Особенности организации проектной деятельности детей старшего дошкольного возраста
статья по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Князева Татьяна Николаевна

В соответствии с требованиями ФГОС ДО педагоги работают в тесной связи с родителями воспитанников,  уделяют большое внимание не только подготовке ребенка к школе, но и воспитанию, и развитию его личностных качеств (коммуникативных навыков, самостоятельности, инициативности, креативности мышления и др.). Эффективным средством создания партнёрских отношений, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является проектная деятельность.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл knyazeva_osobennosti_proektnogo_metoda.docx32.07 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности организации проектной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Князева Татьяна Николаевна, воспитатель ГБОУ «Школа № 842»,

г. Москва

        Детский сад является первой ступенькой в системе непрерывного образования ребенка. Дошкольное образование сегодня ориентированно на каждого воспитанника с учетом его особенностей, потребностей, интересов, возможностей.

        В соответствии с требованиями ФГОС ДО педагоги работают в тесной связи с родителями воспитанников,  уделяют большое внимание не только подготовке ребенка к школе, но и воспитанию, и развитию его личностных качеств (коммуникативных навыков, самостоятельности, инициативности, креативности мышления и др.). Эффективным средством создания партнёрских отношений, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является проектная деятельность.

        Использование проектной деятельности позволяет педагогам оптимально развить познавательные способности дошкольников, формировать волевые качества, стремление к познанию и исследованию нового. Проектный метод позволяет каждому воспитаннику почувствовать себя исследователем, победителем, укрепляет веру ребенка в свои силы и возможности, развивает познавательную активность ребёнка.

        Перед педагогами в проектной деятельности стоят следующие задачи:

        - активизировать творческую и познавательную активность ребенка;

        - формировать самостоятельность в выборе способов действий в различных ситуациях:

        - мотивировать воспитанников на поиск новых проблем и путей их решения;

        - создать ситуации успеха каждому воспитаннику;

        - формировать детско-взрослое сообщество.

        Сам педагог в проектной деятельности должен быть творчески активным, разносторонне развитым, целеустремлённым, умеющим прогнозировать и анализировать свою педагогическую деятельность. Проектная деятельность предъявляет высокие требования  к профессиональным качества педагога, являясь своеобразным индикатором его готовности к применению в своей деятельности инновационных технологий, стремлению саморазвиваться и самосовершенствоваться.

        Спецификой проектной деятельности в системе дошкольного  образования является то, что ребенку сложно самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему и определить цель деятельности.        Поскольку обучение детей дошкольного возраста происходит через игру, то и сама проектная деятельность, по своей сути является игрой. Следовательно, проектная деятельность происходит более естественно, без насилия над личностью ребенка и с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных возможностей и интересов.

        Проектной деятельности в старшем дошкольном возрасте присущ характер сотрудничества, в котором принимают участие дети, педагоги и родители. Родители воспитанников при реализации проекта выступают не только как источник информации, как помощь и поддержка ребенка и педагога в процессе работы над проектом, но и непосредственными участниками образовательного процесса.

        Создание результата, продукта проектной деятельности дает возможность родителям и близким дошкольника, быть вовлеченным в его «дедсадовскую» жизнь, стать партнером в игре по поиску решения проблемы.

        Проектная деятельность базируется на принципах проектирования в детском саду:

        - Принцип открытости – каждый воспитанник имеет право выбора. Ребёнок может согласиться на участие в проектной деятельности, но и может отказаться, если не совсем уверен в себе или у него присутствуют другие причины для отказа.

        Воспитанник-участник проекта может на любом этапе проектной деятельности принять решение о продолжении или завершении своей деятельности. Также воспитанник-участник проекта самостоятельно распоряжается результатом своей работы и распоряжается предоставлять или нет своего результата или продукта окружающему кругу.

        - Принцип диалога – воспитаннику-участнику проектной деятельности необходимо дать возможность обсуждать деятельность и в ходе проекта, и в обсуждении результатов.

        - Принцип рефлексии – воспитаннику-участнику проектной деятельности необходимо предоставить возможность для осознания себя субъектом собственной деятельности, а также социальных отношений. Реализация данного принципа поможет ребёнку самоопределиться и объективно оценивать свои возможности.[1]

        Выделим основные этапы проектной деятельности

        1. Формулировка проблемы, постановка цели, задачи проекта и его конечный результат (продукт). Педагогам необходимо создать условия для того чтобы нужно понять воспитанники приняли проблему, вжились в игровую ситуацию, осознали себя участниками, поняли, что нужно сделать и как это сделать, чтобы получить результат;

        2. Педагог помогает воспитанникам планировать свою деятельность, направленную на решение проектных задач. На данном этапе создаются условия для объединения воспитанников и распределяются роли;

        3. Педагог осуществляет контроль хода проектной деятельности, направляет воспитанников и родителей, когда  необходимо, оказывает детям практическую помощь;

        4. Презентация результатов проектной деятельности. Воспитанники совместно с взрослыми участниками проекта подготавливаются к защите проекта и демонстрируют зрителям результат своей деятельности.[2]

        Таким образом, проектная деятельность дошкольников является эффективным средством формирования сотрудничества педагогов, детей и родителей. Проектная деятельности важна для полноценного развития детей дошкольного возраста, для их успешной социализации, а также для развития познавательной активности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.        Актуальные проблемы развития психики ребенка // Вопросы детской психологии (дошкольный возраст). Известия АПН РСФСР, вып. 14).М.; Л., 2014, с. 24-37

2.        Алиева, С.В. Социальная педагогика: Учебное пособие / А.В. Иванов, С.В. Алиева - М.: Дашков и К, 2013. - 424 c.

3.        Баданина Л.П. Диагностика и развитие познавательных процессов. Практикум по общей психологии. - М.: НОУ ВПО МПСИ, 2012. - 264 с.

4.        Баранник, Н. В. Познавательные способности детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема // Молодой ученый. - 2015. - №24. – 67 с.

5.        Безрукова, В. С. Педагогика: учебное пособие / В. С. Безрукова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2013. - 278с.

6.        Бордовская, Н. В. Педагогика: учеб. пособие для вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. - СПб.: Питер, 2011. - 304 с.

7.        Борытко, Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.М. Борытко, А.В. Моложавенко, И.А. Соловцова; под. ред. Н.М. Борытко. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 320 с.

8.        Буланова – Топоркова, М.В., Духавнева, А.В. и др. Педагогические технологии / М.В. Буланова- Топоркова, А.В. Духавнева - Ростов н/Д: издательский центр «Март», 2002.- 47с.

9.        Бурнышева, М. Г. Развитие познавательной активности детей через экспериментально-исследовательскую деятельность. Проект «Любознайка» / М. Г. Бурнышева // Дошкольная педагогика. – 2011. – № 3. – С. 24–26.

10.        Веракса, Н.Е. Познавательное развитие в дошкольном детстве: Учебное пособие / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 336.

11.        Веракса Н.Е. Развитие умственной одаренности в дошкольном возрасте [Текст] /Н.Е. Веракса, А.И. Булычева// «Вопросы психологии» 2002. -№. 2.-С.24.

12.        Веракса Н.Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве: Пособие для педагогов дошкольных учреждений [Текст]/Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. - 523 с.

13.        Виноградова, Н.А. Дошкольная педагогика. Обзорные лекции по подготовке студентов к итоговому междисциплинарному экзамену: Учебное пособие / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ф.С. Гайнуллова; под ред. Н.В. Микляева. - М.: Форум, 2012. - 256 c.

14.        Виноградова, Н.А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей и родителей / Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. - М.: Айрис-Пресс, 2008. - 89с.

15.        Волостникова, А. Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности / А. Г. Волостникова. – М.: Просвещение, 2011. – 362 с.

16.        Гуслова, М. Н. Инновационные педагогические технологии / М.Н. Гуслова. - М.: Академия, 2010. - 288 c.

17.        Давидчук, А.Н. Познавательное развитие дошкольников в игре: Методическое пособие / А.Н. Давидчук.. - М.: ТЦ Сфера, 2016. - 96 c.

18.        Диагностика индивидуального развития детей дошкольного возраста / авт.-сост. М.В.Савченко, Котова Л.Н., Губанова Н.В. Донецк: Истоки, 2017. - 76 с.

19.        Дыбина ,О.В., Рахманова, Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом/ О.В. Дыбина, Н.П. Щетинина - М., 2004. - 49с.

20.        Загвязинский, В.И. Качественные и количественные методы психологических и педагогических исследований: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / В.И. Загвязинский, А.Ф. Закирова, Р. М. Атаханов и др.; под ред. В.И.Загвязинского - М. : Издательский центр «Академия», 2013. - 240 с.

21.        Зубкова, Н.М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет / Н.М. Зубкова - М.: Издательство «Речь», 2006. - 108с.

22.        Кирсанова, Т. В., Кузьмина С. П., Савостикова, Е. Л. Условия оптимизации развития познавательной активности детей в ДОУ / Т. В. Кирсанова, С. П. Кузьмина, Е. Л. Савостикова // Дошкольная педагогика. – 2009. – № 5. – С. 11–15.

23.        Королева, Л. А. Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. Тематические дни / Л. А. Королева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 64с.

24.        Ликум, А. Детская энциклопедия "Все обо всем"/ А. Ликум - М.: АЗТ,1997. - 134с.

25.        Лосева, Е. В. Развитие познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников. Из опыта работы / Е. В. Лосева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 128 с.

26.        Матяш, Н. В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение. Учебное пособие / Н.В. Матяш. - М.: Academia, 2014. - 160 c.

27.        Микляева, Н.В. Познавательное и речевое развитие дошкольников (под ред. Н.В. Микляевой) / Н.В. Микляева. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 208 c.

28.        Осмоловская, И. М. Словесные методы обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И. М. Осмоловская. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 128с.

29.        Песков, В.К. Окно в природу: Щепотка соли / В.К. Песков - М., -2000. - 67с.

30.        Поддъяков Н.Н. Очерки психического развития дошкольников. – Просвещение-Альфа, М., 2012. – 341с.

31.        Развитие конструктивной деятельности детей дошкольного возраста: методическое пособие / сост. Сипачева Е.В. - Донецк: ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО», 2018. - 56 с.

32.        Развивающая предметно-пространственная среда как важный фактор формирования личности ребѐнка в условиях ДОО(У): методическое пособие / Авт.-сост. Макеенко Е.П., Сипачева Е.В., Ищук В.С., Бойко Л.П. и др. - Донецк: ГОУ ДПО "Донецкий РИДПО",2018. - 44 с.

33.        Сыпченко, Е. А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ / Е.А. Сыпченко. - М.: Детство-Пресс, 2012. - 920 c.

34.        Шамова, Т.И. Активизация учения школьников / Т. И. Шамова. - Москва: Педагогика, 1982. - 209 с.

35.        Газиева, М. Ю. Роль воспитателя в реализации метода проектов в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения. -Молодой ученый. 2017. - №17 [Электронный ресурс] / URL: https://moluch.ru/archive/151/42751/ (дата обращения 12.01.2019).

36.        Морозова, И.С., Штепина, И.С. Познавательная активность младших дошкольников /И.С. Морозова, И.С. Штепина Теория и практика общественного развития. 2012. [Электронный ресурс] / URL: https://cyberleninka.ru/article/n/poznavatelnaya-aktivnost-mladshih-doshkolnikov (дата обращения 22.09.2020).

37.        Методики диагностики развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / URL: https://studwood.ru/ (дата обращения 22.09.2020).

38.        Диагностика познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / URL: https://studbooks.net/ (дата обращения 22.09.2020).

39.        Минюк ,Ю. Н. Метод проектов как инновационная педагогическая технология // Инновационные педагогические технологии: материалы Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г) [Электронный ресурс] / URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/143/6151/ (дата обращения: 22.09.2020).

40.        Исследовательские проекты для дошкольников [Электронный ресурс] / URL: http://raguda.ru/vs/issledovatelskie-proekty-dlja-doshkolnikov.html (дата обращения 22.09.2020).

41.        Науменко, О.П. Методический сборник «Диагностический инструментарий» [Электронный ресурс] / URL: https://studydoc.ru/doc/551627/metodicheskij-sbornik-«diagnosticheskij-instrumentarij (дата обращения 22.09.2020).

42.        Ильин, В.С. Развитие познавательного интереса в дошкольном возрасте [Электронный ресурс] / URL: http://www.bestreferat.ru/referat-343436.html (дата обращения 22.09.2020).

43.        Клочко Елена Диагностика дошкольников: методики, тесты (примеры) [Электронный ресурс] / URL: http://fb.ru/article/252568/diagnostika-doshkolnikov-metodiki-testyi-primeryi (дата обращения 22.09.2020).

44.         Принципы организации опытно-экспериментальной работы в процессе формирования краеведческой компетенции подростков в дополнительном образовании Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика» Шемшурина С. А. – КиберЛенинка [Электронный ресурс] / URL: https://cyberleninka.ru/article/n/printsipy-organizatsii-opytno-eksperimentalnoy-raboty-v-protsesse-formirovaniya-kraevedcheskoy-kompetentsii-podrostkov-v (дата обращения 22.09.2020).

45.        Щукина, Г.И., Морозова, И.С., Штепина, И.С. Познавательная активность младших дошкольников. / И.С. Морозова [Электронный ресурс] / URL: https://www.teoriapractica.ru (дата обращения 22.09.2020).

46.        Лисина, Н.Н. преп.проф.дисциплин ГБПОУ ВЛАТТМетод проектов как современная педагогическая технология. / Н.Н. Лисина [Электронный ресурс] / URL: https://infourok.ru/metod-proektov-kak-sovremennaya-pedagogicheskaya-tehnologiya-1492720.html (дата обращения 22.09.2020).

47.        Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений / И.С. Сергеев [Электронный ресурс] /URL: http://s17001.edu35.ru/attachments/article/264 (дата обращения 20.09.2020).

48.        Педагогической технологии метод проектов[Электронный ресурс] /URL: https://megapredmet.ru/1-18032.html (дата обращения 20.09.2020).

49.        Канайкина, Т.А. Педагогическая технология «Метод проектов»[Электронный ресурс] / URL: http://www.informio.ru/publications/id4554/Pedagogicheskaja-tehnologija-Metod-proektov (дата обращения 22.09.2020).

50.        Скопина, М.С. Экспериментальная деятельность в детском саду по ФГОС[Электронный ресурс] / URL: https://melkie.net/vidy-deyatelnosti-v-dou/eksperimentalnaya-deyatelnost-v-detskom-sadu.html (дата обращения 22.09.2020).

51.        Как организовывать эксперименты в детском саду?[Электронный ресурс] / URL: https://podrastu.ru/deyatelnost/eksperimentalnaja-dejatelnost-detei-detskom-sadu.html (дата обращения 22.09.2020).

52.        Горошилова, Е.П. Занятия-эксперименты [Электронный ресурс] / URL:http://doshkolnik.ru/zaniatia-s-detmi/16600-eksperimentalnaya-deyatelnost-v-dou.html (дата обращения 19.09.2020).

53.        Кириллова, И. М. Экспериментальная деятельность в детском саду // Педагогическое мастерство: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). [Электронный ресурс] / URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/191/10616/ (дата обращения: 18.09.2020).

54.        Метод проектов как педагогическая технология[Электронный ресурс] / URL: https://pandia.ru/text/77/413/23612.php (дата обращения: 19.09.2020).

55.        Канайкина, Т.А. Педагогическая технология «Метод проектов»[Электронный ресурс] / URL: https://www.informio.ru/publications/id4554/Pedagogicheskaja-tehnologija-Metod-proektov (дата обращения: 19.09.2020).

56.        Метод проектов как педагогическая технология[Электронный ресурс] / URL: http://edu.znate.ru/docs/2381/index-10911-30.html (дата обращения: 21.09.2020).

57.        Лукова, Н.Л. развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности[Электронный ресурс] / URL: https://infourok.ru/nauchnaya-statya-razvitie-tvorcheskih-sposobnostey-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-v-razlichnih-vidah-deyatelnosti-3298364.html (дата обращения: 21.09.2020).


[1] Метод проектов как педагогическая технология[Электронный ресурс] / URL: https://pandia.ru/text/77/413/23612.php (дата обращения: 19.09.2020).

[2] Педагогической технологии метод проектов [Электронный ресурс] /URL: https://megapredmet.ru/1-18032.html (дата обращения 20.09.2020).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации театрализованной деятельности в старшем дошкольном возрасте

В работе рассмотрены понятия эстетичсекого воспитания, формы организации театрализованной деятельности для старшего дошкольного возраста....

Особенности организации театрализованной деятельности в старшем дошкольном возрасте.

Приобщение к театру детей дошкольного возраста связано в основном со спектаклями-сказками...

"Проектная деятельность детей старшего дошкольного возраста как инновационный метод осуществления преемственности между дошкольным и начальным уровнем общего образования"

В настоящее время Министерство образования Российской Федерации рассматривает преемственность как главное условие непрерывного образования, а идею приоритета личностного развития, как ведущий принцип ...

Особенности организации проектной деятельности с детьми дошкольного возраста

Метод проектов – образовательная технология, которая позволяет создавать естественную среду для формирования у дошкольников интегративных качеств (личностных, интеллектуальных, физических). Уникальнос...

Особенности организации проектной деятельности детей младшего дошкольного возраста

Особенности организации проектной деятельности детей младшего дошкольного возраста...

Особенности организации проектной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Особенности организации проектной деятельности детей старшего дошкольного возраста...

Особенности организации проектной деятельности детей младшего дошкольного возраста

в статье раскрыты особенности организции проектной деятельности для  детей младшего дошкольного возраста....