Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе детского сада «Воздушная сказка: простые опыты и удивительные открытия»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Здравствуйте, юные исследователи! Сегодня мы превратимся в настоящих ученых и отправимся в нашу экспериментальную лабораторию, где нас ждут невероятные открытия! Но прежде чем узнать, что мы будем изучать, нам предстоит разгадать зашифрованное слово. Готовы? Слушайте загадки и запоминайте первые буквы отгадок!
Я и туча, и туман, И ручей, и океан, И летаю, и бегу, И стеклянной быть могу! (Вода – [слайд с изображением воды])
Разноцветными клоками Вата по небу плывёт. Если в кучу соберётся, То на землю дождик льёт. Объясните мне, ребята, Как зовётся эта вата? (Облака [слайд с облаками])
Она частенько умывается, Четыре раза в году переодевается. (Земля [слайд с Землей])
Без пути и без дороги Ходит самый длинноногий. В тучах прячется, во мгле, Только ноги на земле. (Дождь [слайд с дождем])
Он бурый и чёрный, блестящий, Помощник он нам настоящий. Он в дома тепло несёт. Кто его нам назовёт? (Уголь [слайд с углем])
Без рук, без ног, а в избу лезет. (Холод [слайд с холодом]).
А теперь давайте соберем первые буквы наших отгадок и узнаем, с чем мы сегодня познакомимся! (Под веселую музыку дети составляют слово из фетровых букв на доске).
Что у нас получилось? Прочитаем вместе: "ВОЗДУХ"! Верно, ребята! Воздух – это одна из важнейших частей нашей природы.
А какая бывает природа? (Живая и неживая). А что такое живая природа? (То, что питается, растет и дышит). Кто относится к живой природе? (Слайд с изображением живой природы: деревья, животные, птицы). А теперь назовите, что относится к неживой природе? (Снег, воздух, камни, вода). (Слайд с изображением неживой природы.) Почему мы относим их к неживой природе? (Они не дышат и не растут сами).
Именно! Сегодня мы будем исследовать воздух. Для чего он нам нужен? (Чтобы дышать!) Мы так привыкли к нему, что даже не замечаем его присутствия. Давайте сделаем глубокий вдох и выдох. Что мы вдохнули? (Воздух). А теперь попробуйте задержать дыхание. Что вы чувствуете? Комфортно? (Нет, плохо, трудно). Какой вывод можно сделать? Воздух необходим для дыхания, без него мы не можем жить. А кто еще дышит воздухом? (Птицы, звери, растения). Что произойдет, если воздух исчезнет с нашей планеты? (Не станет жизни на Земле!). Всё верно, наша Земля превратится в безжизненное небесное тело.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Ласточка»
Конспект занятия
по опытно-экспериментальной деятельности
в подготовительной группе детского сада
«Воздушная сказка: простые опыты и удивительные открытия»
Воспитатель: Гизатулина Галия Сулеймановна.
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности
в подготовительной группе детского сада
Тема: Воздушная сказка: простые опыты и удивительные открытия
Цель: Формирование у детей представлений о воздухе как части неживой природы и его свойствах через игровые опыты.
Задачи:
Образовательная задача:
- Систематизировать и уточнить представления детей о свойствах воздуха.
- Расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека.
- Учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.
Развивающая задача:
- Развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования.
- Развивать умение делать выводы и умозаключения.
- Развивать у детей способность находить связь неживой природы с живой природой и предметным миром.
- Развивать мышление, воображение, любознательность, наблюдательность.
Воспитательная задача:
-Воспитывать интерес к познанию природы посредством стихии воздуха.
- Формировать эмоциональное положительное отношение к окружающему миру и природе.
Материалы и оборудование:
Мягкие фетровые буквы для составления слова "ВОЗДУХ"
Прозрачные полиэтиленовые пакеты – по одному для каждого юного исследователя.
Прозрачный стакан и чашка, наполненная водой – для удивительных водных экспериментов.
Пластиковые стаканчики с водой и соломинки
Баночка с мыльным раствором для пускания пузырей – чтобы увидеть воздух в танце.
Два воздушных шарика (надутый и сдутый) и игрушечные весы
Чашка с газированной водой и кусочки пластилина – для опытов с плавучестью.
Музыкальные духовые инструменты (свистульки, дудочки)
Ароматный мандарин – для проверки обоняния и свойств воздуха.
Интерактивные слайды, показывающие: воду, облака, нашу прекрасную планету Земля, дождь, уголь, холод, живую и неживую природу, самолеты, воздушные шары, парусники, игры с воздухом, помощь растениям и животным, загрязнение воздуха и чистый город – чтобы визуализировать мир воздуха.
Веселая музыка для энергичной физминутки.
Ход занятия:
Здравствуйте, юные исследователи! Сегодня мы превратимся в настоящих ученых и отправимся в нашу экспериментальную лабораторию, где нас ждут невероятные открытия! Но прежде чем узнать, что мы будем изучать, нам предстоит разгадать зашифрованное слово. Готовы? Слушайте загадки и запоминайте первые буквы отгадок!
Я и туча, и туман, И ручей, и океан, И летаю, и бегу, И стеклянной быть могу! (Вода – [слайд с изображением воды])
Разноцветными клоками Вата по небу плывёт. Если в кучу соберётся, То на землю дождик льёт. Объясните мне, ребята, Как зовётся эта вата? (Облака [слайд с облаками])
Она частенько умывается, Четыре раза в году переодевается. (Земля [слайд с Землей])
Без пути и без дороги Ходит самый длинноногий. В тучах прячется, во мгле, Только ноги на земле. (Дождь [слайд с дождем])
Он бурый и чёрный, блестящий, Помощник он нам настоящий. Он в дома тепло несёт. Кто его нам назовёт? (Уголь [слайд с углем])
Без рук, без ног, а в избу лезет. (Холод [слайд с холодом]).
А теперь давайте соберем первые буквы наших отгадок и узнаем, с чем мы сегодня познакомимся! (Под веселую музыку дети составляют слово из фетровых букв на доске).
Что у нас получилось? Прочитаем вместе: "ВОЗДУХ"! Верно, ребята! Воздух – это одна из важнейших частей нашей природы.
А какая бывает природа? (Живая и неживая). А что такое живая природа? (То, что питается, растет и дышит). Кто относится к живой природе? (Слайд с изображением живой природы: деревья, животные, птицы). А теперь назовите, что относится к неживой природе? (Снег, воздух, камни, вода). (Слайд с изображением неживой природы.) Почему мы относим их к неживой природе? (Они не дышат и не растут сами).
Именно! Сегодня мы будем исследовать воздух. Для чего он нам нужен? (Чтобы дышать!) Мы так привыкли к нему, что даже не замечаем его присутствия. Давайте сделаем глубокий вдох и выдох. Что мы вдохнули? (Воздух). А теперь попробуйте задержать дыхание. Что вы чувствуете? Комфортно? (Нет, плохо, трудно). Какой вывод можно сделать? Воздух необходим для дыхания, без него мы не можем жить. А кто еще дышит воздухом? (Птицы, звери, растения). Что произойдет, если воздух исчезнет с нашей планеты? (Не станет жизни на Земле!). Всё верно, наша Земля превратится в безжизненное небесное тело.
Ребята, а как люди используют воздух? (Воздух помогает летать на самолетах, запускать воздушные шары, управлять парусными кораблями, вращать колёса мельниц). (Слайды с изображением самолетов, воздушных шаров, парусников и мельниц). А как мы используем воздух в играх? (Дуем на вертушки, пускаем мыльные пузыри). (Слайды с изображением игр с воздухом). Как воздух помогает растениям и животным? (Они дышат, а ветер разносит семена). (Слайды с изображением помощи растениям и животным).
Кто-нибудь видит сейчас воздух? А может быть, его вовсе нет? Сегодня мы с вами ответим на вопросы: "Существует ли воздух? Если да, то где его можно найти и как обнаружить?". Для этого я предлагаю вам превратиться в юных ученых и отправиться в нашу экспериментальную лабораторию! (Дети подходят к столу с оборудованием.)
Основная часть: научные опыты и открытия :
Опыт с волшебным пакетом:
Начнем наши увлекательные исследования! Возьмите пакеты. Что в них? (Они пустые). Их можно сложить несколько раз – посмотрите, какие они стали тоненькие! А теперь давайте поймаем воздух и закроем его в пакете. Наполните пакет воздухом и закрутите его. Что произошло? Пакет наполнился воздухом! Воздух занял всё пространство внутри него. А теперь развяжем пакет и выпустим воздух. Пакет снова стал тоненьким. Почему? (В нем больше нет воздуха!). Вот мы и открыли первый секрет воздуха: он невидим и прозрачен. Чтобы его увидеть, его нужно поймать, что мы сейчас и сделали! Мы поймали воздух, заперли его в пакете, а затем освободили!
Опыт с секретным стаканом:
Для следующего опыта нам понадобится стакан. Как вы думаете, стакан пустой? Посмотрите внимательно, есть ли в нем что-нибудь? Сейчас мы это проверим! Я держу стакан дном вверх и медленно опускаю его в чашку с водой. Что вы видите? (Вода не заполняет стакан полностью). Почему вода не попадает в стакан? Что мешает? (В стакане есть воздух, и он не пускает воду). А теперь наклоните стакан в воде. Что вы видите? (Пузырьки!). Почему они появились? (Воздух выходит из стакана, а его место занимает вода). Почему же сначала мы думали, что стакан пустой? (Потому что воздух невидим и прозрачен). Поэтому воздух называют невидимкой!
Опыт с волшебной трубочкой:
Для следующего опыта нам понадобится стаканчик с водой и трубочка. Опустите трубочку в стакан с водой и подуйте в нее. Что происходит? (Выходят пузырьки). Как они появились? Вот наше новое открытие: воздух есть и внутри нас! Мы дуем в трубочку, и воздух выходит, но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем его через трубочку, и получаются пузырьки! Ребята, а с какими пузырями еще можно поиграть? (С мыльными!). Давайте попробуем пускать мыльные пузыри!
Физминутка "Волшебные мыльные пузыри" (под музыку). Дети выдувают пузыри из баночек.
Как красивы – посмотри! – Мыльные пузыри. Стайкой по ветру летят И на солнышке блестят. Взяли краски у зари Эти чудо - пузыри! Если дунуть посильней, Будет много пузырей! Раз, два, три, четыре, пять, Ни за что их не поймать!
Замечательно, ребята! Сколько мыльных пузырей мы надули! Закрываем баночки и ставим их на место. Мыльный пузырь – это тонкая пленка мыльной пены, внутри которой живет воздух. Воздух легкий, поэтому пузыри летают! А сейчас давайте продолжим наши исследования.
Опыт "Взвесим воздух":
Для следующего опыта нам понадобятся два воздушных шарика и весы. Положим на весы два одинаковых шарика (ненадутых). Что мы наблюдаем? (Весы находятся в равновесии). Теперь надуем один шарик воздухом и снова положим на весы. Что произошло? (Надутый шарик перевесил). Почему? А это значит, что воздух имеет вес!
Опыт "Что легче: воздух или вода?":
Как вы думаете, что легче: воздух или вода? После опыта мы сможем ответить на этот вопрос. Наливаем в чашку газированную воду и опускаем туда кусочки пластилина. Что мы видим? (К пластилину прилипли пузырьки воздуха, и он всплывает на поверхность). Делаем вывод: пузырьки воздуха делают пластилин легче, чем вода, поэтому он и всплывает! Значит, воздух легче воды!
Опыт "Услышим ли мы воздух?":
Ребята, а можно ли услышать воздух? Сейчас мы это проверим. Я предлагаю двум желающим поиграть на духовых инструментах (дети по очереди дуют в инструменты). Что мы слышим? (Звуки!). Дети дуют в отверстие, воздух начинает дрожать, и получается звук! Звуки распространяются по воздуху. Например, на Луне, где нет воздуха, ничего не слышно, там бесполезно разговаривать – звуки просто не будут передаваться.
Опыт "Есть ли у воздуха запах?":
Продолжаем наши исследования! Ребята, а как вы думаете, сам воздух имеет запах? Понюхайте! (Нет!). Если воздух чистый, то он не имеет запаха. Но он хорошо впитывает чужие запахи. Я возьму мандарин и очищу его. Что вы почувствовали? (Запах мандарина!). Значит, у воздуха нет собственного запаха, абсолютно чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают окружающие его вещества.
Мы провели серию опытов и узнали, какими свойствами обладает воздух и как его можно обнаружить! А теперь подведем итоги наших исследований. (Дети садятся на стульчики). После наших экспериментов мы пришли к следующим выводам: (слайды)
Воздух невидим;
Бесцветный;
Безвкусный;
Без запаха;
Он есть везде!
И самое главное – мы дышим воздухом! Без него все живое не может существовать!
Легко и свободно дышится, когда воздух чистый, но он может загрязняться вредными веществами, и тогда дышать им вредно. Это приводит к болезням, увяданию растений и высыханию деревьев. Что же загрязняет воздух? (Слайд с изображением дыма из труб заводов и выхлопных газов автомобилей). В каком городе вы хотели бы жить? (В чистом!). (Слайд с изображением чистого города). Что мы можем сделать, чтобы воздух был чище? (Слайды с советами):
Сажать больше деревьев и цветов, ухаживать за ними;
Поливать улицы и дорожки, чтобы было меньше пыли;
Не бросать мусор;
Водители должны следить за своими автомобилями, чтобы они не загрязняли воздух;
На заводах должны быть установлены очистительные сооружения и фильтры.
Сегодня мы с вами очень хорошо поработали! Спасибо вам за вашу энергию! А закончить наше занятие я хочу улыбкой! Улыбнемся друг другу самой доброй улыбкой! (Дети улыбаются друг другу). А теперь у нас будет тема для рисование "Мой чистый воздух" или прогулка на площадке, чтобы подышать свежим воздухом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе детского сада Сюжетное рисование « Веселые качели».
Программное содержание. Учить детей передавать в рисунке свои впечатления о любимых забавах и развлечениях. Инициировать поиск изобразительно-выразительных средств для передачи движени...

Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе детского сада "Опыты с воздухом"
Цель: формирование представлений о свойствах воды, воздуха, о взаимодействии предметов, формирование знаний об окружающем мире, формирование представлений о физических явлениях.[[{"type":"media","view...

Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе детского сада "Удивительные свойства"
Цель: формирование представлений о свойствах предметов, воды, воздуха, о взаимодействии предметов, формирование знаний об окружающем мире, формирование представлений о физических явлениях.[[{"type":"m...

Опытно-экспериментальная работа с детьми подготовительной группы детского сада на тему "Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста"
Работа включает в себя теоретическое введение, объемный опытно-экспериментальный основной раздел с тремя этапами исследования (констатирующим, формирующим и контрольным) и приложения в виде практическ...

Конспект НОД по изобразительной деятельности в подготовительной группе детского сада «Волшебный замок»
Учить рисовать дворец или замок, развивать воображение, закрепить знание содержания сказок, прочитанных с детьми, закрепить умение строить композицию рисунка, располагать рисунок, используя всю п...

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе детского сада "Исследование сказки"
Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе детского сада "Исследование сказки". Материал будет полезен воспитателям ДОО, педагогам дополнительного образования, проводящ...
КОНСПЕКТ Непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами опытно – экспериментальной деятельности в подготовительной группе детского сада «Удивительные рыбки»
Занятие по познавательной деятельности в подготовительной группе "Рыбы" направлено на формирование у детей представления о рыбах, как о живых существах, живущих в воде....