Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе детского сада "Опыты с воздухом"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Ковтун Кристина Игоревна

Цель: формирование представлений о свойствах воды, воздуха, о взаимодействии предметов, формирование знаний об окружающем мире, формирование представлений о физических явлениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyty_s_vozduhom.docx147.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №12 муниципального образования Каневской район

 Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе детского сада

Опыты с воздухом

C:\Users\Юлия\Desktop\Кристине\Эксперименты\20191122_102032.jpg

Воспитатель

Ковтун К.И.

Цель: формирование представлений о свойствах воды, воздуха, о взаимодействии предметов, формирование знаний об окружающем мире, формирование представлений о физических явлениях.

План занятия.

  1.  Приветствие.
  2.  Введение. Воздух.
  3.  Опыт с воздухом. Вентилятор.
  4.  Подвижная игра. Сороконожка.
  5.  Опыт с воздухом. Соломинка с сюрпризом.
  6.  Массажная пауза. Игра в мяч.
  7.  Опыт с воздухом. Острая соломинка.
  8.  Спортивная дорожка.
  9.  Опыт с воздухом. Волшебный волчок.
  10.  Прощание.

Ход занятия.

Приветствие.

Приветствие педагог организует на ковре. Дети садятся в круг, берутся за руки и произносят:

Собрались мы снова вместе,

Чтобы было интересней!

Много нового узнаем,

Что ж, ребята, начинаем!

Введение. Воздух.

Материал: тазик с водой, лодочки (или любые плавающие в воде предметы), соломинки.

Профессор загадал нам загадку, давайте отгадаем,

Он легкий, прозрачный, вокруг нас.

  •  Чтобы отгадать эту загадку, мы отправимся с вами в путешествие.
  •  Я люблю путешествовать, кто со мной?
  •  А на чём мы будем путешествовать?

Мы будем путешествовать на лодочках.

Педагог показывает детям тазик с водой.

  •  Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы лодочки поплыли?
  •  Подуть.
  •  Ребята, а как вы думаете, почему лодочка поплыла? Что её толкает?
  •  Мы подули на лодочку, подул ветер. Ветер - это воздух. А откуда он у нас взялся? (мы его выдуваем)
  •  Ребята, а как вы думаете, что ещё благодаря воздуху может плыть? ( Облака).
  •  Давайте посмотрим, что произойдёт, если мы подуем на воду.
  •  Образуются волны.
  •  А как вы думаете, что надо сделать, чтобы образовались пузырьки в воде?
  •  Надо подуть в воду.
  •  Давайте посмотрим. Возьмем соломинку, опустим в воду и подуем. Появились пузырьки?
  •  Пузырьки - это воздух.
  •  Ребята, расскажите, кто живёт в воде?
  •  Рыбы, киты и др.
  •  А чем дышат рыбы в воде?
  •  Воздухом.

Воздух нам необходим, чтобы дышать.

Мы вдыхаем и выдыхаем воздух.

Опыт с воздухом. Вентилятор.

Материал: пластилин, зубочистка, квадратик бумаги 7,5 см * 7,5 см. Рабочий лист.

  •  Профессор Неон сегодня сделал удивительное открытие. Он почувствовал себя настоящим фокусником.
  •  Он заставил куриться бумагу своими ладонями, но, не прикасаясь к ней.
  •  Давайте узнаем, как у него это получилось.
  •  Сначала мы с вами сделаем настоящий вентилятор.
  •  Давайте из пластилина скатаем шарик.

Дети катают из пластилина шарик. И превращают его в кубик, обрезая стекой края шарика.

  •  Вставьте в кубик зубочистку.
  •  Затем сложим лист бумаги по диагонали (угол к углу), развернем его и сложим по другой диагонали.
  •  Снова развернем бумагу. Теперь она должна выглядеть, как низкая плоская пирамида. Там, где пересекаются линии сгиба, находится центр листа.
  •  Затем положим на зубочистку бумагу так, чтобы ее центр оказался на острие зубочистки. Четыре стороны пирамиды должны свисать.
  •  Бумага стала покачиваться, а затем стала вращаться по кругу.

- Теперь потрем ладони друг о друга 5-10 раз, потом расположим их вокруг пирамиды на расстоянии около 2,5 см от краев. Посмотрим, что получиться.

  •  Бумагу заставляет двигаться тепло, исходящее от рук. Когда трем ладони друг о друга, между ними возникает трение - сила, которая тормозит движение соприкасающихся предметов. Из-за трения предметы разогреваются, значит, и трение ладоней производит тепло.

Воздух всегда движется от теплого места к холодному. Воздух, соприкасающийся с твоими ладонями, нагревается. Тёплый воздух поднимается вверх, так как расширяется и становится менее плотным, следовательно, более лёгким. Двигаясь, воздух соприкасается с бумажной пирамидой, заставляя двигаться и её.

Такое перемещение тёплого и холодного воздуха называется конвекцией. Конвекция - это такой процесс, при котором в жидкости или газе возникают потоки тепла.

  •  Давайте запишем наш опыт в блокноте исследователя.

Педагог выдает детям рабочий лист и лист бумаги.

  •  Сложите лист бумаги по диагонали (угол к углу), разверните его и сложите по другой диагонали.
  •  Снова разверните бумагу. Теперь она должна выглядеть, как низкая плоская пирамида. Там, где пересекаются линии сгиба, находится центр листа.
  •  Приклейте на зубочистку бумагу так, чтобы ее центр оказался на острие зубочистки.
  •  Такой фокус можно показать друзьям, главное не забыть произнести волшебные слова.

Подвижная игра. Сороконожка.

Педагог организует игру на ковре.

Дети идут по кругу в хороводе:

Старушка шила сапожки,

Сапожки для сороконожки.

Имитируют движения старушки:

Дети подскакивают поочерёдно то на правой, то на левой ноге:

На правые, левые ножки Разные шьют сапожки!

Дети поворачиваются друг за другом. Кладут руки стоящему впереди на плечи и скачут по кругу на правой ноге:

Рассеянная старушка Взяла иголку, катушку.

Старушка шила, спешила,

И вот о чём позабыла.

Старушка все сорок сапожек Сшила для правых ножек.

Бедная сороконожка Скачет на правых ножках.

Опыт с воздухом. Соломинка с сюрпризом.

Материал: соломинки для напитков, иголка или булавка для педагога, стаканы с водой.

  •  Профессор Неон решил подшутить над своими друзьями.
  •  Хотите узнать как?
  •  Профессор пригласил друзей на «сокопитие» и раздал специальные соломинки для сока.

И вы сможете разыграть своих друзей с помощью таких соломинок.

  •  Давайте и мы попробуем.
  •  Опустите соломинку в стакан и втяните воздух.
  •  Вода поднимается вверх, и вы сможете её выпить. Можно сделать так, чтобы сок не поднимался по трубочке.
  •  Давайте возьмём приготовленные для праздника соломинки. И я вам на месте сгиба сделаю небольшое отверстие булавкой.
  •  Теперь попробуйте выпить воду через эту соломинку.
  •  У вас ничего не получится.
  •  И твои друзья будут очень удивлены, когда не смогут выпить сок через соломинку!
  •  Профессор расскажите, почему так происходит.
  •  При всасывании воздуха из соломинки давление внутри неё падает. Более сильное атмосферное давление давит на сок в стакане. Жидкость поднимается вверх по трубочке. Если сделать в соломинке отверстие, то давление в ней измениться и сок не поднимется по трубочке.

Педагог выдает детям рабочие листы.

  •  Вспомните, что нужно сделать, чтобы сок стакана не поднимался из соломинки.
  •  Нарисуйте иголку в том месте, где нужно сделать дырочку в соломинке.

Массажная пауза. Игра в мяч.

Материал: массажные мячики.

Педагог организует игру на ковре.

Дети повторяют весь комплекс движений за педагогом.

Я мячом круги катаю (катаем мяч по кругу об пол),

Взад-вперёд его гоняю (катаем мяч взад-вперёд об пол),

Им поглажу я ладошку (гладим мячом ладошку),

А потом сожму немножко (сжимаем мяч в ладони).

Каждым пальцем мяч прижму (нажимаем на мяч каждым пальцем руки),

И другой рукой начну (теперь выполняем комплекс движений другой рукой).

Я мячом круги катаю (катаем мяч по кругу об пол),

Взад-вперёд его гоняю,

Им поглажу я ладошку,

А потом сожму немножко.

Каждым пальцем мяч прижму.

Мяч летает между рук —

Это мой последний трюк (подбрасываем и ловим мячи)!

Опыт с воздухом. Острая соломинка.

Материал: сырая картофелина, две соломинки для напитков.

  •  Фокусник решил обхитрить профессора Неона. Давайте узнаем, как это у него получилось.
  •  Давайте представим себя средневековыми рыцарями. Они сражались на мечах и шпагах. Пусть картофелина будет нашим соперником, а соломинка нашей шпагой.
  •  В чем особенность острых предметов? Они сделаны из прочных упругих материалов, у них такие отточенные грани. Такими предметами легко резать и пронзать. А сможет ли соломинка проткнуть плотный предмет? Давайте узнаем.
  •  Попробуйте проколоть «соперника» совей «шпагой».
  •  Соломинка согнется, а картофелина останется целой.
  •  Как же быть? Неужели придется признать поражение?
  •  Во втором раунде боя нужно обязательно победить!
  •  Для этого возьмите вторую соломинку, и верхнее отверстие зажмите большим пальцем.
  •  Теперь резко отпустите соломинку на картофелину.
  •  Ваши шпаги легко поразили врага! Победа!
  •  Давайте узнаем у фокусника, как это получилось.
  •  Когда вы зажимаете верхнее отверстие пальцем, воздух внутри соломинки не может выйти. Он делает соломинку упругой и не дает ей согнуться. Прямая соломинка легко протыкает картофелину. Педагог выдает детям рабочий лист и две картофелины, вырезанные из бумаги.
  •  Какая трубочка проткнула картофелину? Сделайте в бумажной картофелине дырку.
  •  Приклейте, вырезанные из бумаги картофелины под трубочки.
  •  Раскрасьте победителя.

Спортивная дорожка.

Материалы: диск с любой детской весёлой и динамичной музыкой, либо песенкой. Обручи для пролезания, туннель, массажные кочки и игровые спортивные модули (оборудование зависит от оснащения клуба).

Дети под весёлую музыку проползают на четвереньках в туннеле, идут по массажным кочкам или дорожкам, перешагивают через положенные палочки и т.д.

Опыт с воздухом. Волшебный волчок.

Материал: картон, зубочистка, ножницы, трафарет круг, пластилин.

  •  Профессор бы расстроен из-за поражения. Он так задумался над ним, что его в голову пришло новое изобретение.
  •  Давайте узнаем какое.
  •  Возьмите геометрический трафарет и обведите на картоне круг.
  •  Аккуратно вырежьте круг из картона.

Круг можно украсить аппликацией или нарисовать на нем узоры.

  •  Определите, где центр круга.
  •  Чтобы определить центр круга необходимо провести две полоски. Там, где они пересеклись, и получился центр.
  •  Проткните кружок в центре зубочисткой.
  •  Затем закрепите её при помощи пластилина так, чтобы получился волчок.
  •  Наш профессор Неон придумал, как можно сделать волчок из простых материалов.
  •  Возьмите волчок и закрутите его, как следует.
  •  Попробуйте изменить его движение, легонько толкнув верхнюю часть оси (зубочистки).
  •  Долгое время волчок не падает, сохраняя постоянное направление своей оси. Даже некоторое взаимодействие не него не выводит его из этого состояния. В таком случае говорят, что волчок находится в состоянии устойчивого равновесия.
  •  Конечно, сила тяжести стремиться повалить волчок на стол. Но центростремительная сила действует так, что при малейшем отклонении оси от первоначального направлении вращения возникает новая сила, препятствующая такому изменению, и возвращает волчок в прежнее положение. Только такое трение замедляет его вращение, сила тяжести сваливает волчок и он падает.
  •  Приклейте свой волчок в блокнот исследователя.

Прощание.

Дети садятся на пол в круг вместе с педагогом и берутся за руки. Хором произносят стихотворение, раскачивая руками в такт.

До свидания, до свиданья,

Знаний добрая страна,

Мы в тебя вернемся снова,

Ты всегда чудес полна!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе детского сада на тему "воздух"

Занятие направлено на расширение представлений детей о воздухе и ознакомление с его свойствами....

Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе детского сада "Чудесные превращения воды"

В презентации кратко представлена опытно-экспериметальная деятельность детей 6-7 лет, которая проводится в процессе режимных моментов. Дети знакомятся со свойствами воды, ее качествами и преобразовани...

Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе детского сада "Удивительные свойства"

Цель: формирование представлений о свойствах предметов, воды, воздуха, о взаимодействии предметов, формирование знаний об окружающем мире, формирование представлений о физических явлениях.[[{"type":"m...

Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе детского сада "Опыты с воронкой"

Цель: формирование представлений о свойствах предметов, о свойствах зрения, формирование представлений о физических явлениях. [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"21664806","attribu...

Опытно-экспериментальная работа с детьми подготовительной группы детского сада на тему "Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста"

Работа включает в себя теоретическое введение, объемный опытно-экспериментальный основной раздел с тремя этапами исследования (констатирующим, формирующим и контрольным) и приложения в виде практическ...