Конспект занятия по окружающему миру "Времена года"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Камозина Елена Сергеевна

Конспект занятия по окружающему миру "Времена года"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vremena_goda.docx18.65 КБ

Предварительный просмотр:

Теме: «Времена года»

Ознакомление с окружающим миром в подготовительной к школе группе с использованием метода наглядного моделирования.

Цель: закрепить названия времен года, месяцев и последовательность их наступления.                                                                                                    

Задачи:                                                                                                      

Образовательные:                                                                                                                - Использование в работе по экологическому воспитанию различных видов символов;                                                                                                                   Помочь дошкольникам с помощью моделей решать познавательные задачи, прослеживать логику изменений, происходящих с природными объектами и явлениями, выделять основные признаки времен года и объяснять те или иные их закономерности.                                                                            

Развивающие:                                                                                                                       - Развивать воображение.                                                                          

Воспитательные:                                                                                                                 - Воспитывать в детях желание помогать тем, кто в этом нуждается.

Предварительная работа:Чтение детям рассказа К. Д. Ушинского «Четыре желания»

Ход занятия:

Воспитатель: у меня в руках маленькая записная книжка мальчика Мити из рассказа «Четыре желания». Ребята, вы помните его желания?

Дети: да

Воспитатель: что он хотел в этих желаниях?

Дети: он хотел, чтобы всегда была зима (лето, осень, весна)

Воспитатель: ребята, а так может быть, чтобы всегда была только зима?

Дети: нет

Воспитатель: это хорошо, что есть и зима, и лето, и осень, и весна. Каждое время года по-своему интересно и необходимо. Вот я сейчас и хочу узнать, с чем вы связываете каждое время года. Что оно для вас?

Ответы детей

Воспитатель: сегодня эта записная книжка оказалась у меня в руках не случайно, у Мити очень много вопросов по временам года, которые записаны в ней. Он просит нас помочь найти на них ответы. Вы не против?

Дети: нет.

Воспитатель: я посмотрю, что у Мити в записной книжке. (Смотрит) Ой, да здесь загадки, а ответов на них нет. Отвечать придется нам.

Загадки:

Снег на полях,        Солнце припекает,

Лед на реках,        Рожь поспевает,

Вьюга гуляет,        Когда это бывает?

Когда это бывает?

                      (зима)                                         (лето)

Она приходит с ласкою                          Пришла без красок

И со своею сказкою                                         И без кисти

Волшебной палочкой взмахнет,            И разукрасила все листья,

В лесу подснежник расцветет.                                     (осень)

Когда это бывает?

                                     (весна)

Выставляются схемы времен года.

Воспитатель: о чем же эти загадки?

Дети: о временах года.

Воспитатель: сколько их?

Дети: четыре

Воспитатель: сейчас я все четыре времени года соединю вместе. Посмотрите, получилась схема целого года. Обозначьте, пожалуйста, времена года символами (кругами красного, синего, желтого и зеленого цвета)

Почему вы выбрали этот цвет?

Ответы детей

Воспитатель: а теперь распределите их в определенной последовательности.

Дети выполняют

Воспитатель: слушайте следующую загадку:

Двенадцать братьев друг за другом ходят,

Друг друга не обходят. 

Дети: месяцы

Воспитатель: действительно у каждого времени года есть детки - братья месяцы. Они тоже обозначены соответствующими символами. Только они разбежались. Нужно их собрать и соотнести с временем года.

Дети выполняют

Воспитатель: назовите их, по сколько «деток» в каждом времени года и сколько месяцев в году?

Физкультминутка:

Воспитатель: я знаю, что у вас есть любимое занятие в каждое время года. Встаньте все, пожалуйста, я приглашаю вас в удивительную прогулку по временам года.

Зимой– играем мы в снежки

Летом - загораем мы на пляже

Я на солнышке лежу, я на солнышко гляжу, все лежу и лежу, и на

солнышко гляжу

Осенью - летаем как листочки

Весной -радуемся дождю, прячемся под зонтом и

убегаем на места

Дождик, дождик, веселей

Капай, капай не жалей,

Зря в окошко не стучи,

Нас смотри не замочи.

Чтобы дождик нас, действительно не замочил, бегите на места.

У Мити есть просьба: ему надо помочь разобраться в признаках времен года. Он их путает. Я даже знаю, как ему помочь. НужноМите подарить модели признаков времен года. Только сначала мы повторим, что обозначает здесь цвет каждого кружочка:

Зеленый - растения, черный- почва, голубой - вода, влага, красный - тепло, желтый - свет, продолжительность дня и ночи.

Ребята, как вы догадались, что это модель зимы

Дети: черный круг заменен белым

Воспитатель: осени

Дети: зеленый круг заменен желтым

Воспитатель: почему весной зеленый круг большой, а осенью - маленький?

Дети: деревья «голые», нет травы.

Воспитатель: почему летом желтый круг большой, а зимой маленький?

Дети: летом дни длиннее, а ночи короче, а зимой наоборот.

Воспитатель: ребята, обратите внимание, а круги голубого цвета и зимой, и летом, и осенью, и весной одинаковые. Почему?

Дети: вода в реках и озерах есть во все времена года, вода в виде дождя летом, осенью, весной, в виде снега зимой.

Воспитатель: какая вода в реках летом?

Дети: теплая

Воспитатель: осенью и весной?

Дети: холодная

Воспитатель: зимой?

Дети: на реках лед

Воспитатель: вода из чего состоит?

Дети: из капелек

Воспитатель: из капелек, из маленьких человечков. Вот они, вы узнали их?

Дети: да.

Воспитатель: это человечки холодной, горячей воды и льда. Но летом вода теплая, а человечка теплой воды у нас нет. Как его можно получить?

Дети: надо человечка горячей воды соединить с человечком холодной.                          -Воспитатель: правильно. Вот познакомились с маленьким человечком теплой воды. Все эти модели воды я положу Мите в блокнот, чтобы он тоже их знал. Ой, здесь еще что-то написано, но только не законченыпредложения. Давайте попробуем их закончить, (читаются приметы, народные мудрости).

Вот и помогли мы Мите разобраться с временами года, и чтобы он все понял и ничего не забыл, мы все, о чем говорили запишем ему в блокнот, а модели подарим, (кладём в блокнот модели, а дети их называют)

Дети:

-модели времен года

-модели месяцев

-модели признаков времен года

-схема года

Воспитатель: я, думаю, что Митя будет благодарен за то, что вы так хорошо с помощью знаков и схем смогли объяснить ему гак подробно про времена года.

Итоги занятия.

Ребята о чем мы с вами говорили на занятии?

Повторите какие времена года бывают?

Назовите месяца каждого времени года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по окружающему миру "Овощи и фрукты-полезные продукты" Конспект занятия по окружающему миру в первой младшей группе «Овощи и фрукты — полезные продукты» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура

Конспект занятия по окружающему миру "Овощи и фрукты-полезные продукты"Конспект занятия по окружающему миру в первой младшей группе «Овощи и фрукты — полезные продукты»Интеграция образовательных облас...

Конспект занятия по окружающему миру для детей 1.5-2 года

Цели: Познакомить детей с домашними животными, побуждать детей повторять "кто как говорит", активизировать словарь, научить строить заборчик из кирпичиков....

Конспект занятия по окружающему миру «Время года весна»

Конспект занятия по окружающему  миру «Время года весна» Цель: Уточнить и систематизировать знания детей о характерных признаках весны (увеличивается день, сильнее греет солнце, тает сн...

Конспект занятия по окружающему миру, для подготовительной группы. «История Нового года в России»

Цель: Формировать представления детей о праздновании Нового года.Задачи: Создать атмосферу праздничного настроения. Познакомить с обычаями и традициями отмечать Новогодние праздники в р...

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Показ мод от Бабы Яги» план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Цель: расширение и уточнение представлений детей об одежде, обуви и головных уборах. Программное содержание:1. Упражнять в образовании относительных прилагательных.2. Формировать у детей чувство ...

конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) "Времена года. Путешествие в страну старичка - Лесовичка"

Конспект занятия по окружающему миру "Времена года. Путешествие в страну старичка - Лесовичка" (старшая группа)...

Методическая разработка по окружающему миру: конспект занятия по окружающему миру в первой младшей группе детского сада (возраст 2–3 года) «На птичьем дворе»

В этом конспекте дети знакомятся с окружающим миром пернатых домашних птиц, с их внешним видом и возможностью воспроизводить звуки птиц. Это способствует пополнению и активизации речевого словаря дете...