воздух-невидимка проект
проект по окружающему миру (средняя группа)
дошкольник прожил на свете уже несколько лет и привык встречаться с воздухом везде, но научиться самостоятельно изучать его свойства, узнавать то о чем раньше не задумывался и не догадывался ребенку еще не под силу. взрослые привыкли передавать ребенку знания в основном через глаза и уши.а вот если они проходили через руки, через деятельность, то мы смогли бы подарить каждому ребенку радостное удивление, пытливый анализ, первый окрыляющий успех естествоиспытателя. пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытия и увлекаться наша задача.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение
центр развития ребенка
детский сад «Аленушка»
Исследовательский проект
«Воздух - невидимка»
Воспитатели: Осокина Н.Л.
Шашина О.В.
пгт. Селенгинск 2016 г.
Вид проекта: Познавательно-исследовательский.
Срок реализации проекта: краткосрочный.
Состав проектной группы: воспитатели Осокина Н.Л., Шашина О.В., воспитанники средней группы, родители.
Актуальность.
Воздух – это волшебник, который способен совершать много чудес. Он может поднять с морского дна затонувший корабль, сделать возможным плавный полет дирижабля и стремительное движение самолетов. Дошкольник прожил на свете уже несколько лет и привык встречаться с воздухом везде. Но научиться самостоятельно, изучать его свойства, узнавать то, о чем раньше не задумывался или не догадывался ребенку еще не по силу. Взрослые привыкли передавать ребенку знания в основном через глаза и уши. А вот если они проходили через руки, через деятельность, то мы смогли бы подарить каждому ребенку радостное удивление, пытливый анализ, первый окрыляющий успех естествоиспытателя. Развить у ребенка внимание, мышление, речь. Пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытие и увлекаться наша задача. В настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. А таким методом и является экспериментирование.
Цель: Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования .
Задачи:
- Дать детям понятие, что такое «воздух» через детское экспериментирование.
- Формировать элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья.
- Познакомить с качественной характеристикой воздуха (лёгкий, невидимый, движется, ощущаем).
- Развивать умение детей решать проблемные задачи.
- Воспитывать интерес к экспериментированию.
Организация проекта:
1 этап. Постановка проблемы, определение цели и задач исследовательской работы.
К празднику мы с ребятами решили украсить группу воздушными шарами. Стали их надувать насосом для надувания шаров. Катя спросила: « А почему надувается воздушный шар? Что из насоса туда надувается…?». В ходе размышлений, беседы, мы с детьми выявили проблему: «Что такое воздух?», «Откуда он берется?».
В соответствие с проблемой, мы поставили задачи дальнейшего исследования проблемы:
- Узнать про воздух, как можно больше.
- Провести опыты с воздухом.
- Узнать какой воздух нам полезен.
При разработке проекта детьми были высказаны следующие гипотезы:
- «Воздух невидим потому, что его нет»;
- «Мы не можем потрогать воздух»;
- «Воздух можно поймать»;
- «Воздух может двигать предметы»;
- «Воздух может быть холодным и теплым».
С целью проверки гипотез была запланирована следующая работа:
- серия опытов на выявления свойств воздуха;
- наблюдения на прогулке;
- беседы;
- чтение познавательной литературы;
- игры-развлечения.
Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала
Картинки о загрязнении воздуха, пиктограммы
Создание технической базы для детского экспериментирования:
воздушные шары, пакеты, мыльные пузыри, кирпич, сосуд с водой, теннисные шарики, флажки, дудочки, изготовление веера.
Работа с родителями:
Оформление папок – передвижек. Подбор художественного слова, загадок.
Индивидуальные беседы.
Оформление родительского уголка, размещение статей, консультации, рекомендации по теме проекта
2 этап. Организация исследования в рамках проекта.
1) Занятия.
- Наблюдения.
- Эвристические беседы.
- Опыты и эксперименты.
∙Игровое упражнение «Почувствуй воздух» - дети машут листом бумаги возле своего лица. Что чувствуем? Воздуха мы не видим, но он везде окружает нас.
∙Как вы думаете, есть ли в пустой бутылке воздух? Как мы можем это проверить? Пустую прозрачную бутылку опускают в таз с водой, так чтобы она начала заполняться. Что происходит? Почему из горлышка выходят пузырьки? Это вода вытесняет воздух из бутылки. Большинство предметов, которые выглядят пустыми, на самом деле заполнены воздухом.
∙Назовите предметы, которые мы заполняем воздухом. Дети надувают воздушные шарики. Чем мы заполняем шарики? Воздух заполняет любое пространство, поэтому ничто не является пустым.
Дети отгадывают ее и объясняют, почему они догадались.
∙Для чего нам нужен воздух? Сделаем глубокий вдох…и затем выдохнем. Воздух нам нужен чтобы дышать. Мы вдыхаем и выдыхаем воздух. Можем ли мы его увидеть? (Нет, он невидим.) Можем ли мы его почувствовать? Возьмем салфетку или веер и помашем возле лица. Чем пахнет воздух?
∙Игра «Узнай по запаху».Детям предлагается с закрытыми глазами отгадать запах (апельсина, духов, ванилина, чеснока) – что вы чувствовали? Д е д З н а й. Вы почувствовали запах того вещества, которое я вам предлагал понюхать. Если в помещении ели апельсин, использовали духи или что-то еще, то воздух имеет запах этого вещества или продукта. Имеет ли свой запах воздух? (Нет.) Посмотрите сегодня у нас в лаборатории много воздушных шариков. Как вы думаете, что внутри этих шариков? (Воздух) А в не надутых шариках есть воздух?
Художественная литература
Пословицы и поговорки о воздухе
• В запас воздухом не надышишься.
• Нам победа, как воздух, нужна.
• Воздух, сколько ни глотай, сыт не будешь.
• Воздуха словами не наполнишь.
• Люди работали, а он воздухом торговал.
• Нечего зря воздух сотрясать, лучше бы тебе помолчать.
• Победа в воздухе не вьётся, а руками достаётся.
• Счастье в воздухе не вьётся, а руками берётся.
• Гонять деньги по воздуху.
• Воздух – символ свободы.
• Свежая струя воздуха.
• Воздух словами не наполнить.
• Идея повисла в воздухе.
• Взлететь на воздух.
• Сделан из воздуха (практически из ничего) .
• Строить воздушные замки.
• Воздушный поцелуй
Загадки о воздухе
• Чего в комнате не видишь? (Воздух)
• Есть невидимка: в дом не просится, а прежде людей бежит, торопится. (Воздух)
• Ни веса ни цвета у него нету! (Воздух)
• Фырчит, рычит, ветки ломает, пыль поднимает, с ног сбивает, слышишь его, да не видишь его. (Ветер)
• Гуляет в поле, да не конь, летает на воле, да не птица. (Ветер)
• Всё ломаю, всё срываю, ничему пощады нет. (Вихрь)
• Без рук, без ног, а ворота отворяет и нас погоняет. (Ветер)
Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем.(Воздух)
3 этап. Презентация результатов исследовательской деятельности.
1) Оформление картотеки занимательных опытов и экспериментов с воздухом
2) Оформление проектной папки.
Практическая значимость проекта:
– Ребенок, овладевший навыками поисково-исследовательской деятельности способен самостоятельно решать возникающие задачи, что необходимо для школьного обучения и успешной самореализации в социуме;
– Развитие познавательных навыков, личностных качеств у ребенка.
Предполагаемый результат: открытое занятие, оформление проектной папки.
В результате проведённой совместно с детьми деятельности по проекту были:
- опровергнуты две гипотезы: «Воздух невидим потому, что его нет» и «Мы не можем потрогать воздух, потому что он не предмет»;
- подтверждены следующие высказанные детьми гипотезы: «Воздух можно поймать, он может двигать предметы, может быть холодным и теплым». Дети уяснили и закрепили для себя, что все пространство вокруг заполнено воздухом и что без него не будет жизни на Земле, воздух есть жизнь.
Образовательная область: Познавательная. Развитие речи. Художественно – эстетическое
Литература:
1. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» ТЦ «Сфера», 2001;
2. Марудова Е.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование» ООО «Детство – пресс», 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/27/picture-68313-1364353312.jpg)
Групповой детский исследовательский проект "Воздух - невидимка"
исследовательская деятельность с участием родителей...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/26/picture-446817-1590479568.jpg)
Проект " Я исследователь "Воздух-невидимка"
Этот проект раскрывает интерес ребёнка к окружающему миру, помогает самостоятельно с помощью опытов и экспериментов найти ответы на интересующие вопросы и сделать вывод...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/06/picture-630852-1430938832.jpg)
мини - проект "Воздух - невидимка" старшая группа
Моей целью, в проведении данного проекта было с помощью экспериментов (опытов) выявить уровень сформированности представлений о воздухе у детей старшего дошкольного возраста. А так же обучать детей ис...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/05/picture-398433-1394010072.jpg)
Презентация среднесрочного проекта по теме «Воздух невидимка»
Презентация среднесрочного проекта по теме «Воздух невидимка»...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/21/picture-283168-1377101417.jpg)
Детский исследовательский проект "Воздух невидимка"
Данный проект предназначен для ознакомления детей старшего дошкольного возраста со свойствами воздуха....
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/12/picture-327064-1478973010.jpg)
Презентация к проекту "Воздух невидимка"
Презентация к проекту "Воздух невидимка с детьми старшей группы....
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/16/picture-361016-1510856192.jpg)
Познавательный среднесрочный групповой проект. Подготовительная к школе группа "Непоседы" "Воздух-невидимка"
Дошкольный возраст – важный период в жизни человека. Система работы по теме «Воздух» предполагает личностно-ориентированный подход к развитию ребёнка. Совместная деятельность взрослого с де...