Особенности организации проектной деятельности детей младшего дошкольного возраста
методическая разработка (младшая группа)

Дымова Екатерина Николаевна

в статье раскрыты особенности организции проектной деятельности для  детей младшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_organizatsii_proektnoy_deyatelnosti.docx19.44 КБ

Предварительный просмотр:

Дымова Екатерина Николаевна,

воспитатель, ГДОУ д/с №22

комбинированного вида Московского района

Санкт-Петербурга

Особенности организации проектной деятельности детей младшего дошкольного возраста

(из опыта работы воспитателя ДОО)

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает, для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость… всем хорошо известно, что маленьких детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы и поэтому в этом ему помогают педагоги. Перед воспитателями стоит задача уже в младшем дошкольном возрасте закладывать позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, систематизировать информацию, использовать полученные знания, умения и навыки в играх и практической деятельности. Такую возможность дает технология проектирования, позволяющая расширить образовательное пространство, придать ему новые формы, дать возможность развития творческого, познавательного мышления ребенка.

В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребенка как личности.

Прежде чем идти дальше, нужно разобраться, что же это такое – педагогическая технология.

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве. Технология требует услуг людей образованных, разбирающихся в науках, а в настоящее время хорошо подготовленных к использованию компьютеров; для приобретения этих знаний обычно необходим высокий уровень образования. Все это отличается от квалификации, которая в основном приобретается на опыте, на работе, под руководством людей, обладающих знанием.

Исходя из всего выше сказанного, педагогическая технология — специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой отклонения.

Сегодня насчитывается больше сотни педагогических технологий, но все они подчиняются основным требованиям:

- все технологии опираются на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

– обладают логикой процесса, взаимосвязью его частей, целостностью.

– все имеют возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.

 педагогические технологии, должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.

– технология как педагогический инструмент гарантированно эффективна в руках любого педагога, использующего ее, независимо от его опыта, стажа, возраста и личностных особенностей.

1 января 2014г. был подписан указ о внедрении Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). В отличие от ФГТ здесь уже разработаны не две группы требования, а три: к структуре программы дошкольного образования, к условиям ее реализации добавляется еще и требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования, но теперь они прописаны не как интегративные качества ребенка, а представлены в виде целевых ориентиров «которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования».

«Целевые ориентиры» являются целью педагогической работы в дошкольном учреждении, но не стремятся к абсолюту. Другими словами, целевые ориентиры задают направление развития детей, либо строну дальнейшего развития, углубления, либо в сторону коррекции как педагогического подхода, так и в сторону коррекции детского развития.

В младшем дошкольном возрасте (3-4 года) ставится акцент на привитие детям способностей к добыванию, а не к получению готовых знаний. Причем необходимо, чтобы на начальном этапе внедрения метода проектирования дети добывали знания частично самостоятельно, частично при помощи взрослых. Другими слова, на данном этапе требуются промежуточные «целевые ориентиры», отражающие уровень развития 3-4 летнего ребёнка.

Ценность детского возраста заключается в том, что дети любят задавать вопросы. Одной из уникальных особенность детства является способность удивляться всему, что они видят и воспринимают. Взрослые уже, к сожалению, теряют эту особенность, в результате возникает трудность общения ребенка со взрослым. И для того, чтобы преодолеть это, необходимо встать на некоторое время на уровень ребенка, посмотреть на мир его глазами, и с этой позиции попытаться помочь ему понять, узнать, изучить.

Однако есть еще одна трудность. Вопросы бывают разные, простые и сложные. И для того, чтобы в дальнейшем, уже в 5-6 летнем возрасте ребенок задавал сложные и грамотные вопросы (определял поле для исследования и познания), ему необходимо накопить багаж знаний, но не навязанных взрослым, а как бы условно полученных самостоятельно, в процессе исследовательской деятельности. Отсюда возникает проблема развития познавательных способностей (причем, не только у детей, но и у взрослых). Она и легла в основу построения образовательной деятельности с детьми, с помощью метода проекта, отнюдь не нового, но эффективного.

Цель проектов является развитие познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста путем привлечения их к совместной со взрослыми проектно-исследовательской деятельности.

Прежде чем приступить к выполнению педагогических проектов, в первую очередь нужно изучить готовность детей 3-4 лет к проектно-исследовательской деятельности, провести мониторинг развития; провести анкетирование родителей, собрать информацию о готовности родителей к такого рода развития детей. Выбрать вариант программы; подготовить консультации для родителей. В ходе осуществления поставленных задач нужно организовать для детей совместную со взрослыми проектно-исследовательскую деятельность. Способствовать формированию умения у детей ощущать трудность, искать проблему и находить совместно со взрослым решение. Оценить полученный результат. Сравнить с ожидаемым результатом. В конце произвести анализ проделанной работы с целью осуществления коррекционной работы при разработке новой проектной деятельности.

Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников, координация проектов должна быть гибкой, т.е. воспитатель ненавязчиво направляют работу детей, организуя отдельные этапы проекта.

Использование проектной деятельности хочу показать на примере проекта «Краски осени», проводимого с детьми второй младшей группы.

Актуальность: с давних пор человек интересовался природой и даже боготворил её. Порой он не мог объяснить необычайные явления и процессы, происходящие в природе. Люди преклонялись перед законами природы и создавали себе богов, чтобы те могли оградить их от бед. До наших дней сохранились многие праздники, связанные с прославлением природы.

Проблема: проживая в городе, дети плохо знают сезонные особенности. Дети любят природу, но у них слишком маленький жизненный опыт и знания. Они не знакомы с происхождением тех или иных явлений, процессов в природе. Не могут ответить на интересующие вопросы: «Зачем и куда улетают птицы?», «Зачем падает листва?», «Куда прячутся насекомые?» Они очень любознательны и хотят все знать.

Цель: пополнение и обогащение знаний детей по лексическим темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты».

В ходе реализации проекта дети расширяли знания об осени, её признаках и явлениях; представления о многообразии и пользе овощей и фруктов. Дошкольники были вовлечены в разговор во время рассматривания картин, таким образом происходило развитие диалогической формы речи, дети учились вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него. Дети прочитывали наизусть небольшие стихотворения, исполняли различные образы при пении.

Проект реализовывался, используя дидактические, коммуникативные, пальчиковые, малоподвижные игры; непосредственно образовательную деятельность; беседы; рассматривание иллюстраций, открыток; DVD для просмотра презентации об осени; активное взаимодействие с родителями.

Конечным продуктом стала коллективная работа «Осенний ковер», музыкальный досуг.

Педагоги и дети удовлетворены проведенной работой и результатами проекта.

Собран и систематизирован весь материал по теме проекта.

Дети знают и называют:

- большое количество овощей и фруктов;

- осенние приметы и явления;

- дети стали более раскрепощены и самостоятельны;

- в свободной деятельности широко применяют пение песен;

- у родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества и, знаний и умений у детей.

В результате проектной деятельности у детей младшего дошкольного возраста формируется положительная мотивация к процессу познания. Ребенок становится более активный, коммуникабельный, расширяется круг задаваемых им вопросов. Дети становятся более самостоятельными. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении.

Проектная деятельность способствует сплочению детского коллектива. В коллективе ребенок учится взаимодействовать со сверстниками; происходит обмен информацией.

Проектная деятельность создает условия для самореализации, формирования уверенности и развития креативности.

Проектная деятельность в микрогруппах дает возможность проявлять себя в различных видах ролевой деятельности, а общее дело развивает социально-личностные качества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации проектной деятельности с детьми дошкольного возраста

Метод проектов – образовательная технология, которая позволяет создавать естественную среду для формирования у дошкольников интегративных качеств (личностных, интеллектуальных, физических). Уникальнос...

консультация для педагогов «Деятельностный подход педагога к организации игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации»

Деятельностный подход - Субъектно ориентированная организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики. ...

Особенности организации проектной деятельности детей младшего дошкольного возраста

Особенности организации проектной деятельности детей младшего дошкольного возраста...

Особенности организации проектной деятельности детей старшего дошкольного возраста

В соответствии с требованиями ФГОС ДО педагоги работают в тесной связи с родителями воспитанников,  уделяют большое внимание не только подготовке ребенка к школе, но и воспитанию, и развитию его ...

Особенности организации проектной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Особенности организации проектной деятельности детей старшего дошкольного возраста...

Особенности организации театрализованной деятельности детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ

Особенностью театрализованной деятельности дошкольников является то, что она не появляется сама по себе. В ее осуществлении огромную роль играет воспитатель, умело направляющий данный процесс. Театрал...

Особенности организации двигательной деятельности детей среднего дошкольного возраста

Особенности организации двигательной деятельности детей среднего дошкольного возраста...