Проект по экологии «Я и природа» в подготовительной к школе группе
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Бушуева Светлана Николаевна

Цель: Создание условий для экологического воспитания детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_ekologii.docx52.79 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал №1 «Чебурашка» МДОУ детский сад «Родничок» с. Турочак

                                            Проект по экологии «Я и природа»

                                             в подготовительной к школе группе

                                                                                       

        Автор:

 Бушуева Светлана Николаевна

воспитатель первой квалификационной категории  

                                           

с. Турочак

Познавательный, практико-ориентированный проект

«Я и природа»

Автор: воспитатель филиала №1 «Чебурашка»

МДОУ детский сад «Родничок» с.Турочак

Республики Алтай

Бушуева Светлана Николаевна

Актуальность проекта: Ознакомление детей с окружающим миром тесно связано с вопросами экологического воспитания. Важнейшим средством экологического образования является организация разнообразных видов деятельности дошкольников непосредственно в природной среде. Главная задача экологического воспитания – это воспитание в детях доброты и человечности, бережного обращения к природе, к людям, к самому себе, видения прекрасного, воспитание чувства ответственности, в первую очередь, за собственное поведение и поступки.

Цель проекта: Создание условий для экологического воспитания детей.

Задачи проекта

Образовательные:

- Показать детям многообразие растительного мира окружающей среды;

Развивающие:

- Развивать познавательную активность детей посредством опытов и экспериментов с объектами природы.

- развивать умение самостоятельно делать выводы на основе наблюдений;

- развивать умение устанавливать причинно-следственные связи различного характера;

- развивать познавательные умения через экспериментальную деятельность;

- активизировать и обогащать словарный запас детей;

Воспитывающие:

-  Воспитывать детей в духе бережного отношения к природе.

 

- воспитывать интерес к природе.

Участники проекта:

дети 5-6 лет (старший возраст);

воспитатели;

Тип проекта: Краткосрочный, познавательный.

Ожидаемый результат:

-  Расширение знаний и представлений детей о бережном, созидательном отношении к природе.

- Формирование у детей гуманистической направленности поведения в окружающих природных условиях.

- Содействовать развитию представлений о окружающем мире.

Родители.

- Активное включение в совместные с детьми мероприятия экспериментально-познавательного, трудового характера.

Педагоги:

- Обогащение методической базы ДОУ дидактическими материалами экологического направления.

Этапы реализации проекта

Вводный

1. Изучить особенности окружающего природного окружения

2. Сформировать цели и задачи проекта

3. Анализ педагогической литературы по проблеме экологического развития дошкольников

Основной

1. Описание экскурсионных объектов на маршрутах экологических троп

2. Организация поисковой деятельности детей и взрослых по теме «Экологическая тропа»

Итоговый

Организация экологической тропинки.

1. «Сказка встреч»

Цель: показать детям многоцветность окружающего мира. Вызвать эмоциональное отношение к наблюдаемым природным явлениям, объектам. Воспитывать эстетическое чувство. Дети располагаются вокруг, читают стихи, поют песни, водят хороводы. Это любимое место для проведения развлечений

2. «Царство удивительных вещей».

Цель: показать детям возможность создания условий второй жизни старых вещей. Воспитывать уважительное и почтительное отношение к старым деревьям и пням, бережное отношение к окружающей природе, к любому объекту живой и неживой природы. Показать детям возможность дать вторую жизнь погибшему дереву. На участке есть такие поделки«Старик- боровик»«Улитка»«Грибок» (для игр с песком и водой).

3. «Птичий городок»

Цель: познакомить детей с разновидностью птиц, научить отличать зимующих и перелетных птиц их значение в природе, воспитывать трудолюбие, доброе отношение к птицам.

Птицы

Круглый год зимующие птицы живут в наших краях. Зимой они с трудом находят себе корм: насекомых, которые спрятались в трещинах коры деревьев, в щелях деревянных домов и заборов, плоды и семена лиственных растений, семена из шишек хвойных деревьев. Некоторые птицы, как поползни и синицы отыскивают запасы, которые спрятали осенью. Особенно трудно птицам приходится во время метелей и сильных морозов. В такую погоду они голодают, а некоторые даже погибают от холода и голода. Поэтому в зимнее время пернатые стараются держаться поближе к жилищу людей. Мы можем помочь птицам пережить зиму, устроив кормушки. Наблюдая за птицами можно узнать много интересного. Если на ветках деревьев воробьи сидят, распушив перышки и нахохлившись- значит на улице мороз. Многие народные приметы связаны с поведением птиц. Если птицы сидят, прижавшись к стволу дерева- к морозу. Воробьи громко чирикают- к оттепели. Вороны и галки садятся на низко растущие ветки- к ветру.

Воробей. На первый взгляд, я весь серенький: головка и грудка, и брюшко. Только спинка и крылья коричневые. На крыльях- белая полоска. Зато на шейке у меня большое черное пятно. Похоже на бант или широкий галстук. Вот я какой франт!

Синица. На головке у меня черная шапочка, на шее и груди длинный черный галстук, спинка, крылья и хвост темные, а грудка ярко- желтая, будто я в желтый жилет нарядилась. Сядем мы, синицы, на ветку: будто желтые яблочки. Красота! А песенку нашу и зимой услышать можно. Не пожалейте кусочка сала, угостите нас! А мы вам споем«Зинь- зивет, зинь- зивет!»

Летняя лаборатория. (Песочница)

Цель: развивать любознательность, исследовательские способности, желание познать окружающий мира

Песок

Сегодня я хочу поделиться с некоторыми выводами о свойствах песка, которые я узнала, играя с ним. Песок желтый, сыпучий, частички песка называются песчинки. Рассматривая их через лупу я увидела, что песчинки примерно одинаковые по размеру, но различаются по цвету и форме. Песчинки не связаны между собой, поэтому песок можно пересыпать с одного места на другое. Мы говорим«песок сыпучий». Это свойство используется в песочных часах. А если песчинки потереть между пальцами, то чувствуется, что песчинки твердые, царапают кожу. Ведь недаром в старину бабушки чистили кастрюли, посуду песком. Провела такой опыт: натерла песком лист цветного картона, игрушки (пластмассовый и деревянный кубик, металлическую кастрюльку, затем рассмотрела предметы через лупу, и пришла к выводу: песчинки оставляют на их поверхности царапины. И это свойство песка используется человеком. Изготавливают наждачную бумагу, а затем используют для шлифования металлических и деревянных изделий. Еще песок используют при строительстве дорог и зданий, при производстве стекла и посуды. И, конечно, в песок с удовольствием играют дети. Провела такой опыт, попробовала слепить кулич из сухого песка- кулич рассыпался. Полила песок водой из опрыскивателя, и из влажного песка слепила кулич- кулич не рассыпался. И пришла к такому выводу: влажный песок прекрасно сохраняет форму; вода скрепляет песчинки. А еще с помощью песка можно рисовать. Для этого необходим цветной песок. А сделать его можно так: песок разложить по тарелочкам, добавить в него разведенную гуашь, тщательно перемешать и поставить сушиться на солнышко. После того, как песок высохнет, переложить в пакеты и измельчить молотком. И рисовать тоже просто: насыпая сухой цветной песок на картон, намазанный клеем, мы создаем песочные картины. Вот сколько многое я узнала о песке. 

6. «Колонка жизни». (Вода) .

 Цель: представление возможности для психологической разгрузки.

Расширить знания о значении и свойствах воды.

Сегодня мы поговорим о воде, её свойствах и о значении воды.

Вода- это жидкость. Она течёт, её можно налить во что-нибудь: в стакан, в ведро, в кастрюлю.

Воду можно вылить или перелить из одной посуды в другую.:

Она бывает тёплая, горячая, мокрая, холодная, пресная, прозрачная, газированная и т. д.

Вода может течь, литься, журчать, растекаться, капать, замерзать, таить.:

С помощью воды мы готовим еду. При помощи воды мы стираем, моем посуду.

Водой мы моемся в бане, умываемся. В воде мы купаемся. Воду мы пьём.

О свойствах воды

Вода- это жидкость,

Вода не имеет вкуса

Вода без цвета, прозрачная

Вода может менять цвет от того что в неё добавили.

Вода не имеет запаха

Воду нужно беречь 

7. «Береза».

8. «Рябина».

.

Цель: знакомить детей с разновидностью деревьев. Вызвать интерес к процессам наблюдения и исследования объектов природы. Воспитывать умение видеть красоту, восхищаться ею, оберегать дерево от повреждений.

Рябина красная - гордость нашего детского сада!

Рябина- неприхотливое, красивое во все времена года дерево, очень полезно для зрения ребенка. Пестрота дерева создает расчленённый фон, на котором глаз отдыхает, работает в экономном режиме. Исследуя листья и ягоды, выясняем, какие животные ими питаются и почему ягоды рябины красные? Рассматриваем ягоды обычным способом и через лупу. На примере рябин изучается явление листопада, как меняют цвет листья осенью, сравнивают живые и опавшие листы.

Рябина воспитывает эмоционально-положительное, бережное отношение к природе вокруг нас.

Точка «Береза». Обращают внимание на то, что береза – лиственное растение. Особое внимание уделяется стволу дерева, его необычной окраске коры, тактильным ощущениям во время прикосновений. Сенсорное восприятие семян – «березовые сережки».

На нашем участке растут деревья. Они дарят положительную энергию и бодрость людям. И вот об одном я хочу вам рассказать. Его вы узнаете по простой примете: нет дерева белей на белом свете. Береза самая нарядное дерево. Ее не зря называют белоствольной русской красавицей. Этому дереву посвящено много песен, стихов, загадок. Внизу ствол березы покрыт темной грубой корой, а выше белой с черными отметинами. Листья березы похожи на треугольники с зазубринами по краям, на сердечки. Березка – кокетка каждую весну надевает она сережки. Сережки – это цветы березы. Когда они отцветут, образуются семена. Ветер и птицы разнесут их по лесу, там, где они упадут, вырастут маленькие березы. В лекарственных целях используют березовые почки. Из древесины березы делают деготь, активированный уголь. По русскому обычаю вокруг березы всегда водили хороводы. Березу считали счастливым деревом, верили, что она оберегает от зла, приносит здоровье и благосостояние, а также защищает дом от молнии. Наша красавица береза может предсказывать погоду. Если из березы весной течет много сока- к дождливому лету. Если осенью листья начнут желтеть с верхушки- весна будет ранняя, начнут желтеть снизу- поздняя. Береза перед ольхой лист распустит- лето будет сухое, ольха перед березой – мокрое. Вот сколько многого и поучительного я узнала. 

9. «Зеленая аптека».

Цель: развивать интерес к родной природе, способность любоваться ею, и бережно к ней относиться.

«Зеленая аптека»

Я хочу поговорить об удивительном цветке- ромашке. Она самый распространенный в нашей полосе цветок. Это царица цветущего луга, национальный символ нашей страны, она по происхождению иностранка. Приплыла к нам вместе с зерном из далекой Америки (там ее считают злостным сорняком). Сначала этот цветок как и все ромашковидные, назывался римской купавой, чуть позже- романовой травой. А лишь  потом русский агроном А. Т. Болотов впервые употребил слово ромашка, которое не только прочно вошло в наш язык, но и стало восприниматься как исконно русское. Впрочем, в разных уголках России, у этого цветка сохранились свои прозвища: девичник, невесточка, марьяша, солнешник, беленица. В старину на Руси устраивали праздник белой ромашки. Молодые люди в этот день, объединившись попарно, собирали пожертвования в пользу больных чахоткой, у которых на ромашку аптечную была последняя надежда. Теплое, благодарственное отношение к этому цветку выразили и наши современники, сделав его символом Дня семьи и супружеской верности. Впервые этот праздник отмечался 8 июля 2008 году. Именно в этот день вот уже 750 лет православная церковь вспоминает чету чудотворцев- Петра и Февронию Муромских, проживших в любви и согласии всю жизнь и завершивших свой путь, по преданию, в один день. Вот какая чудная наша ромашка 

10. Спортивная площадка - «Тропа здоровья»

Цель: развитие здоровья детей, продолжать формировать устойчивую привычку к режиму двигательной активности.

11. «ЖУЖЖАЩИЙ, ПОЛЗАЮЩИЙ МИР». (Луг) .

На площадке в теплое время года обитают разнообразные насекомые: пчелы, осы, бабочки, шмели - это все объекты для наблюдения детей.

В экологическую тропу включен муравейник.

Муравьи

Наблюдая за муравьями, я узнал: жизнь муравьев во многом похожа на жизнь людей. Как и мы, муравьи живут в домах, причем в многоэтажных, которые строят сами из мелких веточек, кусков коры, сосновых и еловых иголок. Они склеивают своей слюной веточки и хвоинки с маленькими кусочками земли, причем, делают это очень аккуратно и обязательно в одном направлении- сверху вниз. А так делают для того, чтобы во время дождя вода стекала вниз, и в муравейнике всегда было сухо. А еще я узнал, что муравьи живут большой дружной семьёй, где у каждого есть свои обязанности. Главная в семье муравьев- самка. У нее одна обязанность- откладывать яйца. Муравьи- няньки сразу же уносят отложенные яйца и ухаживают за будущим потомством. Муравьи- воины смело защищают муравейник от непрошеных гостей: сверчков, кузнечиков и больших жуков. Иногда муравьи ссорятся со своими соседями- муравьями из-за участков, на которых они охотятся, и тогда начинаются настоящие муравьиные войны. Муравьи- победители уносят из другого муравейника всю добычу и даже забирают яйца, когда из них появятся маленькие муравьишки, они станут у победителей рабами- рабочими. Обычно еду для всех членов семьи приносят муравьи- фуражиры. Фуражем, т. е. едой, для муравьев становятся семена трав, грибы и такие насекомые: как жучки, гусеницы, мушки. Каждый день с весны до осени неутомимые муравьи приносят в свой дом столько насекомых, сколько могло бы уместиться в ранце школьника. Недаром муравьев называют санитарами леса. Где много муравьев, лес здоровый и чистый. А еще у муравьев действует своя система наказаний. Если здоровый муравей- фуражир ленится и несколько раз подряд возвращается в муравейник ни с чем, его убивают и самого пускают на фураж- съедают. А если муравей не может трудиться: стал старым или повредил лапку или еще что- нибудь, то больного кормят до тех пор, пока он не выздоровеет и не сможет сам приносить еду другим. А еще у муравьев, как и у людей, в доме живут любимые питомцы- тля. Это крошечное насекомое, которое вырабатывает любимую муравьям жидкость- молочко. Поэтому тлю называют муравьиной коровой. Весной муравьи- пастухи выводят из муравейника целые стада этих коров на пастбища- веточки растений. Тля пьет сок молодых листочков. Муравей подбегает к ней, щекочет усиками ее брюшко, и тля тут же выделяет капельку ароматной жидкости. Муравей- пастух собирает эти капельки и несет голодным братьям в муравейник, а те в свою очередь кормят других. Делится едой – закон муравьиной семьи. А еще у муравьев есть строгие правила. В свой муравейник жильцы должны попасть обязательно до захода солнца. Иначе муравьи- охранники закроют все входы- выходы, и придется опоздавшему ночевать вне дома. А еще муравьи, хоть и маленькие, но могут поднять груз в 100раз тяжелее собственного веса. А еще муравьи выносливые. А еще ученые выяснили, что муравьи легко поддаются обучению, научившись чему- то новенькому, могут тут же передать свои знания двум- трем младшим собратьям- они, оказываются, умные насекомые. Ведь среди всех насекомых у муравьев самый большой обьем мозга по отношению к телу. Вот сколько нового и познавательного я узнал про насекомых. 

Итоги проекта

• повысился уровень экологических знаний, познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста;

• улучшилось состояние психического здоровья детей: взаимодействие ребенка с природой снизило уровень тревожности и позитивно повлияло на эмоциональное самочувствие детей;

• повысился уровень профессиональной подготовленности педагогов в вопросах проведения экскурсий по объектам экологической тропы;

Литература:

1. Грехова Л. И В союзе с природой«ЦГЛ» «Сервис школа» Москва, 2002

2. Захлебный А. Н. На экологической тропе Москва, 1981

3. Воронкевич О. А Добро пожаловать в экологию! СПб «Детство-Пресс», 2008

4. Саморукова П. Г Как знакомить дошкольников с природой М. Просвещение, 1983

5. Виноградова Н. В Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой

6. Елкина Н. В, Мариничева О. В Учим детей наблюдать и рассказывать» Ярославль «Академия Развития», 1997

7. Николаевой С. Н Юный эколог Издательство «Мозаика-синтез»

8. Детям о природе» М. В. Лувич

9. Зубкова Н. М. Опыты и эксперименты для детей от 3до 7 лет. – М., 2007.

10. Журавлева Л. С. Солнечная тропинка – М, 2006.

11. Николаева С. Н., Комарова И. А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. – М., 2003.

12. Рыжова Н. А. Я и природа. – М., 1996.

13. Энциклопедия Почемучки \ Под ред. Кутузова С. М. – М., 2003.

Приложение

Конспект НОД по экологическому воспитанию «Сбережем природу на нашей Земле»

Цель: Пробудить у детей интерес к окружающей среде, обобщать представление об экологической зависимости между явлениями и объектами природы.

Задачи

Образовательные: Продолжать знакомить детей с правилами поведения в природе.

Развивающие: Закладывать основы экологической культуры

Воспитательные: Вызывать стремление охранять природу и бороться с нарушениями правил поведения, закладывать основы экологической культуры.

Предварительная работа: целевые прогулки и экскурсии, чтение художественной литературы, беседы, рассматривание иллюстраций, альбомов и картин по теме.

Материалы и оборудование: иллюстрации с изображением окружающей среды, рисунки эколят – дошколят, нагрудники с изображением природных объектов и явлений, знаки правил поведения в природе.

Ход НОД

Вводная часть

Воспитатель: Ребята, а кто из вас знает как называется планета на которой мы живем? (ответы детей). Правильно, ребята, наша планета называется Земля. Наш общий дом – Земля! Послушайте стихотворение о Земле:

Наша Земля – голубая планета,

Воздухом свежим и солнцем одета.

Нет, вы поверьте, земли голубей

От синевы рек, озёр и морей.

Горы, равнины, леса и поля –

Всё это наша планета Земля.

Ветры поют, с облаками играя,

Ливни шумят.

И от края до края

Вы не найдёте чудесней на свете

Нашей прекрасной и доброй планеты!

Витальева Л.

Основная часть        

Воспитатель: На нашей Земле есть окружающая среда. Как вы думаете, что такое окружающая среда? (ответы детей)

Всё – от старой сосны у забора

До большого тёмного бора

И от озера до пруда –

Окружающая среда.

А ещё и медведь, и лось,

И котёнок Васька небось?

Даже муха – вот это да! –

Окружающая среда.

Я люблю на озере тишь,

И в пруду отраженья крыш,

Рвать чернику люблю в лесу,

Барсука люблю и лису.

Я люблю тебя навсегда,

Окружающая среда!

(Л. Фадеева)

Воспитатель: Конечно, окружающая среда - это окружающая нас природа и люди даже придумали праздник, который называется Всемирный день охраны окружающей среды.

Мы с вами тоже должны защищать, охранять и беречь родную природу, заботиться и помогать ей. Подружиться с Природой, понять и полюбить её помогут нам весёлые сказочные герои “Эколята” – друзья и защитники Природы. (Воспитатель показывает рисунки с Эколятами).Зовут их Шалун, Умница, Тихоня и Елочка. Они родились в лесу, знают все про окружающую природу или почти всё. У них много друзей, приятелей и просто знакомых. Хотите вместе с ними узнать Природу, подружиться с ней и полюбить её? (ответы детей)

Воспитатель: Что мы должны сделать, чтобы сберечь природу, помочь ей?

Дети: Не бросать мусор – а убирать его;

- не ломать ветки деревьев и кустарников – а сажать новые, молодые саженцы;

- не рвать цветы – а выращивать и поливать их;

- не пугать птиц и животных – подкармливать их и защищать в трудное время.

Речь с движением «Леса – чудеса»

В леса – чудеса

Мы поедем,

Там встретимся

С умным медведем.

Рассядемся

Я, и ты, и медведь

И будем песню

Лесную петь:

Про ель, про березу,

Про дуб, про сосну,

Про солнце и звезды

И про луну.

Про дуб, про сосну,

Про березу и ель,

Про солнце и дождик

И про метель.

(идут по кругу, держась за руки)

(усаживаются на колени на ковер)

(ритмично соединяют каждый палец с большим пальцем на правой руке)

Воспитатель: Ребята, никакие материальные блага не смогут заменить свежее дыхание леса, прозрачность голубого неба, чистые реки и озёра с зелёными берегами. Нужно не только самому бережно относиться к природе и её богатствам, но и останавливать взрослых, которые относятся к природе не по правилам.

А сейчас предлагаю поиграть:

Игра "Рыбы - птицы - звери"

Воспитатель: Конечно, люди стараются защищать, помогать природе. Но все равно есть такие редкие исчезающие виды животных, птиц и растений, что для них специально организовывают заповедники, в которых все они чувствуют себя защищенными и в безопасности. Самые редкие экземпляры заносят в Красную книгу России. Наш Кавказский биосферный заповедник стал спасительным домом для многих животных, птиц и растений. Давайте назовем с вами тех животных и птиц, которые находятся в Кавказском заповеднике.

Дети: Медведь, олень, кабан, волк, шакал, лань, орел, беркут и др.

Воспитатель: Все верно назвали. В этом заповеднике звери и птицы чувствуют себя, как дома, в своей природной среде, у них появляется потомство. Попробуйте назвать детенышей зверей в заповеднике:

Игра «Назови детенышей»

Медведь – медвежата, медвежонок;

Кабан – поросята, поросенок;

Волк – волчата, волчонок;

Олень – оленята, олененок;

Белка – бельчата, бельчонок;

Шакал – шакалята, шакаленок.

Воспитатель: Молодцы, все правильно отвечаете. А какие пословицы, поговорки о природе вы знаете?

* Что природа дала, то и мылом не вымоешь.

* Гони природу в дверь, она влетит в окно.

* Хороша природа при любой погоде.

*Природа мудра.

* Природа науку одолевает.

* Каковы глаза, такова и природа.

*Не жди от природы милости: сам садочек сади, сам и вырасти.

*Природа берет свое.

* Природа не терпит пустоты.

Воспитатель: Еще люди, наблюдая за природой, отмечали в ней различные изменения и придумали разнообразные приметы, признаки, загадки:

Загадки:

Шар воздушный золотой

Над рекой остановился,

Покачался над водой,

А потом за лесом скрылся.

(Солнце)

Бежал по тропке луговой -

Кивали маки головой.

Бежал по речке голубой -

Речка сделалась рябой.

(Ветер)

Я нужен зеленым лугам.

Я нужен и полям.

Все во круг я поливаю,

когда меня долго ждут.

(Дождь)

Приметы и признаки:

Белка низко гнездо строит — быть морозной зиме, высоко — жди теплой погоды.

Воробей купается в луже перед теплой погодой, а ворона — перед холодной и дождливой погодой.

Большие дождевые пузыри — к ненастью и пущему дождю.

Лягушки по берегу прыгают — к дождю.

Воспитатель: Вот такая народная мудрость о природе. А как вы, ребята думаете, что важнее всего в природе? (ответы детей). Вот мы сейчас с вами и узнаем.

Воспитатель раздает детям нагрудники с изображенными на них явлениями и объектами природы и предлагает рассказать, кто же самый важный.

1 ребенок с нагрудником солнца:

- Я солнышко, яркое, лучистое- я самое важное и главное, я всю землю обогреваю. Всем я нужно!

2 ребенок – вода:

- Я вода, я главнее всех, без меня все погибнут от засухи и жажды!

3 ребенок – воздух:

- Я воздух самый главный, все мною дышат. Если меня не будет- не будет ничего живого!

4 ребенок – растение:

- Я растение – земли украшение, я воздух очищаю. Я главнее всех!

5 ребенок – насекомое:

- Я насекомое, если меня не будет, не будет и растений, потому что я их опыляю.

6 ребенок – животное:

- Я животное, я на земле живу, без меня в природе никак нельзя.

7 ребенок – человек:

- Я человек, я главный. Могу всем управлять и все себе подчинять!

8 ребенок – микроб:

- А я микроб, не хвались человек, я всех главнее, захочу и всех уничтожу!

Воспитатель: Дети, а как вы думаете, это правда, может микроб всех погубить?

Дети: Нет! Яркое солнце, свежий воздух, чистая вода победят всех вредных микробов.

Воспитатель: Правильно, ребята в природе все взаимосвязано и распределено. Природа и человек неразрывно связаны между собой. Все связано со всем! А что природа дает человеку? Предлагаю вам поиграть в игру и узнать.

Дидактическая игра «Наши природные помощники – солнце, воздух и вода»

Воспитатель: А какие стихи вы знаете о природе?

Ребенок: Мы хотим, чтобы птицы пели,

Чтоб вокруг леса шумели,

Чтобы были голубыми небеса.

Ребенок: Чтобы речка серебрилась,

Чтобы бабочка резвилась

И была на ягодах роса!

Ребенок: Мы хотим, чтоб солнце грело,

И березка зеленела.

И под елкой жил смешной

Колючий еж!

Ребенок: Чтобы белочка скакала,

Чтобы радуга сверкала,

Чтобы летом лил веселый дождь!

Воспитатель: Ребята, один из самых главных законов экологии – науки о природе и человеке, это то как человек и природа влияют друг на друга что нужно сделать, чтобы сохранить и защитить природу.

Дети: Нам помогут экологические знаки- запрещающие и предупреждающие. На этих знаках изображены правила поведения в природе, чего нельзя делать в природе.

Игра «Чего не должно быть» (правила поведения в природе).

Воспитатель: Молодцы, ребята! Соблюдайте эти правила, берегите окружающую природу и она отплатит вам – крепким здоровьем, щедрым урожаем, веселым пением птиц. А сейчас я хочу посвятить вас в Юные экологи! Вы будете достойными помощниками наших друзей – Эколят! Вместе с ними вы будете любить, изучать, беречь и защищать природу!

Заключительная часть

ПРАВИЛА ЮНЫХ ЭКОЛОГОВ ПРИРОДЫ.

Если в лес пришли гулять, свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.

Испугаются зверюшки, убегут с лесной опушки.

Ветки дуба не ломай, никогда не забывай

Мусор с травки убирать, зря цветов не надо рвать!

Из рогатки не стрелять: ты пришел не убивать!

Бабочки пускай летают, ну кому они мешают?

Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить.

Ты в лесу- всего лишь гость, здесь хозяин - дуб и лось.

Их покой побереги, ведь они нам - не враги!

Помоги лесным зверюшкам, приготовить для их кормушки.

И тогда любой зверек - будь то ласка иль хорек,

Еж лесной, речная рыба - скажет: "Ты - мой друг! Спасибо!"

Рефлексия

Воспитатель:

Сегодня, ребята, мы с вами говорили о том, наша природа нуждается в нашей защите. Давайте пообещаем беречь природу и постарайтесь сделать так, чтобы ваш след был на Земле полезен!

Пусть Земля родная наша

Год от года будет краше!

 «Занятие по экологии:  «Враг природе — мусор»


Цель: Создание условий для экологического воспитания детей.

Задачи:

Образовательные: Закрепить и расширить знания воспитанников о правилах поведения на природе;

Закрепить знания о том, сколько времени разлагается каждый вид мусора;

Развивающие: Формировать навыки практического взаимодействия с мусором: умение сортировать мусор, уменьшать объем мусора;

 обогащать словарный запас, учить отвечать полным ответом, активизировать мышление;

 Воспитательные: Воспитывать желание общаться с природой, желание познакомить с правилами поведения на природе друзей, родителей.

Материалы и оборудование

Костюмы: Королевы природы, Незнайки.

«Свод золотых правил» королевства природы;

Старый башмак;

Полоски ткани голубого и зеленого цвета, имитирующие речку и полянку;

Различные виды мусора;

2 банки: с чистой водой и с грязной, в которой плавает мусор;

3 контейнера с обозначением вида мусора: пластик, алюминий, бумага;

2 поддона с почвой: на одном –почва с травой и с цветами, на другом - пожухлая трава под мусором.

Формы и методы, применяемые на уроке

Сюрпризный момент: появление Королевы природыстарого, рваного башмака.

Игровой момент: поиск пропавших правил поведения на природе.

Исследовательская деятельность: сравнение чистой и грязной воды, фильтрация грязной; сравнение цветущей полянки и полянки под мусором.

Трудовая деятельность: сбор, уменьшение мусора в объеме, сортировка мусора.

Продуктивная деятельность: аппликация «Экологический знак».

Использование художественного слова: чтение стихотворения М. Усачева «Мусорная фантазия».

Предварительная работа

Беседы о мусоре: откуда берется, какие виды мусора бывают, чем вреден мусор и т. д.

Чтение и обсуждение стихотворения М. Усачева «Мусорная фантазия».

Участие в выставке работ из бытового мусора, выполненных воспитанниками дома вместе с родителями

Выполнение коллективной работы из мусора «Сказочный замок».

Трудовая деятельность по сбору мусора на участке для прогулки.

 Группа воспитанников собралась отдохнуть на природе.  

Ход НОД

Вводная часть

Воспитатель: Ребята, наконец-то мы собрались отдохнуть на природе. На природе так здорово! Красивый лес, чистые полянки, прозрачная речка, свежий воздух, птицы поют. Отдохнем, наберемся сил и здоровья.

(Идут и поют под музыку песню «Вместе весело шагать по просторам»).

Вдруг перед ребятами падает старый рваный башмак и начинает «разговаривать».

Башмак: Ух, наконец-то я вырвался оттуда! Там, в Королевстве природы, такой бардак, что и полежать спокойно негде! Кругом горы мусора, запах стоит отвратительный. А все потому, что Королева потеряла правила поведения на природе. И помочь то ей некому. Ха-ха-ха! Полежу –ка я здесь.

Воспитатель: Ребята! Как некому! А мы? Ведь если мы сегодня не поможем Королеве природы, то завтра, вслед за башмаком, и другой мусор перелетит к нам. Давайте отложим свой отдых и отправимся в Королевство природы наводить порядок, поможем Королеве отыскать правила поведения. А ты, башмак, отправляйся пока в мусорный контейнер.

 Основная часть

Ребята, для того, чтобы попасть в Королевство природы, закройте глаза и скажите 3 раза«Крибле, крабле, бумс».

(Воспитатель переодевается в костюм Королевы природы).

Королева природы: Здравствуйте, ребята! Я Королева природы!

У меня очень грустное настроение. В моем Королевстве большая беда: чистых городов, лесов, рек уже не осталось. Кругом один мусор. Я хочу защитить свою природу, так как от этого зависит здоровье жителей королевства. Я разработала «Свод золотых правил» поведения на природе. Эти правила никто не должен был нарушать. Но мои золотые правила пропали, и жители забыли про них. Ребята, вы поможете мне их отыскать? (ответ)

Королева природы: Чтобы отыскать первое правило, необходимо решить одну проблему. Послушайте, что произошло с Незнайкой.

(Подходят к «речке», в «речке» плавает мусор).

Входит Незнайка и рассказывает:

Однажды я пришел на берег реки полюбоваться природой, но увидел ужасную картину.

На берегу всюду валялся мусор«Непорядок, как не красиво» - подумал я, «мусор нужно убрать. Собрал я весь мусор и бросил в рекуМусор утонул, круги разошлись по воде, и вокруг опять стало красиво. Я сидел и радовался, какой я молодец!»

Королева природы: Правильно ли поступил Незнайка? (ответ)

Королева показывает им две банки: в одну налита чистая вода, а в другой - в воде находится разный мусор.

Королева природы: Посмотрите, в одной банке у меня вода из чистой речки, а другой – вода из речку, в которую Незнайка выбросил мусор. Чем отличается вода в банках? (ответы)

Королева природы: Могут в такой грязной воде жить и развиваться рыбки, растения? (ответы)

Королева природы: А теперь понюхайте воду в банках! (ответы)

Королева природы: Правильно, ребята, грязная вода плохо пахнет.

Хотели бы вы искупаться в такой речке? (ответы)

Королева природы: В грязной воде купаться запрещено!

Что нужно сделать, если вы заметили мусор в водоеме(ответ)

Королева природы: Правильно, ребята! Водоемы от мусора необходимо очищать. Давайте и мы поможем «речке» - очистим грязную воду из банки. (Пропускают воду с мусором через фильтр.)

.

Поможем Незнайке очистить речку.

(Очистив «речку», ребята находят первое правило).

Королева природы: А вот и первое правило:

Если чистый водоем,

хорошо купаться в нем.

Воду вы не загрязняйте, в неё мусор не бросайте!

Королева природы: Ребята, когда в моем королевстве жили по правилам, то всюду была такая красота и чистота: кругом росли цветы, зеленела травка, щебетали птички, воздух был свежий. А теперь кругом свалки, кучи мусора, запах плохой, птицы улетели в другие королевства. Давайте продолжим искать правила поведения. Ребята, необходимо решить следующую проблему.

(Королева природы показывает детям поддоны с почвой.)

Посмотрите, на одном поддоне –мини-полянка с сочнойтравкой, с цветами. На другом - почва с редкой, пожухлой травой, на ней находится мусор: консервная банка, пакет из-под кефира, металлическая крышка, пластиковые стаканчики. Сравните эти полянки.

Королева природы: Ребята, в чем отличие травы под мусором?

(ответы)

Королева природы:Как вы думаете, почему под мусором трава пожухлая, желтая, низкая, чего ей не хватает?"

(Дети говорят, что под мусором траве не хватает света, воды во время дождя. Находят под вторым поддоном второе правило).

Королева природы: Правильно, ребята! А вот и второе правило поведения!

"Мусор на поляне траве расти мешает,

из-за него растениям света не хватает.

Люди, мусор не бросайте,

жизнь растений уважайте!

Оставлять мусор нельзя.

Не поленимся друзья!

Мусор тут в лесу чужой,

заберем его с собой».

(Ребята собирают мусор с полянки).

Королева природы: Когда жители моего королевства природы жили по правилам – они мусор перерабатывали. И мусор не накапливался. Из него получали новые полезные предметы. Прежде, чем выбросить, его сортировали – мусор из разного материала собирали в разные контейнеры. Это облегчало его переработку. Правила пропали, жители о них забыли – и, вот результат.

Смотрите: перед вами полянка, оставленная жителями моего королевства после отдыха.

Отдыхать, конечно, надо! Поиграть и порезвиться. И наесться, и напиться. Но…вокруг остались банки,целлофан, железки, склянки!

Ребята, давайте рассмотрим мусор на полянке.

(Рассматривают и называют виды мусора).

Королева природы: Почему нельзя оставлять мусор на земле?

ОтветМусор содержит вредные вещества для здоровья человека и окружающей среды. Наиболее опасным для человека является стекло, особенно битое. Оно ничем не растворяется и может пролежать в земле сотни лет. Пластиковые бутылки долго не разлагаются. Деревянные, картонные и бумажные предметы, разлагаются быстро, но их лучше закапывать, чтобы они не портили внешний вид природы.

Королева природы:Скажи, Данил, сколько лет пролежит на земле пластиковая бутылка? (200 лет)

Скажи, Настя, сколько времени бумага и картон будут портить внешний вид нашей планеты? (2 месяца)

Виктория, как долго не будет разлагаться алюминиевая банка?

(500 лет)

Королева природы: Молодцы! А вот и третье правило!

(Находят в куче мусора).

«Каждую бумажку, бутылку, жестянку

Надо в отдельный контейнер кидать.

Только тогда ощутив эту свалку,

Мы ощутим чистоты благодать!»

Королева природы:А теперь, ребята, рассортируйте мусор по контейнерам.

(Начинают сортировать мусор и тут же находят правило).

Королева природы: Ребята, посмотрите, мусора много, а контейнеры не очень большие. Как же поступить? А вот и подсказка – четвертое правило. (Находят под одним из контейнеров). Зачитывает.

"Мусор целым не бросайте.

Его объемы уменьшайте,

если можно, измельчайте!"

Ребята собирают и сортируют мусор с учетом этого правила.

Королева природы:Ребята, весь мусор мы собрали, уменьшили его объем, теперь этот мусор отправится на переработку.

Давайте и мы сделаем полезную вещь из бросового материала- экологический знак, предупреждающий о том, что нельзямусорить где попало, и раздадим эти знаки жителям нашего королевства.

(Дети выполняют аппликацию: вырезают из бумаги картинку с текстом и наклеивают её на пластиковую тарелочку)

(Готовый экологический знак дарят гостям)

Королева природы: Дорогие ребята! Вы помогли мне найти потерянные правила поведения жителей на природе, собрали и рассортировали весь мусор. Теперь в моем королевстве будут чистые речки, леса, красивые поляны, свежий воздух. Скоро птицы вернутся и защебечут. Спасибо Вам большое. Разрешите мне вручить вам памятные медали за спасение природы!

(Вручает медали под музыку).

Королева природы:Вы так славно потрудились! Вам пора возвращаться. Закройте глаза и скажите три раза«Крибле, крабле, бумс».

(Королева природы превращается в воспитателя).

Воспитатель: С возвращением вас, ребята!

Заключительная часть

Воспитатель: Ребята, какое мы с вами важное дело сделали!

Как много мы с вами узнали! Давайте расскажем нашим гостям, где мы были, что делали, какие правила поведения на природе мы теперь запомним навсегда, и как много нам надо сделать на нашей планете, чтобы она оставалась чистой.

(Ответы ребят: скопление мусора – это большая проблема, которую нужно решать всем людям;

надо всем учиться сортировать мусор из разного материала;уменьшать его объем;

перерабатывать мусор, чтобы он не накапливался;

надо беречь и охранять природу и т. д.)

Воспитатель: Правильно, ребята! И выдолжны напоминать об этом своим родителям, своим друзьям и знакомым. А сейчас давайте обратимся ко всем детям с призывом в виде стихотворения Максима Усачева

Mусорная фантазия. (Рассказывают стихотворение)

Рефлексия

Воспитатель: Ребята, вот теперь можно и отдохнуть! Запевай:

«Вместе весело шагать по просторам…» (Уходят)

 Конспект занятия по экологии «По следам Зелёной Шапочки»

Цель: Закрепление знаний детей о животных и растениях, занесённых в красную книгу.

Задачи

Образовательные: Уточнить и расширить знания детей о деревьях, растущих на территории детского сада, редких и охраняемых животных, занесенных в красную книгу.

Развивающие: развивать внимание, любознательность.

Воспитательные: сформировать убеждение, что красота и неповторимость природы бесценна и ее надо беречь и охранять.

Предварительная работа: знакомство с деревьями на участке, чтение стихов о деревьях, д/игра «С какого дерева лист?», «Кто скорее добежит до дерева». Рассматривание Красной книги, беседа.

Материал: надувной мяч-глобус, Красная книга; презентация на стихотворение Л. Дайнеко «Есть на земле огромный дом», модули листьев деревьев.

 

Ход НОД

Вводная часть

Воспитатель: Ребята сегодня мы с вами продолжим знакомиться с Красной книгой. Вы согласны? Тогда располагайтесь поудобней.

Входит Зелёная Шапочка:

Здравствуйте, ребята. Посмотрите, какой удивительный голубой мяч и большую Красную книгу подарила мне мама. Книгу я еще не успела посмотреть, а вот с мячиком давайте поиграем!? А то я спешу к бабушке и мне еще надо нарвать цветов, ведь у бабушки сегодня праздник.  

Основная часть

Воспитатель: Подожди, Зелёная Шапочка. Давай посмотрим твои подарки.

/Дети рассматривают подарки/

Ребята что напоминает этот мяч?

Дети: Землю.

Воспитатель: А что такое земля?

Дети: Дом для всех живых существ и для неживой природы тоже.

Воспитатель: Значит, с этим мячом в простые игры не поиграешь.

Зелёная Шапочка: Это еще почему?

Воспитатель: Он хрупкий, беззащитный, красивый, как наша планета, а ее надо беречь и охранять. Ребята, посмотрите какая красивая наша планета.

/показ слайдов/

Есть на земле огромный дом под крышей голубой.

Живут в нем солнце, дождь и гром, лес и морской прибой.

Живут в нем птицы и цветы, веселый звон ручья.

Живешь в том светлом доме ты и все твои друзья.

Воспитатель: Вот видите, ребята, какая красивая наша планета Земля. Как много на ней удивительных мест, животных и птиц. А что нужно делать, чтобы сохранить нашу планету и все живое на ней?

Дети: Охранять и заботиться о ней, не рвать цветы, не бросать мусор, не ловить животных, не топтать насекомых.

Воспитатель: Да. Но не все люди это понимали, и к чему это привело?

Дети: Многие виды растений и животных исчезли с нашей планеты. Многие занесены в Красную книгу.

Зелёная Шапочка: В мою красную книгу? А как же букет для бабушки?

Воспитатель: Не волнуйся Зелёная Шапочка, бабушка твоя не останется без подарка. Мы соберем ей букет, но не из цветов а из осенних листьев. Посмотри сколько красивых листьев у нас на участке. Ребята тебе помогут. Ребята поможем Зелёной Шапочке собрать красивый букет для бабушки?

Дети: Поможем!

/Дети собирают листья/

Воспитатель: Вот какие красивые листья мы собрали. А еще ребятам было дано домашнее задание: узнать что-нибудь интересное про деревья.

Дети:

Тополь – высокое, стройное дерево с зеленовато-серым стволом. У него густая зеленая крона. Тополь прекрасно очищает воздух от пыли и копоти и выделяет в атмосферу кислород больше чем другие деревья.

Береза – очень любит солнечный свет и поэтому растет на светлых полянках и вырубках. На белой бересте выделяются черточки и полоски, через которые береза дышит: в жару они открываются и пропускают воздух к корням деревьев.

Клен – высокое стройное дерево. Ствол у него прямой, покрытый гладкой тонкой корой. Растут они быстро, за год вырастают почти на метр. Клен любит свет и тепло.

Воспитатель: Вот Зелёная Шапочка, какой красивый букет мы собрали для твоей бабушки. Тебе нравится?

Зелёная Шапочка: Какой замечательный букет. Я думаю, бабушке очень понравится.

Воспитатель: Зелёная шапочка, а еще ребята хотят с тобой поиграть в игру, которая называется «Земля, вода, огонь, воздух»

/Играющие становятся в круг, в середине – ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из четырёх слов: земля, вода, огонь, воздух. Если водящий сказал «земля», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать того, кто обитает в этой среде; на слово «вода» играющий отвечает названием рыб, на слово воздух - названием птиц. При слове «огонь» все должны несколько раз быстро повернуться кругом, помахивая руками. Затем мяч возвращают водящему.

Слышен крик птицы. На экране появляется птица - кулик-сорока/

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто же здесь живет?

Дети: Это птица называется Кулик-сорока.

Воспитатель: Кто нам про нее расскажет?

Ребенок: Кулик – это очень храбрая, но недоверчивая птица, сбившись в большие стаи, любит быть главной над другими птицами, водящимися по близости, и громким криком предупреждает их об опасности. Гнездо устраивается недалеко от воды. Обыкновенно кулики вырывают небольшую ямку, кладут подстилку из сухих стеблей. Гнездо свое кулик смело, с громким криком, защищает от всякой опасности между камнями, растениями или углублениями почвы. Они также охотно бегут в воду и превосходно плавают и ныряют. Кулики вообще страшно любят воду и умеют ныряньем спасаться от преследования. Ходит кулик-сорока поспешно, ковыляя, часто быстро бежит, но беспрестанно останавливается; полет его похож на утиный. Питается он мелкой рыбой, раками и червями, которых умеет ловко вытаскивать из песка своим твердым клювом.

Воспитатель: Зелёная шапочка, а в твоей красной книге записана эта птица?

Зелёная Шапочка: Давайте посмотрим.

Воспитатель: Посмотрите, Кулик-сорока занесена в красную книгу. Их осталось очень мало, и поэтому государство взяло заботу о ней на себя. А на сегодня наше путешествие закончилось.

Заключительная часть

Зелёная шапочка: Да и мне пара. Мне у вас очень понравилось. Я много узнала и про деревья, и про птиц. Я буду читать Красную книгу, чтобы много знать о редких животных и растений, чтобы самой охранять их. Землю-мяч оставлю вам, буду в гости забегать, чтобы с вами поиграть.

/Зелёная Шапочка уходит/

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная область "Познание" (экология) Тема: "Сердцу милый уголок", подготовительная к школе группа.

Нод. Познание. В данном материале дети знакомятся с жемчужиной марийского края - заповедником "Большая Кокшага, его представителями флоры и фауны....

Проект по экологическому воспитанию "Мир природы"детей подготовительной к школе группы

Проект по экологическому воспитанию "Мир природы"детей подготовительной к школе группыВыполнила:воспитательЗахлебная Людмила Евгеньевна...

Конспект НОД по экологии с элементами экспериментирования в подготовительной к школе группе «Свойства воздуха».

Непосредственно образовательная деятельность по экологии  с элементами экспериментирования в подготовительной к школе группе. Разработано в соответствии с Программой  «От рождения до школы» ...

Занятие по экологии Тема: «Богатыри русского леса» Подготовительная к школе группа

Цель: Показать значимость  деревьев  русского  леса в жизни русского народа; вызвать интерес к деревьям леса. Задачи:  - познакомить детей с той пользой, которую деревья ...

Проект «Юные защитники природы» В подготовительной к школе группе

Проект«Юные защитники природы»В подготовительной к школе группе...

Конспект викторины по экологии "Жалобная книга природы" в подготовительной к школе группе

Конспект викторины по экологии "Жалобная книга природы" в подготовительной к школе группе...