Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности « Воздух» Опыты и эксперименты .
план-конспект занятия по окружающему миру

Бельчанова Татьяна Станиславовна

Предметная область: Познание. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора.

Программное содержание:

- развивать у детей представления о свойствах воздуха, путем экспериментирования;

- развивать познавательную активность, любознательность, внимание, наглядно-образное мышление;

- учить детей слушать, отвечать на вопросы, формировать дружеские взаимоотношения, умение взаимодействовать.

Образовательные:

- подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;

- дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха, вкуса), а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;

- способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;

- способствовать формированию у детей познавательного интереса;

- обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;

- учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.

Развивающие:

- развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;

- развивать мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельности;

- развивать зрительное и слуховое восприятие.

Воспитательные:

- воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;

- воспитывать любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде,

- воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.

Расширять словарный запас: воздух, прозрачный, невидимый, опыты, упругий, легкий;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya_v_sredney_gruppe_vozduh.docx23.77 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №53 комбинированного вида. Кировского района.

Санкт-Петербурга.

Конспект  занятия в средней группе по опытно-экспериментальной деятельности « Воздух»
Опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа).

                                                                                                 

Составили:  

 Лебедева

Татьяна Викторовна

Бельчанова Татьяна Станиславовна

Санкт-Петербург.

2020г.


Предметная область: Познание. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора.

Программное содержание:

- развивать у детей представления о свойствах воздуха, путем экспериментирования;

- развивать познавательную активность, любознательность, внимание, наглядно-образное мышление;

- учить детей слушать, отвечать на вопросы, формировать дружеские взаимоотношения, умение взаимодействовать.

Образовательные:

- подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;

- дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха, вкуса), а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;

- способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;

- способствовать формированию у детей познавательного интереса;

- обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;

- учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.

Развивающие:

- развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;

- развивать мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельности;

- развивать зрительное и слуховое восприятие.

Воспитательные:

- воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;

- воспитывать любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде,

- воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.

Расширять словарный запас: воздух, прозрачный, невидимый, опыты, упругий, легкий;

Материалы и оборудование:

-      пакеты по количеству детей;  

-      таз с водой;

-      воздушные шарики по количеству детей;

-      стеклянный стакан;

-      веера по количеству детей;

-      пластмассовые стаканчики с водой;

-      трубочки для коктейля;

-      бумажные салфетки по количеству детей;   

-      баночки в которых лежал апельсин, духи, чеснок; 

-   фломастеры.

 

 

Ход занятия:

- Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями.

-  Давайте друг друга и конечно же наших гостей согреем своими улыбками!

 Для этого поставьте руки на пояс и произнесите слова: «Влево - вправо повернись и друг другу улыбнись».
- Ребята, а что еще нас согревает и улучшает наше настроение?( Солнышко!)
- Правильно! Давайте представим, что наши руки – это солнечные лучики. Коснемся друг друга и подарим тепло своим друзьям (дети становятся в круг, вытягивают руки вперёд, соприкасаясь друг с другом, и произносят слова:
Солнышко, солнышко
Мы твои лучи.
Быть людьми хорошими
Ты нас научи)

- Ребята, сегодня я предлагаю вам превратиться в настоящих ученых и совершить путешествие в лабораторию, где можно заняться опытами.

 - Вы хотите?(ответы детей)
- Тогда надевайте скорее фартуки!
А вот про кого будут наши опыты, вы узнаете, отгадав мою загадку:

«Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь ,

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не можем»             (воздух)

Правильно, сегодня мы поговорим о воздухе:

- Для чего нам нужен воздух? (чтобы дышать)

- Давайте сделаем глубокий вдох и затем выдох (губы вытянуты). Что мы сейчас сделали? (мы вдохнули и выдохнули воздух)

- Ребята, а вы видите воздух? (нет)

- Я тоже не вижу, но знаю, что воздух есть везде вокруг нас. А почему мы его не видим? (он прозрачный, невидимый, через него все видно).

- Так значит, какого он цвета? (бесцветный).

- Для того чтобы проверить, правда ли, что воздух бесцветный, невидимый, он  есть везде вокруг нас, предлагаю провести опыт.

Опыт 1.

- Как вы думаете можно ли воздух потрогать? Давайте попробуем поймать воздух? (Воспитатель и дети пытаются поймать воздух ладонями.) Получается? И у меня ничего не получается! Может его и вовсе нет?

- Хотите, я вас научу ловить воздух?

Раздаю детям пакеты.

- Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём? (Он пуст).  Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь я «поймаю» в пакет воздух и закручу его. Теперь вы раскройте пакет и возьмите его двумя руками, «поймайте» воздух. Закройте пакет и посмотрите, что там есть внутри? Это ребята в пакете – воздух? А скажите, вы видите воздух (нет). Значит, воздух какой? (Бесцветный и невидимый).

- Пакет наполнился воздухом и стал похож на подушку. Каким стал пакет? (Он стал упругим и плотным). Мы смогли потрогать воздух? (Да). Заполняя предметы, воздух становится упругим, а бесформенные предметы приобретают форму. Наполнили мячик воздухом он стал каким?(круглым),

наполнили шарик воздухом он стал каким?(овальным).

- Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему? ( В нём нет воздуха).

Какой мы можем сделать вывод?

Вывод 1. Воздух невидимый, прозрачный.

Опыт 2.

- Как вы считаете этот стакан пустой? (показываю пустой стакан)  Посмотрите внимательно, есть ли в нем что-нибудь? (ответы детей)

- А сейчас мы это проверим (Показ опыта). Подойдите поближе ко мне. Я возьму стакан прямо и медленно опущу в воду. Что получается? Почему вода не попадает в стакан? Что мешает опустить стакан? (ответы детей)

Давайте сделаем вывод. 

Вывод 2.  В стакане есть воздух, он не пускает туда воду.

Опыт 3.

- А теперь я снова опущу стакан в воду, но теперь держать стакан буду не прямо, а чуть наклонив. Что появляется в воде? (пузырьки).

- Откуда взялись? (Воздух выходит из стакана его место занимает вода)

- А почему же сначала мы думали, что стакан пустой? (Потому что воздух не видим, он прозрачный). Именно поэтому воздух называют невидимкой.

Какой же можно сделать вывод?

Вывод 3: Воздух есть везде.  Воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и закрыли его в мешочке, потом в стакане, а потом выпустили его.

(Дети садятся за столы)

Опыт 4.

- Ребята, а как вы думаете, есть ли воздух внутри нас? Сейчас мы это проверим с помощью простого опыта. Возьмите трубочку и подуйте через неё в воду. Что же происходит?  (В стакане появились пузырьки). Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

-  Значит, внутри нас тоже есть воздух? (Да).

Вывод 4: Воздух есть внутри нас.

Опыт 5.

- Как вы думает, мы можем почувствовать воздух?

- А как мы можем это сделать?

- Можно помахать на себя рукой, бумагой, или веером, дыхнуть на  ладонь. Мы ощущаем ветерок, хотя его и не видим. Ребята, поднесите ладошку ко рту, затем к носу и подышите. Что чувствуете? (тепло). А теперь возьмите веер и помашите им.  Что теперь вы чувствуете? (ветерок, прохладу).

Вывод 5: Воздух можно почувствовать.

А теперь давайте поиграем(физкультминутка):

Дует ветер с высоты.

Гнуться травы и цветы.

Вправо- влево, влево – вправо

Клонятся цветы и травы.

А теперь  давайте вместе

Все попрыгаем на месте

Выше! Веселей! Вот так.

Переходим все на шаг.

Руки ставим перед грудью,

Мы рывки руками делать будем-

Раз-два- три - четыре

Вот и кончилась игра, продолжить опыты пора. (Дети садятся)

Опыт 6.

- Ребята, как вы думаете, воздух имеет запах? (Ответы детей).  Если воздух чистый, то он не имеет запаха. Но он хорошо присваивает

чужие запахи.

- Чем может пахнуть воздух (свежестью после дождя, сосновой смолой, дымом, если по близости горит костер и т. д.)

- Предлагаю в этом убедиться. В баночках были предметы с сильными запахами. Я их убрала. Попробуйте по запаху определить, что было в баночках.

Вывод 6: Собственного запаха воздух не имеет. Абсолютно чистый воздух ни чем не пахнет. Запах ему придают окружающие его вещества.

Опыт 7.    

-  Мы узнали, что воздух не имеет цвета, запаха, лёгкий, но его можно почувствовать. А есть ли у воздуха вкус?

- Ребята, вспомните, какой вкус у конфет? А у лимона?  А у воздуха есть вкус? Давайте попробуем вдохнуть и поймать ртом воздух? Получилось?

Вывод 7: Воздух не имеет вкуса.

Опыт 8.

- А как вы думаете, человек может жить без воздуха? (Нет, не может).

- Почему? (Человеку нужно дышать).

-  Ребята, давайте проверим, так ли это? Наберите побольше воздуха и не дышите. Пальчиками закройте нос, а ладошкой другой руки закройте рот одновременно. (Дети на время задерживают дыхание)

- Что же вы почувствовали? (Что нам нужно дышать).

- Скажите, а кто ещё не может прожить без воздуха? (Люди, животные, птицы, рыбы, растения тоже не могут прожить без воздуха).

Вывод  8: Воздух нужен для жизни людям, животным и растениям.

Опыт 9.

- А как вы думаете, что мы можем надуть с помощью воздуха? (правильно, воздушные шарики)

Посмотрите, ребята- это шарики! Возьмите их в руки. Что внутри шариков?

Шарики пустые и очень маленькие и грустные! Ребята, но мы же с вами волшебники! Давайте совершим еще один опыт. (Дети надувают шарики).

А теперь, чтобы наши шарики стали еще веселее, давайте разрисуем наши шарики.

Разрисовка шариков под музыку.

Вывод 9: Ну, вот……  Шарики были маленькие, а теперь большие, красивые. Что теперь внутри них? Воздух! А почему его не видно? Потому, что он прозрачный! Давайте встанем и будем играть с нашими шариками, подбрасывайте их вверх и снова ловите. Какие шарики? (легкие, воздушные). А почему они такие стали? (потому, что внутри у них воздух, а он легкий)

Итог:

- А теперь давайте вспомним всё, что мы знаем о воздухе:

Воздух не имеет цвета, запаха и вкуса, воздух повсюду, он вокруг людей и внутри нас, мы вдыхаем и выдыхаем, без воздуха не может существовать ничто живое на земле.

Дорогие ребята! Ваши опыты показали, что такое воздух и доказали, что с ним происходит в разных ситуациях.  Спасибо!

-А теперь давайте попрощаемся с нашими гостями ( До свидания ).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Встреча в опытно - экспериментальной лаборатории с детьми подготовительной группы "Эксперименты с мукой"

Цель: Ознакомление детей со свойствами муки через экспериментирование.Образовательные задачи:Расширять и уточнять знания детей о зерновых культурах. Познакомить со свойствами муки.Закреплять умение ...

НОД по опытно-экспериментальному на тему: "Воздух - невидимка"

Дети в лабаратории знакомятся со свойствами воздуха: Воздух не имеет света, он невидимый, не имеет вкуса, не имеет запаха, воздух легче воды. Воздух - это неживая природа без которой не может жить жив...

Развлечение по опытно-экспериментальной деятельности "День опытов и экспериментов"

Конспект игровой ситуациис элементами  опытно – экспериментальной деятельности...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшей группы с использованием опытно – экспериментальной технологии Тема: «Воздух - невидимка»

Цель: познакомить со свойствами воздухаЗадачи:Образовательные:познакомить со свойствами и способами обнаружения воздуха;Закреплять и расширять словарный запас детей: лаборатория, опыты,...

Опытно-экспериментальное занятие "Свойства воздуха и воды"

Создание условий для развития интереса детей к опытно-экспериментальной деятельности....

Конспект ННОД в старшей группе «Воздух –невидимка» (опытно-экспериментальная образовательная деятельность)

Конспект ННОД в старшей группе «Воздух –невидимка»(опытно-экспериментальная образовательная деятельность)Цель: развивать интерес к исследовательской и познавательной деятельности дет...