Конспект развивающей игры по экономическому воспитанию (потребности человека) детей старшего дошкольного возраста на тему: "В мир приключений на воздушном шаре"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Лазаричева Татьяна Викторовна

Конспект поможет воспитателям в форме развивающей игры актуализировать знания детей 6-7 лет об основных жизненных потребностях человека, повысить речевую активность, находить нестандартные решения возникающих проблем с помощью приемов ТРИЗ-технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_v_mir_priklyucheniy_na_vozdushnom_share.docx24.56 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

развивающей игры по экономическому воспитанию

(потребности человека)

«В мир приключений на воздушном шаре»

с применением ТРИЗ-технологии

Задачи: расширять представления детей о путешествии людей на воздушных шарах, рассмотреть непридвиденную ситуацию во время такого путешествия. Актуализировать знания старших дошкольников об основных жизненных потребностях человека, вызвать желание искать позитивные  и нестандартные решения возникающих проблем, развивать навыки работы с творческими задачами с помощью методов и приёмов ТРИЗ-технологии. Расширять кругозор, развивать воображение,  смелость общения. Дать детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, анализировать, а не повторять сказанное за взрослым.

Методические приёмы: показ увлекательного видеоролика, музыкальное оформление, создание проблемной ситуации, определение детьми своего эмоционального состояния в разных жизненных ситуациях, использование методов ТРИЗ-технологии: «метод проб и ошибок», «метод фантазирования», а также использование «друдлов» (зашифрованных картинок),  постановка открытых вопросов, поощрение, использование мультимедийной поддержки, динамическая пауза, смена видов деятельности.

Материал: ноутбук, проектор, презентация, короткий видеоролик «Фестиваль воздушных шаров», подушечки напольные по количеству детей, сотовый телефон, фотоаппарат, портативная колонка, рюкзак, пластиковая бутылка с водой, коробка с сухим завтраком, тёплый свитер, фломастеры и альбомные листы с друдлами для каждого ребёнка.

Форма проведения: игра-путешествие

Ход:

Воспитатель зовёт всех детей на ковер в игровой зоне группы и предлагает удобно там разместиться (можно использовать специальные подушечки). Дети и воспитатель садятся так, чтобы все друг друга хорошо видели (можно образовать круг).

Воспитатель: Я очень люблю интересные истории, путешествия, приключения и знаю, что вы их тоже очень любите. Если согласны, похлопайте в ладоши! (дети хлопают)

Чаще всего люди путешествуют летом. А как вам кажется, почему?

Дети: летом тепло, всюду много цветов и красивых деревьев, не нужно брать с собой много одежды, можно купаться и т. д.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, наша стена оживает!

(Помощник воспитателя незаметно включает проектор и на свободной от оформления стене появляется изображение путешествующих людей. Слайды сменяют друг друга, погружая детей в атмосферу приятных воспоминаний или мечтаний).

Воспитатель: Ребята, да это путешественники. А на чём можно путешествовать?

(Дети с удовольствием перечисляют, на чём можно путешествовать)

Воспитатель: Вы молодцы! Видно, что многие из вас часто путешествуют со своими родителями. А теперь, представьте, что вы уже взрослые и можете со своими друзьями выбрать необычный вид путешествия – на воздушном шаре! (показ слайда и  видеоролика  полёта людей на воздушных шарах). Как здорово!

(воспитатель позволяет детям выразить свои эмоции. Через несколько секунд продолжает…)

Ребята, вы, наверное, знаете, что в пути могут случиться разные неожиданности. Представьте, а что было бы, если бы у вас сломалась горелка, с помощью которой газом наполняется шар, или случайно птица повредила ваш шар, и его занесло в незнакомое место, например на необитаемый остров?

(показ слайда острова с растительностью и окружённого водой)

(Предположения детей)

Воспитатель: А какие эмоции вы бы испытали?

Дети: страх, испуг.

Воспитатель: (показывая слайд с эмоциями): А ещё? Посмотрите внимательно.

Дети: гнев и печаль

(показ слайда)

Воспитатель: Молодцы, правильно описали своё состояние. Вы бы испытали страх, потому что попали в незнакомое место. Мысли о том, что здесь придётся надолго задержаться, испугали бы вас. А почему?

(Рассуждения детей).

Воспитатель: все ваши ответы верные. Да, у человека есть основные, жизненные потребности (о которых мы с вами уже знаем). Ему необходима еда, жилище, одежда (показ слайда). А ещё возможность связаться с другими людьми. Но вдруг вы вспомнили, что у вас в рюкзаках есть……?

Да! Телефон! (включается звук сотового телефона) и вы сможете позвонить близким, рассказать о случившемся, и указать примерное место, куда вас занесло. И это, конечно, вызовет положительные эмоции.

Какие?

Дети: радость, восторг! (показ слайда)

Воспитатель: Да, а ещё - рядом вода, в которой можно много купаться, а на песке загарать! (показ слайда).

Давайте покажем, что могли делать путешественники.

(проводится динамическая пауза)

К морю быстро мы спустились,

Наклонились и умылись

Раз, два, три, четыре –

Вот как славно освежились.

А теперь поплыли дружно

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, - это брасс,

Один, другой – это кроль,

Все как один – поплыли как дельфин.

Хорошо у вас получается, я увидела улыбки на ваших лицах. А мы продолжаем!

(Дети рассаживаются на ковре)

Пока вас будут искать, а это 2-3 дня, ведь вы не указали точное место, нужно как-то выживать. Для начала вспомним, что вы летели на воздушном шаре. Он сможет вам помочь в решении проблемы с едой, питьём и жилищем?

(Рассуждения детей)

Воспитатель старается привлечь к ответам малоактивных ребят.

Воспитатель: Правильно, шар поможет и корзина, в которой летели, ведь там ваши рюкзаки! Отправляясь в любое путешествие, в рюкзак обязательно кладут самое необходимое: бутылку воды, сухой завтрак, тёплый свитер или курточку (показ слайда или рюкзака с перечисленными предметами). Даже если это – путешествие на воздушном шаре. Но этой еды вам будет мало, а ночью, даже в тёплой вещи можно замёрзнуть. Что же делать?

(Дети предлагают разные решения проблемной ситуации (вспоминают, что рядом лес и можно набрать веток для костра, что в рюкзаке могла быть зажигалка. Спать можно в корзине, а укрываться тканью воздушного шара или сделать шалаш из веток. А может палатку из воздушного шара?) (показ слайда)

Воспитатель: Вы предложили много разных решений, спорили, доказывали. Мне нравится, что вы умеете рассуждать, но мы так и не придумали, где раздобыть еды и воды. Надо помнить, что имеющиеся запасы нужно экономить, поровну разделить на всех путешественников и обязательно искать на острове то, что можно есть и пить.

Вы ведь говорили, что рядом лес и что там может расти?....

Дети: Грибы, ягоды, орехи. А если там есть пальмы, то бананы тоже есть (показ слайда)

Воспитатель: Да, а с водой как быть? Без еды человек может жить много дней. А вот без воды – нет!

(Высказывания детей).

Воспитатель: Ребята, морскую воду пить нельзя. Она слишком солёная. Можно поискать родник с чистой водой или если пойдёт дождик, набрать дождевой воды в крупные листья деревьев и свои бутылки.

Кажется, мы хорошо справились со всеми основными задачами. На острове вы с друзьями точно не пропадёте!

В их решении нам помогало общение. И оно тоже является важной  потребностью человека. Чтобы вам было не страшно в этом незнакомом месте можно, сидя у костра, друг друга развлекать интересными историями из жизни, читать стихи и даже петь вместе любимые песни. А ещё можно поиграть в «Угадайку», где нужно разгадать зашифрованные картинки (появляется слайд с друдлами). Что вы видите?

Дети: Друдлы!

Воспитатель: Давайте попробуем их разгадать!

Дети соглашаются. На стене по очереди появляются друдлы (заколдованные картинки) и воспитатель предлагает ребятам рассказать, на что похоже то, что они видят.

Педагог: Молодцы! У вас хорошее воображение. А теперь подойдите к столам, возьмите фломастеры, альбомные листы бумаги  с друдлами и дорисуйте картинку. Возможно, ваш рисунок покажет нам, какое животное может жить на этом острове, или какое необычное дерево там растёт.

(дети рисуют лёжа ковре под волшебную музыку)

По окончании работы садятся в  круг и показывают всем свой необычный рисунок. Делятся впечатлениями.

Воспитатель: Ребята, это здорово! Я даже сфотографирую ваши фантазии. Такие картины путешественникам можно рисовать палочкой на песке. То есть люди могут сами придумать себе занятие по душе, даже попав в непростую жизненную ситуацию.

Сегодня мы придумали себе это путешествие, но ведь есть люди, которые действительно преодолевают большие расстояния на воздушных шарах. Их называют воздухоплавателями. Давайте на них посмотрим (показ слайда). Как вы думаете, для чего они это делают?

(Ответы детей)

Воспитатель: Разные интересные путешествия  являются тоже потребностью человека. Пусть не основной, но тоже важной. Ведь они приносят много радости, удовольствия, новые знания и умения, учат общению с разными людьми, с миром природы. Положительные эмоции помогают людям укрепить своё здоровье, быть добрее.

Вот и мы сейчас приятно и с пользой пообщались. Попутешествовали. Вместе находили выход из непростых жизненных ситуаций. Мне было хорошо с вами. А что вы можете сказать?!

Высказывания детей.

Воспитатель: предлагаю вам нарисовать свои впечатления. А потом вместе с фотографиями разместим их на нашей выставке в группе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающая игра по правилам дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста I часть

Игровое пособие предназначено для детей старшего дошкольного возраста от 5-7 лет выполнено в использованием ИКТЦель:• обобщить знания детей о  правилах дорожного движения;•довести до сознани...

КОНСПЕКТ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ В ГРУППЕ ОЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ (ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕНО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА) ПО ТЕМЕ: «МОРСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»

КОНСПЕКТ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫВ  ГРУППЕ ОЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ (ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕНО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА) ПО ТЕМЕ: «МОРСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»...

Развивающая игра как средство развития познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста.

Развивающая игра как средство развития познавательных процессовдетей старшего дошкольного возраста....

Методическая разработка конспекта НОД по образовательной области « Речевое развитие» для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Космические приключения »

Расширение представлений детей о многообразии окружающего мира, создание условий для закрепления первичных представлений о космосе и применение речевых умений для решения проблемных ситуаций.....

Конспект развивающей игры В. В. Воскобовича «Геоконт» для детей старшего дошкольного возраста

Цели:• развивать сенсорные способности (цвет, форма, величина,совершенствовать интеллект (внимание, память, мышление, воображение, речь,• тренировать мелкую моторику кисти и пальцев,• с...

Развивающая игра как средство развития познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста.

Игра – великое изобретение человека; она имеет для его биологического, социального и духовного развития не меньшее, а может быть, даже и большее значение, чем огонь и колесо.… В ней, как ...

Конспект организованной образовательной деятельности по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста на тему «Сказка «Колобок» на экономический лад»

Конспект организованной образовательной деятельности по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста на тему «Сказка «Колобок» на экономический лад»...