Игровое занятие по экологии для детей старшего дошкольного возраста " Путешествие в мир природы"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Рылькова Татьяна Анатольевна

Цель: Формирование экологической культуры дошкольников, бережного отношения детей к миру природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Игровое занятие по экологии92 КБ

Предварительный просмотр:

Игровое занятие по экологии для детей старшего дошкольного возраста

«Путешествие в мир природы. Красная книга Кузбасса»

Цель: формирование экологической культуры дошкольников, бережного отношения детей к природе.

Программные задачи:

Образовательная область  «Познавательное развитие»

1. Формировать представление о том, что человек – часть природы, и он должен беречь, охранять и защищать ее.

2. Закрепить знания детей о Красной книге Кузбасса; расширять знания детей о растительном и животном мире Красной книги Кемеровской области.

3.  Формировать потребность познавать природу своей Малой родины.

4. Продолжать формировать навыки культуры поведения в природе (не загрязнять окружающую природу).

5. Воспитывать бережное отношение к природе, прививать чувство прекрасного, умение любоваться красотой окружающей природы.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально - коммуникативное развитие, художественно -эстетическое развитие, физическое развитие.

Предварительная работа: знакомство с Красной книгой Кузбасса,  просмотр мультимедийной презентации «Красная книга Кузбасса»; беседы о разнообразии природного мира Кемеровской области, чтение стихотворений кузбасских поэтов о природе родного края.

Оборудование : Мультимедийная установка для показа слайдов презентации «Красная книга Кузбасса», картинки к играм «Правила поведения в лесу», « Кто где живет», « Собери и угадай», кроссворд, буквы.

Ход ОД:

Дети сидят полукругом на стульчиках.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята.

Охраняется Красною книгой

Столько разных животных и птиц.

Чтобы выжил простор многоликий

Ради света грядущих зарниц.

Чтоб пустыни нагрянуть не смели,

Чтобы души не стали пусты,

Охраняются звери,

Охраняются змеи,

Охраняются даже цветы.

В группу под музыку входит Лесовичок,  грустный и расстроенный.

Лесовичок: Здравствуйте , ребята.  

Дети: Здравствуй , лесовичок. А почему ты грустный?

Лесовичок. Сегодня я побывал в своих владениях – в лесу, на реке, в поле – везде слышал жалобные голоса растений и животных. Мои растения и животные взывают о помощи. А когда я возвращалась домой, то нашла, какую - то книгу. Но заглянуть я в неё не могу. Я думаю, что она заколдована. Помогите мне её расколдовать?

Воспитатель. Ребята, Лесовичок говорит, что растения и животные взывают о помощи. Среди них есть такие, которых осталось очень мало. Как называют таких животных? (Ответы детей) Их так и называют – редкие. Как вы думаете, почему они стали редкими? (Ответы детей).

Давайте вспомним, в какую книгу занесены редкие растения , птицы и животные ?

Воспитатель: Как вы думаете, о ком и о чем эта книга?

Дети: Эта книга о животных и растениях.

Воспитатель: Как вы думаете, почему обложка этой книги красная? А что еще может обозначать красный цвет?

Дети: Красный цвет может обозначать внимание, запрет, опасность, предупреждение…
Воспитатель: Эта книга красного цвета, потому что в нее занесены животные, птицы и растения, которых в Кемеровской области  осталось очень мало. На этих животных  запрещена охота. Вот поэтому  книга называется Красной. (Воспитатель открывает Красную книгу, показывает детям) .

Воспитатель: А как устроена Красная книга?

Красная книга вся состоит из цветных страниц.

Черные страницы содержат списки тех, кого уже нет, кого мы больше никогда не увидим, кто уже вымер.

Красные страницы показывают нам исчезающих и особо редких животных.

Желтые страницы – те, животные количество которых быстро уменьшается.

Белые страницы – это те животные, которых всегда была немного.

Серые страницы – внесены те животные, которые очень мало изучены, и места их обитания малодоступны.

Зеленые страницы – те животные, которых нам удалось сохранить, и спасти их от вымирания.

Воспитатель: Давайте поможем Лесовичку расколдовать Красную книгу.

Но для этого мы с Лесовичком должны отправиться в удивительное путешествие с препятствиями в «Мир природы». Что мы должны соблюдать, путешествуя в природе? (Ответы детей). Давайте их вспомним!

Игра «Правила поведения в природе»

Не шумите в лесу! Громкая музыка, шум, крик может распугать птиц, зверей, и они бросят свои гнезда и норы.

Не рвите полевые и лесные цветы! Не рвите редкие цветы!

Не разоряйте птичьи гнёзда! Нельзя дотрагиваться до птичьих яиц и птенцов.

Не забирайте из леса домой животных! Забирать животных из леса — опасно для их жизни.

Не разоряйте муравейники! Это муравьиный домик. Муравьи - санитары леса.

Не обижайте лесных насекомых! Сохраняйте паутину — это дом паука.

Не ловите бабочек и стрекоз! Берегите бабочек! Они опыляют растения и могут погибнуть в неволе.

Не обижайте змей! Змеи санитары леса.

Не вырывайте растения с корнем! Из корней на следующий год вырастут новые растения.

Не портите несъедобные грибы. Мухоморами лечатся разные животные.

Не ломайте ветки, не режьте кору на деревьях! Нельзя ломать ветки деревьев. Дерево - живое и может погибнуть. Кора дерева - это как кожа у человека.

Не разжигайте костёр в лесу! Костер в лесу может привести к лесному пожару и гибели всего леса.

Не бейте стекло в лесу! Не оставляйте мусор!

Лесовичок. Прекрасно! Вы правильно всё ответили, чего нельзя делать в природе. Вы отлично знаете, как нужно вести себя в лесу,  чтобы не нарушать покой лесных жителей.

А сейчас мы отдохнем  ( Под музыку)

Реснички опускаются,

Глазки закрываются,

Мы спокойно отдыхаем,

Сном волшебным засыпаем,

Дышится легко, ровно, глубоко.

Ножки тоже отдыхают, отдыхают, засыпают,

Тело не напряжено, а расслаблено.

Хорошо нам отдыхать, но уже пора вставать, наши глазки открывать.

Воспитатель: И вот первое препятствие, которое называется «Угадайка».

  • Речной строитель плотин? (Бобр)
  • «Сохатый» великан Тайги? (Лось)
  • Какие деревья, занесённые в Красную Книгу, Вы знаете? (Липа, кедр, пихта)
  • Самое большое хвойное дерево в Тайге, семена которого люди употребляют в пищу?(Кедр)
  • Какое хвойное дерево обладает лечебными свойствами, их хвои которого готовят эфирное масло? (Пихта)
  • Какая охота разрешена в любое время года? (Фотоохота)

Лесовичок. Здорово! Мне понравилось, как вы дружно отвечали. Я хочу вам предложить следующее задание. У меня в руках коврики разных цветов, как вы думаете, что означает зеленый цвет (ответы детей), голубой цвет (ответы детей) и коричневый цвет (ответы детей).

Воспитатель: Взгляните на эти картинки. (Показ). Что и кто на них изображён? На них изображены животные и растения (Ответы детей).

Предлагаю вам поиграть в игру «Кто где живет?». Нужно все эти картинки разложить на коврики, которые нам принес Лесовичок.

Как вы думаете, кого мы будем класть на зеленый коврик (ответы детей), коричневый коврик (ответы детей), и голубой (ответы детей). Ой, ребята, у нас остались картинки почему? (Ответы детей)

Воспитатель. Лесовичок, посмотри, как дети быстро и правильно справляются с твоими заданиями.

Лесовичок. А теперь давайте немного отдохнем и покажем, как мы с вами относимся к живой природе, а заодно и сделаем небольшую зарядку.

Разминка   «Мы хотим, чтоб птицы пели»

Мы хотим, чтоб птицы пели,                (руки по очереди вверх)

Чтоб вокруг леса шумели,                    (плавные движения руками влево, вправо)

Чтобы были голубыми, голубыми небеса,  (круговые движения кистями обеих рук)

Чтобы бабочка резвилась,                        (выпад вправо)

Чтобы речка серебрилась,                        (выпад влево)

Чтоб была на сладких ягодах роса,         (руки вверх, сделать  из пальцев цветок)

Мы хотим любить друг друга,                 (шаг с хлопком вправо)

Улыбаться, верить в чудо,                         (шаг с хлопком влево)

Никогда и никого, никого не обижать      (грозим пальчиком)

Весело живётся, солнышко смеётся          (пружинка вправо, влево)

Всех кто с нами рядом будем уважать      (руки вверх и к сердцу)

(Во время разминки раскладываются пазлы на столы.)

Лесовичок: Развивающая игра «Собери и угадай».

У меня были красивые фотографии, но кто-то с ними поиграл, разрезал их на кусочки. Их нужно восстановить и угадать, что на них изображено.

Лесовичок: Отлично! Как же вы быстро собрали. Спасибо за помощь.

Лесовичок. Ребята, вы такие молодцы все знаете, все умеете, но вот с этим заданием точно не справитесь. Кто из вас знает стихотворения про растения и животных, занесенных в Красную книгу.

Чтение стихотворений о растениях и животных Красной книги

1. О, ранней весною,

Едва снег подтает,

Лиловое море

В лесу расцветает.

Проткнёт наст стрелою –

Глядите, каков?

Я – самый, я – первый

Из всех Кандыков.

2 Над степями в небе синем

Хищник гордый и красивый.

Красота и мощь не меркнут

И вблизи прекрасен беркут.

3. Среди зверей такой один –

Строитель фирменных плотин.

Своими мощными зубами,

Он справится, вполне, с дубами.

Срезает дерево, как свечку.

Перегораживая речку,

Готовит место под жильё,

Хоть и сырое, но – своё.

Скажи, пожалуйста, будь добр,

Кто этот зверь? Конечно - бобр.

4 Любуйтесь цветами, не рвите,

Для красоты вы их сохраните.

Вьются пчелы над петуньей синей,

Голубь набирает высоту.

Человек становится красивей,

Если рядом видит красоту.

Лесовичок: Ребята, а кто мне расскажет о животных , птицах и растениях  Красной книги.

Бобр - Бобр обладает красивым мехом, который состоит из грубых остевых волос и очень густой шелковистой подпуши. Окраска меха от светло-каштановой до темно-бурой. иногда чёрная. Хвост и конечности чёрные. Бобер отлично плавает и ныряет. Глаза, уши и нос расположены так что он видит и слышит не поднимая головы когда плывет. Строят эти водолюбивые животные хатки и платины. Бобры живут до 25 лет.

Лось - самый крупный вид дичи. Лось – губастик, верхняя губа у него очень большая. Шея короткая, уши большие остроконечные. Лоси питаются осокой, ветками деревьев и кустарников, самая любимая еда лося – трава Иван – чай. Зимой днем лось кормится, а ночью спит.

Кабарга – родственник оленей. Длина тела до 1 метра, высота до 70 сантиметров, вес 11-18 килограмм. Продолжительность жизни в природе 4-5 лет, в неволе от 10 до 14 лет. Кабарга имеет бурый или коричневый окрас. Кабарга осторожное, пугливое животное. Питается травой, мхом, лишайниками.

Волк – вес волка иногда достигает 50 килограмм, рост 75 сантиметров. Оружие волка это зубы, Всего их 42. Волки хищные животные, они охотятся стаями. Волки охотится на оленя, кабана, лося, бобра, зайца, птиц.

Крот – у крота продолговатое туловище длиной 20 сантиметров, покрытое мягкой, бархатной шерстью у крота сильно развиты передние лапы лопатообразной формы с длинными когтями. Ими они разгребают землю прокладывая ходы под землей длиной до десяти метров в сутки.

Бурый медведь – самый большой хищник России. Рост медведя 2.5 метра, а его вес иногда достигает 750 килограмм. Питается медведь  всем что пригодно для еды. Места обитания медведя это -  лесные массивы поросшие кустарником. В этих местах медведи устраивают себе берлоги. В зимнюю спячку медведи впадают не раньше сентября и не позднее декабря.

Олень – древнейший обитатель лесов. Окрас оленя может быть разной от темно – бурого до темно – серого. Питаются олени грибами, ягодами, орехами. В зимний период времени, если снежный покров не очень велик, благородный олень пользуется возможностью добывать упавшие осенью листья с деревьев, различные стебли и кору кустарников. Употребляют также хвою сосны и ели. 

Прозвище «пугач» филин получил за свое мрачное уханье. Вес филина может составлять четыре килограмма, а размах крыльев достигает полутора метров. Движения филина легки и стремительны как в воздухе, так и на земле благодаря длинным и крепким крыльям и лапам.

Воспитатель: давайте отгадаем кроссворд.

Вопросы к мини-кроссворду

Какой аист занесён в Красную Книгу Кузбасса?(Чёрный)

Самый крупный орёл.(Беркут)

Длинноногий гигант леса.(Лось)

Орёл с белым хвостом.(Орлан)

Цветок – символ гор.(Эдельвейс)

Другое название сосны сибирской.(Кедр)

 Подземное насекомоядное животное (Крот)

Лесовичок: Совершенно верно! Это человек в ответе за природу. Он может как погубить, так и восстановить виды животных и растений. Но, не смотря на свою власть, люди – часть природы. Без природы не будет и человека. Поэтому в наших силах сделать нашу Землю красивее и прекраснее, чтобы все жили в гармонии.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что на территории нашей области существуют особо охраняемые места. Это заповедник «Кузнецкий Алатау», музей-заповедник «Томская писаница», а так же Шорский природный национальный парк. Там все растения и животные чувствуют себя под защитой.

Воспитатель: А как вы думаете, почему природный мир нуждается в нашей защите?

Дети: Животные, птицы и растения беззащитны перед человеком. Если мы не сможем бережно относиться к природе, будет страдать все живое на Земле.

Лесовичок:  Молодцы! Вот моя Красная книга и расколдована, и так как вы помогали мне в этом, я хочу вас отблагодарить, и у меня есть подарки. (Выносит корзинку с подарками)

Воспитатель: Дорогой Лесовичок и  дети, я хочу прочитать вам стихотворение, которое будет являться заветом нам с вами:

Любите родную природу –

Озера, леса и поля.

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля.

На ней мы с тобою родились,

Живем мы с тобою на ней.

Так будем же люди, все вместе

                                              Мы к ней относиться добрей! 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологии для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Перелетные птицы»

Конспект занятия по экологиидля детей старшего дошкольного возрастаТема: «Перелетные птицы»Программные задачи. Дать детям представление о птицах (внешний вид, среда обитания и т.д.), их разнообразии; ...

Занятие по экологии для детей среднего дошкольного возраста "Путешествие в осенний лес."

Программное содержание:Уточнить представление детей о признаках осениУчить детей осуществлять наблюдения за явлениями природыРазвивать словарный запас детей;Развивать интерес к жизни диких живот...

Картотека для детей старшего дошкольного возраста: "Путешествие по месяцам природы"

Время на стыке тысячелетий можно, без сомнения, назвать временем переосмысления человечеством своего места и своей роли в мире природы. Последнее десятилетие XX века вплоть до наших дней мы являемся с...

Сценарий квест - игры по экологии для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в царство природы»

Формирование экологических знаний у детей посредством игровой деятельности и создания условий для ознакомления с профессией метеоролога и метеорологической станцией....

Сценарий квест - игры по экологии для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в царство природы».

Сценарий квест - игры по экологии для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в царство природы»...

Конспект ОД для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в мир природы»

Материал позволяет систематизировать и расширить представления о временах года, некоторых их признаках, закрепить знания о живой и неживой природе, обобщить знания о растениях, птицах, животных, насек...

Квест-игра по экологии для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в сказочную страну»

Интеграция образовательных областей: «Художественно – эстетическое», «Социально-коммуникативное.», «Речевое развитие», «Познавательное развитие&raq...