Создание мини - музея в детском саду
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Колесникова Елена Вадимовна

В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музей в детском саду называют "мини-музеями". Часть слова "мини" в нашем случае отражает и возраст детей, для котороых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mini-muzey_kolesnikova_elena_vadimovno.docx39.28 КБ

Предварительный просмотр:

         Музе́й (от греч. μουσεῖον — Дом Муз) — учреждение, занимающееся сбором, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью. 

         Сначала это понятие обозначало коллекцию предметов (экспонатов) по искусству и науке, затем, с XVIII века, оно включает в себя также здание, где располагаются экспонаты. С XIX века присоединилась научно-исследовательская работа, проводимая в музеях. А с шестидесятых годов XX века началась педагогическая деятельность музеев (специальные проекты для детей, подростков и взрослых).

        Многие из нас с детства помнят строки Сергея Михалкова: «В воскресный день с сестрой моей мы вышли со двора: «Я поведу тебя в музей, - сказала мне сестра». А что делать, если нет возможности в воскресный день пойти в музей? Просто потому, что в ближайших окрестностях его нет.

        В любом возрасте дети задают взрослым множество вопросов. Особенно о том, что им кажется интересным и необычным. И для того, чтобы ответить на тысячи детских «почему», в детских садах создают музеи одного предмета.

       Уже в самом раннем возрасте детей начинает интересовать предметный мир. Познание окружающего осуществляется путём накопления чувственных впечатлений от окружающих ребёнка предметов. Музей способен обогатить детей впечатлениями от подчас совершенно новых, незнакомых предметов, которые ребёнок никогда не встречал, да и не мог встретить в окружающей действительности. Это необычайно расширяет его кругозор, представление о мире. Дети, не обладая способностью к абстрактному мышлению, в то же время очень восприимчивы к конкретике, проявляют большой интерес к детальному рассматриванию предмета

        Целенаправленно организованная предметно - развивающая среда играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка. Созданная среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к мини - музею, желание посещать его, обогащает новыми экспонатами, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному и социальному развитию детей дошкольного возраста.

         В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини» - в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, определенную ограниченность тематики. Мини-музеи в детских садах рождаются с малого уголка или выставки, посвященной какой-либо теме. По мере накопления экспонатов возникает необходимость в оформлении уголка в мини-музей в детском саду. Воспитательная функция музейных предметов реализуется через уважение к прошлому, развитие патриотизма, направление духовного развития и укрепление исторической памяти детей и молодёжи. Музейные собрания формируют эстетические вкусы и ценностные оценки художественной деятельности.

       В мире насчитывается не один десяток музеев больших и маленьких. Сложно найти человека, который хотя бы раз в жизни не посетил музей. Свой музей существует почти в каждом городе планеты.

       Самым большим музеем мира считается парижский Лувр. Чтобы осмотреть все его экспонаты, понадобится неделя, а то и больше. размещается в дупле старого дуба. В числе экспонатов музея - кости мамонта, древнее оружие, рыцарские панцири, коллекция старинных монет и даже библиотека из 200 книг. Чтобы дуб не отсырел, уже в наши дни реставраторы надели на него стеклянный «плащ». Самый маленький музей мира находится в Литве. Называется он «Баублис» и Необычный музей создали в небольшом городке Мышкин Ярославской области. Здесь создали единственный в мире музей мыши, посвященный этому сказочному персонажу. Он очень понравился туристам. И вскоре появились музей игрушки, музей карандаша, музей бороды, музеи валенка, льна, старинной техники, русского быта и музей под открытым небом с образцами народного зодчества.

       Среди самых необычных музеев можно назвать:

  • Музей школьных наказаний – Уругвай;
  • Музей детства – Великобритания;
  • Музей чертей – г. Каунас;
  • Музей ангелов - г. Кондопола (Карелия);
  • Музей аптеки - г. Львов(Украина)
  • Музей игрушки - г.Сергиев-Посад (Московская область).

       К этой же группе музеев можно отнести и музей Деда Мороза в г. Великий Устюг (Вологодская область). Музей расположен в резиденции Деда Мороза.

Музей одного предмета

Что такое рубель, крынка.

    Как в светце горит лучинка

    Где живёт ухват, подзор

    Нам не знать большой позор!

  Бабушка прядёт на прялке

    В чугунке вода кипит

    Возле печки прям, за лавкой

    Кочерга у нас стоит.

    На доске скоблёной белой,

    Домотканый половик.

    Красный угол с образами,

    Золотых окладов блик.

      «Главным героем» музея может стать и самый обычный бытовой предмет (утюг, замок, ботинок, почтовый ящик, зонт, часы и т.д.), ведь любая вещь несет в себе разнообразную информацию. Экспозиция повествовует об истории возникновения предмета, о том, как он выглядел в старину, каковы его особенности в разных странах. Посетители могут ознакомиться с процессом его изготовления, материалами, которые для этого используются, с разнообразием внешнего вида предмета.  

       Необычных и интересных музеев одного предмета много:

  • Музей часов – г. Ангарск (Иркутская область);
  • Музей утюга – г. Переславль-Залесский (Ярославская область);
  • Музей плюшевых мишек – Великобритания;
  • Музей лыж – Осло (Норвегия);
  • Музей варежки – Санкт-Петербург;
  • Музей кукол – Санкт-Петербург;
  • Музей игрушки – Санкт-Петербург;
  • Музей хлеба – Санкт-Петербург;
  • Сладкий музей – Санкт-Петербург;

Какие задачи преследуются при организации музея:

  • Реализация направления «Музейная педагогика».
  • Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.
  • Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами.
  • Формирование у дошкольников представления о музее.
  • Расширение кругозора дошкольников.
  • Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.
  • Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.
  • Формирование умения самостоятельно систематизировать анализировать полученные знания.
  • Развитие творческого и логического мышления, воображения.
  • Формирование активной жизненной позиции.

Выставка мини-музей «Гости из прошлого», о котором я хочу рассказать, был открыт в детском саду №7 города Мирный Архангельской области и помог собрать экспонаты Русского Севера конца XVIII - начала XIX веков. Выставка была посвящена 300-летию со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова (уроженца села Холмогоры Архангельской области).

Где расположить мини-музей?

         Внимание детей дошкольного возраста ещё недостаточно сформировано. Оно отличается краковременностью и неустойчивостью. Поэтому эффективность всей работы в мини-музее будет в немалой степени зависеть от того, насколько удачно расположены экспонаты, от степени их привлекательности для ребёнка. Самым лучшим является вариант размещения экспонатов на разных уровнях: вертикальном и горизонтальном. Решить эту задачу помогут стеллажи и настенные полочки, ширмы, стенды, столики разной величины, тумбы.

        Тем не менее, и в самых стесненных условиях при желании можно найти уголок для небольшой экспозиции. Даже картонная ширма-раскладушка, расположенная раздевалке, поможет выделить место для маленького передвижного музея. Отметим сразу, что у любого места расположения мини-музея есть свои плюсы и свои минусы. Идеальных условий нет ни в одном варианте. Из крупных строительных кубиков, цилиндров, кирпичиков на столике можно выстроить разноуровневые подставки, скрепить их между собой скотчем и красиво задрапировать легкой тканью.

       Особенно удобны в использовании стенды. Основное их достоинство заключается в том, что они просты в изготовлении, легки и безопасны. Они могут отличаться по форме, цвету и расположению. А этот факт играет немаловажную роль, так как эффект новизны имеет большое значение в привлечении и удержании внимания ребёнка.

Из опыта работы

        В нашем музее «Гости из прошлого», были собраны предметы быта и домашнего обихода, которыми пользовались люди, жившие на севере издавна. Музей собирали «с мира по нитке». Заинтересованы были все: сотрудники детского сада и родители наших детей.

        Мини-музей пополнился разнообразными старинными предметами, изготовленными из различных материалов. Это были прялка, чугунок, крынка, туески, деревянная посуда (ложки), самовар, ухват, различные утюги, рубель для стирки белья, подсвечник, керосиновая лампа, щипцы, ножницы, амбарные замки с ключами, монеты, глиняная посуда, корзинка и лапти из лыка, колода, рушники (выполненные в разных техниках рукоделия), домотканые половики. Глиняные игрушки из Каргополя. И даже соломенная кукла «Масленица»… Ну и «куклы-скрутки», выполненные воспитателями вместе с детьми.

         Мини-музей располагался в групповой комнате подготовительной группы, на стеллажах. К нам на экскурсию приходили все группы детского сада кроме самых маленьких. Экскурсоводами были подготовлены дети подготовительной группы. Гостей приглашали подойти к экспозиции и посмотреть, как много собранно старинных вещей. Дети-экскурсоводы загадывали посетителям загадки и  рассказывали о предметах и как их использовали в быту.  Ко всем предметам выставки у посетителей складывается особое отношение. К каждому из них мы подобрали загадки, песни, потешки, прибаутки, которые позволяют представить, как использовалось то или иное приспособление. Таким образом, знакомство дошкольников с традициями и бытом русского народа способствует не только познавательному речевому, художественно-эстетическому, нравственному, эмоциональному развитию детей, но и социальной компетентоности.

        Рассматривали экспонаты все вместе, обращая внимание на твердость или хрупкость материала. Среди тряпичных кукол было и соломенное чучело, домовенок Кузя (сделанный из ниток) и «Масленица» на палочке. Экскурсоводы обращали внимание гостей на разнообразие видов кукол и предлагали выбрать понравившуюся игрушку. Также  детям давали возможность поиграть и с маленькими куклами-скрутками, сделанными воспитателями совместно с детьми. В конце экскурсии воспитатель и экскурсоводы просят поделиться своими впечатлениями и приглашают еще заходить в гости.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание мини-музея в детском саду

в данной статье я делюсь опытом создания мини-музея в детском саду....

Конспект открытия музея в детском саду "Русская горница"

продолжать ознакомление с предметами быта, одеждой людей на Руси;  формировать интерес к русскому фольклору; воспитывать уважительное отношение к русскому народному творчеству; Знакоми...

Проект по организации мини-музея в детском саду со сменными экспозициями.

Вниманию предоставлен проект создания мини - музея со сменными экспозициями в дошкольном образовательном учреждении для обогащения предметно -развивающей среды. В проекте представлена 1 экспозиция "Ру...

Презентация открытия мини-музея в детском саду "Страна Кукляндия"

На протяжении нескольких лет дети нашего МДОУ№75 посещали ЦДиЮТ ,где занимались в кружках ручного труда,в скульптурном кружке.Посещали музей  «Народного творчества»,где впервые познакомились с эк...

Проект по созданию мини-музея в детском саду "Новогодние фантазии".

Здесь представлен проект по созданию мини-музея в детском саду...

Организация мини музея в детском саду

Этот файл содержит в себе описание для создания мини музея в старшей группе детского сада....

Воспитательные возможности мини музея в детском саду

Материал раскрывает некоторые аспекты воспитательного значения мини музея, возможность использования данной формы работы в различных образовательных областях...