Методическая разработка: проект "Метеостанция".
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Котенко Мария Станиславовна

Методическая информация о проведении проекта "Метеостанция" в подготовительной группе детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_meteostantsiya.docx26.35 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛИЦЕЙ №273 имени Л.Ю. ГЛАДЫШЕВОЙ

КОЛПИНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Дошкольное отделение

Экологический проект «Метеостанция»

                                                                   

                                                                      Разработала: воспитатель

                                                                                                ДО ГБОУ лицея №273 Санкт-Петербурга

                                                                               Котенко Мария Станиславовна

Санкт-Петербург

2020 г.

Введение:

Детство – это время исследований и открытий. Познавая окружающий мир  ребёнок учится наблюдать, общаться, думать, делать выводы,  соблюдать правила экологической этики.  Для педагогов очень важно развивать познавательную активность и любознательность детей и создавать для этого условия  . Одной из форм работы по экологическому воспитанию дошкольников может стать метеостанция .  

 Метеостанция должна давать возможность познакомить детей с основными  метеорологическими приборами, обеспечить проведение наблюдений, практических работ, организовать систематические наблюдения за погодой, сезонными явлениями в окружающей природе. Разнообразие материалов, оборудования и инвентаря  помогут  сделать увлекательными и интересными наблюдения за погодой.

Актуальность проекта:

У дошкольников не сформированы знания о погоде, нет навыков наблюдений за явлениями погоды с использованием измерительных приборов.

Цель проекта: 

Создание предметно - развивающей среды для познавательной и исследовательской деятельности старших дошкольников, формирование у дошкольников элементарных представлений о погоде и ее значении в жизни человека.

Задачи:

 Формировать представление о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира (народные приметы о погоде);

Познакомить детей с назначением метеорологической станции, познакомить с профессией метеоролога;;

 Познакомить детей с приборами : термометром, флюгером, дождемером, барометром, компасом, гигрометром, ветряным рукавом, солнечными часами;

Учить детей фиксировать свои наблюдения с помощью знаков, символов в календарях погоды, тетрадях наблюдений и т.д.

Воспитание потребности в общении с природой.

Вид проекта:

информационно – исследовательский.

Возраст детей, на которых рассчитан проект:

Подготовительная к школе группа.

Продолжительность проекта:

октябрь 2019г. - апрель 2020г.

Этапы проекта:

 Подготовительный:

обозначение цели проекта;

постановка задачи данного проекта;

определение сроков проведения проекта;

составление плана работы над проектом.

Основной:

изготовление приборов – помощников;

работа на метеостанции, с картой погоды и с дневником наблюдений;

Заключительный:

подготовка отчета с презентацией.

 Предполагаемые результаты:

развить умение детей работать с приборами, составлять прогноз погоды;

иметь простейшие представления о температуре воздуха, о давлении, о направлении и силы ветра, о частях света;

знать приметы, пословицы, поговорки о погоде.

Запланированные формы работы по проекту:

1. Беседы –

«Что такое погода?»

Цель: знакомство с погодными явлениями

«Народные приметы»

Цель: знакомство с приметами предсказателями

«Загадки планеты Земля»

Цель: формирование представления о зависимости климата в любой точке планеты от удаленности от Солнца

«Что такое компас?»

Цель: формирование представлений о частях света, знакомство с компасом

«Откуда дует ветер?» «Откуда дует ветер?»

Цель: знакомство с флюгером

«Какие бывают термометры»

Цель: уточнять знания о термометре воздуха

«Чем измерить силу ветра?»

Цель: знакомство с анемометром, со способом определения силы ветра

«Для чего нужен барометр?»

Цель: знакомство с прибором барометром, работа с ним

         «История зарождения метеорологии, как науки»

Цель: знакомство с метеорологией, профессией метеоролога.

2. Наблюдения в природе .

Краткое описание специального оборудования детской метеостанции:

Барометр – прибор для измерения атмосферного давления, изменение

которого предвещает перемену погоды.

Термометр – для измерения температуры воздуха в тени.

      Термометр – для измерения температуры воздуха на солнце.

       Флюгер – прибор для определения направления и силы ветра.

       Осадкомер – служит для измерения количества осадков.

       Солнечные часы – позволяют детям учиться определять время по солнцу в любое   время года.      

Ежедневно дети проводят наблюдения за погодой в определѐнной последовательности:

наблюдают за небом и облачностью

с помощью флюгера определяют стороны света и направление ветра

измеряют количество осадков с помощью дождемера или снегомера

определяют температуру воздуха с помощью термометра

с помощью барометра делают предполагаемый прогноз погоды на следующий день

Работа с Дневником наблюдений (группа)

- дети заносят данные в Дневник наблюдений за погодой

- закрепление знаний о метеоприборах;

В конце месяца, сезона анализируем результаты, делаем выводы: какая погода была в течение месяца, сезона; как она менялась, сколько дней было ясных, пасмурных, дождливых или снежных, ветреных, морозных.

В живой природе наблюдаем за переменами, происходящими с деревьями, кустарниками, травами по сезонам, обсуждаем, почему меняется состояние растительности, какие изменения происходят в жизни животных, насекомых, акцентируя внимание на изменения жизненно важных условий.

В начале каждого месяца знакомим детей с народным календарем: названием месяца, народными приметами, проверяем достоверность примет. Такой подход позволяет приобщить детей к народной культуре.

        3.Книга народных примет

 Примеры рифмованных примет

Ласточки высоко летают - солнышко ожидают.

Низко ласточки летают – о дожде предупреждают.

 Одуванчик раскрывается – солнышко ожидается.

Облака высоко плывут – хорошую погоду несут.

 Гуси улетают – зимушку поджидают.

Кошка нос прикрывает – мороз ожидает.

Птицы на верхушках деревьев сидят – о морозе говорят

 Дым столбом – мороз за окном

. Звезды сверкают – о морозе предупреждают.

 Дым по земле – оттепель на дворе.

Иней пушистый висит – о морозной погоде говорит.

Синички к дому подлетают – зиму встречают.

 «Много ягод на рябине — осень будет дождливой, мало — сухой»,

  А чтобы дети не забыли примету, зарисовываем ее условными обозначениями в таблице.

4. Опыты-эксперименты

Опыт с воздухом – «Сколько весит воздух?»

- Опыт с водой – «Делаем дождь»

3. Сюжетно-ролевая игра

 «Диктор прогноза погоды»

«Метеоролог»

5. Чтение художественной литературы

Н.Сладков «Капли солнца» , «Народный календарь»

6. Дидактические игры

«Воздух, земля, вода»

Цель: закреплять знания детей об объектах природы. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность.

 «Где снежинки?»

Цель: Закреплять знания о различных состояниях воды. Развивать память, познавательную активность.

 Дидактическая игра «Волшебный круг»

Цель:  Познакомить детей с многообразием взаимосвязей в экосистеме.

 «С какой ветки детки?»

Цель: закреплять знания детей о листьях и плодах деревьях и кустарников, учить подбирать их по принадлежности к одному растению.

8. Слушанье музыки

П Чайковский «Времена года»,

 шум дождя , ветра, скрип снега.

        Обращаю  внимание детей на то, что часто настроение человека зависит от состояния погоды, явлений природы.

Когда на улице дождь, какое у тебя настроение? Как ты думаешь, какое настроение бывает весной? А если бы ты был композитором, то какую бы музыку о весне придумал – грустную или весне.

 9. Работа с родителями

 Анкета для родителей

1.Что такое экология?

2.Вы считаете домом только то место, где вы непосредственно живете с семьей?

3.Что, по вашему мнению «Общий дом» для всех людей?

4.Вы часто гуляете с ребенком? Где?

5.Как ваш ребенок относится к объектам природы?

6.Какую погоду вы любите, почему?

7.Зачем ваш ребенок любит наблюдать? Как долго это происходит?

8.Рассказываете ли вы ребенку о явлениях природы?

9.Ваша беседа проходит в форме диалога, или монолога с вашей стороны?

10.Как ребенок выражает свои эмоции, если видит необычное в природе (радуга, гроза, роса…)?

11.Показываете ли вы ребенку фокусы или занимательные опыты с водой, снегом, льдом?

12.Как вы думаете, получает ли ваш ребенок знания о природе в детском саду?

Ответы родителей помогают выявить увлечение взрослых и детей, отношение к объектам и явлениям неживой природы.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.

В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Методическая разработка "Методическая разработка игр и упражнений направленных на познавательно-творческое развитие дошкольников посредством развивающих игр В.В.Воскобовича"

Развитие интеллектуально – творческих  способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают матери...

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...

Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».

Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...