Конспект занятия "Семь чудес северного края"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Светлана Валерьевна Мошкова

Занятие по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста с учетом регионального компонета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_sem_chudes_severnogo_kraya.docx29.73 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ г..Мурманска №109

Организованная образовательная деятельность

Тема: «Семь чудес Северного края»

 для детей старшего дошкольного возраста

Составила :Мошкова С.В.

 Мурманск 2019 г.


Тема: «Семь чудес Северного края».

Виды детской деятельности: игровая коммуникативная ,познавательно – исследовательская ,музыкальная ,изобразительная ,восприятие художественной литературы и фольклора ,двигательная.

Цели: продолжать знакомить  и расширять представления детей о родном крае; закрепить знания о его географическом положении, природных и климатических особенностях, растительном, животном мире. Совершенствовать умение принимать участие в коллективной беседе, слушать ответы других детей, дополнять или уточнять их; пополнять словарный  запас, развивать творческое воображение.

Воспитывать гражданина и патриота, знающего и любящего свою Малую Родину; воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту Родного края; формировать бережное отношение к наследию нашего народа.

Возможные достижения ребенка: проявляет  любознательность, интерес к истории родного края, к его достопримечательностям, владеет знаниями о климатических особенностях Северного края; владеет диалогической речью и конструктивными способами общения с детьми и взрослыми, проявляет желание делиться впечатлениями о своем крае, находить красивые слова и определения для яркой его характеристики.

Предварительная работа: экскурсии по городу и в краеведческий музей, чтение художественной литературы о г. Мурманске, Кольском полуострове, северной природе. Рассматривание фотографий, иллюстраций, географических карт. Дидактические игры по краеведению, по экологическому воспитанию.

Материалы и оборудование: мультимедийная презентация по теме занятия, аудиозаписи песен о Севере, русские народные песни, магнитная доска, восковые мелки ,ткань для рисования.

 Содержание организованной деятельности детей

1.Ввводное слово воспитателя. Введение игрового момента.

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Северяночка.

-Я очень хочу с вами познакомиться. А как мы можем с вами познакомиться? -У меня есть волшебный шарик, который поможет узнать все о вас, как вас зовут и какое у вас настроение

- Игра «Знакомство»

- Еще, ребята, я очень люблю путешествовать: любоваться природой,  знакомиться с разными людьми.

- А вы, любите путешествовать?

- Скажите, как называют людей, которые любят путешествовать?

- Я вижу ,что вы настоящая команда путешественников и готовы отправиться со мной в дальний путь.

-Мы сегодня с вами отправимся в путешествие по нашему северному краю. А полетим мы на самолете.

-Вы готовы? Тогда повторяем за мной.

- Динамическая пауза

Мы на самолете полетим (руками показываем крылья самолета)

Все красоты Севера разглядим. (кистями рук изображаем бинокль)

Самолет та не простой у нас (руками показываем крылья самолета)

Унесет он к чудесам нас в раз. (поворот вокруг себя)

С чудесами Севера познакомиться летим (приставляем ладонь ко лбу в виде козырька)

Много знать о Севере мы хотим. (руками рисуем перед собой круг)

Занимай скорей свои места (дети проходят на места)

Отправляться в путь дорожку нам пора. (дети занимают места)

- Сели, пристегнули ремни, взлетаем.

Показ слайда с изображением самолета.

2.Беседа о Северном крае.

Слайд с изображением города Мурманск с музыкальным сопровождением.

- Ребята, посмотрите, мы пролетаем над каким-то городом.

- Как вы думаете, что это за город?

- Правильно, молодцы это наш любимый, красивый город Мурманск!

- Наш город – это чудо город, который создан руками человека.

- Самый большой город в мире за Полярным кругом.

Слайд с изображением Кольского залива

 -Наш самолет набирает высоту и о чудо!

- Смотрите, почему внизу виднеется незамерзшая вода, наверное, какой-то водоем?

- Странно, но ведь мы знаем, что зимой вода от мороза замерзает? Как вы думаете, что это?

-Это чудо наше северное и зовется оно Кольский залив, который даже при очень сильном морозе никогда не замерзает, вода в нем никогда не превращается в толстый лед.

-Как вы думаете почему?

Слайд с изображением Кольского полуострова, жилищ саамов, оленьих пастбищ.Звучит музыка.

 - Ребята, наш самолет пролетает над Кольским полуостровом.

-Когда-то на его берегу  жил добрый северный народ, саами. Они пасли оленей, жили в маленьких вежах.

- Сейчас есть  тоже маленькие поселки и села в нашем северном крае, где живет чудесный северный, добрый и весёлый народ саами.

Я предлагаю вам сделать посадку и поиграть.

Подвижная саамская игра «Перепрыгни через сани».

-Молодцы! Хорошо повеселились.

Теперь снова в полет. Завели моторы.(Изображают руками, с поворотами направо, налево)

Внимание! Взлетаем!

Продолжаем наше путешествие.

Показ слайда с изображением лесной полосы.Зучит музыка.

- Ребята, посмотрите, мы пролетаем над лесом.

- А вы знаете, что растёт в северном лесу!

-Я вам приготовила загадки, которые вы конечно легко отгадаете:

1. На кусточке, под листочком,                               

Бусинки подвешены,                                              

Чёрненькие бусинки

Оказались…вкусненьки.                                

Как укусишь за бочок,                                        

Станет чёрным язычок (черника

2. Они под снегом до весны,
Храниться могут даже,
Как эти ягоды вкусны,
Вам по секрету скажем.

Свежа, красна, полезна, вкусна:

И морозить, и мочить, и варенье варить,

И в морс годится - не даст простудиться.

В лес иди-ка - там ягодка... (брусника)

Словно мелкий виноград,

Гроздья красные висят.

В сентябре их соберешь,

Витамины запасешь.

Средь валежника - смотри-ка! -

Что за ягодка? (Брусника)

3. Взял Ванюша туесок,
Пошел Ваня во лесок.
Видит: ягодка на кочке.
Укрывается листочком.
– Что за ягодка такая,
Словно небо, голубая?
Ягодка шепнула тихо:
– Я, Ванюша, голубика!

4. На болоте уродилась,

В мягкой травке притаилась.

Желтенькая брошка —

Ягодка... (морошка)

- Вот и еще одно чудо северное – это ягода морошка.

- Пора подкрепиться,поэтому попробуйте мое угощение,а какое отгадайте сами

Детям раздают варенье в стаканчиках.

- Что это ?Какое на вкус?

-Из чего варенье?Из каких ягод?

- Вкусное морошковое варенье.

Показ слайда с изображением облаков.

- Давайте подуем на облака.

Дыхательная гимнастика «Подуй на облачко».

Показ слайда с изображением полярного дня. 

Там, где близко полюса,

Происходят чудеса.

Солнце в небе кругом ходит

И полгода не заходит.

 - Мне кажется, наш волшебный самолет влетел в воздушное пространство, но ничего не понимаю, сейчас ночь, а светит солнце.

- Называется это чудо – Полярный день

- А в какое время года мы можем наблюдать полярный день? Правильно, летом. Когда днем и ночью светло и светит солнце.

Показ слайда с изображением полярной ночи. - Посмотрите, а что сейчас происходит за бортом нашего самолета?

 - Об этом чуде есть очень красивые строки.

Чтение стихов.

В эти темные полгода

С освещеньем туго.

В сумраке живет природа

За полярным кругом.

- Что вы видите? Ночь, люди, дети идут куда-то, а почему они не спят?

- Правильно, только у нас на Севере так долго длится зима, и солнце не показывается долгое время.  

-Летим дальше.

Показ слайда с изображением северного сияния.Звучит музыка.

- Посмотрите ребята! Что это за чудо?

- Как красиво переливается разными цветами.

Чтение стихов.

- Как красивы полюса,

Там сверкают небеса!

Яркий всполох там и тут,

Только это не салют.

- Да,это чудо зовется северным сиянием.

- Наш самолет приземляется. Делаем посадку.

3.Рисование «Разноцветное северное сияние».

- А вы хотите нарисовать северное сияние?

- Какие цвета северного сияния вы хотели бы нарисовать ?

- Давайте на большом синем полотне,которое похоже на наше северное небо,мы восковыми мелками будем рисовать длинные разноцветные полосы и яркие сполохи сияния.

- Теперь возьмем наше большое небо и покажем как на нем переливается разноцветными огоньками наше чудо - северное сияние.

4.Рефлексия.

- Наше путешествие по Северному краю подошло к концу .

- Какие чудеса северные вам больше всего запомнились?

- Давайте вместе с вами соберем букет из красивых слов о нашем северном крае.

Д/и «Собери букет красивых слов».

- Каждый называет красивое слово о Северном чуде.

- После того ,как каждый из вас назовет одно красивое слово,тот получит маленькую улыбочку,которая украсит наш букет из красивых слов.

Дети крепят на магнитную доску заготовки – улыбочки,после того ,как сказали одно красивое слово.

- Какой наш край?

- Какой наш город?

- Какая ягода морошка?

- Какой полярный день?

- Какой наш Кольский залив?

- Какой народ саами?

- Какая полярная ночь?

- Какое северное сияние?

- Можно сказать о нашем Северном крае,что он самый чудесный,загадочный,неповторимый.

- Пора раставаться.Все были внимательными,добрыми ,хорошими путешественниками.

- Вам на память о нашем путешествии ,ребята из другого сада передали вам вот такие медальки путешественников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Северный край - Ямал - НОД по ознакомлению с родным краем

Углубить интерес детей к быту, традициям и культуре народов севера .Развивать положительное отношение к окружающему миру .Воспитывать любовь к родному краю, уважение к людям труда...

Конспект занятия «Наша северный край»

Цель: воспитание патриотических чувств, гордости за свою «малую» Родину ЯмалЗадачи:Обучающие:формирование познавательного интереса к окружающей среде, воспитание эмоционального отношения к природе, бы...

конспект занятия "Наш северный край"

Данное занятие проводилось с целью: продолжать формировать интерес к малой РодинеЗадачи: обобщить, систематизировать знания о родном посёлке; расширять знания детей о животном и растительном  мир...

Проект «Край мой северный, край мой любимый»

Цель проекта: Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с бытом, культурой и традициями народов Севера.Задачи: 1. Развивать у детей положительное эмоц...

Конспект Нод "Тайны северного края"

Материал для работы с детьми старшего дошкольного возраста по познавательному развитию о родном  северном Коми   крае, городе Воркуте.    ...

Конспекты занятий "Мой северный край. Моя Чукотка"

Цикл занятий, посвященных растительному и животному миру тундры, а также знакомству с профессиями оленевода и рыбака....

Конспект занятия "Любимый ты, наш край. 10 чудес Оренбургского края"

Конспект занятия предлагается в помощь воспитателям для знакомства старших дошкольников с достопримечательностямиОренбургского края"....