Главные вкладки

    Конспект занятия по экологии для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Перелетные птицы»
    план-конспект занятия (окружающий мир, старшая группа) на тему

    Коршунова Наталья Николаевна

    Конспект занятия по экологии
    для детей старшего дошкольного возраста

    Тема: «Перелетные птицы»

    Программные задачи. Дать детям представление о птицах (внешний вид, среда обитания и т.д.), их разнообразии; учить делить на перелётных и зимующих на основе связи между характером корма и способом его добывания. Активизировать словарь: перелётные, насекомоядные, зерноядные, хищные, водоплавающие, певчие, прилёт, размножение.

    Материал: Иллюстрации и фотографии с изображением птиц, птичьи стаи; записи «Голоса птиц», графическая модель с клювами птиц.

    Ход занятия:

    Педагог : Хотите знать, какие птицы возвращаются к нам первыми, а какие последними? Послушайте рассказ, который прислал нам дед Знай (читает рассказ В. Бианки «Прилёт, пролёт, отлёт»). Кто скажет, какие птицы прилетают первыми, и какие – последними. А кто улетает весной на север?

    В народе говорят: увидал скворца – знай, весна у крыльца (выставляет картину, изображающую скворцов). И, правда, скворцы появляются в конце марта. Давайте внимательно рассмотрим картинку и составим рассказ о скворцах по следующему плану: как они выглядят, как устраивают свои гнёзда, как заботятся о птенцах. А поможет нам письмо от деда Зная.
    А теперь послушайте «говорящее письмо» от деда Зная (грамзапись «Голоса весеннего леса»).

    Педагог : как красиво поют птицы, особенно соловей! Недаром говорят, что в лесу он – первая скрипка, самая трепетная, самая звонкая и самая нежная. Послушайте его пение ещё раз. А теперь давайте прочитаем ещё одно письмо от деда Зная (читает рассказ М. Богданова)
    «Сквозь призывный щебет пернатых властно доносится щёлканье соловья. Соловей – одна из самых распространённых у нас певчих птиц. Все перышки его окрашены в однообразный бурый цвет, который на брюшке светлее и переходит в белый (выставляет картину). Большие тёмные глаза придают особую прелесть соловушке.
    Питаясь только насекомыми, соловей на зиму улетает в тёплые края. Весной соловьи прилетают на родину – в то время, когда деревья и кустарники начнут одеваться листьями. Вернувшись домой, соловьи отыскивают свои старые жилища и начинают петь. Затем соловьи-родители принимаются вить гнёзда, которые помещаются около земли, в кустах смородины, крыжовника или других кустарников. В глухих старых лесах соловьи не держаться. Они поселяются на опушках леса, берегам рек, склонам оврагов, где много кустарников.
    Охотно держатся они в садовых кустах и цветниках, где растут розы и другие цветущие растения. Птенцы соловьёв выходят из яиц голые и слепые. Соловей помогает самочке высиживать яйца и кормить птенцов, распевая в то же время свои чудные песни.
    Во второй половине июня молодые соловьи уже покидают гнёзда, а соловей перестаёт петь. Всю оставшуюся часть лета соловья ведут тихую, скрытую жизнь и не поют.
    На всём свете нет никакой певчей птицы, которая пела бы лучше соловья».

    Педагог : Когда соловья возвращаются в родные места? Почему? Почему соловьи любят кустарники? Как они выводят птенцов? Вспомните грамзапись, которую мы слушали, и скажите: чем пение соловья отличается от пения других птиц?

    Игра «Справочное бюро». Педагог  объясняет, что работники справочного бюро должны много знать о птицах, чтобы суметь ответить на все вопросы. Работниками бюро становятся желающие. Спрашивающие должны оценить правильность ответа. В конце игры награда: значки «Друг птиц»

    Примерные вопросы для игры:

    • Какие птицы здесь живут? (показывается карточка с изображением озера, луга, леса, кустарника)
    • Чьё это гнездо? (показываются изображения гнёзд, о которых рассказывалось ранее)
    • Кто как поёт? (грамзапись голосов дятла, кукушки, соловья)
    • Что каждый из нас может сделать, чтобы помочь птицам зимой?
    • Как надо охранять птиц?

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    занятие по экологии для детей старшего дошкольного возраста "Зачем зайцам нужны волки"

    занятие-игра для детей старшего дошкольного возраста по программе Васильевой "Зачем зайцам нужны волки"...

    Конспект занятия по аппликации для детей старшего дошкольного возраста «Сказочная птица счастья».

    Освоение техники симметричного, силуэтного вырезывания, используя разнообразные способы прикрепления материала на фон, для получения объемной аппликации.На основе полученных впечатлений (в процессе по...

    Конспект КВН по экологии для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «На цветочной полянке».

    Конспект  КВН по экологии для детей старшего дошкольного возраста.Тема: «На цветочной полянке».              С использованием образовательных те...

    Конспект занятия по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Космическое путешествие»

    Данный конспект предназначен для воспитателей старшего дошкольного возраста. Способствует развитию у детей элементарных математических представлений, логического мышления, фантазии; развивает умение д...

    Конспект занятия по экологии для детей старшего дошкольного возраста"Дикие животные"

    Народная мудрость, выраженная в сказках, не зря наделила зверей человеческими качествами -- этим она приближает детей к пониманию природы, будит в них интерес к жителям леса, к их жизни....