Экологическая акция "Сбережем природу Алтайского края"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Десятова Юлия Николаевна

Экологические акции как нельзя лучше подходят для формирования активной жизненной позиции по отношению к окружающей среде и являются одной из активных форм работы в ДОУ по экологическому воспитанию.

Участвуя в экологических акциях, дети приходят к пониманию природных процессов, осознанно применяют полученные знания на практике. Кроме того, акции являются интересной и эффективной формой пропаганды экологической культуры среди детей и взрослых.

Знакомство с экологией родного края является одной из эффективных форм нравственно – патриотического воспитания. Одной из задач ДОУ является формирование экологически грамотного отношения детей к природе родного края. Чувство любви к родной природе – одно из слагаемых патриотизма.

Именно с воспитания любви к родной природе, по нашему мнению, нужно начинать патриотическое воспитание дошкольников: ведь природные явления и объекты ближе ему и легче для его восприятия, сильнее воздействуют на эмоциональную сферу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya_aktsiya.docx557.49 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическая акция «Защитим природу Алтайского края»

(подготовительная группа)

https://cdn4.vectorstock.com/i/1000x1000/75/03/ecology-vector-1427503.jpg

                     Воспитатель: Десятова Ю.Н.

2020 г.

«Дерево, трава, цветок и птица

 Не всегда умеют защититься.

 Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни!»

В. Берестов

Экологические акции как нельзя лучше подходят для формирования активной жизненной позиции по отношению к окружающей среде и являются одной из активных форм работы в ДОУ по экологическому воспитанию.

Участвуя в экологических акциях, дети приходят к пониманию природных процессов, осознанно применяют полученные знания на практике. Кроме того, акции являются интересной и эффективной формой пропаганды экологической культуры среди детей и взрослых.

Знакомство с экологией родного края является одной из эффективных форм нравственно – патриотического воспитания. Одной из задач ДОУ является формирование экологически грамотного отношения детей к природе родного края. Чувство любви к родной природе – одно из слагаемых патриотизма.

Именно с воспитания любви к родной природе, по нашему мнению, нужно начинать патриотическое воспитание дошкольников: ведь природные явления и объекты ближе ему и легче для его восприятия, сильнее воздействуют на эмоциональную сферу.

Цель акции: пропаганда экологических знаний, формирование экологически грамотного поведения в природе.

Задачи:
       1. Расширить представления детей о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, взаимосвязи природы и человека; представлений о том, какие действия вредят природе, и как природа может навредить человеку.
       2. Развивать познавательные интересы, устойчивое внимание, наблюдательность, умения поддерживать беседу, поощрять стремление высказывать свою точку зрения.
      3. Воспитывать желание участвовать в совместной деятельности.
      4. Воспитывать любовь к природе, стремление заботиться о ней и беречь её.
      5. Повышать информированность родителей в вопросах экологического воспитания.

Девиз акции: Мы не хотим стоять в стороне. Мы – за порядок на нашей земле!

Участники акции: Дети подготовительной группы, родители, воспитатель.

Ожидаемый результат:

  1. У детей стало более расширенное представление о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, взаимосвязи природы и человека; сформировано представление о том, какие действия вредят природе, и как природа может навредить человеку.
  2. Развиты познавательные интересы, устойчивое внимание, наблюдательность, умения поддерживать беседу.
  3. Развито желание участвовать в совместной деятельности.
  4. Развито стремление заботиться о природе и беречь ее.
  5. Информированность родителей в вопросах экологического воспитания повышена.

Сроки проведения акции: сентябрь-октябрь.

План мероприятий в рамках акции «Сохраним природу Алтайского края»

№ п/п

Название мероприятия

Цель

Участники

1.

Дебаты «Сохраним природу родного края»

Формировать осознанное действенное отношение к природе родного края, желание беречь и охранять её.

Дети подготовительной группы, воспитатель

2.

Создание лэпбука «Природа Алтайского края»

Формировать систему знаний по теме «Природа Алтайского края» , бережное отношение к природе и методы ее сохранения.

Дети подготовительной группы, воспитатель

3.

Решение игровых ситуаций «Юные спасатели природы»

Воспитывать чувства любви к природе, бережного отношения к ней, уважения ко всему живому, формирование экологической культуры.

Дети подготовительной группы, воспитатель

4.

Выставка рисунков «Мы сбережем тебя природа»

Сформировать у детей знание о бережном отношении к природе.

Дети подготовительной группы

5.

Выставка поделок «Дарим мусору вторую жизнь»

Сформировать у детей знания о том, что бросовый материал (мусор) можно использовать для создания поделок, вещей (предметов), полезных человеку. Содействие и укрепление связи ДОУ и семьи.

Дети подготовительной группы, родители.

6.

Уборка мусора и листьев на территории детского сада

Формировать умение трудиться сообща, осознать значимость своего труда для сохранения природы. Развивать чувство ответственности, старательности.

Дети подготовительной группы, воспитатель.

7.

Создание папки-передвижки «Берегите природу»

Повысить информативность родителей в вопросах экологического воспитания. Показать роль природы в жизни и деятельности человека.

Воспитатель, родители.

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0f0e/000aa9e5-32e061cf/img7.jpg

Приложение 1

Дебаты «Сбережем природу Алтайского края»

Цель: Формировать осознанное действенное отношение к природе родного края, желание беречь и сохранять ее. Формировать эмоционально-положительное отношения к природе. Развивать чувство ответственности перед своей командой.

Ход игры «Дебаты»

Ведущая: Дети, разрешите предложить вам очень увлекательную игру, которая называется: «Дебаты»

Попрошу всех подойти к столу и взять по одному смайлику.

 - Спасибо. А сейчас попрошу детей, у которых весёлый смайлик и грустный смайлик встать за стойки с соответствующим изображением. (образовалось 2 команды, по 3 ребёнка в каждой)

Дети с изображением «Смайлик с сердечком» займут места зрителей.

- И так перед нами 2 команды: Команда «Весёлый смайлик» и команда «Грустный смайлик». Остальные дети будут зрителями и активными участниками дебатов.

- И так, объявляю тему дебатов: «Прогулка в лес»

- Команде «Весёлый смайлик», нужно убедить команду «Грустный смайлик» в том, что прогулка в лес полезна, а команде «Грустный смайлик» доказать, что прогулка в лес опасна.

- И так объявляю первый раунд. (звоню колокольчиком) Начинает команда «Весёлый смайлик»

1ребёнок: - Я уверена, что прогулка в лес полезна, потому что лес называют праздничным столом.

2 ребёнок: - И я думаю, что прогулка в лес очень полезна, потому что лес называют аптекой.

3 ребёнок:- Конечно, прогулка в лес полезна, потому что лес называют легкими планеты.

Ведущая:- Спасибо команде! Продолжает дебаты команда «Грустный смайлик»

1 ребёнок: - А я уверена, что прогулка в лес опасна, потому что там много разных насекомых, которые кусаются и жалят.

2 ребёнок: - Я так же думаю, что прогулка в лес очень опасна, потому что там растут ядовитые грибы и растения.

3 ребёнок: – И я считаю, что прогулка в лес опасна для жизни, потому что там можно встретить диких зверей и ядовитых змей

Ведущая: - Спасибо командам, очень интересно было вас слушать. 1 раунд подошёл к концу! (звонит колокольчиком)

А сейчас членам команд нужно задать друг другу уточняющие вопросы.

Объявляю 2 раунд! Начинает команда «Грустный смайлик»

1 ребёнок: - Богдан, скажи пожалуйста, а почему лес называют праздничным столом?

Ответ: - Потому что в лесу растут грибы, орехи, ягоды.

1 ребёнок: - Спасибо, Богдан.

2 ребёнок: - Вика, а почему лес называют аптекой?

Ответ: - Потому что в лесу растут различные лекарственные травы.

2 ребёнок: - Спасибо, Вика.

3 ребёнок:- Саша, скажи пожалуйста, а почему лес называют лёгкими планеты?

Ответ: - Потому что лес обеспечивает кислородом всех обитателей земли.

3 ребёнок:- Спасибо, Саша.

Ведущая: Спасибо, продолжает дебаты команда «Весёлый смайлик»

1 ребёнок:- Алена, скажи пожалуйста, а какие насекомые кусают и жалят в лесу?

Ответ: - Пчёлы, осы, клещи, комары, муравьи.

1 ребёнок: - Спасибо, Алена.

2 ребёнок: - Рома, скажи пожалуйста, какие ядовитые грибы растут в лесу?

Ответ: - Мухоморы, бледная поганка, ложные опята, ложные лисички.

2 ребёнок: - Спасибо, Рома.

3 ребёнок: - Дана, скажи пожалуйста, а каких диких зверей, опасных для жизни, можно встретить в лесу?

Ответ: - Медведя, волка, кабана.

3 ребёнок: – Спасибо, Дана.

Ведущая - Спасибо командам за интересные вопросы и убедительные ответы. 2 раунд подошёл к концу.

А сейчас предлагаю зрителям задать дополнительные вопросы командам.

И так, - 3 раунд. Вопросы команде «Весёлый смайлик»

1 ребёнок. - Вика, скажи пожалуйста, как называется лес, где растут только дубы? (ответ-дубрава)

Спасибо, Вика.

2 ребёнок. – Богдан, скажи пожалуйста, почему люди, живущие рядом с берёзовой рощей, практически никогда не болеют?

(ответ – потому что на ствол берёзы покрывают ионы серебра, которые уничтожают все микробы).

- Спасибо, Богдан.

3 ребёнок. Саша, скажи пожалуйста, почему нельзя ломать деревья? (ответ – потому что, дерево может засохнуть)

Ведущая: Спасибо, а сейчас попрошу зрителей задать дополнительные вопросы команде «Грустный смайлик»

1 ребёнок. - Дана, скажи пожалуйста, почему нельзя рвать ландыши, колокольчики и подснежники в лесу? (ответ- потому что эти цветы занесены в красную книгу и если их рвать, они могут навсегда исчезнуть)

- Спасибо, Дана.

2 ребёнок. - Рома, скажи пожалуйста, почему нельзя шуметь в лесу? (ответ - потому что, многие животные бояться шума, а увидеть их мы можем только в тишине)

- Спасибо, Рома.

3 ребёнок. – Алена, скажи, пожалуйста, почему нельзя трогать птичьи гнёзда? (ответ - потому что, птицы могут покинуть это гнездо и не вернуться, а если в гнезде остались птенчики, то они погибнут без матери)

- Спасибо, Алена.

Ведущая: - Спасибо зрителям, спасибо командам, вот и подошли к концу наши дебаты. А сейчас наступил момент подвести итоги. Попрошу зрителей отнести свой смайлик с сердечком той команде, которая по вашему мнению была активней. (Подсчитывается количество смайликов у каждой команды, объявляется победитель и отмечается великолепный запас знаний команд «Весёлый смайлик» и «Грустный смайлик»).

Приложение 2

В рамках проведения экологической акции «Защитим природу Алтайского края» было изготовлено совместными усилиями детей и воспитателя лэпбук «Природа Алтайского края».

Цель пособия:

- Формировать систему знаний по теме «Природа Алтайского края».

- Закреплять знания о птицах, грибах, растениях, животных и насекомых Алтайского края, а также правилах поведения в природе и способах ее сохранения.

- Развивать наблюдательность, внимание, мышление.

Лэпбук «Природа Алтайского края» рекомендуется использовать воспитателям дошкольного учреждения в индивидуальной работе с детьми, в самостоятельной игровой деятельности.

Работа с лэпбуком «Природа Алтайского края» позволила разнообразить работу и повысила познавательный интерес у детей.

Лэпбук «Природа Алтайского края»

Приложение 3

Экологическая игра-развлечение

«Юные спасатели природы!»

для детей подготовительной группы

Воспитатель: Десятова Ю.Н.

2020

Цель:  воспитание чувства любви к природе, уважения ко всему живому, формирование экологической культуры.

Задачи:

Образовательные:

- закрепить знания детей о растениях и животных;

- закрепить знания и навыки поведения в природе;

- обобщить и пополнить детские представления о состоянии окружающей среды;

Развивающие:

- развивать наблюдательность, эстетическое отношение к природе;

Воспитательные:

- воспитывать у детей желание беречь природу, способствовать осмыслению своего места в ней, ответственность за сохранение красоты и богатства родной природы.

Оборудование: заштрихованные буквы; цветные буквы слова ПРИРОДА; карта путешественника; покрывало; конверты с письмами; кругляшки красного и зеленого цветов; аудиозапись с пением птиц; газеты; картинки с листьями от деревьев; иллюстрации с изображением правил поведения на природе; картинки - пазлы с изображением растений; мусор; иллюстрации к сказке «Лиса и журавль»; наградные медали, угощение – печенье грибочки и сок.

Ход игры:

На доске слово «ПРИРОДА» с заштрихованными буквами. Переход между привалами осуществляется под походную музыку.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что - то у нас на доске интересное и конверт какой цветной. Открываем?

Первое письмо от Лесовичка: Здравствуйте, дети. Я – старичок Лесовичок, живу в лесной чащобе. Я охраняю лес и лесных зверей, забочусь и оберегаю их. Сегодня мы с вами отправимся в поход в лес!

- Вы знаете, что такое лес? (ответы детей).

Но у меня случилась беда – злой «УРАГАН» заколдовал слово «ПРИРОДА». И теперь, мы с вами должны спасти её. Поэтому вы сейчас отправляетесь в поход. А в этом увлекательном путешествии вам помогут письма с заданиями от моих друзей – Лесных жителей. К сожалению, они не смогут встречать вас лично, потому что я их собрал, чтобы устранить неполадки в лесу после урагана. Если вы выполните их испытания, и принесете мне расколдованные буквы, то я разрешу вам гулять по лесу отныне и навсегда! А чтобы вы не заблудились, я дам вам карту, как попасть к моим друзьям – лесным жителям.

Только вы возьмите с собой знания и смекалку, дружбу и находчивость, быстроту и аккуратность выполнения заданий.

  • Как и в любом путешествии, вы должны помогать друг другу, а не винить других за неудачи и ошибки. Действуйте дружно, весело и вам будет сопутствовать удача!
  • И последнее - чтобы в лесу не потеряться, держитесь за руки.

Между привалами дети осуществляют переход парами, держась за руки.

Воспитатель: Ну что, ребята отправляемся? А вы запомнили, что нам нужно взять с собой? (Ответы детей (знания, смекалку, дружбу, находчивость, быстроту, аккуратность).

И конечно же карту.

1-й привал «Кикиморкин»

Воспитатель: Кто же нас здесь встречает?

Письмо от Кикиморы: Здравствуйте, ребята! Добро пожаловать! Знаете, кто я? (ответы детей). Я должна убедиться в том, что вы хорошо знаете правила поведения в лесу. Я написала   действия, а вы должны  отвечать: «можно» и поднимать зеленый кружок или «нельзя» и поднимать красный кружок:

  • Ломать ветки;
  • Оставлять после себя мусор;
  • Разорять гнёзда и муравейники;
  • Собирать ягоды;
  • Уничтожать ядовитые грибы;
  • Разжигать костры;
  • Слушать пение птиц;
  • Громко кричать;
  • Рвать большие охапки цветов.

Кикимора: Молодцы, ребята, вы справились с этим заданием, и поэтому, получаете первую букву «П».

Воспитатель: Смотрим наш дальнейший путь на карте…

2 – й привал «Певчиково»

Воспитатель: Ребята, как вы думаете от кого письмо?

Письмо от тетушки Совы: Здравствуйте, ребята! Кто же я такая? Узнали? Я предлагаю вам прослушать сказку. После её прочтения я задам вопросы и посмотрю, внимательно ли вы слушали.

Сказка «Лиса и журавль».

Лиса с журавлем подружилась.

Вот и вздумала однажды лиса угостить журавля, пошла звать его к себе в гости:

— Приходи, куманёк, приходи, дорогой! Уж как я тебя угощу!

Идёт журавль на званый пир, а лиса наварила манной каши и размазала ее по тарелке. Подала и потчует:

— Покушай, мой голубчик куманек! Сама стряпала.

Журавль хлоп-хлоп носом, стучал-стучал, ничего не попадает. А лисица в это время лижет себе да лижет кашу — так всю сама и скушала. Каша съедена; лисица и говорит:

— Не обессудь, любезный кум! Больше потчевать нечем!

— Спасибо, кума, и на этом! Приходи ко мне в гости.

На другой день приходит лиса, а журавль приготовил окрошку, налил в кувшин с узким горлышком, поставил на стол и говорит:

— Кушай, кумушка! Не стыдись, голубушка.

Лисица начала вертеться вокруг кувшина, и так зайдет и этак, и лизнет его и понюхает; толку всё нет, как нет! Не лезет голова в кувшин. А журавль меж тем клюет себе да клюет, пока все не поел.

— Ну, не обессудь, кума! Больше угощать нечем.

Взяла лису досада: думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла голодная. Как аукнулось, так и откликнулось. С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь.

Ответьте на вопросы:

  1. О чём говорится в этой сказке?
  2. Как лисица угощала журавля?
  3. Что сказал журавль ей на прощание?
  4. Что приготовил для лисы журавль? Почему?
  5. Кто оказался хитрее?
  6. Что означает выражение «Как аукнется, так и откликнется»?

Прослушивание аудиозаписи пение птиц (сорока, воробей, грач, дятел, кукушка, синица, скворец, филин). Дети должны угадать голоса птиц.

Тетушка Сова: Я знала, ребята, что вы справитесь с этим заданием. Получайте вторую букву «Р».

Воспитатель: Так, смотрим карту, и на нашем пути будет небольшой ручеёк. Мостик есть, но у него нет несколько дощечек и чтобы нам перебраться через него... что можно сделать, ребята?

Мы будем перекладывать наши дощечки (газетки) так, чтобы они лежали на других дощечках. Идут по мостику все по очереди.

За это задание вы получаете букву «И» и продолжаем двигаться по нашему маршруту.

Воспитатель: На пути у нас привал…

Логоритмика «Лесною тропою»

Мы идем лесной дорогой, (обычная ходьба) 

Интересного тут много,

По дорожке в лес пойдём,

Чудеса в лесу кругом: (ладони приложить к щекам, покачать головой)

Вот растёт под ёлкой гриб, (руки сложить над головой «шляпкой»)

Рябинка – пламенем горит, («фонарики» на четыре счёта)

Белка скачет скок, поскок, (прыжки)

И орешки щёлк, да щёлк. (хлопки в ладоши)

Тихо, тихо, не шумите, (палец приложить к губам)

По дорожке в лес идите; (ходьба на носочках)

Мы для леса все друзья, обижать друзей нельзя!

Воспитатель: Ну что, ребята, отправляемся дальше…

3 – й привал: «Хитрюговин»

Воспитатель: Какое интересное название! Кто же здесь нам письмо оставил?

Письмо от лисы: Здравствуйте, ребята! Узнали меня? (ответы детей). Я – Лисичка-сестричка. Чтобы ваше лесное путешествие проходило познавательно, отгадайте мои загадки. Итак, начнем!

Задание «Назови одним словом»

Волк, лиса, медведь, заяц – это …звери.

Берёза, сосна, дуб, рябина – это …деревья.

Воробей, синица, дятел, ворона – это …птицы.

Клубника, малина, смородина, крыжовник – это …ягоды.

Бабочка, комар, стрекоза, муха – это …насекомые.

Ромашка, роза, тюльпан, мак – это …цветы.

Задание «Что за зверь?»

  1. Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе орешки я грызу. (Белка.)

  1. Когда я голодный меня не встречай,

Щелкну зубами, съем невзначай. (Волк.)

  1. Летом по лесу гуляет,

Зимой в берлоге отдыхает. (Медведь.)

  1. Лежала между ёлками подушечка с иголками

Тихонечко лежала, потом вдруг убежала. (Ёж.)

  1. Рыжая плутовка, хитрая да ловкая,

В сарай попала, кур пересчитала. (Лиса.)

  1. Длинноухий трусишка, залез в огород,

Увидел морковку, хвать быстро – и в рот. (Заяц.)

Задание «Что за птица?».

  1. Кто на елке на суку, счет ведет: ку-ку, ку-ку? (Кукушка.)
  2. Верещунья, белобока, а зовут ее … (Сорока.)
  3. Угадайте, эта птица скачет по дорожке,

Словно кошки не боится – собирает крошки,

А потом на ветку – прыг, и чирикнет: Чик-чирик! (Воробей.)

  1. Всю ночь летает – мышей добывает.

А станет светло, спать летит в дупло. (Сова.)

  1. Я по дереву стучу, червячка добыть хочу,

Хоть и скрылся под корой – все равно он будет мой! (Дятел.)

Лиса: Молодцы, ребята, всё правильно ответили. И птиц, и животных знаете. В лесу будете хорошо ориентироваться! Отдаю вам вашу награду – четвертую букву «Р».

4 – й привал «Лесной полянкин»

Письмо от березы: Здравствуйте, ребятки! Отгадайте загадку:

Ствол белеет,
шапочка зеленеет, 
стоит в белой одёжке,
свесив серёжки. 
(Берёза)

Конечно, это я. Вот моё задание: вам надо отгадать, какие растения растут на лесной поляне. На столах есть разрезные картинки с изображением растений. Вам надо собрать картинку и сказать, что на ней изображено.

Игра «С какого дерева листочек?»

На большой пенек (стол) положить картинки с 5-ю деревьями и картинки листьев. Дети должны назвать с какого дерева он слетел.

Берёза: Вы хорошо справились с этим заданием, и поэтому, получаете следующую букву «О».

Воспитатель: Дальше нас ждёт следующий привал…

5 – й привал «Топтыгино»

Письмо от медведя: Здравствуйте, ребята! По названию остановки можно узнать, кто вам написал письмо. А вы узнали? Ребята, у вас в руках картинки. На них изображены дети, которые находятся на природе. Посмотрите и скажите, что они делают правильно, а что нет, находясь на природе (ответы детей по каждой иллюстрации).

Медведь: Отлично справились! Вы получаете шестую букву - «Д».

6 – й привал «Санитарушкин»

Воспитатель: Кто же это нам написал? Как вы думаете?

Письмо от волка: Здравствуйте, ребята. А вы знаете, кто считается санитаром леса? Конечно я, волк. Я люблю чистоту и порядок. Скажите, если вы увидите в лесу мусор, что с ним нужно сделать?  (Ответы детей). Тогда я приглашаю вас помочь мне. На нашей лесной поляне, кто – то отдыхал и оставил много мусора. Давайте все вместе дружно уберем его.

Волк: Молодцы, как хорошо справились с заданием, помогли навести чистоту в лесу. Спасибо вам! Вот ваша награда – последняя буква «А».

Воспитатель: Ребята, нам надо закончить наше путешествие? Идем к выходу из леса?

Второе письмо от Лесовичка: Ребята, вам понравилась наша прогулка? Что вам больше всего понравилось? Что вы сегодня узнали? Чему научились? Я, думаю, вы теперь станете настоящими друзьями леса, будете беречь его и любить.  Я приготовил для вас награду (медальки) и угощение. Ну, а теперь вам пора возвращаться в детский сад. До свидания!

Воспитатель: Ну, что ж, ребята, будем возвращаться?! Давайте поблагодарим Лесовичка за интересную прогулку и угощение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет для родителей "Что рассказать детям о природе Алтайского края"

Буклет для родителей "Что рассказать детям о природе Алтайского края" для двусторонней цветной распечатки....

Тематическая неделя "Мир природы Алтайского края"

Формирование у детей старшего дошкольного возраста  этнокультурного самосознания и обогащения знаний  о природе родного края через алтайскую  культуру.   ...

Мир природы Алтайского края 2018

Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспиты...

Природа Алтайского края презентация

Природа Алтайского края...

Рабочая программа: «Развитие экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с природой Алтайского края».

Рабочая программа: «Развитие экологических представлений у  детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с природой Алтайского края»....

Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с природой Алтайского края

Что может быть ближе и роднее, чем природа родного края?С самого раннего возраста ребенка знакомят с природой, воспитывают у него любовь к родному краю. Знакомство это начинается с малого: с места, гд...