План-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа) по теме: «Чтение русской народной сказки «Царевна-лягушка»
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа) по теме

Чугунова Татьяна Николаевна

Конспект НОД по теме: "Чтение русской народной сказки "Царевна-лягушка" (подготовительная группа).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_tsarevna-lyagushka_chugunova_t.n.docx30.16 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

Непрерывной образовательной деятельности педагога и детей 6-7 лет (НОД)

по теме «Чтение русской народной сказки «Царевна-лягушка»

Возрастная группа: подготовительная

Виды (разновидности) деятельности детей:

 - Восприятие художественной литературы и фольклора (чтение, рассказывание, рассуждение) «ХЭР», «РР»

 - Игровая (дидактическая игра с сюжетными картинками);

 - Коммуникативная (взаимодействие информационное (собственно коммуникативное как обмен информацией), монолог-повествование) «РР», «СКР»

 - Изобразительная (рисование) «ХЭР»

 - Двигательная (физкультминутка) «ФР»

Интегрированные виды деятельности:

коммуникативно-познавательная;

литературно-познавательная;

литературно-коммуникативная;

литературно-игровая;

изобразительно-познавательная;

двигательно-игровая.

Содержание деятельности детей (дидактические единицы):

 - представления о народных волшебных сказках.

 - представления о животных, помогающих больным людям, людям, попавшим в трудные ситуации.

- технические умения в изобразительной деятельности.

Интегрированная форма: художественная выставка

Задания для совместной деятельности детей

Задание

(действие и его содержание)

Способ предъявления задания

Способ презентации детьми результатов выполнения задания

Послушайте «зачин» сказки: «В некотором царстве, в некотором государстве…» и ответьте на вопросы

Словесный

Устный ответ

Подойдите к стенду «Мои любимые сказки» и рассмотрите сюжетные картинки, ответьте на вопросы

Словесный с использованием сюжетных картинок

Устный ответ с использованием сюжетных картинок

Вспомните, какие бывают сказки? (виды сказок: сказки о животных, бытовые сказки, волшебные сказки)

Словесный

Устный ответ

Послушайте отрывок из сказки «Царевна-лягушка» и

ответьте на вопросы

Словесный

Устный ответ

Давайте разделимся на две команды при помощи считалки «На златом крыльце сидели…» (два варианта)

Словесный

Формирование двух команд

Давайте поднимем командный дух при помощи «Разминки» (физкультминутка)

Словесный с демонстрацией движений

Выполнение движений в соответствии с текстом

Посмотрите на картинки и скажите: кто кому помогает? Одна команда выбирает картинки, где человек помогает животным, а другая, где животные помогают человеку. (дидактическая игра «Кто помощник?»)

Словесный с использованием сюжетных картинок

Устный ответ с использованием сюжетных картинок

Нарисуйте «помощников Ивана-царевича»

Словесный

Выполнение рисунков

Прокомментируйте свои работы

Словесный

Рассказ

с демонстрацией работ

Объясните выражение: «Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»

Словесный

Устный ответ

Образовательные задачи:

  1. Задачи, ориентированные на получение когнитивного опыта (ЗНАНИЯ, представления)
  1. Обогащать опыт детей знаниями и представлениями о животных, помогающих больным людям, людям, попавшим в трудные ситуации, расширить границы познания мира
  2. Продолжать формировать представления детей о народных сказках, их видах.
  3. Обогащать представления детей о сказке, как источнике народного культурного наследия. 

  1. Задачи, на получение эмоционального опыта (интерес, эмоционально положительное отношение)
  1. Осознание детьми ценностного отношения к животным, помогающим больным людям, людям, попавшим в трудные ситуации через идентификацию себя с героями произведений художественной литературы и малых фольклорных форм.
  2.  Создавать условия для развития у детей интереса к процессу и результатам рисования, закреплять умение создавать сюжетные изображения по мотивам народных сказок.

  1. Задачи, ориентированные на получение опыта действий
  1. Формировать у детей умение видеть и формулировать причинно-следственные связи.
  2. Формировать у детей навыки связной речи.
  3. Формировать у детей двигательные качества.
  4. Совершенствовать координацию движения рук, зрительно-двигательную координацию в процессе рисования.
  5. Поощрять проявления творчества.

Материалы и оборудование.

  1. Стимульный материал:

- приглашение к участию – «зачин» сказки: «В некотором царстве, в некотором государстве…»

  1. Материалы для деятельности детей:

- столы

- материалы для рисования – листы белой бумаги, трафареты, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки

  1. Дидактический материал:

- серия сюжетных картинок «Сказки»

  1. Оборудование (техническое обеспечение) деятельности детей:

- стенд (магнитная доска)

Конструктор совместной деятельности педагога и детей:

Этап

Деятельность педагога

Деятельность детей

Мотивационно-целевой

1. Читает «зачин» сказки: «В некотором царстве, в некотором государстве…» Задает вопросы о впечатлениях детей от этих слов.

2. Предлагает подойти к стенду «Мои любимые сказки» и определить, герои каких сказок там изображены.

3. Проводит мини-беседу «Какие бывают сказки»

Слушают, отвечают на вопросы.

Рассматривают иллюстрации на стенде, называют сказки

Участвуют, отвечают на вопросы.

Содержательно-деятельностный

1. Предлагает занять места на стульчиках и послушать отрывок из сказки «Царевна-лягушка», задает вопросы по содержанию.

2. Делит детей на команды при помощи считалки «На златом крыльце сидели…»

3. Проводит физкультминутку «Разминка»

4. Проводит дидактическую игру «Кто помощник?»: одна команда выбирает картинки, где человек помогает животным, а другая, где животные помогают человеку.

5. Предлагает нарисовать «помощников Ивана-царевича»

Слушают текст.

Выполняют движения

Играют

Рисуют

Оценочно-рефлексивный

1. Выставка работ

2. Рефлексия «Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»

Комментируют работы

Обсуждают

Методы и приемы:

  1. Методы стимулирования и мотивации деятельности детей, их интереса к деятельности (эмоциональная и интеллектуальная стимуляция):

- «зачин» сказки: «В некотором царстве, в некотором государстве…»

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь и было у него три сына.

  1. Методы организации и осуществления деятельности:

- словесные:

      - мини-беседа «Какие бывают сказки». Вопросы для беседы:

1) Загадки:

Из муки он был печен,
На сметане был мешен.
На окошке он студился,
По дорожке он катился.
Был он весел, был он смел
И в пути он песню пел.
Съесть его хотел зайчишка,
Серый волк и бурый мишка.
А когда малыш в лесу
Встретил рыжую лису,
От нее уйти не смог.
Что за сказка?
(Колобок)

Дружно звери в доме жили

Только было невдомек,

Мишку зря они пустили —

Развалился (Теремок)...

Возле леса, на опушке,

Трое их живет в избушке.

Три стола там и три кружки.

Три кровати, три подушки.

Угадали, без подсказки,

Кто герои этой сказки? (Три медведя).


2) Иллюстрации к каким русским народным сказкам вы видите на стенде?

3) Какие бывают сказки?

(Русские народные сказки бывают 3-х видов:

сказки о животных («Лисичка со скалочкой», «Кот и лиса», «Лиса и кувшин», «Журавль и цапля»),

бытовые сказки («Солдат и царица», «Как поп работницу нанимал», «Как мужик гусей делил», «Каша из топора»),

волшебные сказки («Финист— ясный сокол», «Иван-царевич и серый волк», «Три царства», «Василиса Премудрая»).)

4) Ваши любимые сказки?

5) Что нравится в сказках?

      - чтение отрывка из сказки «Царевна-лягушка»

       Иван-царевич поблагодарил старичка и пошел за клубочком. Клубок катится, он за ним идет. В чистом поле попадается ему медведь. Иван-царевич нацелился, хочет убить зверя. А медведь говорит ему человеческим голосом:      

- Не бей меня, Иван-царевич, когда-нибудь тебе пригожусь.
       Иван-царевич пожалел медведя, не стал его стрелять, пошел дальше. Глядь, летит над ним" селезень. Он нацелился, а селезень говорит ему человеческим голосом:      

- Не бей меня, Иван-царевич, я тебе пригожусь.
       Он пожалел селезня и пошел дальше. Бежит косой заяц. Иван-царевич опять спохватился, хочет в него стрелять, а заяц говорит человеческим голосом:      

- Не убивай меня, Иван-царевич, я тебе пригожусь!
       Пожалел он зайца, пошел дальше. Подходит к синему морю и видит - на берегу, на песке, лежит щука, едва дышит и говорит ему:      

- Ах, Иван-царевич, пожалей меня, брось в синее море!
       Он бросил щуку в море, пошел дальше берегом. Долго ли, коротко ли, прикатился клубочек к лесу. Там стоит избушка на курьих ножках, кругом себя поворачивается.
       - Избушка, избушка, стань по-старому, как мать поставила: к лесу задом, ко мне передом. Избушка повернулась к нему передом, к лесу задом. Иван-царевич вошел в нее и видит - на печи, на девятом кирпиче, лежит бага-яга, костяная нога, зубы - на полке, а нос в потолок врос.
       - Зачем, добрый молодец, ко мне пожаловал? - говорит ему баба-яга. - Дело пытаешь или от дела пытаешь? Иван-царевич ей отвечает:      

- Ах ты, старая хрычовка, ты бы меня прежде накормила, напоила, в бане выпарила, тогда бы и спрашивала.
       Баба-яга в бане его выпарила, напоила, накормила, в постель уложила, и Иван-царевич рассказал ей, что ищет свою жену, Василису Прекрасную.
- Знаю, знаю, - говорит ему баба-яга, - твоя жена теперь у Кощея Бессмертного. Трудно ее будет достать, нелегко с Кощеем сладить: его смерть на конце иглы, та игла в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, тот заяц сидит в каменном сундуке, а сундук стоит на высоком дубу, и тот дуб Кощей Бессмертный как свой глаз бережёт.
       Иван-царевич у бабы-яги переночевал, и наутро она ему указала, где растет высокий дуб. Долго ли, коротко ли, дошел туда Иван-царевич, видит - стоит, шумит высокий дуб, на нем каменный сундук, а достать его трудно.
       Вдруг откуда ни взялся, прибежал медведь и выворотил дуб с корнем. Сундук упал и разбился. Из сундука выскочил заяц - и наутек во всю прыть. А за ним другой заяц гонится, нагнал и в клочки разорвал. А из зайца вылетела утка, поднялась высоко, под самое небо. Глядь, на нее селезень кинулся; как ударит ее - утка яйцо выронила, упало яйцо в синее море...
       Тут Иван-царевич залился горькими слезами - где же в море яйцо найти! Вдруг подплывает к берегу щука и держит яйцо в зубах. Иван-царевич разбил яйцо, достал иголку и давай у нее конец ломать. Он ломает, а Кощей Бессмертный бьется, мечется. Сколько ни бился, ни метался Кощей, сломал Иван-царевич у иглы конец, пришлось Кощею умереть.
       Иван-царевич пошел в Кощеевы палаты белокаменные. Выбежала к нему Василиса Прекрасная, поцеловала его в сахарные уста. Иван-царевич с Василисой Прекрасной воротились домой и жили долго и счастливо до глубокой старости.

- считалка «На златом крыльце сидели…»

Два разных варианта:
1) Старый:

На златом крыльце сидели
Царь, царевич, король, королевич,
Сапожник, портной, кто ты будешь такой?

Говори поскорей, не задерживай добрых и честных людей!

2) Новый:
На златом крыльце сидели
Мишки Гамми, Том и Джерри,
Скрудж Макдак и три утенка
Выходи, ты будешь Понка!

- наглядные:

 - стенд «Мои любимые русские народные сказки»

Представлены иллюстрации к сказкам:

  1. Курочка Ряба
  2. Репка
  3. Колобок
  4. Заюшкина избушка
  5. Теремок
  6. Волк и семеро козлят

      - сюжетные картинки 

- практические:

      - дидактическая игра «Кто помощник?»

Цель: формировать умение классифицировать проблемные ситуации, отраженные в произведениях художественной литературы, устного народного творчества, доступных пониманию детей и связанных с отношениями между людьми, попавшими в трудные жизненные ситуации и животными, помогающими людям. Развивать логическое мышление, речь, воображение. Прививать интерес к миру природы.

Ход игры: Дети делятся на две команды, одна команда выбирает картинки, где человек помогает животным, а другая, где животные помогают человеку.

Выигрывает та команда, которая соберет больше правильных карточек.

      - физкультминутка «Разминка»:

На разминку становись!

Вправо-влево покрутись
Повороты посчитай,

Раз-два-три, не отставай, (Вращение туловищем вправо и влево.)

Начинаем приседать —
Раз-два-три-четыре-пять.
Тот, кто делает зарядку,

Может нам сплясать вприсядку. (Приседания.)

А теперь поднимем ручки
И опустим их рывком.
Будто прыгаем мы с кручи
Летним солнечным деньком. (Дети поднимают прямые руки над головой, потом резким движением опускают их и отводят назад, потом резким движением снова вверх и т. д.)

А теперь ходьба на месте,

Левой-правой, стой раз-два. (Ходьба на месте.)

Мы на коврик сядем вместе,

Вновь возьмёмся за дела.

      - рисование - создание иллюстраций к сказке «Царевна-лягушка» («Помощники Ивана-царевича»)

  1. Методы контроля и самоконтроля:

 - художественная выставка работ

 - рефлексия деятельности «Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карта занятия. Образовательная область «Речевое развитие» Раздел «Развитие речи. Художественная литература» в подготовительной группе (6 - 7 лет) Тема: «Анализ русской народной сказки «Царевна - лягушка» с использованием технологии ОТСМ-ТРИЗ.

Технологическая карта занятия составлена для детей подготовительной группы и разработана и опирается ФГОС на программу образовательного учреждения. Согласно Стандарту, содержание образовательной облас...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: "Чтение русской народной сказки "Царевна - лягушка (в обр. М. Булатова)"

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: "Чтение русской народной сказки "Царевна - лягушка (в обр. М. Булатова)"...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ТЕМА: «ЧТЕНИЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ ЦАРЕВНА – ЛЯГУШКА (В ОБРАБОТКЕ М. БУЛАТОВА)»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад №29 «У Лукоморья»         Конспект занятия по развитию речи(старшая гр...

Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе на тему "Пересказ русской народной сказки "Царевна - Лягушка"

Одной из важнейших задач по развитию речи в подготовительной группе является формирование навыка пересказа текста у детей. Русские народные сказки идеально подходят для данного вида работы, так как де...