Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе детского сада "Исследование сказки"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Березан Наталия Георгиевна

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе детского сада "Исследование сказки". 

Материал будет полезен воспитателям ДОО, педагогам дополнительного образования, проводящим занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_issledovanie_skazki.docx31.74 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие в подготовительной группе по развитию речи на тему «Исследование сказки».

Цель:

  •  Пробудить интерес к чтению сказок, в том числе сказок народов мира. Познакомить с азербайджанской сказкой.

Задачи:

  • Обобщать знания детей о сказках.
  • Углублять интерес к изучению культуры разных народов мира через фольклор и литературную сказку.
  • Развивать познавательный интерес к литературным традициям разных народов.
  • Воспитывать уважение к людям разных национальностей.
  • Совершенствовать речевую деятельность детей.
  • Развивать коммуникативные навыки, умение работать в команде.

Материалы и оборудование:

Магнитная доска и буквы, иллюстрации к азербайджанской сказке «Как Джиртдан увел детей от страшного дива», маленькие картинки с изображением действий сказки (2 комплекта).

Предварительная работа:

Знакомство с культурой, традициями, религией разных народов в процессе познавательных, речевых, социально-коммуникативных занятий. Чтение сказок народов мира. Подробный сравнительный анализ азербайджанских и русских народных сказок. В рамках художественно-эстетического развития рисование сказочных дворцов восточного шаха и русского царя.

Ход занятия:

Сегодня, ребята, мы займемся настоящими исследованиями. А где мы обычно проводим наши научные исследования? (ответы детей). Правильно, в секретной лаборатории профессора Пилюлькина. А поскольку лаборатория эта секретная, то отправляемся мы туда тихо-тихо. Пошли.

Итак, начинаем настоящую научную работу. Я надеваю халат, очки и беру в руки лупу. Готовы?

А кто такие исследователи? (ответы детей)

Исследователь — тот, кто проводит исследование, занимается научными изысканиями, проводит опыты и делает выводы.

Мы с вами не раз ставили разные опыты. Кто может назвать, с чем мы производили опыты ранее? (ответы детей)

Правильно. Мы исследовали свойства воздуха, различных веществ, изучали конденсацию.

А сегодня мы будем ставить очень необычные опыты. Изучать будем сказку. Итак:

Опыт № 1.

Профессия человека, который изучает сказки, называется литературовед. Слово это сложное и состоит из двух (ведает и литература).

А давайте вспомним еще сложные слова, которые состоят из двух слов (ответы детей).

Например: Самокат, соковыжималка, пылесос, снегопад, водопад, пешеход, пулемет, книголюб.

Молодцы! Первый опыт удался!

Опыт № 2.

«Отгадай слово»

Мы будем отгадывать его по 1-м буквам слов, отгаданных вами загадок.


- Красна  девица  грустна,

ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко,

слёзы льёт бедняжка – Снегурочка.


- На сметане мешён,

на окошке стужён.
Круглый бок, румяный бок,

покатился – Колобок.


 - Всех излечит, исцелит, добрый доктор – Айболит.


- Она красива и мила, а имя её от слова зола? – Золушка.


- Толстяк живёт на крыше, летает он всех выше – Карлсон.


- В сказках он всегда простак, все зовут его дурак.
Но ум ещё покажет свой, этот сказочный герой – Иванушка.

Получается слово «Сказки» (буквы  выставляются на магнитной доске)

Опыт № 3.

Сказки рассказывают о волшебном, небывалом, чудесном и они бывают разными. Какие виды сказок вы знаете? Ответы детей (народные и авторские).
- Ребята, как вы думаете, почему сказки называют народными (потому что, их сочинил народ). Сказки передавались от одного человека к другому. Поэтому сказки относятся к устному народному творчеству.
- Почему сказки называют авторскими? (потому что, их сочинил и написал один человек – автор). Приведите примеры.

Одни сказки рассказывают тихо, задушевно. Другие – активно, громко и весело. Для этого надо знать силу своего голоса. Давайте выполним упражнение на силу звука. Выполняется упражнение,  направленное на звукорегуляцию. Помогаем себе руками, произносим звук «А». Руки над головой – громко, опуская руки вниз – снижаем силу звукопроизношения, руки внизу – шепот).

В мире много сказок
Грустных и смешных,
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
Пусть герои сказок
Дарят нам тепло,
Пусть добро навеки
Побеждает зло.

Физкультминутка «Сказки».

В круг вставайте дружно,  поиграть нам нужно!

Мышка быстренько бежала (бег на месте)

Мышка хвостиком виляла (имитация движения)

Ой, яичко уронила (наклоняется, «поднять яичко»)

Посмотрите,  и разбила (показать «яичко на вытянутых руках).

Вот ее мы посадили (наклониться)

И водой ее полили (имитация движения)

Выросла репка, хороша и крепка (развести руки в стороны)

А теперь ее потянем (имитация движения)

И из репы кашу сварим (имитация варим кашу)

И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать «силу»).

-Ребята наверно хватит нам пока играть, ведь нас ждут дела.

Опыт № 4.

 Угадайте сказки по нескольким словам.
Воспитатель: Тянут - потянут
Дети: «Репка»
Воспитатель: Высоко сижу
Дети: «Маша и Медведь»
Воспитатель: Яблонька, спрячь нас
Дети: «Гуси Лебеди»
Воспитатель: В правое ухо влезла, а в левое вылезла
Дети: «Крошечка – Хаврошечка»
Воспитатель: Как выскочу
Дети: «Заюшкина избушка

Опыт № 5.

Приготовим «салат из сказок»? Послушайте и попробуйте угадать, какие сказки попали в салат.

Жили-были дед и баба. Была у них Курочка Ряба. Говорит дед бабе: «Испеки мне, баба, Колобок, а я пойду на речку, рыбу половлю». Пошла баба в амбар, наскребла две горсти муки и испекла Репку. Катится Репка по дорожке, а навстречу ей Избушка на курьих ножках. Избушка и говорит: «Красная Шапочка, я тебя съем!». А она отвечает: «Не ешь меня, лучше брось в воду, я твои три желания исполню. Только скажи: «По щучьему веленью, по моему хотенью». Желание исполнилось: вырос цветик-семицветик, а в середине Дюймовочка сидит, на ноге у нее хрустальный башмачок. А в руке – золотой ключик от чердака Карлсона, который живет на крыше. Вот и сказке конец, а кто слушал молодец!

Понравилась вам сказка? А вы её узнали? Давайте вспомним героев, которые встретились нам в «новой» сказке. Скажите, из каких известных вам сказок они пришли?

(«Курочка Ряба», «Колобок», «Волк и лиса», «Репка», «Баба Яга», «Красная Шапочка», «По щучьему веленью», «Цветик-семицветик», «Дюймовочка», «Золушка», «Золотой ключик», «Карлсон, который живёт на крыше»).

Опыт № 6.

Ребята, я совсем запуталась. Помогайте мне и исправляйте ошибки.


1. «Царевна — индюшка»;

2. «По-собачьему велению»;

3. «Сивка- будка»;

4. «Иван-царевич и зелёный волк»;

5. «Сестрица Алёнушка и братец Никитушка»;

6. «Мальчик-с-кулачок»;

7. «У страха уши велики»;

8. «Петушок— золотой пастушок»;

9. «У смеха глаза велики»;

10. «Лапша из топора».

Опыт № 7.

А еще я знаю очень смешные сказки. Называются они докучные. Что значит «докучать»? Надоедливые. Это те сказки, которые можно рассказывать бесконечно.

Пришел медведь к броду,
Да бултых в воду!
Уж он мок, мок, мок,
Уж он кис, кис, кис.
Вымок, Выкис, Вылез, Высох,
Встал на колоду - Бултых в воду…;

Опыт № 8.

Россия – страна многонациональная. Теперь, наверное, нет города, школы, детского сада,  где бы ни жили, не учились люди разных национальностей. Поэтому нужно и важно знать культуру других национальностей, которые живут рядом с нами. Вспомните, мы с вами говорили об этом на предыдущих занятиях.

Сказки - это первое, что мы слышим от своих родителей, дедушек  и бабушек.  Благодаря сказкам, мы учимся ценить дружбу, уважать старших, любить правдивость, мужество и честность.

Артикуляционная гимнастика

Поиграем в «эхо».
Шу-шу-шу, сижу тихо, не шуршу (дети легко ударяют ладонями по коленям).
Уши-уши-уши – приготовим уши (потягивают за мочки ушей)
Уша-уша-уша – буду сказку слушать (представляют ладонь то к одному уху,то к другому)
Ша-ша-ша-очень сказка хороша (Хлопают в ладоши)

А теперь послушайте народную сказку. Слушайте внимательно и скажите мне, русская это сказка или нет.

«Как Джиртдан увел детей от страшного дива».

    Жила когда-то одна женщина, и был у нее сынок, такой маленький, что все его называли Джиртданом—Малышом.
Мал ростом Джиртдан, а во всем отцу и матери старается помочь.
Увидел он однажды, что соседские дети собираются в лес за хворостом. Пришел к матери и говорит:
— Я вместе с ребятами за хворостом пойду!
— Куда тебе! — отвечает мать.— Ты не сможешь и веточку поднять!
— Сам не смогу — ребята мне помогут! — отвечает Джиртдан. Позвала женщина соседских детей, дала каждому по куску чурека с сыром и говорит:
— Не потеряйте в лесу моего сыночка!
Пришли ребята в лес, стали собирать хворост.
И Джиртдан трудится, только нелегко ему ветки поднимать.
— Надо помочь нашему Джиртдану,— говорят мальчики.
Собрали они вязанку хвороста и для Джиртдана. Собрали и пошли домой. Принялся Джиртдан свою вязанку тянуть — никак не может с места сдвинуть. Уселся он на вязанку и кричит:
— Не могу я дотащить мою вязанку! Помогите мне!
Взвалили дети на себя Джиртданову вязанку и пошли. Шли они, шли, устали и сели отдохнуть. Заговорились и не заметили, как наступил вечер.
Потеряли дети в темноте дорогу, не знают, куда идти, что делать. Выбрались они из леса, стали прислушиваться, осматриваться. Слышат — в одной стороне собаки сердито лают. Посмотрели в другую сторону — увидели огонек. Спрашивают дети Джиртдана:
— Эй, Джиртдан, в какую сторону нам идти: туда ли, где лают собаки, или туда, откуда свет виден? Подумал Джиртдан и ответил:
— Если пойдем в ту сторону, где собаки лают, они нас загрызут. Лучше пойдем на огонек.
Отправились дети в ту сторону, где виднелся огонек. А маленького Джиртдана старший мальчик на спине нес, чтобы не отстал и не потерялся малыш.
Долго они шли и пришли к какому-то дому.
Постучали мальчики в окошко:
— Пустите нас переночевать!
Открылась дверь, и вышел из дома страшный, злой великан — див.
Увидел он детей и решил их съесть. Притворился див добрым и говорит:
— Войдите, переночуйте у меня, а утром я вам дорогу укажу! Привел див детей в свой дом, дал им поесть и уложил спать. А сам уселся и стал ждать, когда все уснут. Сидел, сидел и спрашивает:
— Кто спит, а кто не спит?
— Я не сплю,— отвечает Джиртдан.
— Почему же ты не спишь? — спрашивает див.
— Потому что мать каждый вечер кормила меня перед сном яичницей, а ты не накормил! — отвечает Джиртдан.
Пошел див, принес яиц, стал готовить яичницу. Приготовил и говорит Джиртдану:
— Вот тебе яичница, ешь и засыпай!
Джиртдан поел и лег, а див опять уселся и стал ждать, когда малыш заснет. Подождал, подождал и спрашивает:
— Кто спит, а кто не спит?
— Я не сплю! — откликнулся Джиртдан.
— Почему же ты не спишь?
— Потому что мать каждую ночь приносила мне в решете воду из речки, а ты не принес!
Услышал это див, взял решето и пошел к реке за водой.
Уселся на берегу, стал решетом воду черпать. «Ну,— думает,— принесу воды, он сразу и уснет!»
А Джиртдан разбудил мальчиков и сказал им:
— Этот див хочет нас съесть. Вставайте, убежим!
Вскочили дети, выбрались из дома, вышли тихонько к реке. А тут див сидит, решетом воду черпает.
Обошли его дети осторожно и переплыли на другой берег.
А маленький Джиртдан у старшего мальчика на плече сидел.
Сколько див ни опускал решето в реку, никак не мог зачерпнуть им воды.
Наконец надоело ему это. Закинул он решето и хотел уже вернуться домой.
И вдруг видит: идут дети по той стороне реки. Хотел див за ними броситься, да только дивы через реки дороги не знают, плавать не умеют. Стоит он на берегу и кричит:
— Эй, дети, как вы перешли через реку? А Джиртдан отвечает ему с другого берега:
— Пойди, найди мельничный жернов и надень себе его на шею. Тогда перейдешь.
Див нашел мельничный жернов. Надел себе на шею и бросился в воду. Потянул его тяжелый жернов на дно, захлебнулся див и утонул. А дети благополучно вернулись домой.

Это русская сказка? А как вы узнали, что не русская народная? Правильно. А эта сказка азербайджанская.  На какую сказку похож сюжет этой сказки? («Мальчик с пальчик»). Такая сказка есть у многих народностей (немецкая – братья Гримм, французский вариант Шарль Перро и т.д.). В азербайджанской сказке Див, а во французской - ..., в азербайджанской сказке Джиртдан, а во французской - ...

Вы заметили, что при встрече с Дивом, маленький Джыртдан обретает львиную отвагу и храбрость и оказывается самым смелым и ловким среди остальных ребятишек.

А теперь ребята, мы поделимся на две команды (дети делятся по цветам одежды. У кого на одежде есть желтый цвет, синий цвет? и  т.д.).

Каждая команда получает набор картинок. Нужно разложить картинки в последовательности действий прочитанной сказки.

Вспомните, недавно мы прочитали несколько азербайджанских сказок. И во всех сказках мы находили сходства и отличия. Все сказки начинаются похожими фразами: «жили-были», а заканчиваются схожими концовками «вот и сказке конец...»

Схожесть сюжетов различных сказок, придуманных в отдаленных уголках планеты, может показаться удивительным. Хотя, на самом деле ничего необычного в этом нет, ведь детям всего мира нужны одинаковые знания: о добре и зле, о силах природы и особенностях людских характеров, о происхождении неба, земли и человека. Увлекательные рассказы о простых вещах — это и есть сказки.

Вот и закончилось наше исследование, мы покидаем лабораторию профессора Пилюлькина. Скажите ребята, что запомнилось вам на сегодняшнем занятии, что больше всего понравилось? Пойдем еще в секретную лабораторию?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе с использование ЭОР Тема: «Пересказ сказки "Гадкий утенок"»

открытое занятие по познавательно - речевому развитию ФЭМП во второй младшей групп...

Конспект открытого занятия по речевому развитию в подготовительной группе на тему"Сказки - сказочки".

В данном конспекте достаточно широко и развернуто представлено обобщение знаний детей о русских народных сказках и их видах. Также представлен очень интересный метод каталога, с помощью которого дети ...

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе "В гостях у сказки"

Данное занятие способствует совершенствованию художественно-речевые навыки детей через устное народное творчество, дает возможность поддерживать интерес к русским народным сказкам....

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе на тему «Сказки – сказочки»

На данном занятии закрепляем знания детей о русских народных сказках и на материале сказок вызываем у детей желание принимать участие в разговоре на «сказочную» тему....

КОНСПЕКТ НОД ПО «РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ» В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУПП «ПУТЕШЕСТВИЕ В СКАЗКУ»

КОНСПЕКТ НОДПО «РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ»В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУПП«ПУТЕШЕСТВИЕ В СКАЗКУ»...

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе Тема: «Пересказ сказки «Как аукнется, так и откликнется»

Интеграция образовательной деятельности: «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Познание», «Социализация».Виды детской деятельности: комму...