Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе детского сада «Воздушная сказка: простые опыты и удивительные открытия»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Здравствуйте, юные исследователи! Сегодня мы превратимся в настоящих ученых и отправимся в нашу экспериментальную лабораторию, где нас ждут невероятные открытия! Но прежде чем узнать, что мы будем изучать, нам предстоит разгадать зашифрованное слово. Готовы? Слушайте загадки и запоминайте первые буквы отгадок!

Я и туча, и туман, И ручей, и океан, И летаю, и бегу, И стеклянной быть могу! (Вода – [слайд с изображением воды])

Разноцветными клоками Вата по небу плывёт. Если в кучу соберётся, То на землю дождик льёт. Объясните мне, ребята, Как зовётся эта вата? (Облака [слайд с облаками])

Она частенько умывается, Четыре раза в году переодевается. (Земля [слайд с Землей])

Без пути и без дороги Ходит самый длинноногий. В тучах прячется, во мгле, Только ноги на земле. (Дождь [слайд с дождем])

Он бурый и чёрный, блестящий, Помощник он нам настоящий. Он в дома тепло несёт. Кто его нам назовёт? (Уголь [слайд с углем])

Без рук, без ног, а в избу лезет. (Холод [слайд с холодом]).

А теперь давайте соберем первые буквы наших отгадок и узнаем, с чем мы сегодня познакомимся! (Под веселую музыку дети составляют слово из фетровых букв на доске).

Что у нас получилось? Прочитаем вместе: "ВОЗДУХ"! Верно, ребята! Воздух – это одна из важнейших частей нашей природы.

А какая бывает природа? (Живая и неживая). А что такое живая природа? (То, что питается, растет и дышит). Кто относится к живой природе? (Слайд с изображением живой природы: деревья, животные, птицы). А теперь назовите, что относится к неживой природе? (Снег, воздух, камни, вода). (Слайд с изображением неживой природы.) Почему мы относим их к неживой природе? (Они не дышат и не растут сами).

Именно! Сегодня мы будем исследовать воздух. Для чего он нам нужен? (Чтобы дышать!) Мы так привыкли к нему, что даже не замечаем его присутствия. Давайте сделаем глубокий вдох и выдох. Что мы вдохнули? (Воздух). А теперь попробуйте задержать дыхание. Что вы чувствуете? Комфортно? (Нет, плохо, трудно). Какой вывод можно сделать? Воздух необходим для дыхания, без него мы не можем жить. А кто еще дышит воздухом? (Птицы, звери, растения). Что произойдет, если воздух исчезнет с нашей планеты? (Не станет жизни на Земле!). Всё верно, наша Земля превратится в безжизненное небесное тело.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Ласточка»

Конспект занятия

по опытно-экспериментальной деятельности

в подготовительной группе детского сада

«Воздушная сказка: простые опыты и удивительные открытия»

Воспитатель: Гизатулина Галия Сулеймановна.


Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности

в подготовительной группе детского сада

Тема: Воздушная сказка: простые опыты и удивительные открытия

Цель: Формирование у детей представлений о воздухе как части неживой природы и его свойствах через игровые опыты.

Задачи:

Образовательная задача:

- Систематизировать и уточнить представления детей о свойствах воздуха.

- Расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека.

- Учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.

Развивающая задача:

- Развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования.

- Развивать умение делать выводы и умозаключения.

- Развивать у детей способность находить связь неживой природы с живой природой и предметным миром.

- Развивать мышление, воображение, любознательность, наблюдательность.

Воспитательная задача:

-Воспитывать интерес к познанию природы посредством стихии воздуха.

- Формировать эмоциональное положительное отношение к окружающему миру и природе.

Материалы и оборудование:

Мягкие фетровые буквы для составления слова "ВОЗДУХ"

Прозрачные полиэтиленовые пакеты – по одному для каждого юного исследователя.

Прозрачный стакан и чашка, наполненная водой – для удивительных водных экспериментов.

Пластиковые стаканчики с водой и соломинки

Баночка с мыльным раствором для пускания пузырей – чтобы увидеть воздух в танце.

Два воздушных шарика (надутый и сдутый) и игрушечные весы

Чашка с газированной водой и кусочки пластилина – для опытов с плавучестью.

Музыкальные духовые инструменты (свистульки, дудочки)

Ароматный мандарин – для проверки обоняния и свойств воздуха.

Интерактивные слайды, показывающие: воду, облака, нашу прекрасную планету Земля, дождь, уголь, холод, живую и неживую природу, самолеты, воздушные шары, парусники, игры с воздухом, помощь растениям и животным, загрязнение воздуха и чистый город – чтобы визуализировать мир воздуха.

Веселая музыка для энергичной физминутки.

Ход занятия:

Здравствуйте, юные исследователи! Сегодня мы превратимся в настоящих ученых и отправимся в нашу экспериментальную лабораторию, где нас ждут невероятные открытия! Но прежде чем узнать, что мы будем изучать, нам предстоит разгадать зашифрованное слово. Готовы? Слушайте загадки и запоминайте первые буквы отгадок!

Я и туча, и туман, И ручей, и океан, И летаю, и бегу, И стеклянной быть могу! (Вода – [слайд с изображением воды])

Разноцветными клоками Вата по небу плывёт. Если в кучу соберётся, То на землю дождик льёт. Объясните мне, ребята, Как зовётся эта вата? (Облака [слайд с облаками])

Она частенько умывается, Четыре раза в году переодевается. (Земля [слайд с Землей])

Без пути и без дороги Ходит самый длинноногий. В тучах прячется, во мгле, Только ноги на земле. (Дождь [слайд с дождем])

Он бурый и чёрный, блестящий, Помощник он нам настоящий. Он в дома тепло несёт. Кто его нам назовёт? (Уголь [слайд с углем])

Без рук, без ног, а в избу лезет. (Холод [слайд с холодом]).

А теперь давайте соберем первые буквы наших отгадок и узнаем, с чем мы сегодня познакомимся! (Под веселую музыку дети составляют слово из фетровых букв на доске).

Что у нас получилось? Прочитаем вместе: "ВОЗДУХ"! Верно, ребята! Воздух – это одна из важнейших частей нашей природы.

А какая бывает природа? (Живая и неживая). А что такое живая природа? (То, что питается, растет и дышит). Кто относится к живой природе? (Слайд с изображением живой природы: деревья, животные, птицы). А теперь назовите, что относится к неживой природе? (Снег, воздух, камни, вода). (Слайд с изображением неживой природы.) Почему мы относим их к неживой природе? (Они не дышат и не растут сами).

Именно! Сегодня мы будем исследовать воздух. Для чего он нам нужен? (Чтобы дышать!) Мы так привыкли к нему, что даже не замечаем его присутствия. Давайте сделаем глубокий вдох и выдох. Что мы вдохнули? (Воздух). А теперь попробуйте задержать дыхание. Что вы чувствуете? Комфортно? (Нет, плохо, трудно). Какой вывод можно сделать? Воздух необходим для дыхания, без него мы не можем жить. А кто еще дышит воздухом? (Птицы, звери, растения). Что произойдет, если воздух исчезнет с нашей планеты? (Не станет жизни на Земле!). Всё верно, наша Земля превратится в безжизненное небесное тело.

Ребята, а как люди используют воздух? (Воздух помогает летать на самолетах, запускать воздушные шары, управлять парусными кораблями, вращать колёса мельниц). (Слайды с изображением самолетов, воздушных шаров, парусников и мельниц). А как мы используем воздух в играх? (Дуем на вертушки, пускаем мыльные пузыри). (Слайды с изображением игр с воздухом). Как воздух помогает растениям и животным? (Они дышат, а ветер разносит семена). (Слайды с изображением помощи растениям и животным).

Кто-нибудь видит сейчас воздух? А может быть, его вовсе нет? Сегодня мы с вами ответим на вопросы: "Существует ли воздух? Если да, то где его можно найти и как обнаружить?". Для этого я предлагаю вам превратиться в юных ученых и отправиться в нашу экспериментальную лабораторию! (Дети подходят к столу с оборудованием.)

Основная часть: научные опыты и открытия :

Опыт с волшебным пакетом:

Начнем наши увлекательные исследования! Возьмите пакеты. Что в них? (Они пустые). Их можно сложить несколько раз – посмотрите, какие они стали тоненькие! А теперь давайте поймаем воздух и закроем его в пакете. Наполните пакет воздухом и закрутите его. Что произошло? Пакет наполнился воздухом! Воздух занял всё пространство внутри него. А теперь развяжем пакет и выпустим воздух. Пакет снова стал тоненьким. Почему? (В нем больше нет воздуха!). Вот мы и открыли первый секрет воздуха: он невидим и прозрачен. Чтобы его увидеть, его нужно поймать, что мы сейчас и сделали! Мы поймали воздух, заперли его в пакете, а затем освободили!

Опыт с секретным стаканом:

Для следующего опыта нам понадобится стакан. Как вы думаете, стакан пустой? Посмотрите внимательно, есть ли в нем что-нибудь? Сейчас мы это проверим! Я держу стакан дном вверх и медленно опускаю его в чашку с водой. Что вы видите? (Вода не заполняет стакан полностью). Почему вода не попадает в стакан? Что мешает? (В стакане есть воздух, и он не пускает воду). А теперь наклоните стакан в воде. Что вы видите? (Пузырьки!). Почему они появились? (Воздух выходит из стакана, а его место занимает вода). Почему же сначала мы думали, что стакан пустой? (Потому что воздух невидим и прозрачен). Поэтому воздух называют невидимкой!

Опыт с волшебной трубочкой:

Для следующего опыта нам понадобится стаканчик с водой и трубочка. Опустите трубочку в стакан с водой и подуйте в нее. Что происходит? (Выходят пузырьки). Как они появились? Вот наше новое открытие: воздух есть и внутри нас! Мы дуем в трубочку, и воздух выходит, но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем его через трубочку, и получаются пузырьки! Ребята, а с какими пузырями еще можно поиграть? (С мыльными!). Давайте попробуем пускать мыльные пузыри!

Физминутка "Волшебные мыльные пузыри" (под музыку). Дети выдувают пузыри из баночек.

Как красивы – посмотри! – Мыльные пузыри. Стайкой по ветру летят И на солнышке блестят. Взяли краски у зари Эти чудо - пузыри! Если дунуть посильней, Будет много пузырей! Раз, два, три, четыре, пять, Ни за что их не поймать!

Замечательно, ребята! Сколько мыльных пузырей мы надули! Закрываем баночки и ставим их на место. Мыльный пузырь – это тонкая пленка мыльной пены, внутри которой живет воздух. Воздух легкий, поэтому пузыри летают! А сейчас давайте продолжим наши исследования.

Опыт "Взвесим воздух":

Для следующего опыта нам понадобятся два воздушных шарика и весы. Положим на весы два одинаковых шарика (ненадутых). Что мы наблюдаем? (Весы находятся в равновесии). Теперь надуем один шарик воздухом и снова положим на весы. Что произошло? (Надутый шарик перевесил). Почему? А это значит, что воздух имеет вес!

Опыт "Что легче: воздух или вода?":

Как вы думаете, что легче: воздух или вода? После опыта мы сможем ответить на этот вопрос. Наливаем в чашку газированную воду и опускаем туда кусочки пластилина. Что мы видим? (К пластилину прилипли пузырьки воздуха, и он всплывает на поверхность). Делаем вывод: пузырьки воздуха делают пластилин легче, чем вода, поэтому он и всплывает! Значит, воздух легче воды!

Опыт "Услышим ли мы воздух?":

Ребята, а можно ли услышать воздух? Сейчас мы это проверим. Я предлагаю двум желающим поиграть на духовых инструментах (дети по очереди дуют в инструменты). Что мы слышим? (Звуки!). Дети дуют в отверстие, воздух начинает дрожать, и получается звук! Звуки распространяются по воздуху. Например, на Луне, где нет воздуха, ничего не слышно, там бесполезно разговаривать – звуки просто не будут передаваться.

Опыт "Есть ли у воздуха запах?":

Продолжаем наши исследования! Ребята, а как вы думаете, сам воздух имеет запах? Понюхайте! (Нет!). Если воздух чистый, то он не имеет запаха. Но он хорошо впитывает чужие запахи. Я возьму мандарин и очищу его. Что вы почувствовали? (Запах мандарина!). Значит, у воздуха нет собственного запаха, абсолютно чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают окружающие его вещества.

Мы провели серию опытов и узнали, какими свойствами обладает воздух и как его можно обнаружить! А теперь подведем итоги наших исследований. (Дети садятся на стульчики). После наших экспериментов мы пришли к следующим выводам: (слайды)

Воздух невидим;

Бесцветный;

Безвкусный;

Без запаха;

Он есть везде!

И самое главное – мы дышим воздухом! Без него все живое не может существовать!

Легко и свободно дышится, когда воздух чистый, но он может загрязняться вредными веществами, и тогда дышать им вредно. Это приводит к болезням, увяданию растений и высыханию деревьев. Что же загрязняет воздух? (Слайд с изображением дыма из труб заводов и выхлопных газов автомобилей). В каком городе вы хотели бы жить? (В чистом!). (Слайд с изображением чистого города). Что мы можем сделать, чтобы воздух был чище? (Слайды с советами):

Сажать больше деревьев и цветов, ухаживать за ними;

Поливать улицы и дорожки, чтобы было меньше пыли;

Не бросать мусор;

Водители должны следить за своими автомобилями, чтобы они не загрязняли воздух;

На заводах должны быть установлены очистительные сооружения и фильтры.

Сегодня мы с вами очень хорошо поработали! Спасибо вам за вашу энергию! А закончить наше занятие я хочу улыбкой! Улыбнемся друг другу самой доброй улыбкой! (Дети улыбаются друг другу). А теперь у нас будет тема для рисование "Мой чистый воздух" или прогулка на площадке, чтобы подышать свежим воздухом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе детского сада Сюжетное рисование « Веселые качели».

Программное содержание. Учить детей передавать в ри­сунке свои впечатления о любимых заба­вах и развлечениях. Инициировать поиск изобразительно-выразительных средств  для передачи движени...

Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе детского сада "Опыты с воздухом"

Цель: формирование представлений о свойствах воды, воздуха, о взаимодействии предметов, формирование знаний об окружающем мире, формирование представлений о физических явлениях.[[{"type":"media","view...

Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе детского сада "Удивительные свойства"

Цель: формирование представлений о свойствах предметов, воды, воздуха, о взаимодействии предметов, формирование знаний об окружающем мире, формирование представлений о физических явлениях.[[{"type":"m...

Опытно-экспериментальная работа с детьми подготовительной группы детского сада на тему "Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста"

Работа включает в себя теоретическое введение, объемный опытно-экспериментальный основной раздел с тремя этапами исследования (констатирующим, формирующим и контрольным) и приложения в виде практическ...

Конспект НОД по изобразительной деятельности в подготовительной группе детского сада «Волшебный замок»

Учить рисовать дворец или замок, развивать воображение, закрепить знание содержания сказок, прочитанных с детьми, закрепить умение строить композицию рисунка, располагать рисунок, используя всю п...

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе детского сада "Исследование сказки"

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе детского сада "Исследование сказки". Материал будет полезен воспитателям ДОО, педагогам дополнительного образования, проводящ...

КОНСПЕКТ Непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами опытно – экспериментальной деятельности в подготовительной группе детского сада «Удивительные рыбки»

Занятие по познавательной деятельности в подготовительной группе "Рыбы" направлено на формирование у детей представления о рыбах, как о живых существах, живущих в воде....