Проект "Сахар и его свойства"
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Полякова Валентина Иосифовна

Детский исследовательский проект в старшей группе по теме:

«Сахар и его свойства».

 

Актуальность проекта:  Мы взяли тему для исследования про сахар, потому что многие дети, в том числе и мы, любим сладкое: конфеты, торты, пирожное, мармелад и т.д.

Цель: Познакомить детей со свойствами сахара. Выявить полезные и вредные свойства сахара.

Задачи:

  • Формировать у детей исследовательские навыки (поиск информации в различных источниках);
  • Познакомить с историей происхождения сахара, с его видами, физическими свойствами;
  • Использовать в изобразительной деятельности технику нетрадиционного рисования сахарным песком;
  • Провести анализ исследовательской работы;
  • Выяснить сахар полезный или вредный продукт;
  • Развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности, желание познать новое;
  • Развивать умение работать в коллективе, желание делиться информацией, участвовать в совместной опытно-экспериментальной деятельности;
  • Формировать у детей осознанное отношение к здоровому питанию. 

Ожидаемый результат: исходя из потребностей, интересов и предпочтений детей, работа над проектом позволит каждому ребенку узнать о свойствах сахара, выявить полезные и вредные. Также позволит закрепить у детей знания о сладостях, их природном происхождении, производстве; разовьет любознательность, познавательную активность детей; выработает у детей привычку здорового образа жизни.

Сроки и продолжительность выполнения: краткосрочный с 10 по 21 февраля 2020 года.

Реализация проекта в три этапа:

  1. Подготовительный.
  • Составление проекта
  • Подготовка к реализации проекта
  • Изучение методической литературы по проблеме опытно-экспериментальной деятельности
  1. Основной.
  • Беседы: «Что такое сахар?», «Откуда берется сахар?», «Виды сахара», «Страны в которых производят сахар». Реализация проекта. Экспериментальная деятельность.
  1. Заключительный. Выводы. Получения конечного продукта. Предмет исследования: - сахар.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Детский исследовательский проект в старшей группе по теме:

«Сахар и его свойства».

Актуальность проекта:  Мы взяли тему для исследования про сахар, потому что многие дети, в том числе и мы, любим сладкое: конфеты, торты, пирожное, мармелад и т.д.

Цель: Познакомить детей со свойствами сахара. Выявить полезные и вредные свойства сахара.

Задачи:

  • Формировать у детей исследовательские навыки (поиск информации в различных источниках);
  • Познакомить с историей происхождения сахара, с его видами, физическими свойствами;
  • Использовать в изобразительной деятельности технику нетрадиционного рисования сахарным песком;
  • Провести анализ исследовательской работы;
  • Выяснить сахар полезный или вредный продукт;
  • Развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности, желание познать новое;
  • Развивать умение работать в коллективе, желание делиться информацией, участвовать в совместной опытно-экспериментальной деятельности;
  • Формировать у детей осознанное отношение к здоровому питанию.  

Ожидаемый результат: исходя из потребностей, интересов и предпочтений детей, работа над проектом позволит каждому ребенку узнать о свойствах сахара, выявить полезные и вредные. Также позволит закрепить у детей знания о сладостях, их природном происхождении, производстве; разовьет любознательность, познавательную активность детей; выработает у детей привычку здорового образа жизни.

Сроки и продолжительность выполнения: краткосрочный с 10 по 21 февраля 2020 года.

Реализация проекта в три этапа:

  1. Подготовительный.
  • Составление проекта
  • Подготовка к реализации проекта
  • Изучение методической литературы по проблеме опытно-экспериментальной деятельности
  1. Основной.
  • Беседы: «Что такое сахар?», «Откуда берется сахар?», «Виды сахара», «Страны в которых производят сахар». Реализация проекта. Экспериментальная деятельность.
  1. Заключительный. Выводы. Получения конечного продукта. Предмет исследования: - сахар.

План исследования: Познакомиться с историей появления сахара. Изучение применение сахара. Ознакомиться с процессом использования сахара в кулинарии. Провести эксперимент. Обобщить полученные сведения.

  1. История сахара.

Сахар – бытовое название сахарозы. Родина сахара – Индия. В Европе сахар был известен ещё римлянам. Коричневые сахарные крупицы приготавливали из сока сахарного тростника и ввозили в Европу из Индии.

Сахар появился в наших краях 150 лет назад и был доступен только богатым слоям населения, так как стоил очень дорого и продавался в аптеках на граммы.

Сахар — это белый кристаллический порошок, вырабатываемый из сахарного тростника или сахарной свеклы.

Откуда же берется сахар? Сахар получают из сахарной свеклы, но не из той свеклы, которая растет в огороде на грядках и из которой мы варим борщ, а из особой — белой и сладкой свеклы. Наши прапрадедушки резали ее дольками и ели вместо сахара.

Когда такая свекла вырастает, ее убирают и везут на сахарный завод, где она перерабатывается в сахар. На заводе ее моют, режут на мелкие кусочки и варят в больших чанах. Вначале получается патока — сладкая жидкость. А потом ее нагревают, вода испаряется, а остаются лишь кристаллы сахара. Этот сахар отбеливают, и получается настоящий сахар, который мы видим у себя на столе.

Но сахар получают не только из сахарной свеклы, есть страны, где свеклу не выращивают. Но зато там растет чудесное растение, которое называют сахарный тростник. Из него-то и получают сахар. Этот сахарный тростник растет в Индии, на Кубе. Индийцы называли сладкие кристаллы, которые извлекали из сока сахарного тростника — «саккара», от древнеиндийского «саркара»( буквально: «гравий, галька, песок, сахарный песок»).

Чтобы получить тростниковый сахар, сахарный тростник рубят в щепки и, выжимая их, получают сладкий сок. Затем все это пропускается через серию испарителей. Так появляется тростниковый сахар.

Коричневый сахар — это тростниковый нерафинированный сахар. Он проходит лишь частичную обработку, сохраняя натуральный цвет и природный аромат. За счет оставшихся в сахаре мельчайших частиц тростника организм получает жизненно важную клетчатку, которая препятствует отложению жира.

  1.  Виды сахара:

Тростниковый сахар — коричневый сахар, добывают из стеблей сахарного тростника,

 Кленовый сахар — традиционный сахар в восточных провинциях Канады

Пальмовый сахар или ягре — добывается в Южной и Юго-Восточной Азии

Виноградный сахар

Сахар из сахарной свеклы

Сахар сорговый — добывают сахар из стеблей сорго

Сыпучий сахар называют «дробленым», «молотым», «гранулированным» или более популярно – «сахарным песком». Такой вид сахара используют в качестве подсластителя для разных блюд. Он применим не только в приготовлении сдобных и кондитерских изделий; сахар выступает в роли приправы в борще, при приготовлении жаркого, в заправке для салатов. Незаменимым сахар становится при консервировании огурцов, помидоров, патиссонов и других овощей.

Твердый сахар бывает разных видов. Если большой кусок твердой сахарной массы распиливают на маленькие части, такой вид именуют «колотым» (или «пиленым»). Кусковый сахар (рафинад) имеет форму спрессованных небольших одинаковых кубиков. Он быстро растворяется в воде и потому подается к чаю. Леденцовым (или каменным) называют тот вид сахара, который похож на карамель: кристаллы неровной формы, полупрозрачные и очень твердые.

Выпускаются следующие виды сахара:

песок

кусковой (прессованный или отлитый в форме)

пудра

леденцовый

сироп — водный раствор сахара

В прошлом выпускался в форме сахарной головы.

  1. Полезные и вредные свойства сахара

Польза:

Сахар делает людей счастливыми. Во время приступов горя обычно человек съедает что-нибудь сладенькое.

Человеческому организму сахар необходим в разумных дозах. Углевод в чистом виде. Основной поставщик энергии для организма Природный сахар полезный, он преобразуется в глюкозу и отлично усваивается.

Сахар — главный ингредиент кондитерских изделий. Сахар добавляют в различные напитки — чай, кофе, какао. Сахар служит консервантом для различных изделий из плодов и ягод — варений, джемов, желе.

Вред:

В нём нет не единого витамина, минеральных веществ, клетчатки. Много калорий.

 Сахар вреден для зубов, поскольку бактерии, содержащиеся в полости рта человека, превращают его в кислоты, которые разрушают зубную эмаль и способствуют появлению кариеса.

 Сахар в больших количествах вреден для фигуры и здоровья.

  1. Необычные свойства сахара:

Сахар может кристаллизоваться.

Сахар может растворяться.

Сахар способен притягивать и удерживать влагу (гигроскопичность).

Сахар под воздействием температуры плавится.

Сахар может сохранить свежесть цветов.

Съели что-то остренькое, во рту всё горит? Возьмите в рот ложку сахара, он мгновенно снимет «острое» ощущение во рту.

Скрабы с сахаром уже давно известны в всем мире.

Сахар можно использовать в качестве пятновыводителя.

Сахар помогает унять ощущение не только после острой пищи, но и при ожоге горячим напитком.

  1. Проведение опытов и экспериментов с сахаром

«Сахарный песок»

Насыпать сахарный песок на блюдце и рассмотреть его через лупу, микроскоп.

Вывод: сахар состоит из кристаллов.

«Песок и сахар»

Положить сахар - песок и сахар - рафинад на блюдце и рассмотреть через лупу.

Вывод: сахар - песок и сахар - рафинад состоят из кристаллов.

«Вкус сахара»

Взять по маленькому кусочку сахара и попробовать на вкус.

Вывод: кристаллики сахара сладкие, тают во рту.

«Где сахар?»

Положить ложку сахарного песка в стакан с горячей водой и размешать.

Вывод: Сахар растворяется в воде.

«Сироп»

В стакан с горячей водой насыпать много ложек сахарного песка. Размешать и попробовать на вкус.

Вывод: вода стала очень сладкой. Такую жидкость называют «сироп», ее используют для изготовления компота и варенья.

«Сахарное стекло»

Насыпаем сахар в кастрюлю и ставим на огонь, и наблюдаем, что при нагревании, он меняет форму, становится жидким сиропом, его можно переливать в любую форму, а затем остывает и приобретает ту форму, в которую его налили, он становится твердым. Вот так можно сделать леденцы, они становятся сладкими на вкус.

Вывод: Сахар при нагревании становится жидким, при остывании твердым, но вкус не изменяется.

«Кристаллы»

В горячую воду добавляем быстро сахар, размешиваем, чтобы вода не успела остыть, нужно закрепить нить на середине карандаша, карандаш поместить над стаканом, а нить погрузить в стакан и убрать в прохладное место. Нить в течение недели обрастала сладкими, белыми кристаллами, вода испарялась, а сахар оставался на нитях, превращаясь в кристаллы.

Вывод: Сахар превращается в кристаллы.

При проведении опытов дети  узнали, что сахар изменяет форму, растворяется в воде, плавится, превращается в кристаллы. На вкус — сладкий.

  1. Чтение сказки о сахаре. Разучивание пословиц и поговорок о сахаре, отгадывание загадок.
  2. Игровая деятельность: «У каждой вещи свое место», «Что лишнее», «Умный словесник», «Родственники»

3 этап. Заключительный.

Сахар лучший источник энергии для человеческого организма, стимулирующий силу, ум, память и выносливость. А энергия детям просто необходима. Для нашего мозга - это основной питательный продукт.

Сахар стимулирует выработку сератонина, его еще называют «гормоном счастья».

Мы пришли к выводу, что сахар - продукт неоднозначный. С одной стороны, он необходим нашему организму, но, с другой стороны, избыток сахара приводит к различным нарушениям в организме и болезням.

Здесь поможет «золотое правило», которое применяется испокон веков, — «во всем надо знать меру».

Умеренное поедание сладостей сохраняет ваше здоровье и поднимает настроение.

Это действительно богатый источник быстрых углеводов, которые способны придавать человеку сил и энергии. Это значит, что человеку нужен сахар.

Сделай сахар своим другом!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе "Волшебница вода и её свойства"

Экспериментальная деятельность на занятия по экологическому воспитанию. Результатом экспериментирования предполагается определение свойств воды , имеющих способность меняться в зависимости от окружаю...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ на тему «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»

В данном конспекте представлен метод детского экспериментирования. Детское экспериментирование – метод практического целеноправленного  действия, с помощью которого формируется собственный жизнен...

Сообщение воспитателя. Тема: Развитие представлений о свойствах и качествах предметов через детское экспериментирование у детей дошкольного возраста.

Каждый дошкольник – это пытливый исследователь окружающего мира. Он познает объекты только в ходе практической деятельности с ним. Недаром китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи - ...

Конспект НОД в средней группе «Удивительные свойства воды» Образовательная область «Познание» (экспериментальная деятельность по выявлению свойств воды)

Конспект НОД в средней группе «Удивительные свойства воды»Образовательная область «Познание»(экспериментальная деятельность по выявлению свойств воды)Цель:Формировать есте...