конспект экологического занятия в старшей группе "Улитка"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Куликова Лада Леонидовна

Тема: «На узкой дорожке, голова да рожки»

Цель: развитие познавательной активности у детей, с помощью интуитивно-понятных схем, с элементами пет-терапии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ekologiya-_ulitka.docx21.42 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательного события

в старшей группе

Тема: «На узкой дорожке, голова да рожки»

Цель: развитие познавательной активности у детей, с помощью интуитивно-понятных схем, с элементами пет-терапии.

Задачи: Познавательное развитие: 

  • Расширять знания об улитке.
  • Закреплять в самостоятельной деятельности умения работы по схемам, умение делать выводы.
  • Развивать познавательную активность и инициативность детей в процессе поисково-исследовательской деятельности
  • Закреплять умения различать и называть цифры 1-10; соотносить количество предметов с цифрой.

Речевое развитие:

  • Развивать у детей потребность в общении как первейшего условия успешной деятельности.
  • Развивать желание у детей высказывать и обосновывать свои мысли.
  • Расширять и обогащать словарный запас детей.
  • Развивать связную речь ребенка, его речевое творчество через практическую деятельность.

Социально-коммуникативное развитие:

  • Обеспечить эмоциональное благополучие детей.
  • Воспитывать самостоятельность, ответственность, настойчивость в преодолении трудностей.
  • Развивать способность к самоконтролю и самооценке.
  • Воспитывать в детях уверенность в своих силах, используя установки: «будь внимателен», «посмотри на образец», «не спеши говорить, подумай», «ты можешь», «ты умеешь», «у тебя всё получится», «ты умный», «ты способный».

Методы и приемы: Рассказ, беседа, показ видеоролика про улитку, исследовательская деятельность, работа в центрах активности.

Материалы и пособия:

Видеоролик об улитке, слайды, интерактивная доска, улитка Ахатина.

Предварительная работа: экологические беседы, наблюдения за улитками в аквариуме.

Ход занятия

Часть первая:

Викторина «Улитка», созданная с помощью видео редактора «Сова».

Просмотр видеоролика про улитку.

Педагог задает вопросы: Знаете ли вы как называется это животное? А что вы знаете об улитках. Выслушивает высказывания детей. Сегодня мы с вами познакомимся с улиткой Ахатина.

Ученые называют улиток моллюсками. Улитка ахатина - брюхоногий моллюск: его "брюшко" одновременно является ногой. А вот у моллюска-улитки только одна нога. Но с помощью нее улитка довольно ловко перемещается.

1.Посмотрите: Сколько ног у детей? У кошки? У собаки? У улитки? Задание: Правильно совместить цифру и объект.

Педагог поднимает кусочек оргстекла с улиткой вверх так, чтобы дети могли понаблюдать за движениями животного снизу. В этом положении хорошо наблюдать сокращения мускулистой ноги моллюска и принцип его передвижения. Во время передвижения улитка выделяет слизь: слизистые дорожки видны на поверхности стекла. Слизь - это своеобразная смазка. Чтобы мотор в машине работал исправно, шофер обязательно наливает в специальный бачок масло - смазывать трущиеся детали. Маслом смазывают педали велосипеда, чтобы они хорошо крутились. Вот и моллюску необходима слизь-смазка для того, чтобы предохранить себя от высыхания, а свою единственную ногу - от повреждений.

2. А как двигается улитка?

Дети: Улитка медленно ползет.

В-ль: Да, улитка ползет, как будто перетекает на одной ноге. (Приклеиваем картинку)

3. Чем питается улитка?

Эта улитка питается растительной пищей. Любимое ее лакомство – свежий огурец. А в природных условиях она может объедать листья деревьев и кустарников. Казалось бы, чтобы питаться листвой, нужны крепкие зубы. Но у улитки зубов нет. По крайней мере таких зубов, как у детей. Улитка скребет листья с помощью специального устройства - терки. Терка, перетирающая пищу, располагается прямо на языке.

Давайте выберем картинку и приклеим её на нашу паутинку.

4. Зачем улитке рожки?

У улитки не одни рожки усики, а две пары два и два. Одна маленькая пара это усики, которыми улитка нюхает. Вторая большая пара это глаза. глаза на стебельках - очень удобные. Как ведут себя дети, чтобы посмотреть по сторонам? Поворачивают голову. Голова поворачивается за счет того, что "сидит" на шее. А у улитки шеи нет. Зато у нее есть стебельки, которыми она может вращать и смотреть во все стороны. Рожки усики улиток очень чувствительны: если они случайно касаются какого-либо предмета, то улитка моментально убирает их внутрь. Помните об этом. Некоторые дети любят ткнуть улитку и смотреть, как она спрячет рожки. Никогда так не делайте!

Никому не может нравиться, если ему тычут в глаза. (Приклеиваем картинку с рожками)

5. Кто знает, как называется домик, который носит на себе улитка?

Правильно, это раковина. Она достаточно крепкая, но одновременно и очень хрупкая. Конечно же, она не выдержит, если кто-нибудь из нас наступит на улитку, поэтому, чтобы сохранить жизнь этому удивительному существу, увидев его на дорожке, не наступайте на улитку и предупредите своих родителей. Ведь от нас в природе зависит очень многое. (Приклеиваем соответствующую картинку)

6. Как живет улитка?

Улитка влаголюбива. Что значит влаголюбивая? Послушайте внимательно это слово, и оно подскажет вам свое значение. Влаголюбива влагу любит. Без влаги улитка становятся вялой, бездеятельной, впадает в оцепенение. В этот период улитка забирается в раковину, оклеивает выход из нее тонкой прозрачной пленкой. (Приклеиваем соответствующую картинку)

7. Как улитки появляются на свет?

Улитка откладывает яйца в специально приготовленную ямку. Затем эту ямку засыпает. Из яиц вылупляются улитки, похожие на взрослых. У молодых улиток маленькая гладкая прозрачная раковина. Через несколько дней молодые улитки выползают из ямки на поверхность в поисках пищи. (Приклеиваем соответствующую картинку)

Часть третья:

Смотрите, ребята, у улитки есть домик, который она носит на спинке. Но ей нужна влажная среда в которой она будет жить. Предлагаю вам провести эксперимент. (показывает схему) и приготовить для улитки большой дом.

Дети работают со схемой.

Чтобы наш опыт получился, надо немного времени, и я предлагаю вам сделать выбор и выполнить задания в центрах активности от нашей улитки.

Часть четвертая:

Работа в центрах активности:

Центр математики:

1 уровень для детей с нормой в развитии: Помоги улитке добраться до лакомства

2 уровень для детей с ОВЗ: Сосчитай, сколько предметов на картинке и соедини с подходящей цифрой.

Центр развития речи и литературы

Центр творчества

1 уровень для детей: Лепка улитки, с использованием природного материала.

2 уровень для детей: Лепка улитки, с использованием природного материала, с помощью схемы.

Часть пятая:

Возвращаемся к эксперименту, кормим улитку.

Педагог спрашивает детей, может ли кто-нибудь из них показать, как двигается улитка.    Дети с педагогом переходят на ковер пробуются разные варианты. Обсуждается, соответствует ли этот способ движения тому, которым пользуется улитка. Повторить движения улитки очень трудно. Для этого нужно лечь на ковер на живот, плотно прижать руки к телу, поднять верхнюю часть туловища - т.е. превратиться в "ногу" моллюска - и попробовать изобразить телом волну.

Педагог предлагает детям рассмотреть несколько картинок: на которых картинках улитка нарисована с шутливыми ошибками (улитка изображена с глазами на голове, с носом, ртом и даже с зубами; улитка выглядывает из домика-раковины, в котором есть окошко и печная труба).   Дети должны отыскать картинки с ошибками и объяснить, почему изображение улитки на картинках считается неправильным.

На этом наше знакомство с улиткой окончено. Всем спасибо!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: "Для чего нужна красная книга"

Тема: «Для чего нужна Красная книга Краснодарского края? »Предварительная работа. Рассматривание книг: энциклопедия о животном и растительном мире Краснодарского края, красная книга Краснодарского кра...

Конспект экологического занятия в старшей группе "Сравнение комнатных растений".

Конспект экологического занятия в старшей группе  "Сравнение комнатных растений"....

Конспект экологического занятия в старшей группе "Уход за комнатными растениями".

Конспект экологического занятия в старшей группе "Уход за комнатными растениями"....

Конспект экологического занятия в старшей группе "Черенкование комнатных растений".

Конспект экологического занятия в старшей группе "Черенкование комнатных растений"....

Конспект экологического занятия в старшей группе "Воздух-невидимка"

Конспект экологического занятия в старшей группе "Воздух-невидимка"...

Конспект экологического занятия в старшей группе "Помощь жителям цветочного городка"

Конспект экологического занятия в старшей группе "Помощь жителям цветочного городка"...

Конспект экологического занятия в старшей группе "Свойства воды"

Конспект экологического занятия в старшей группе "Свойства воды"...