Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе на тему «Сказки – сказочки»
методическая разработка по художественной литературе (подготовительная группа)

Ловягина Людмила Николаевна

На данном занятии закрепляем знания детей о русских народных сказках и на материале сказок вызываем у детей желание принимать участие в разговоре на «сказочную» тему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.skazki._podgotovitelnaya_gruppa.docx29.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по речевому развитию

 в подготовительной группе

на тему «Сказки – сказочки»

Цель: закрепить знания детей о русских народных сказках и на материале сказок вызвать у детей желание принимать участие в разговоре на «сказочную» тему.

Задачи:

- развивать у детей творческое мышление, фантазию при сочинении сказки методом каталога;

-учить связно и последовательно излагать ход придуманной сказки;

-закрепить умение использовать в речи эпитеты, характеризующие героев сказок.

Представленный конспект построен в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами6

- принцип непрерывности (занятие было построено на основе предыдущих занятий);

- принцип активности ( поддерживалась мотивация и интерес детей);

- принцип доступности ( соответствие возрастным особенностям).

Для достижения цели использовались следующие методы:

- наглядный метод (мультимедийная презентация, картинки с изображением животных – героев сказок);

- словесный метод ( сопровождающий презентацию, рассказ);

- метод эмоциональной заинтересованности.

При подготовке данного занятия была проведена предшествующая работа:

- чтение, рассказывание русских народных сказок;

- рассматривание иллюстраций к сказкам;

- сочинение сказки методом каталога;

- просматривание мультфильмов – сказок.

Ход занятия:

Дети заходят в зал, встают полукругом.

Музыкальное приветствие.

Воспитатель: Сегодня, ребята и уважаемые гости, я хочу пригласить  вас в мир доброты и красоты - в мир сказки.

Дети поочередно читают стихи:

Сказки слушать я люблю,
Маму вечером прошу:
Почитай мне эти сказки,
Я потом закрою глазки.


Будет сниться мне во сне,
Будто на лихом коне
Я скачу на бой с Кощеем,
Или с трёхголовым Змеем.

Побеждаю в сказке зло,
Людям делаю добро.
Все ребята это знают –
Сказки в жизни помогают.

Быть нам честными всегда,
Не бояться никогда,
Слабым помогать в пути,
К людям с добротой идти.

В мире много сказок
Грустных и смешных.
И прожить на свете
Нам нельзя без них.


В сказке может все случиться,
Наша сказка впереди.
Сказке в дверь мы постучимся:
Сказка в гости ты нас жди.

Исполнение песни «Приходите в гости к нам»

Дети садятся на стулья.

Воспитатель: Сказки пришли к нам из глубины веков. Их сочинял народ и рассказывал друг другу из поколения в поколение, бабушки рассказывали своим внукам. Они вырастали и тоже рассказывали своим детям. Такие сказки называются народными. А сказки, которые сочиняли писатели – их записывали. Книги с этими сказками мы можем прочитать и сейчас, хотя писатель мог сочинить эту сказку очень давно.   Такие сказки называются авторскими.

Ребята, вам уже известно, что существует три вида народных сказок. Назовите их.

Ответы детей: волшебные, бытовые и народные сказки о животных.

Воспитатель: да, верно. Сказки, главными героями которых являются животные, называются сказками о животных. Какие вы знаете сказки о животных?

Ответы детей: «Волк и семеро козлят», «Журавль и цапля», «Лисичка – сестричка и волк», «Три медведя», «Кот, лиса и петух»

Воспитатель: Ребята, а какую мы привыкли видеть в сказках лису? (Медведя, волка, зайца?)

Ответы детей: лиса хитрая,коварная, умная, бессердечная, ловкая, лживая, грубая, завистливая, льстивая, находчивая, ловкая, изворотливая.Волк глупый, злой, коварный, бессердечный. Медведь неуклюжий, ленивый, нерасторопный, сильный. Заяц трусливый, добрый, доверчивый, слабый, беззащитный, горемыка.

Воспитатель: Ребята, в наше время о забавных случаях из жизни сочиняют анекдоты. А наши предки сочиняли сказки, и назывались эти сказки бытовыми.В них рассказывалось о каких-то случаях из жизни людей, их каждодневныхзанятиях. Бедных людей часто обижают богатые и злые, и чтобы добиться справедливости, главному герою приходится проявить ум, смекалку и хитрость. В этих сказках злобу, жадность и глупость побеждает не волшебство, а доброта, смелость, находчивость и чувство юмора. Какие вы знаете бытовые сказки?

Ответы детей: «Как Иван – дурак дверь стерег», «Каша из топора», «Как мужик гусей делил», «Мужик и медведь».

Воспитатель: Ребята, а что вы можете сказать о волшебных сказках?Ответы детей: Волшебные сказки – это те сказки, в которых происходит волшебство, разные превращения. («Царевна – лягушка», «Аленький цветочек», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)

Воспитатель: Помимо волшебных, бытовых сказок и сказок о животных есть еще один вид сказок. Вы сейчас послушаете сказку и выскажите свои предположения, как может называться данный вид сказки.

Жили-были два павлина – вот и сказки половина,
Жили-были два гуся – вот и сказка эта вся! (Повторяется несколько раз, после чего дети высказывают свои предположения, как называется такая сказка).

Такая сказка называется докучной. А вы, ребята, знаете, что значит слово «докучать»?

Ответы детей.

Воспитатель: Сейчас я хочу предложить вам поиграть в игру. Нужно будет поочередно рассказать эту докучную сказку с разной интонацией.

Дети поочередно рассказывают сказку как страшную, веселую, грустную, шепотом, как с трибуны, как будто холодно. Перед каждым рассказыванием воспитатель играет музыкальное вступление в том характере, в котором нужно рассказать сказку.

Воспитатель: Все русские народные сказки делятся на три части. Давайте их вспомним.

Дети: Начало сказки –сказочный зачин. В зачине упоминаются некоторые герои сказки, место и время действия.(«Жил – был», «В некотором царстве, в некотором государстве»,  «В Тридевятом царстве, в Тридевятом государстве»).

После зачина идет середина -  кульминация сказки. В кульминации разворачивается сюжет сказки, знакомство с главными героями.

И заканчивается сказка концовкой. В концовке мы узнаем, чем сказка закончилась.( «Живут, поживают и добра наживают. " «Я там был, мёд-пиво пил, по бороде текло, а в рот не попало… » «Сказка – ложь, да в ней намек… .» «Вот и сказке конец, а кто слушал, молодец! ») .

А теперь, ребята, давайте вспомним, какие особенности свойственны всем народным сказкам?

Ответы: Троекрактное повторение: три сына, три сестрицы, три медведя, три раза невод старик тянул.

 Повторы: бежит-бежит не выбежит, течет-течет не вытечет, долго-долго;

 Забавные прозвища: мышка-норушка, лягушка-квакушка, заяц – побегаец, лисичка – сестричка, серый волк – зубами щелк,

Встречается число 7: «Цветик-семицветик», «Волк и семеро козлят», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Семь Симеонов»;

Противопоставления: добро и зло, трудолюбие и лень, ум и глупость.

Во всех сказках счастливый конец.

Дети садятся на стулья и видят волшебную коробку.

Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, какая – то коробка.

Шарик из коробки.

Дети отгадывают из какой авторской сказки шарик.(« Тараканище»  К. И. Чуковского).

Портрет Чуковского (Слайд)

Рассказ воспитателя о Чуковском: Детским поэтом и сказочником К. И. Чуковский стал случайно. Вышло это так. Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в поезде. Мальчик капризничал, плакал. И чтобы как-то развлечь сына, Корней Иванович стал рассказывать ему смешные истории, которые происходили в его жизни. А потом всё смешалось: что было на самом деле и чего никогда не было. И мальчик, слушая отца, затих и успокоился. Наутро, проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил ее всю, слово в слово. Так сама собой сложилась сказка в стихах.Ещё нечто подобное произошло с Корнем Ивановичем, когда он сидел за своим рабочим столом и что-то читал. Громкий крик соседской девочки привлёк его внимание. Что случилось? Девочка кричала, ревела, слезы лились в три ручья. Чуковский поспешил узнать. Оказалось, что она не любила мыть голову. Корней Иванович подошел, взял девочку на руки и неожиданно для себя тихо ей сказал:

Надо, надо умываться

По утрам и вечерам,

А нечистым трубочистам

Стыд и срам,

Да-да, стыд и срам.

Вот так неожиданно для себя Корней Иванович Чуковский стал детским писателем.

Воспитатель: А теперь я предлагаю спеть небольшую песенку про непослушный шарик. (Логоритмическое упражнение).

Логоритмическое упражнение «Шарик».

Проблемная ситуация «Хорошо или плохо».

Воспитатель: Ребята, скажите, какими свойствами мы можем наделить наш шарик? Шарик какой?

Ответы детей: легкий, воздушный, парящий, надувной, цветной, резиновый  т.д.

Воспитатель: а теперь давайте с вами поразмышляем. Как вы думаете: это хорошо или плохо, что шарик легкий? Что хорошего в том, что шарик легкий? А что плохого в том, что шарик легкий?

Размышления детей.

Воспитатель: Ребята, а теперь давайте проверим, знаете ли вы сказки К. И. Чуковского.

Загадки «Угадай сказку»:

         1.Лечит маленьких детей,

 Лечит птичек и зверей,

 Сквозь очки свои глядит

 Добрый доктор Айболит. ( "Айболит"). Слайд.

         

2. Вдруг из подворотни –

 Страшный великан,

 Рыжий и усатый Таракан. ( "Тараканище"). Слайд.

3. Я – Великий Умывальник

 Знаменитый Мойдодыр

 Умывальников начальник

 И мочалок командир. ("Мойдодыр"). Слайд.

4. Свинки замяукали «Мяу-мяу»

 Кошечки захрюкали «Хрю-хрю». ("Путаница") Слайд.

5. Веселится народ -

 Муха замуж идет

 За лихого, удалого

 Молодого Комара ("Муха-Цокотуха"). Слайд.

.6. А посуда вперед и вперед

По полям, по болотам идет

И чайник сказал утюгу:

« Я больше идти не могу». ("Федорино горе"). Слайд.

Воспитатель: ребята, давайте постараемся вспомнить, каким героям сказок принадлежат следующие слова.

  Игра «Кому принадлежат эти слова?»

 1. Не кричи и не рычи,

 Мы и сами усачи,

 Можем мы и сами

 Шевелить усами! (раки из сказки «Тараканище»)

 2. Надоело нам мяукать!

 Мы хотим, как поросята,

 Хрюкать! (котята из сказки «Путаница»)

 3. Если топну я ногою,

 Позову своих солдат,

 В эту комнату толпою

 Умывальники влетят (Мойдодыр из сказки «Мойдодыр»)

 4. Дорогие гости, помогите!

 Паука – злодея зарубите!

 И кормила я вас,

 И поила я вас,

 Не покиньте меня

 В мой последний час (Муха Цокотуха из одноименной сказки)

 5. Ой, вы, бедные сиротки мои,

 Утюги и сковородки мои!

 Вы пойдите-ка, немытые, домой,

 Я водою вас умою ключевой. (Федора из сказки «Федорино горе»)

 6. Расти, туфелька моя,

 Расти, маленькая!

 Уж как туфельку мою

 Я водичкою полью

 И вырастет дерево,

 Чудесное дерево! (Девочка Мура из сказки «Чудо – дерево»)

 7. … Если только захочу,

 И Луну я проглочу! (Крокодил из сказки «Краденое солнце»)

 8. Милый, милый Бармалей,

 Смилуйся над нами,

 Отпусти нас поскорей

 К нашей милой маме! (Ванечка и Танечка из сказки «Бармалей»).

Воспитатель: Ребята, предлагаю вам поиграть в игру «Кто лишний». (Демонстрируется показ слайдов с героями сказок Чуковского. Один герой лишний.)

Игра «Кто лишний»

Воспитатель: ребята, взгляните на наш волшебный экран. Что же мы видим на нем? (Чудо – дерево с висящими на нем различными предметами из сказок).

Ответы детей.

Воспитатель: Да, верно, это Чудо – дерево из сказки К. И. Ч. «Чудо – дерево».

 •телефон – У меня зазвонил телефон… (“Телефон”)

 •воздушный шарик – Ехали медведи на велосипеде. А за ним комарики на воздушном шарике… (“Тараканище”)

 •мыло – Вот и мыло подскочило… (“Мойдодыр”)

 •блюдце – А за ними блюдца… (“Федорино горе”)

 •калоша – Пришли мне дюжину новых калош… (“Телефон”)

 •термометр – И ставит и ставит им градусники… (“Айболит”)

 •перчатки - А потом позвонили зайчатки: «Нельзя ли прислать перчатки?» (“Айболит”)

 •монета   - Муха по полю пошла, муха денежку нашла («Муха-Цокотуха»)

 •сито  - Скачет сито по полям (“Федорино горе”)

 •шоколадка  - И всем по порядку даёт шоколадку (“Айболит”)

 •мочалка - И мочалку словно галку, словно галку, проглотил “Мойдодыр”)

Воспитатель: ребята, я вижу, вы очень хорошо знакомы с творчеством любимого всеми детского писателя К. И. Ч. А теперь предлагаю вам сочинить собственную сказку.

Сочинение сказки с помощью метода каталога.

Вопросы:
• Жил-был... Кто?
• Какое добро умел делать?
• Встретил кого злого?
• Какое зло этот отрицательный герой всем причинял?
• Был у нашего героя друг.
• Как он мог помочь главному герою?
• Что стало со злым героем?
• Где наши друзья стали жить?
• Что стали делать?

По завершению сказки придумываем название. Затем воспитатель               показывает заготовку книги с чистыми страничками, предлагает по возвращении в группу записать сказку и нарисовать иллюстрации к сказке. (Продуктивная деятельность).Воспитатель: Ребята, мы сегодня вспоминали много сказок, говорили о них. Помните, что сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Я надеюсь, что из каждой прочитанной сказки вы вынесете много полезного для себя, и что сказка поможет вам в жизни в решении сложных жизненных ситуаций.

Исполнение песни «Из музыки сказки рождаются сами»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Зимняя сказка

1. Развивать у детей воображение, умение формировать композицию рисунка, передавать колорит зимы.2. Вызывать у детей положительный эмоциональный отклик на явления природы в передаче своего отнош...

Конспект открытого занятия по речевому развитию в подготовительной группе на тему"Сказки - сказочки".

В данном конспекте достаточно широко и развернуто представлено обобщение знаний детей о русских народных сказках и их видах. Также представлен очень интересный метод каталога, с помощью которого дети ...

Конспект занятий по рисованию в подготовительной группе на тему «Зимняя сказка»

Конспект занятий по рисованию в подготовительной  группена тему «Зимняя сказка»...

План-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа) по теме: «Чтение русской народной сказки «Царевна-лягушка»

Конспект НОД по теме: "Чтение русской народной сказки "Царевна-лягушка" (подготовительная группа)....

Конспект занятия в логопедической подготовительной группе «Речевички» на тему: «Мой город». план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Воспитывать у детей патриотические чувства, гордость за место, где они живут, за свою малую Родину. Формировать умение любить свой родной город, гордиться своей малой Родиной....