Проект Ёлочка
проект по окружающему миру (старшая группа)

Виноградова Наталия Викторовна

За месяц до Нового года дети принесли в группу книжку, в которой были нарисованы варианты оформления новогодних елей. Дети заинтересовались возможностью изготовления елочек своими руками. Воспитатели решили объявить конкурс для родителей и детей на лучшую поделку –  «Чудо-елочка». Пока дети занимались обсуждением и изготовлением елочек на конкурс, возникли вопросы: «Чем отличается ель от других деревьев?», «Почему нужно беречь деревья?», «Как ели влияют на окружающую среду и человека?», «Почему именно елочку все считают новогодним и рождественским деревом?», «Как человек использует ель?»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_elochka.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Городское бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад №59 Красногвардейского района города Санкт-Петербурга

Проект «Чудо-елочка»

Выполнил: воспитатель Виноградова Наталия Викторовна

г. Санкт-Петербург 2020 г.

Проект «Чудо-елочка»

Цель: Формирование у детей ценностного отношения к объектам живой природы  в процессе организации познавательно-продуктивной деятельности.

Задачи:

  1. Развивать у детей потребность в приобретении новых знаний об объектах
    живой природы.
  1. Формировать у детей осознанное отношение к окружающим природным объектам на основе представлений о их значимости  в жизни человека.
  2. Формировать у детей познавательные и конструктивные умения: наблюдать; моделировать; сравнивать, анализировать и систематизировать; отражать результаты своих исследований в творческой деятельности.

4.        Углублять и систематизировать знания детей о ели, как типичном представителе хвойных деревьев, особенностях ее строения и использования в жизни человека, о символическом значении ели в организации празднования Нового года.

Участники проекта: дети, родители и воспитатели старшей группы.

Организация проекта.

I этап.

Постановка проблемы, определение цели и задач исследовательской работы.

Проблема исследования:

За месяц до Нового года дети принесли в группу книжку, в которой были нарисованы варианты оформления новогодних елей. Дети заинтересовались возможностью изготовления елочек своими руками. Воспитатели решили объявить конкурс для родителей и детей на лучшую поделку –  «Чудо-елочка». Пока дети занимались обсуждением и изготовлением елочек на конкурс, возникли вопросы: «Чем отличается ель от других деревьев?», «Почему нужно беречь деревья?», «Как ели влияют на окружающую среду и человека?», «Почему именно елочку все считают новогодним и рождественским деревом?», «Как человек использует ель?»

Гипотеза исследования:

Выдвигалась в процессе совместного обсуждения воспитателями и детьми, бесед с родителями, чтения литературы и экскурсий.

Ель – очень красивое и полезное людям хвойное дерево, которое используется для озеленения, в быту, медицине и является символом Нового года и Рождества. Чтобы сохранить это дерево и сделать его новогодним украшением, необходимо знать его строение, особенности произрастания, разнообразные способы использования, а так же познакомиться с образом ели, елки, елочки в произведениях искусства и народном творчестве.

В соответствие с проблемой и гипотезой исследования дети вместе с воспитателями поставили задачи дальнейшего исследования проблемы:

  1. Познакомиться со строением и условиями произрастания ели.
  2. Изучить значение деревьев и, в частности ели, для человека, а так же возможности использования древесины, хвои, смолы, шишек ели.
  3. Познакомиться с проблемой охраны еловых посадок, особенно перед Новым годом.
  4. Освоить разнообразные способы изготовления новогодних елочек и создать творческую поделку к Новому году.

Результаты исследования:

  • альбом рисунков и аппликаций детей «Новогодняя елка»;
  • парад экологических плакатов в защиту ели «Елочка - зеленая иголочка»;
  • новогодний коллаж для украшения группы «Еловник»;
  • коллекция поделок – елочек «Чудо - елочка» (совместная работа детей и родителей);
  • альбом стихов, загадок, пословиц, песен, фотографий, рисунков, открыток о елочке «В лесу родилась елочка»

II этап

Организация исследования в рамках проекта

1. Сбор, анализ и систематизация информации о строении и условиях

произрастания ели, ее значении для человека и способах ее применения:

  • проведение познавательного занятия «Что за чудо эта ель!» (о пользе елового леса, древесины, хвои, смолы; о традициях использования елки как символа Нового года и Рождества);
  • чтение и обсуждение сказок, рассказов, стихов о ели;
  • подбор загадок, стихов, пословиц, песен о ели;
  • экскурсии вместе с родителями к еловым посадкам и новогодним елкам города;
  • знакомство с вариантами искусственных елочек из разнообразных материалов и способами их изготовления;
  • просмотр и отбор рисунков и фотографий, открыток с изображением ели для альбома «В лесу родилась елочка».

2. Творческая познавательная деятельность детей:

  • организация совместно с воспитателями дидактических игр «С кем дружит ель?», «С какого это дерева?»;
  • творческое моделирование «Чем полезна ель?»;
  • аппликация, рисование на тему «Новогодняя елка», составление альбома работ детей «Новогодняя елка»;
  • создание экологических плакатов в защиту ели  для парада;
  • конструирование новогоднего коллажа для украшения группы, придумывание названия, размещение;
  • конструирование с родителями новогодних елочек и подготовка к их презентации на выставке;
  • оформление альбома «В лесу родилась елочка»

Ill этап.

Презентация результатов исследовательской деятельности:

  • выставка рисунков в вестибюле детского сада «Новогодняя елка»;
  • выставка плакатов «Елочка - зеленая иголочка» в защиту ели в познавательном центре;
  • организация в группах выставок новогодних елок;
  • выставка «Чудо - елочка» в выставочном центре ДОУ, презентация елей, сделанных руками детей и родителей;
  • организация в музее ДОУ выставок «Елочные игрушки наших бабушек»
    и «Игрушки из Германии»;
  • презентация в группе альбома рисунков и фотографий, открыток с изображением ели  «В лесу родилась елочка»;

Приложение к проекту «Чудо-елочка»

Материалы для организации познавательного занятия «Что за чудо эта ель!»

Хвоя.

Хвоей, почками зимой питаются тетеревиные птицы — обыкновенный и каменный глухарь. Хвою едят и рябчик, и сибирский коконопряд. Не прочь отведать семян белка. Обгрызенная этим зверьком шишка выглядит как голый стержень с небольшой кисточкой на конце (кисточка — это несколько оставшихся мелких чешуек). Рядом с шишкой обычно лежит кучка скусанных у самого основания чешуек. В год, когда урожай шишек невелик, белка поедает и еловые почки, о чем свидетельствуют упавшие на снег короткие веточки. В такие периоды к весне под елями скапливается очень много таких веточек. Темные, отдаленные участки елового леса выбирают для зимней спячки медведи.

Влияние на окружающую среду. Ель — фитонцидное растение, она выделяет особые вещества, обеззараживающие воздух. Ель европейская используется как снегозащитная порода, из нее создают изгороди вдоль железнодорожного полотна. Плотные посадки ели снижают уровень шума. Ель колючая устойчива к городским условиям, к загазованности и задымленности, запыленности, поэтому она активно используется в озеленении промышленных городов. Другой вид — ель европейская или обыкновенная — чувствителен к загрязнению окружающей среды.  

Использование

В медицине. Уже на заре человечества ель использовалась как растение-целитель. В лечебных целях применяются живица, хвоя и шишки. Настой последних и сейчас используется для полосканий при ангине, стоматите, гингивите и т.п. Хвоя богата витамином С, эфирными маслами, фитонцидами, минеральными солями. Витаминный напиток из хвои, содержащий витамин С, помогает бороться с цингой. В одном стакане такого настоя столько же витамина С, сколько в стакане томатного сока, и в 5 раз больше, чем в стакане лимонного. Из хвои делают концентраты витаминов С и К, которые входят в состав разных препаратов. В народной медицине хвоя применяется как мочегонное, потогонное, желчегонное, противоцинготное средство. При просту-

дах помогает отвар молодых побегов или шишек ели на молоке, а при ссадинах, нарывах, порезах, язвах и других поражениях кожи используют смесь из равных частей еловой смолы, воска, меда и подсолнечного масла, которую разогревают на медленном огне и употребляют как мазь или в виде пластыря. Лекарственным сырьем являются цельные или дробленые шишки. Настой из почек и шишек рассматривается как антимикробное, спазмолитическое и десенсибилизирующее средство. Отвар из смолистых еловых почек применяют в качестве дезинфицирующего средства при ринитах, ангинах, бронхиальной астме и других заболеваниях органов дыхания. Измельченной сухой смолой присыпают раны и язвы, свежей живицей заливают раны. Для других целей. Древесина ели белая, с желтоватым оттенком, легкая и мягкая. Используется в строительстве, при производстве высококачественной бумаги, искусственных волокон, шерсти, целлюлозы, для изготовления телеграфных столбов, шпал, различной тары.

Из нее получают скипидар и канифоль, смолу и глицерин, пластмассы и шелк и много других ценных продуктов. Поскольку еловая древесина хорошо принимает и передает звук, из нее изготавливают балалайки, гитары, мандолины, скрипки. У всемирно известных скрипок Страдивари и Амати верхняя дека была сделана из ели, а нижняя — из клена явора. Обычно для таких целей берется древесина малой смолистости с годичными кольцами одинаковой ширины. Древесина ели колючей мягкая и хрупкая, поэтому в промышленности не используется. Дубильные вещества еловой коры помогают выделывать кожу.

Фольклор

Приметы

  • Ель не сосна — шумит неспроста. » Как хлеба край, так под елью рай.
  • Много шишек еловых — к урожаю яровых.
  • Когда на елке шишки станут красными, — сей ячмень.
  • Шумит еловый лес, — ожидай оттепели.

•        Длинные сухие еловые веточки к метелям сгибаются, к спокойной по
годе — распрямляются.

  • Береза и осина — няньки ели.
    Загадки
  • Кто летом и зимой в рубашке одной?
  • Что за дерево: и лето, и зиму — зелено, одето?
  • Зимой и летом одним цветом.
  • На новый год ей каждый рад, хотя колюч ее наряд!
  • Это платье — сплошь иголки, ну, а носят его ... (елки).

  • Что же это за девица? Не швея, не мастерица.
    Ничего сама не шьет, а в иголках — круглый год.
  • Стоят дома высокие.
    Этажи несчетные,
    Шпили колючие
    Под тучами летучими.
  • Стоят в лесу сестрички
    В ежовых рукавичках.
  • Меня всегда в лесу найдешь,
    Пойдешь гулять и встретишь:
    Стою колючая, как еж,
    Зимою в платье летнем.
  • Вот ящик почтовый, в нем писем не счесть,
    И в каждом пушистая елочка есть.
    Доставит немедленно в нужный район

Их ветер — бессменный лесной почтальон.

(Еловая шишка.)

Самый главный обычай, который мы все соблюдаем, — это празднование Нового года с деревцем ели. Он перешел к нам от древних европейских племен, почитавших ель как символ вечной жизни и молодости. В конце декабря, в дни зимнего солнцестояния, они отмечали праздник зарождения нового солнечного года. В это время дерево украшали разными приношениями и просили у духа ели защиты от жизненных невзгод. По указу Петра I с 1700 года этот праздник стали отмечать и на Руси.

Рекомендации по проекту

Внимательно рассмотрите хвоинки, потрогайте их: колкие ли они, мягкие или твердые. Ствол дерева гладьте осторожно, так как на нем часто бывает смола, которая трудно оттирается от ладоней. Обратите внимание на то, что засохшие капельки смолы напоминают янтарь. Сравните ель с другими хвойными породами: с какой из них она наиболее схожа по внешнему виду? (С пихтой.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фото проект "Ёлочка-зелёная иголочка"

В преддверье новогодних праздников всегда  встанет вопрос покупки на живого дерева для декорации. Елочка - символ и неотъемлемый атрибут этого радующего взрослых и  детей праздника. Жа...

Проект «Ёлочка, ёлочка – зеленая иголочка»

Проект«Ёлочка, ёлочка – зеленая иголочка»              Цель проекта:Приобщение ребенка к народной культуре посредством календарно ...

Исследовательско-творческий проект "Ёлочка, ёлочка - зеленая иголочка"

Исследовательско-творческий проект: Ёлочка, ёлочка – зеленая иголочка Участники: дети, родители и воспитатели средней группы «Незабудка» Срок реализации: декабрь 2016 года....

Презентация проекта "Ёлочка, ёлочка - зелёная иголочка!"

Презентация проекта "Ёлочка, ёлочка - зелёная иголочка!"...

Проект «Ёлочка, ёлочка – зеленая иголочка» в старшей группе.

Проект «Ёлочка, ёлочка – зеленая  иголочка» в старшей группе....

Проект «Ёлочка, ёлочка – зеленая иголочка» в старшей группе.

Для всестороннего развития личности ребёнка важно с детских лет знакомить его с исконно русскими традициями, приобщать к культуре своего народа. Новый год – самый любимый, самый чудесный семейны...

Проект «Ёлочка, ёлочка – зеленая иголочка» в старшей группе.

Как приятно потрогать иголочки,  почувствовать аромат хвои. Как прекрасен вид самой  наряженной елки. И часто забывается тот факт, что ежегодно после праздника в лесах сокращается коли...