Конспект занятия по окружающему миру на тему " Перелетные птицы" в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Рассказ о перелетных птицах для дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД

« Ребенок и окружающий мир» 

в старшей группе

Образовательная область «Познавательное развитие»

Тема: «Перелетные птицы»

                                                                                   Воспитатель: Кривоконева Ю.А.

Цель: сформировать представление о перелетных птицах

Задачи:

- уточнить представления детей о сезонных изменениях в жизни птиц, необходимости отлёта в тёплые края

 -формировать понятие «перелётные птицы».

-развивать познавательный интерес к природе.

- закрепить имеющиеся представления о перелётных птицах.

- развивать внимание, творческую активность, желание заботиться о них.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная,  восприятие художественной литературы, двигательная, продуктивная, изобразительная.

Формы организации: групповая

Формы реализации детских видов деятельности: дидактическая игра, беседа, чтение художественной литературы, отгадывание загадок, изготовление кормушек, подвижная игра, рисование.

Предварительная работа: беседа о птицах,  о повадках птиц;  наблюдения на прогулке, чтение художественной литературы о птицах, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций с изображением птиц, рисование птиц, изготовление кормушек (дети с родителями);  

Материал и оборудование: проектор, экран, картинки зимующих и перелетных  птиц, силуэты птиц, гуашь, вата, клей, кисти, стихотворение В. Яшина  «Покормите птиц», загадки о птицах.

Ход занятия

I этап  Организационный      (звучит музыка)

Воспитатель читает детям стихотворение  

Осень. Листья опадают.
Стали взрослыми птенцы.
К югу дружно улетают
Соловьи, грачи, скворцы.

II этап   Основная часть 

Беседа о перелетных птицах

Воспитатель:

- О каких птицах (зимующих или перелётных) говорится в стихотворении?

- Ребята, скажите, а почему птиц называют перелётными? (Воспитатель выслушивает ответы детей и обобщает их.)

- Совершенно верно, перелётные птицы – это птицы, которые половину года проводят с нами, а на вторую половину года покидают нас, отправляясь в другие тёплые страны.

- Почему перелётные птицы улетают в тёплые края?

- Правильно, все эти птицы питаются насекомыми, но осенью насекомые исчезают, птицы лишаются основного корма и улетают в тёплые края.

- А сейчас я хочу проверить, как вы знаете перелётных птиц.

Дидактическая игра: «Что это за птица?»

Воспитатель описывает характерные признаки птиц (журавли, грач, ласточка, скворец)

Физкультминутка «Как летят птицы» муз. «В мире животных»
-Ребята, как вы думаете, разные птицы все вместе улетают или нет? Птицы летят поодиночке или нет (Стаями). Что такое стая? Птицы летят по-разному. Гуси, утки, лебеди летят вереницей (показываю схему), журавли летят клином (схема), ласточки скворцы, грачи летят стаей (схема), кукушки летят поодиночке. Под музыку дети летают так, как показано на схеме.

Беседа о зимующих птицах

Воспитатель:

- Улетели перелётные птицы в тёплые края, давайте ещё раз их назовём.

( На экране появляются изображения перелётных птиц, дети их называют).

- Молодцы, вы правильно назвали всех перелётных птиц.

- Скажите, а какие птицы остались у нас на зиму? ( Воробей, ворона, синица, снегирь, сорока, дятел) – выставляются картинки.

- Какие это птицы? (Зимующие).

-А почему же они не улетают?

- Чем питаются эти птицы? (Воспитатель выслушивает ответы детей и обобщает их.)

- Эти птицы всеядны: могут и насекомых поклевать, но основная их пища семена растений. Зимой они питаются семенами деревьев и держатся поближе к человеческому жилью, надеясь на помощь людей.

А сейчас я хочу проверить, как вы знаете зимующих птиц, для этого отгадайте мои загадки.

2. Отгадывание загадок

Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из травы и глины.

                                      (Ласточка)

Кто без ног и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Голосистее, нежней?

Кто же это? …

                                     (Соловей)

Непоседа пестрая,

 птица длиннохвостая,

Птица говорливая, самая болтливая.

(Сорока)

Ребята, вы все молодцы, много рассказали о перелётных птицах, что вы сегодня нового узнали? Что вам запомнилось? Чтобы поверить как вы запомнили, поиграем с вами в игру «Нелепицы», я буду рассказывать о птицах, если я скажу неправильно вы должны меня исправить:
Червяк склевал скворца. Песня пела соловья. Птенцы высидели птиц. Забор сидел на граче. Грачи летят клином. Гнездо свило ласточку. Аист поселился в скворечнике. Кукушка курлычет. Перелётные птицы остались зимовать.

Подвижная игра «Стайка»

Воспитатель произносит считалочку И. Токмаковой:

Пой – ка, подпевай – ка

Десять птичек – стайка

Эта птичка – соловей,

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка,

Сонная головушка,

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель,

Эта птичка – скворушка,

Серенькое перышко.

Это – зяблик, эта – стриж,

Эта – развеселый чиж,

Ну а эта – злой орлан,

Птички, птички по домам!

Продолжение беседы

Воспитатель:

- Как вы считаете должны ли люди помогать птицам зимой? - Правильно, конечно, должны. Зима очень сложное время года для птиц, особенно если она морозная и снежная.  Чтобы выжить перелётные птицы улетают на юг, а как же те птицы, которые остаются у нас. Наступает зима, чем же они будут питаться? Как им помочь? Вы зимой птиц покормите, а летом они вам споют красивые песни. Вы будете заботиться о птицах?

- Зёрнами, салом и хлеба горбушкой

Птиц угощает зимою… (Кормушка)

Чтение стихотворения В. Яшина  «Покормите птиц»

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой

Стайки на крыльцо.

Сколько гибнет их – не счесть

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Приучите птиц в морозы

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

- Когда пойдем на прогулку тоже на участке  наполним кормом кормушки для птиц.

Рисование « Нарисуй птицу»

Воспитатель раздает листы бумаги с изображением  силуэта птицы, дети дополняют силуэты птиц недостающими элементами и раскрашивают их.

III этап   Заключительная часть

Воспитатель:

 - Что вам больше всего понравилось на занятии? Дети делятся  своими впечатлениями


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по окружающему миру на тему: "День птиц" Развлечение в подготовительной группе.

План-конспект занятия по окружающему миру на тему "День птиц".Развлечение в подготовительной группе....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром по теме: «Перелетные птицы» (средняя группа)

Цели: познакомить детей с перелетными птицами, объяснить, почему этих птиц называют перелетными. Закрепить в словаре обобщающее понятие «перелетные птицы». Активизировать употребление в ре...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром по теме: «Перелетные птицы» средняя группа

Pакрепить знания детей о перелетных птицах, умение их различать, группировать, описывать внешний вид птиц их особенности, поведение....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром по теме: «Перелетные птицы» (средняя группа)

Цели: познакомить детей с перелетными птицами, объяснить, почему этих птиц называют перелетными. Закрепить в словаре обобщающее понятие «перелетные птицы». Активизировать употреб...