Особенности организации проектной деятельности детей младшего дошкольного возраста
учебно-методический материал (младшая группа)

Особенности организации проектной деятельности детей младшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                       Кокусева Елена Александровна

                                                              Воспитатель ГБДОУ детский сад №132,

                                                              Выборгского района, г. Санкт-Петербурга

«Особенности проектной деятельности с детьми  младшего дошкольного возраста»

       

   Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.

Было выявлено, что понятие "проект” - это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.

Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование личностных качеств ребенка. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта.

В дошкольном образовании метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции (интеграция образовательных областей на основе единого проекта). Использование метода проектов в обучении дошкольников является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации на следующей ступени образования. Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка. Основной целью проектного метода является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста. Так, в работе с детьми младшего дошкольного возраста педагоги т используют подсказку, наводящие вопросы.

Выбор темы – это первый шаг воспитателя в работе над проектом. Второй шаг – это тематическое планирование по выбранной проблеме на неделю, где учитываются все виды детской деятельности: игровая, познавательно-практическая, художественно-речевая, трудовая, общение и т. д. На этапе разработки содержания непосредственно-организованной образовательной деятельности, игр, прогулок, наблюдений и других видов деятельности, связанных с темой проекта, воспитатели особое внимание уделяют организации среды в группах, в дошкольном учреждении в целом. Мы понимаем, что среда должна являться фоном к эвристической, поисковой деятельности, развивать у дошкольника любознательность. Когда подготовлены основные условия для работы над проектом (планирование, среда, начинается совместная работа воспитателя и детей.

I этап разработки проекта – целеполагание: мы выносим проблему на обсуждение детям. В результате совместного обсуждения выдвигается гипотеза, которую взрослый предлагает детям подтвердить в процессе поисковой деятельности.

II этап работы над проектом представляет собой разработку совместного плана действий по достижению цели (а гипотеза – это и есть цель проекта). Сначала проводится общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определённом предмете или явлении. Воспитатель фиксирует ответы на большом листе ватмана, чтобы группа могла их видеть. Для фиксации ответов мы используем условные схематические символы, знакомые и доступные детям. Затем воспитатель задаем второй вопрос: «Что мы хотим узнать? » Ответы снова фиксируются, причём независимо от того, что они могут показаться глупыми или нелогичными. Здесь важно, проявить терпение, уважение к точке зрения каждого ребенка, тактичность по отношению к нелепым высказываниям малышей. Когда все дети выскажутся, спрашиваем: «Как нам найти ответы на вопросы? » Отвечая на данный вопрос, дети опираются на свой личный опыт. Необходимо учитывать и возрастные особенности воспитанников. Для детей младшего дошкольного возраста воспитатель может использовать подсказку, наводящие вопросы. Спецификой взаимодействия с использованием метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо "наводить” ребёнка, помогать обнаруживать проблему или, даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес и "втягивает» детей в совместный проект, но при этом не переусердствовать с помощью и опекой. Подражательско-исполнительский, реализация которого возможна с детьми 3,5-5 лет. На этом этапе дети участвуют в проекте "на вторых ролях”, выполняют действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему, что не противоречит природе маленького ребёнка; в этом возрасте ещё существует потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому и подражать ему.

Решением поставленного вопроса могут выступать различные мероприятия: чтение книг, энциклопедий, обращение к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий. Поступившие предложения являются дополнениями и изменениями к уже готовому тематическому плану воспитателя. Важно, чтобы педагог проявил гибкость в планировании, сумел подчинить свой план интересам и мнениям детей, включая детские мероприятия в учебный план, пожертвовав некоторыми запланированными формами работы. Это умение является показателем высокого профессионального мастерства воспитателя, его готовности отступить от уже имеющихся стереотипов, ставя на первое место самоценность дошкольного детства как период жизни и только затем – как подготовительный этап к будущему.

После составления совместного плана действий начинается III этап работы над проектом – его практическая часть. Дети исследуют, экспериментируют, ищут, творят. Для активизации детского мышления предлагаем решить проблемные ситуации, головоломки, развивая тем самым пытливость ума. Необходимо создавать такую ситуацию, когда ребёнок должен что-то познать самостоятельно, догадаться, попробовать, придумать. Среда вокруг ребёнка должна быть как бы незаконченной, незавершённой. Особую роль в данном случае играют уголки по познавательно-практической деятельности.

Заключительным, IV этапом работы над проектом является презентация проекта. Презентация может проходить в различных формах в зависимости от возраста детей и темы проекта: с детьми старшего дошкольного возраста проводятся итоговые мероприятия в различной форме. Это игры-викторины, тематические развлечения, оформление альбомов, фотогазет, фотовыставок, мини-музеев.

Проекты, вне зависимости от вида, творческие, исследовательские, информационные, открытые, игровые, практико-ориентированные и др., нуждаются в постоянном внимании, помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации. Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с опекой и помощью родителей.

Участие в проектной деятельности для детей является способом удовлетворения познавательной активности, средством выражения и развития творческих способностей. Совместная проектная деятельность помогает родителям освоить некоторые педагогические приемы, необходимые в семейном воспитании; объективно оценивать возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партнерами.

Проектная деятельность, основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, в конечном итоге, должна способствовать развитию индивидуально-творческой деятельности педагогов в разработке стратегии, тактики и технологии образовательного процесса, способствовать личностному развитию воспитанников, обеспечить качественные результаты педагогической деятельности. Этот метод затрагивает не только и не столько интеллектуальную сферу детей, но и чувства, эмоции, отношение к окружающему миру, свои ценностные ориентации. Создается атмосфера доверия, в которой дети чувствуют себя достаточно безопасно, могут свободно мыслить и выражать свое мнение.

    Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.

Литература.

1.О.И.Давыдова, А.А. Майер, Л.Г. Богославец. Проекты в работе с детьми. Сфера М.2012

2.Л .Д. Морозова. Педагогическое проектирование В ДОУ. Сфера М2010

3.Л. Д. Морозова Метод проектов в деятельности ДОУ // детский сад от А до Я. 2006, №2

4.Е.С. Евдокимова. Технологии проектирования в ДОУ. М., 2008