Главные вкладки

    Конспект занятия по экологии для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Перелетные птицы»
    план-конспект занятия (окружающий мир, старшая группа) на тему

    Наталья Николаевна Коршунова

    Конспект занятия по экологии
    для детей старшего дошкольного возраста

    Тема: «Перелетные птицы»

    Программные задачи. Дать детям представление о птицах (внешний вид, среда обитания и т.д.), их разнообразии; учить делить на перелётных и зимующих на основе связи между характером корма и способом его добывания. Активизировать словарь: перелётные, насекомоядные, зерноядные, хищные, водоплавающие, певчие, прилёт, размножение.

    Материал: Иллюстрации и фотографии с изображением птиц, птичьи стаи; записи «Голоса птиц», графическая модель с клювами птиц.

    Ход занятия:

    Педагог : Хотите знать, какие птицы возвращаются к нам первыми, а какие последними? Послушайте рассказ, который прислал нам дед Знай (читает рассказ В. Бианки «Прилёт, пролёт, отлёт»). Кто скажет, какие птицы прилетают первыми, и какие – последними. А кто улетает весной на север?

    В народе говорят: увидал скворца – знай, весна у крыльца (выставляет картину, изображающую скворцов). И, правда, скворцы появляются в конце марта. Давайте внимательно рассмотрим картинку и составим рассказ о скворцах по следующему плану: как они выглядят, как устраивают свои гнёзда, как заботятся о птенцах. А поможет нам письмо от деда Зная.
    А теперь послушайте «говорящее письмо» от деда Зная (грамзапись «Голоса весеннего леса»).

    Педагог : как красиво поют птицы, особенно соловей! Недаром говорят, что в лесу он – первая скрипка, самая трепетная, самая звонкая и самая нежная. Послушайте его пение ещё раз. А теперь давайте прочитаем ещё одно письмо от деда Зная (читает рассказ М. Богданова)
    «Сквозь призывный щебет пернатых властно доносится щёлканье соловья. Соловей – одна из самых распространённых у нас певчих птиц. Все перышки его окрашены в однообразный бурый цвет, который на брюшке светлее и переходит в белый (выставляет картину). Большие тёмные глаза придают особую прелесть соловушке.
    Питаясь только насекомыми, соловей на зиму улетает в тёплые края. Весной соловьи прилетают на родину – в то время, когда деревья и кустарники начнут одеваться листьями. Вернувшись домой, соловьи отыскивают свои старые жилища и начинают петь. Затем соловьи-родители принимаются вить гнёзда, которые помещаются около земли, в кустах смородины, крыжовника или других кустарников. В глухих старых лесах соловьи не держаться. Они поселяются на опушках леса, берегам рек, склонам оврагов, где много кустарников.
    Охотно держатся они в садовых кустах и цветниках, где растут розы и другие цветущие растения. Птенцы соловьёв выходят из яиц голые и слепые. Соловей помогает самочке высиживать яйца и кормить птенцов, распевая в то же время свои чудные песни.
    Во второй половине июня молодые соловьи уже покидают гнёзда, а соловей перестаёт петь. Всю оставшуюся часть лета соловья ведут тихую, скрытую жизнь и не поют.
    На всём свете нет никакой певчей птицы, которая пела бы лучше соловья».

    Педагог : Когда соловья возвращаются в родные места? Почему? Почему соловьи любят кустарники? Как они выводят птенцов? Вспомните грамзапись, которую мы слушали, и скажите: чем пение соловья отличается от пения других птиц?

    Игра «Справочное бюро». Педагог  объясняет, что работники справочного бюро должны много знать о птицах, чтобы суметь ответить на все вопросы. Работниками бюро становятся желающие. Спрашивающие должны оценить правильность ответа. В конце игры награда: значки «Друг птиц»

    Примерные вопросы для игры:

    • Какие птицы здесь живут? (показывается карточка с изображением озера, луга, леса, кустарника)
    • Чьё это гнездо? (показываются изображения гнёзд, о которых рассказывалось ранее)
    • Кто как поёт? (грамзапись голосов дятла, кукушки, соловья)
    • Что каждый из нас может сделать, чтобы помочь птицам зимой?
    • Как надо охранять птиц?

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Культура народов Севера ханты и манси - праздники, традиции ».

    В ходе занятия  дети расширяют и закрепляют знания о  главных национальных праздниках коренных народов севера. А также знакомятся с орнаментами одежды народов ханты и манси, национальной муз...

    Конспект занятия по экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста Тема: «Маленькие исследователи»

    Задачи:1. Формировать представление о снеге и его свойствах.2. Учить детей анализировать, делать выводы в процессе экспериментирования.3. Развивать мышление, интерес к зимним явлениям природы.4. Вызва...

    Конспект КВН по экологии для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «На цветочной полянке».

    Конспект  КВН по экологии для детей старшего дошкольного возраста.Тема: «На цветочной полянке».              С использованием образовательных те...

    Конспект занятия по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста тема " Мебель"

    В конспекте очень подробно и интересно представлены игры по развитию речи и закреплению материала ....

    Конспект занятия по экологии для детей старшего дошкольного возраста"Дикие животные"

    Народная мудрость, выраженная в сказках, не зря наделила зверей человеческими качествами -- этим она приближает детей к пониманию природы, будит в них интерес к жителям леса, к их жизни....

    Конспект занятия по экологии для детей среднего дошкольного возраста Тема: «Знакомство с божьей коровкой»

    Конспект занятия по экологии для детей среднего дошкольного возрастаТема: «Знакомство с божьей коровкой»...