Проект по экологическом воспитанию детей подготовительной группы "Земля - наш общий дом"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Вид проекта : грпповой, познавательно-инормаионный, долглсроный.

Актальность: в настоящее вркмя экологиеская проблема взаимодействия еловека и природы стоит особенно остро. спасти планет может лишь деятельность людей.

И наинать экологиеское воспитание надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могт и в дальнейшем преобразовываться в проные беждения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_6_g._ekologiya.docx33.26 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад № 269»

Проект по экологическому воспитанию

детей подготовительной группы

«Земля – наш общий дом»



Воспитател: Анисимова Л.Л.

Топорец О.В



Вид проекта: групповой, познавательно – информационный.

Сроки реализации проекта: с 1 сентября 2020г. по 31 май 2021г.

Защита проекта: май 2021г.

Участники проекта: дети, педагоги, родители.

Образовательные области: коммуникативная, продуктивная и познавательная деятельности.

Целевая группа: дети 6-7 лет.

Масштаб проекта: долгосрочный.

                                                                                                                                    Актуальность проекта

«Природа для нас - кладовая солнца с великими сокровищами... И охранять природу - значит охранять Родину» М.М. Пришвин.

Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества с окружающей средой стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы. Это означает, что экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.

Дошкольное учреждение уже сегодня призвано проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы. Формирование экологического сознания - важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время. Нынешняя экологическая ситуация такова, что более нельзя обойтись без радикальных и всесторонних изменений практически всех аспектов общественной жизни.

И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно - экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем.

Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.

Цель проекта: обобщение и систематизация экологических знаний, вовлечение детей в творческую деятельность.

Задачи:

  • продолжать формировать у дошкольников основные природоведческие представления и понятия о живой и неживой природе;
  • развивать понимание взаимосвязей в природе и места человека в них;
  • воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому на Земле;
  • продолжить вовлечение детей в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране;
  • закреплять навыки экологически грамотного, нравственного поведения в природе;
  • развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов;
  • совершенствовать умение передавать свои чувства от общения с природой в рисунках и поделках.

Этапы проекта

Подготовительный этап:

  • подбор информационного материала, детской и научно-познавательной литературы, иллюстраций, аудио-, видеозаписи, фотографий;
  • создание картотеки игр;
  • составление перспективно - тематического плана;
  • обеспечение условий для проведения проекта;
  • осуществление контроля над реализацией проекта.

Основной этап:

  • чтение художественных произведений о природе (стихи, рассказы, сказки),рассматривание иллюстраций в книгах, экологические сказки;
  • рассматривание картин о природе, а также из жизни животных, художников Левитана, Саврасова, Поленова, Шишкина;
  • рассказы воспитателя о живой и неживой природе, о заповедниках, памятниках природы;
  • беседы на экологические темы;
  • наблюдения в уголке природы, труд в уголке природы;
  • целевые прогулки на природе;
  • сбор природного материала (камней, шишек, листьев и т.д.);
  • опыты и эксперименты;
  • экологические тренинги с обсуждением и проигрыванием ситуаций;
  • экологические тропы;
  • игры (подвижные, дидактические, настольные, театрализованные, музыкальные, интеллектуальные);
  • различные виды изобразительной деятельности на экологическую тему;
  • работа с календарем природы, дневниками наблюдения;
  • изготовление макетов;
  • создание фотоальбома «Сбережём планету Земля».

Заключительный этап:

  • итоговое развлечение «День Земли»

Ожидаемые результаты:

  • повышение уровня знаний по экологии у детей;
  • появление интереса к явлениям и объектам природы;
  • дети учатся наблюдать, экспериментировать и делать выводы;
  • пополнение развивающей среды в группе;
  • повышение экологической культуры родителей и педагогов.




Работа с родителями


  • беседы и консультации с родителями по экологическому воспитанию
    «Что такое экологическая культура?». (Введение в понятие экологии, роль экологической культуры в развитии дошкольника.)
    «Не причиняя вреда природе». (Обговорить правила поведения в природе.)
    «Жители леса». (О многообразии животных в наших лесах).
    «Наблюдаем за явлениями природы». (Как помочь детям усвоить смену времен года, суток; о сезонных особенностях; о необычных природных явлениях)
  • рекомендации для родителей (посещение экологического музея, выставок, зоопарка, городского парка)
  • ширма для родителей по экологическому воспитанию
    «Азбука поведения в природе»
  • информационный лист

«Давайте беречь воду!»

  • выставка семейных плакатов
    «Береги природу!»
  • привлечение родителей к оформлению экологического уголка
  • совместное изготовление (родители и дети) поделок из природного материала
  • родительское собрание « Экологическое воспитание в семье» 10.10.2019г.


Перспективное планирование по проекту «Земля - наш общий дом»

Месяц

Тема, цель

Формы работы с детьми

Сентябрь

Что подарило нам лето?

Углубить и обобщить представления детей о лете, его типичных признаках. Закрепить представления о жизнедеятельности растений и животных, играх детей летом, труде и отдыхе взрослых. Дать детям представление о том, что планета Земля – это огромный шар. Научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком, объекты живой природы от объектов неживой природы. Сформировать у ребенка представление о неразрывной связи человека с природой

(человек – часть природы).

Продолжать учить детей различать объекты живой и неживой природы.

Беседа о лете, «Что такое природа? Живая и неживая природа», «Планета Земля в опасности», «Туристы и природа».

Экологические игры «Что где зреет?», «Живая и неживая природа»

Серия опытов с водой «Приключение Капельки»

Путешествие по экологической тропе детского сада.

Составление рассказов на тему: «Дары природы».

Д/и «Природа и человек», «Что было бы, если бы из леса исчезли…».

Рассматривание иллюстраций с изображением земного шара.

Рассматривание глобуса. Обозначение на глобусе суши, воды, материков.

Рассматривание картины «Осень наступила».

Октябрь

«Осень золотая»

Развивать познавательную активность детей в процессе формирования

представлений о лекарственных растениях, о правилах их сбора, хранения и применения.

Развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности, творческое воображение.

Сформировать у детей представления о состоянии растений осенью, дать знания о плодах и семенах конкретных деревьев, кустов, травянистых растений, показать приспособления семян к распространению. Учить понятию «культурные растения». Прививать уважение к труду хлеборобов, хлебу.

Экологическое занятие «Как приходит осень», «Что растёт на грядке?»

Рисование с использованием нетрадиционных техник «Осень золотая»

Д/и «Зелёная аптека», «Узнай целебную траву».

Беседа с осенней берёзкой, чтение стихов, пение песен о берёзке.

Экологическая игра «Приключение берёзового листочка»

Составление букетов из осенних листьев.

С/Р игра «Овощной магазин».

НОД на тему: «Хлеб всему голова».

Д/и «Как хлеб на стол пришёл?»

Лепка. «Хлебобулочные изделия для магазина».

Рассматривание картины И.И.Левитана «Золотая осень»

Ноябрь

«Дикие и домашние животные. Птицы»

Закрепление и расширение представлений о птицах. Показать связь птиц со средой обитания. Закрепить знания внешних факторов в жизни животных.

Уточнить питание животных и птиц зимой, способы передвижения, условия жизни в разных регионах, странах. Формировать умение обследовать объект, умение доказывать принадлежность объекта к живому. Воспитывать любовь ко всему живому.

Экологическое занятие «Звери и птицы готовятся к зиме»

Экологическая игра «Где живёт такое животное?»

Прослушивание аудиозаписи «Пение птиц»

Словесная игра «Что за животное?».

Д/и «Узнай животное по загадке»

С/Р игра «Путешествие в лес», «Зоопарк»

Акция «Поможем зимующим птицам» (создание кормушек)

Игра – викторина «Знаешь ли ты зимующих птиц?»

Декабрь

«Природа зимой»

Расширять представления о профессиях, познакомить с профессиями людей, занимающихся охраной окружающей среды - экологи, зоологи, лесники, формировать представление о том, как дети могут помочь взрослым охранять природу. Знакомить с традициями встречи Нового года, с главным символом праздника – елью, воспитывать бережное отношение к ней.

Продолжить знакомить с сезонными изменениями в природе, закрепить знание зимних месяцев, знакомить с народными приметами, развивать умение замечать красоту природы, восхищаться ею, бережно относиться к объектам природы.

Беседа «Чем помочь природе зимой?»

Экспериментирование «Лёд в природе и жизни человека».

Занятие на тему: «Подарки снежной королевы»

Чтение пословиц и поговорок о зиме.

Вырезание снежинок из бумаги. Украшение группы снежинками.

Составление сказки и мини-книжки о зиме.

Рассматривание картины К.Коровина «Зима»

Д/И «Это правда или нет», «Природа и человек»

Январь

«Эта волшебница – вода»

С помощью наблюдений продолжать развивать у детей умение самостоятельно устанавливать связи: между температурой воздуха и видом осадков. Продолжать знакомить детей с тремя агрегатными состояниями воды. Выявить взаимоотношение воды, снега и льда. Дать знания об исследованиях воды человеком. Сформировать понимание, что от качества воды зависит жизнь и здоровье всего живого, необходимости в экономии воды. Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.

Экологическое занятие-прогулка «Путешествие по зимнему лесу».

Д/и «Зимнее путешествие капельки»,

Экологическая игра «Иней, лёд, морозные узоры на стекле».

Расскажи о животных, которые не спят зимой.

Нарисуй след животного.

Экспериментирование:

Снег и лед - вода, изменившая свое состояние под воздействием температуры.

«Что такое позёмка?»

«Кто оставил следы на снегу?»

Словесная игра «Приключение снежинки в зимнем лесу».

Рисование на тему: «Где гуляла зима».

Февраль

«Природа родного края»

В наблюдениях обобщать знания детей о зимних явлениях в природе. Продолжать развивать поисковую деятельность детей: по флюгеру, по направлению дыма, по движению веток определить силу ветра и его направление; сравнивать зимние явления: вьюга, поземка. Формировать представления о приспособлении человека к зиме (внешний вид, поведение, труд, отдых); о правилах поведения в экстремальных ситуациях зимой. Способствовать формированию бережного отношения к природе родного края.

«Зима» - занятие-развлечение.

Рассматривание картины «Февральская лазурь» А. Куинджи.

Просмотр презентации «Природа России»

НОД   «Лес – это живой организм. Этажи леса»

Экологические игры: «Пищевые цепочки», «Лисы и зайцы», «Хищник – добыча»

Чтение художественной литературы: П.Молчанов «Спасительница»; С.Маршак «Февраль»; В.Бианки «Дотерпят ли?», «Стая птиц под снегом»;

Беседа «Как появился календарь?»

Экологическая игра: «Угадай время года по описанию».

Чтение пословиц и поговорок о природе.

Март

«Пришла весна. Природа весной»

Поощрять детей в наблюдениях, учить самостоятельно выявлять признаки весны в неживой природе, изменения в живой природе; отметить увеличение почек на некоторых деревья, появление сережек у орешника и ольхи, изменения в поведении птиц, отметить прилет грачей. Обобщить представления детей о типичных экологических системах: лес, луг, водоем, пустыня. Воспитывать интерес к народному календарю.

НОД «Как поссорились март и февраль»

Подберём краски для рисования весны.

Беседы. «Почему они так называются?» «Три победы весны»

Чтение художественной литературы.

 В.Бианки «Синичкин календарь», «Март», «Три весны»; Ф.Тютчев «Зима недаром злится…»; Н.Сладков «Воробьишкина весна», «Весенние радости», А.Плещеев «Уж тает снег…» Е.Благинина «Весна»

Составление портрета Марта-месяца.

Рассматривание картины А. Саврасова «Грачи прилетели»

Апрель

«Земля – живая планета»

Дать представление о планете Земля, о солнечной системе. Закреплять представления о том, чтобы сохранить планету, надо с детства любить природу, изучать ее, бережно с ней обращаться. Поддерживать детей в соблюдении экологических правил, вовлекать в элементарную природоохранную деятельность. Формировать желание жить в гармонии с природой. Продолжать учить детей замечать сезонные изменения в природе.

Д/и «Назови первые цветы». (подснежники, крапива, мать-и-мачеха. Обведи цветы, которые появляются первыми (рисунки прилагаются).

Занятие, посвящённое Дню Земли – 22 апреля.

Экскурсия по участку «Послушаем разговор весенних деревьев».

Д/и «В гостях у радуги»

Обучающие видеофильмы «Планета Земля и все вокруг нее»

Д/и «Шестиногие малыши» (бабочка, пчела, муравей, божья коровка), какой рисунок лишний, зачеркни его.

Нарисуй насекомое, которое тебе нравится.

Май

«Экологический город»

Уточнить природоведческие знания детей о факторах окружающей среды, необходимых для жизни на Земле. Воспитывать гуманное отношение к природе, желание сберечь и сохранить красоту природы. В наблюдениях поощрять детей к самостоятельному выявлению новых признаков весны: увеличение продолжительности дня, повышение температуры воздуха, первые грозы. Предложить детям доказать, почему май называют месяцем пробуждения жизни: появление первой весенней травы, цветов тюльпанов и нарциссов, цветение дикорастущих трав и деревьев, распускание листьев, появление насекомых, прилет ласточек и кукушек, выведение и выкармливание птенцов.

НОД «Строим экологический город»

Экологическая игра с Лесовичком «Для чего нужен дождь в моём лесу?»

Занятие на тему: «Для чего человеку нужна глина?»

Экспериментирование «Сравним песок и глину». Что можно сделать из глины?

«Откуда берётся песок?» Опыты с песком.

Рассматривание картины Федора Васильева «Мокрый луг»

Чтение художественной литературы.

  Ю.Дмитриев «Какие птицы бывают?»; С.Михайлков «Прогулка»; Ф.Тютчев «Весенняя гроза»; В.Бианки «Лесные домишки», «Синичкин календарь», «Птичьи разговоры»; Г.Снегирев «Про птиц», М.Горький «Воробьишка»; В.Астафьев «Стрижонок Скрип».

Оформление фотоальбома « Сбережём планету Земля!»








 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект по экологическому воспитанию детей подготовительной к школе группы

Творческий проект по экологическому воспитанию детей подготовительной к школе   группы      Тема: «Овощи – полезные продукты»Тип проек...

Творческий проект по экологическому воспитанию детей подготовительной к школе группы

Творческий проект по экологическому воспитанию детей подготовительной к школе   группы      Тема: «Овощи – полезные продукты»Тип проек...

Проект по экологическому воспитанию детей подготовительной группы «Природа – мой чистый дом»

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечив...

Творческий проект по экологическому воспитанию детей подготовительной к школе группы.

Цель:  Развивать умение самостоятельно находить нужную информацию и составлять  обобщение по теме. Формировать интерес к книге как источнику знаний....

Проект по экологическому воспитанию детей подготовительной группы "Земля - наш общий дом"

Долгосрочный проект по экологическому воспитанию в подготовительной группе...

Проект по экологическому воспитанию детей подготовительной группы «Земля – наш общий дом»

Вид проекта:групповой, познавательно – информационный.Сроки реализации проекта:с 1 октября 2014г. по 31 мая 2015г.Участники проекта:дети, педагоги, родители.Образовательные области:коммуни...

Проект по экологическому воспитанию детей подготовительной группы «Земля – наш общий дом»

Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого о...