого года позволяют познакомить детей за короткий период с малиной, смородиной (красной, черной, белой),  крыжовником.   В проекте раскрыты формы, методы и принмы. используемые при знакомстве с ягодами сада. Данный проект будет полезен  педагогам дошкольных учреждение среднего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_yagody_sada.docx164.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 27 «Петушок»»

Проект

 «Летом ягоды созрели, мы собрать их все успели»

C:\Users\user\Desktop\фото проекты\IMG_20200708_160450.jpg

Воспитатель:

Т. А. Бурдина

г. Камень – на – Оби

Цель: дать представления о внешнем виде ягоды, особенностях роста (куст или дерево).

Задачи:

  • Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении;
  • Расширять представление детей о кустарниках (смородине);
  • Создавать условия для формирования интереса детей к природе;
  • Поощрять любознательность при ознакомлении с миром природы;
  • Закреплять умение выделять характерные, существенные признаки ягод;

Актуальность: в связи с отсутствием дачных участков у большинства родителей, дети не имеют представления об ягодах, их разновидностях, внешнем виде, вкусовых качествах, названия путают. Погодные и климатические условия лета этого года позволяют познакомить детей за короткий период с малиной, смородиной (красной, черной, белой),  крыжовником.

Участники проекта:

педагог, воспитанники группы общеразвивающей направленности для детей 4-5 лет

Тип проекта: краткосрочный (два дня)

Реализация проекта:

Мероприятия с детьми

1 день «Знаешь ли ты»

- Дидактическое упражнение «Назови ягоды, которые растут в саду»;

- Дидактическое упражнение «Отгадай загадку»;

- Дидактическое упражнение «Узнай по описанию»

-Дидактическое упражнение «Найди ягоду»

-Слушание сказки «Смородина» В. Морозова

2 день

«Как к нам ягода пришла»

-« Из жизни ягод»

-Дидактическое упражнение «Угадай по вкусу»

-Рисуем книгу  «Ягоды сада»

1 день «Знаешь ли ты ».

  1. Дидактическое упражнение «Назови ягоды, которые растут в саду».

Программные задачи:

-развивать мышление, память;

- побуждать активно употреблять в речи простейшие виды сложносочиненных предложений ;

- продолжать формировать основу культуры поведения;

Ход.

Воспитатель предлагает по очереди назвать ягоды, которые растут в саду.

(за ответ ребенок получает фишку).

  1. Дидактическое упражнение «Отгадай загадку».

(воспитатель предлагает  загадки, за правильный ответ на экране фото ягоды и ребенок получает фишку)

«Была зеленой, маленькой,

Потом я стала аленькой.

На солнце почернела я,

И вот теперь я спелая.» -вишня

«Три сестры летом зелены.

В июле одна краснеет, другая чернеет, а третья - белеет»

(смородина красная, смородина черная, смородина белая).

«Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи.» -малина.

«Низок да колюч,

Сладок да пахуч.

Пока его сорвешь

Все руки обдерешь.»  -крыжовник.

-«Эта ягода лесная

Нам лекарство заменяет.

Если вы больны ангиной,

Пейте чай ….с малиной».

1.3.Дидактическое упражнение «Узнай по описанию»

Программные задачи:

- развивать логическое мышление;

- совершенствовать диалогическую речь: понятно для слушателей задавать вопросы;

(ребенок описывает ягоду, а дети должны угадать)

  1. Дидактическое упражнение «Найди ягоду»

- Программные задачи:

-Развивать слуховое и зрительное  восприятие;

(воспитатель называет ягоду, а ребенок должен ее найти из предложенных ягод и положить к себе на салфетку)

  1. Слушание сказки «Смородина» Василия Морозова.

 «Смородина»

(сказка)

Ёжик часто слышал в лесу, что есть такие ягоды – «смородина», причем бывает она трех видов –черная, красная и белая. Но он сам ее никогда не видел, поэтому однажды решил найти, как они хотя бы выглядят…
…Кар! – ответила ему Ворона. – Тебе, Ёжик, придется дойти до края нашего леса, где начинается деревня, в которой живут люди. И пролезть у кого-то из них под забором в сад перед домом – эти ягоды растут только там. Сможешь? –Ёжик в ответ ничего не сказал –он посмотрел на свое отражение в луже, и решил, что он не слишком толстенький, чтобы не пролезть под забором дома, где живут люди…И вечером того же дня Ёжик сделал то, что ему и подсказала Ворона. Он решительно направился к краю леса, перебрался через большую дорогу, которая шла по его окраине, и очутился около деревни, где жили люди. Подобравшись к забору первого попавшегося дома, Ёжик долго искал, где можно было пролезть под досками, чтобы очутиться в саду дома как такового…Там были заросли травы, и огородные посадки тоже были довольно высокими. Ёжик озирался вокруг, но нужных ему кустов долго не мог найти. К тому же, его вскоре заметила маленькая девочка, и сам Ёжик немного ее испугался……Мама, мама! –закричала девочка. –Здесь Ёжик ходит! Иди сюда!…Тихо, - раздался в ответ еще один голос. –Не спугни его, а то он спрячется…-Ёжик понял, что его увидели люди, и прятаться было уже поздно. Но он всегда знал, что люди к нему хорошо относятся, и на этот раз не ошибся……Какой большой, - сказала маленькая девочка. –И колючий……Нет, -ответила ее мама. –Он еще маленький, а иголки выставил, потому, что тебя боится. Ты его покорми – например, ягодками –смородина рядом растет, сорви и положи ему…Услышав про «смородину», Ёжик аккуратно подошел поближе к кусту, на котором она и росла –это была черная смородина, темная, как и он сам. Девочка нарвала ему ягод и сложила на земле – и Ёжик все съел, прямо сразу. Он даже слегка почавкал –настолько смородина ему понравилась…Но Ёжику надо было уходить –он фыркнул на прощание, словно сказав «спасибо», и пополз обратно в дырку под забором сада, чтобы вернуться в лес. А, когда снова оказался в лесу, то рассказал обо всем Вороне……Кар! – ответила Ворона. –Ну вот, Ёжик, теперь ты знаешь, что это такое. Ты узнал, где растет смородина, и как она выглядит. Ты сделал для себя новое открытие в жизни…
Ёжик понял –Ворона снова оказалась права, и заодно пожалел, что эта самая ягода –смородина –не растет в лесу, и за ней так далеко приходилось бы каждый раз ходить. Но на вкус ягода Ёжику очень понравилось – причем, настолько, что она потом ему даже приснилась ночью. Во сне Ёжик ел ее с таким аппетитом, что на следующее утро даже его сосед – Паучок – даже рассказал ему, как тот во сне громко чавкал –видимо, было, действительно, вкусно…

2 день «Как к нам ягода пришла».

Немного истории (смородина).

Душистая ягода смородина название получила свое от слова «смородь»,что означает «сильный запах». В нашу страну это растение попало случайно. Ее завезли к нам испанские купцы. Они везли саженцы к себе на родину, но испугались, что в дороге они не выживут. Вот и оставили их по дороге. Растение великолепно прижилось на новом месте и постепенно стало распространяться по всей стране. Смородину прозвали еще и монастырским виноградом. Монахи одними из первых прознали, что ягода эта целебная и стали высаживать ее в своих садах. Уже в XV веке в церковных летописях упоминалась «чудо-ягода смородь, наделенная необыкновенной силой и помогающая больным исцеляться». Ягоды разных сортов смородины похожи на маленькие разноцветные шарики: черные, красные и белые.

Ягоды черной смородины покрыты гладкой плотной непрозрачной   кожицей. А вот у красной и белой сквозь прозрачную тонкую кожицу видны спрятанные в сочной мякоти мелкие светло-коричневые семена.

Смородина — многолетий кустарник высотой в 1,5—2 м. У него резные листья — то блестящие и гладкие, то матовые и шероховатые, покрытые тоненькими волосками. Цвет листьев тоже может быть разным: светло-зеленым, темно-зеленым или зеленым с голубоватым отливом. Это зависит от сорта.

Садоводы знают немало ценных сортов смородины: «белорусская сладкая», «выставочная», «голубка», «карельская», «голландская красная».

Смородина не любит порывистых холодных ветров, плохо переносит весенние заморозки, не растет в сырых местах. Садоводы чаще всего высаживают ее между яблонями или вдоль ограды. Часто пышные зеленые кусты смородины с кистями полупрозрачных алых, желтовато-белых или черных ягод украшают садовые дорожки и аллеи. Смородина особенно хорошо растет на почвах, богатых азотными веществами. Поэтому ее лучше сажать там, где перед этим цвел розовый клевер, зеленела трава вика, завивали усики бобы, фасоль или горох. Ведь эти растения обогащают почву азотом.

Весной на кустах смородины появляются цветы, похожие на маленькие колокольчики, собранные в соцветия в виде кистей, мелкие лепестки цветов окрашены в красноватый или зеленоватый цвет. Смородина расцветает в саду раньше других ягодных культур. Насекомые радуются этим маленьким кладовым сладкого нектара и охотно опыляют цветы смородины.

«Ягоды смородины
Черны, как агаты.
Соберем смородины
Урожай богатый.
Есть рецепт старинный,
Как варить компот,
Чтобы витамины
Были круглый год.»
(Т. Шорыгина)


Крыжовник – колючий садовый кустарник, ветки которого покрыты шипами. Ягоды вырастают различной величины, формы, окраски и вкуса, с большим количеством семян. Цветет крыжовник в мае, плоды созревают в июле – начале августа. Крыжовник называют «северным виноградом», его плоды содержат большое количество полезных веществ.
На Руси эту ягоду называли «крыжа» или «берсень - крыж». Берсеневская набережная в Москве получила название благодаря дворцовому саду, располагавшемуся неподалеку, где разводили крыжовник -берсень.
Полезных веществ в крыжовнике не меньше, чем в других садовых ягодах, а по калорийности он уступает только винограду. Из ягодных культур крыжовник – самая урожайная. При хорошем уходе с куста крыжовника собирают до 30 килограммов ягод. В Великобритании даже проводятся ежегодные соревнования на самую большую ягоду крыжовника. Садоводы вывели более 100 сортов крыжовника, главные среди которых бело-зеленые, желто-зеленые, золотые и красные сорта. Очень полезен крыжовник и сок из него при лечении разных заболеваний. Его употребляют в пищу при малокровии или кожных сыпях. Врачи рекомендуют пить сок крыжовника при болезнях печени, мочевого пузыря и почек.
Недоспелые ягоды используют для приготовления джемов, варенья и компотов, а переспелые – для соков. Сушеные ягоды крыжовника почти не теряют полезных свойств.

  1. Дидактическое упражнение «Угадай по вкусу»

Программное содержание:

- закреплять умение детей выделять существенные признаки ягоды по вкусу;

(воспитатель предлагает закрыть ребенку глаза и  предложить съесть ягоду, ребенок должен узнать ее и назвать)

3. Выполнение работы «Ягоды сада»

Программные задачи:

- продолжать развивать интерес к изобразительной деятельности;

- продолжать формировать у детей умение рисовать отдельные предметы и создавать сюжетные композиции;

- формировать и закреплять представление о форме предмета, величине;

- закреплять умение правильно держать карандаш, использовать его при создании изображения

- формировать у детей умение получать светлые и темные оттенки цвета, изменяя нажим карандаша.

Ход.

Воспитатель сообщает детям о том, что они будут сегодня художниками-оформителями книги «Ягоды сада». Каждый ребенок будет рисовать ягоду, которую пожелает.

Выполнение работы детьми.

Выставка работ родителям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие:"ВИНОГРАДАРЬ ОЧЕНЬ РАД_СОЗРЕЛ НА ВЕТКЕ ВИНОГРАД"

1 частьДети заходят парами в зал, звучит кубанская песня   ( в исполнении музыкального руководителя),  встают полукругом.Воспитатель:Дети, мы с вами живём      ...

Конспект занятия для детей младшей группы с использованием решений проблемных ситуаций «Как собрать ягоды без корзинки»

Программное содержание: 1.Учить детей находить общее в ситуациях, сравнивать и на этой основе проводить аналогии. 2.Развиватьумение видеть и принимать проблемную ситуацию. 3.Расширить п...

Непосредственно образовательная деятельность "Поможем Маше собрать ягоды"

НОД  для детей средней группы. Образовательная область "Познавательное развитие"...

Задания для закрепления по теме «Садовые ягоды. Дифференциация садовых ягод с лесными ягодами» для группы с ЗПР старшего дошкольного возраста

Данные задания рекомендованы для закрепления материала вместе с родителями дома. Они используются для закрепления тем «Садовые ягоды» и «Лесные ягоды», формирования навыка...