конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) "Времена года. Путешествие в страну старичка - Лесовичка"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Якина Ильмира Халиулловна

Конспект занятия по окружающему миру "Времена года. Путешествие в страну старичка - Лесовичка" (старшая группа)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vremena_goda_konspekt.doc100.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                       

НОД Конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

«Путешествие в страну старичка – Лесовичка»

Программное содержание:

 Закрепление представлений о характерных признаках времён года, формирование бережного отношения к природе. Расширять знания детей о живой и неживой природе. Воспитывать познавательные способности детей. Развивать мышление и воображение, мелкой моторики рук.

Методические приёмы:

Музыка, игры, загадки, вопросы, беседа

Материал:

Ноутбук, музыкальный проигрыватель, кегли и скакалочки, наглядные пособия, декорации времен года (жёлтые листья, снежинки, зонт, бумажные цветы, букет подснежников), набор геометрических фигур для скворечников, бумага и цветные карандаши, раздаточный материал для игры, мяч.

Ход занятия:

  1. Воспитатель и дети становятся в круг и выполняют упражнение, направленное на улучшение настроения.

Собрались все дети в круг:

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Воспитатель: Давайте улыбнёмся друг другу, чтобы подарить хорошее настроение.

В группу входит персонаж.

  • Ребята, здравствуйте!
  • Здравствуйте!!!
  • А вы знаете, кто я?
  • Ответы детей.
  • Я – Старичок-Лесовичок! Я живу в лесу, берегу природу. Я пришёл, чтобы пригласить вас в мой лес. А лес мой не простой, а волшебный.
  • А почему он волшебный?
  • Этого я вам не скажу. Мне бы хотелось, чтобы вы сами догадались в ходе нашего путешествия. Ну что, принимаете моё приглашение?
  • Да!
  • Тогда отправляемся в путь.
  • И у меня смотрите что есть (показывает циферблат времён года), знаете, что это такое?
  • Ответы детей
  • Да, верно, это наш путеводитель
  • Сейчас куда он путь укажет, туда дорожку нам покажет

Стрелка указывает на осень, но Лесовичок не озвучивает время года, и начинает путешествие.

  1. Физ.минутка.

Дети становятся друг за другом. На ковре стоят кегли и лежат две верёвочки на расстоянии 30 см. друг от друга.

Вслед за Лесовичком дети повторяют слова и выполняют физ. упражнения.

По тропинке в лес пойдём

шагают

Лужи мимо обойдём

обходят кегли – ходьба змейкой

Перепрыгнем ручеёк

перепрыгивают на 2х ногах через верёвочки

Посмотрели мы направо,

Посмотрели мы налево,

Вверх на солнышко взглянули

дети поднимают глаза вверх, встают на носочки

Ах, какая красота!

опуститься с носочков. руки развели в стороны

  1. Звучит музыка Вивальди «Времена года. Осень».

Воспитатель читает стихотворение:

Придумала мать дочерям имена:

Вот Лето и Осень, Зима и Весна.

Приходит Весна – зеленеют леса,

И птичьи повсюду звенят голоса.

А Лето пришло – всё под солнцем цветёт,

И спелые ягоды просятся в рот.

Нам щедрая Осень приносит плоды,

Дают урожаи поля и сады.

Зима засыпает снегами поля,

Зимой отдыхает и дремлет земля.

Старичок-Лесовичок: Вот мы и пришли в мой волшебный лес. Посмотрите вокруг. Как вы думаете, какое время года в нашем лесу? (Дети смотрят презентацию «осенний пейзаж»).

  • Осень.
  • А почему вы так думаете?
  • Ответы детей.
  • А знаете ли вы, что осень бывает разной?
  • Нет.
  • Вот сейчас я расскажу вам два стихотворения, а вы внимательно послушаете.

Под негромкую музыку Лесовичок рассказывает стихотворения.

 «Золотая осень»

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь, за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,

Нет в цветах благовонья.

Скоро Осень проснется

И заплачет спросонья.

 «Поздняя осень»

Заглянула осень в сад -

Птицы улетели.

За окном с утра шуршат

Жёлтые метели.

Под ногами первый лёд

Крошится, ломается.

Воробей в саду вздохнёт,

А запеть – Стесняется.

Воспитатель:

  • Как вы думаете, какая осень описана в первом стихотворении, которое рассказал Лесовичок?
  • Ранняя.
  • Золотая.
  • Красивая.
  • А почему вы так решили?

Дети называют признаки ранней или «золотой» осени:

  • Листья ещё на деревьях, они имеют жёлтую или красную окраску; птицы собираются в стаи, но ещё не улетают.
  • Солнце ещё греет, но уже прохладно. И т.д.

Воспитатель:

  • А о какой осени шла речь во втором стихотворении?
  • О поздней!

Дети называют признаки поздней осени:

  • Птицы улетели.
  • Листья опали.
  • Холодно.
  • Идут дожди.
  • Под ногами появился первый лёд. И т.д.

Воспитатель:

  • Молодцы, ребята, хорошо работали, а теперь немного отдохнём.

Воспитатель с детьми выполняют динамическую паузу.

  1. Динамическая пауза.

«У оленя дом большой»

У Оленя дом большой,

дети делают руками «крышу» над головой

Он глядит в своё окошко.

руками делаем окошко

Заяц по полю бежит

бег на месте

В дом к нему стучит-стучит.

имитация стука в дверь

Стук, стук, дверь открой

Там в лесу охотник злой,

Заяц, заяц забегай

делают руками приглашающие жесты

Лапу мне скорей давай.

пожимают руку соседу

Воспитатель: Пока мы с вами отдыхали, наша стрелочка перепрыгнула дальше, и в лесу произошли изменения. Посмотрите вокруг – что вы видите?

Дети:

  • Снежинки.
  • Снеговика.
  • На ветках лежит снег.
  • Зайчик одел белую шубку и т.д.

Воспитатель: Какое это время года?

  • Зима!

А теперь, ребята, послушайте внимательно, и отгадайте мою загадку.

Назовите-ка, ребятки,

Месяц в этой вот загадке:

Дни его - всех дней короче,

Всех ночей длиннее ночи.

На поля и на луга

До весны легли снега.

Только месяц наш пройдет,

Мы встречаем Новый год.

- Какие еще зимние месяца вы знаете?

Звучат звуки зимы.(файл Вивальди «Зима»), воспитатель включает презентацию «Зимний пейзаж»

Воспитатель: Правильно. На улице зима: птицы не поют весёлых песен, холодно, солнце очень редко выглядывает из-за туч, завывает вьюга. И всё-таки мы очень любим зиму. А за что мы любим зиму?

Дети:

  • Можно кататься на коньках.
  • Играть в снежки.
  • Лепить снежную бабу.
  • А ещё зимой мой любимый праздник – Новый год!
  • Дед Мороз приносит подарки.
  • А ещё зимой каникулы и не надо ходить в детский сад и т.д.

Давайте с вами пройдём к столам (представим, что это пеньки в лесу) и немного поработаем. Сейчас вы возьмёте лист бумаги, карандаши и нарисуете то, что вам зимой нравится больше всего.

Пока дети работают с Лесовичком, воспитатель готовит весенние декорации.

Ну что, Лесовичок, понравились тебе работы наших деток, а теперь поиграем.

По окончанию работ воспитатель проводит пальчиковую гимнастику.

Наши пальчики писали,

Наши пальчики устали.

Наш мизинчик хочет спать

детки загнули мизинчик

Безымянный лег в кровать

загнули безымянный пальчик

Средний пальчик прикорнул

загибают средний пальчик

Указательный заснул

дети загнули указательный пальчик

Большой пальчик все не спит

За другими он глядит!

дети вращают большим пальчиком

Пальцы выспались! Ура!

дети разжимают кулачок

На работу им пора!

пальчики «встают-садятся» несколько раз

Воспитатель: ой, ребята, а посмотрите, что происходит с нашей стрелочкой, она снова перепрыгнула.

  1. Звучит музыка Вивальди «Весна». Воспитатель читает стихотворение во время показа презентации «Весенний пейзаж»:

Природа проснулась,

Всё радостью дышит,

Становятся дни всё длинней и длинней.

И солнце гуляет всё выше и выше

И веет теплом от оживших полей.

Воспитатель: Ребята, о каком времени года я сейчас прочитала стихотворение?

  • О весне!

Воспитатель: Правильно. Давайте вспомним с вами признаки весны.

  • Стало тепло.
  • На ветках распускаются почки, появляются листики.
  • Появилась травка.
  • Прилетели птицы из тёплых краёв и т.д.

Воспитатель: Давайте, ребята, поговорим с вами о птицах.

  • Как называют птиц, которые улетают зимовать на юг?
  • Перелётные.
  • А каких перелётных птиц вы знаете?
  • Скворцы.
  • Ласточки.
  • Грачи.
  • Утки.
  • Журавли и т.д.
  • А тех птиц, которые остаются с нами, как называют?
  • Зимующими.
  • Назовите мне зимующих птиц, которых вы знаете.
  • Ворона.
  • Воробей.
  • Голубь.
  • Синичка.
  • Дятел и т.д.

После этого воспитатель проводит игру «Птицы и птенчики»

Воспитатель: ребята, давайте с вами поиграем в игру. Мы разделимся на две команды. Посмотрите, как много птиц в нашем лесу. Только одна команда у нас будет птицы, а другая – птенчики.

Дети встают в кружок, и при слове птицы – команда птиц изображает крылья, а при слове – птенчики – команда птенчиков садится на корточки, изображая крылья за спиной. Воспитатель постепенно увеличивает темп слова, развивая умение детей слышать команду.

Дети выполняют задание. В конце игры подводят итоги. Выигрывает команда, сделавшая меньше ошибок, и воспитатель хвалит всех детей.

Воспитатель: Молодцы, ребята. А теперь давайте вспомним, что зимующие и перелётные птицы делают весной.

  • Строят гнёзда.
  • Выводят птенцов.

Воспитатель: Правильно. А ведь человек тоже помогает птицам весной. Как?

  • Люди делают скворечники для птиц.
  • Вот и мы сейчас с вами сделаем скворечники для птиц.

Прошу вас пройти за свои столы. У вас в «розетках» лежат геометрические фигуры. Выложите из них скворечник.

Дети работают.

По окончанию работы Старичок-Лесовичок и воспитатель оценивают работы. Дети рассказывают, для кого они сделали домик.

Воспитатель: Что ж, мы помогли птицам, а сейчас прошу пройти на коврик, сесть и закрыть глаза.

Воспитатель проводит упражнение на релаксацию (звучит музыка Вивальди «Времена года»).

Реснички опускаются,

Глазки закрываются.

Мы спокойно отдыхаем (2 раза),

Сном волшебным засыпаем.

Дышится легко, ровно, глубоко.

Наши ручки отдыхают...

Ножки тоже отдыхают, отдыхают, засыпают (2 раза).

Шея не напряжена и расслаблена...

Губы чуть приоткрываются.

Все чудесно расслабляются (2 раза).

Дышится легко... ровно... глубоко...

Мы спокойно отдыхаем,

Сном волшебным засыпаем.

Хорошо нам отдыхать!

Но пора уже вставать!

Крепче кулачки сжимаем

И повыше поднимаем.

Потянуться!

Улыбнуться!

Всем открыть глаза и встать!

  1. Во время релаксации помощник раскладывает на ковре бумажные цветы. Можно распылить в группе цветочный аромат.

Воспитатель: ребята, откройте глаза и посмотрите вокруг, а наша стрелочка снова нам показала дорогу. Что вы видите и чувствуете?

  • Много цветов.
  • Еще запах цветов.
  • Как вы думаете, где мы оказались?
  • На цветочной поляне.
  • Правильно. А какое время года сейчас в лесу?
  • Лето!

Воспитатель включает презентацию «Летний пейзаж», которая сопровождается музыкой Вивальди «Времена года»

Воспитатель просит назвать признаки лета.

  • Тепло
  • Солнце греет
  • Всё растёт
  • Бабочки летают
  • Много цветов и т.д.
  • А много ли названий цветов вы знаете?
  • Много!
  • Вот мы это сейчас и проверим, Лесовичок начинай загадывать загадки.

Загадки о цветах (3-4 шт.).

Четыре ярко красных

Блестящих лепестка

И зёрнышки в коробочке

У этого цветка.                        (Мак).

Много лепесточков острых –

Красных, желтых, белых, пестрых.

На меня ты погляди-ка,

Называюсь я...                         (Гвоздика).

Капли солнца спозаранку

Появились на полянке.

Это в жёлтый сарафанчик

Нарядился ...                        (Одуванчик).

Каждый, думаю, узнает,

Если в поле побывает,

Этот синенький цветок,

Всем известный ...                (Василёк).

Стоит в саду кудряшка –

Белая рубашка.

Сердечко золотое,

Что это такое?                        (Ромашка).

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что у всех цветков разное количество лепестков?

  • Да!
  • Сколько лепестков у клевера?
  • Три.
  • А у мака?
  • Четыре.
  • У ромашки?
  • Много.

Сейчас мы с вами сыграем в игру «Собери цветок.

Мы разделимся на две команды.  У меня есть лепестки от цветов, кто первый соберёт цветок, перепрыгивая через лужицу, тот победил.  (для перепрыгивания используются две поверхности небольшого размера, которые дети должны подкладывать под ножки, чтобы продвинуться дальше по своему пути. На две команды их должно быть четыре.)

  1.  Воспитатель: молодцы, ребята. А теперь возвращаемся в детский сад.

Наши ножки устали, много ходили. Поэтому, давайте сядем за столы, выпрямим спинки и послушаем Старичка-Лесовичка.

Старичок-Лесовичок: Ребята, понравилось вам у меня в лесу?

  • Да!
  • А теперь ответьте мне – почему мой лес называется волшебным?
  • Ответы детей.
  • Потому, что мы побывали во всех временах года сразу.
  • Правильно.

Воспитатель: А на самом деле такое бывает?

  • Нет!
  • А почему вы так думаете?
  • Потому, что времена года сменяют друг друга не сразу.
  • Сколько месяцев в каждом времени года?
  • Три!
  • А в году сколько месяцев?
  • Двеннадцать.
  • Правильно. Старичок-Лесовичок, ответили ребята на твой вопрос?

Старичок-Лесовичок: Да. Молодцы, ребята. А за то, что не шумели у меня в лесу и птичкам помогли – хочу угостить вас (дарит корзину с яблоками для детей).

Старичок-Лесовичок угощает детей, прощается и уходит.

  1. Воспитатель: Понравилось вам наше путешествие?
  • Да!
  • Давайте с вами снова встанем в круг и подведём итоги нашего занятия. Я буду бросать мяч и задавать вопрос. А тот, кто поймал – быстро отвечает на вопрос. Остальные ребята молчат. Если вы не можете ответить – бросаете мне мяч обратно. Поняли?
  • Да!
  • Где мы сегодня были?
  • В лесу.
  • Какое время года было сначала?
  • Осень.
  • Какая бывает осень?
  • Золотая, поздняя.
  • Когда птицы возвращаются с юга домой?
  • Весной.
  • Что люди делают для птиц?
  • Скворечники.
  • У какого цветка четыре лепестка?
  • У мака.
  • Какое время года между осенью и весной?
  • Зима.
  • Где мы были в конце прогулки?
  • На цветочной поляне.

Воспитатель: Что ж, ребята, вы хорошо поработали. Наше занятие подошло к концу. Спасибо. Ешьте угощение и отдыхайте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по окружающему миру в средней группе "Письмо в сказочную страну."

Программное содержание. - дать представление о том, что такое почта и для чего она предназначена, как отправляют письмо;- расширять словарь за счет имен существительных (почтальон, письмо, конве...

План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме: Интегрированная ООД «Познавательное развитие». Ознакомление с миром природы с использованием ИКТ в группе детей старшего возраста на тему «Волшебница вода»

Интегрированная ООД «Познавательное развитие».Ознакомление с миром природы с использованием ИКТ в группе детей старшего возраста на тему «Волшебница вода» Програмное содержание: Познав...

План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме: Конспект занятия: летит ракета к звездам

Программное содержание:1.Расширить знание детей о космосе и о космических полётах.2.Учить отвечать на вопросы, используя различные виды простых и сложных предложений.3.Активизировать словарь: космос, ...

Конспект занятия по окружающему миру для второй младшей группы "Путешествие в страну Профессий"

Конспект занятия по окружающему миру "Путешествие в страну профессий"...

Занятие по экологическому воспитанию детей в старшей группе Тема: «Весна в лесу». план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Занятие по экологическому воспитанию детей в старшей группе Тема: «Весна в лесу».Тема: «Весна в лесу» Занятие по экологическому воспитанию детей в старшей группе....

Конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) "Путешествие в лес"

Конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) Путешествие в лес.Цель: уточнить и расширить знания о лесе. Воспитывать бережное отношение к природе.Задачи: Обобщить и конкретизировать знания де...