Конспект занятия "Волшебное озеро Байкал"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Конспект занятия "Волшебное озеро Байкал" знакомит детей с озером, его обитателями, растительностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_po_baykalu.docx22.37 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Волшебное озеро Байкал» для детей старшей группы

Цель: расширять и пополнять знания детей о родном крае, озере Байкал с учетом регионального компонента.

Образовательные задачи: Учить детей находить о. Байкал на карте. Продолжать знакомить детей с флорой и фауной сибирского региона, с некоторыми видами рыб - эндемиков о. Байкал (омуль, бычки - подкаменщики, голомянка, рачки). Обогащать словарный запас детей, расширять кругозор.

Развивающие задачи: способствовать развитию психических процессов: мышление, память, коммуникативные навыки, мелкая моторика.

Воспитательные задачи: формировать экологическое мировоззрение детей, воспитывать желание беречь о. Байкал и его обитателей. Выражать любовь к о. Байкал через народный эпос.

Предварительная работа:

Рассматривание на глобусе о. Байкал, чтение рассказов о Сибири, сказки сибирских писателей, знакомство с животным и растительным миром Прибайкалья.

Оборудование: презентация «Волшебное озеро Байкал», иллюстрированные картинки животного мира, карточки с контурами озер, карточки с животными, фломастер голубого цвета, цветные фишки на каждого ребенка, аудио запись «Звуки природы», видеоролик «Иркутский нерпинарий».

Ход занятия:

Организационный момент.

-Сегодня мы продолжаем разговор о нашем родном крае. Вспомните, как называется край, в котором мы живём? (Сибирь). Как называют людей, которые живут в Сибири? (Сибиряки). А какие сибиряки? (Сильные, смелые, не боятся морозов, дружные)

Мне сегодня пришло необычное письмо от одного мальчика, давайте вместе с вами с ним познакомимся.

В письме Сибирячок рассказывает о себе и загадывает загадку

Есть в Сибири озеро большое,

В нём вода прозрачна и чиста.

Называем озеро мы - море,

Им гордится вся наша страна.

-О каком озере говорится в загадке? (о. Байкал)

-Как вы догадались, что это о. Байкал? (Самое большое, вода в нём прозрачная, чистая, пресная)

А теперь закройте глаза и внимательно послушайте, что же вы услышали? Релаксация с прослушиванием аудиозаписи «Звуки природы», на экране вид о. Байкал с чайками.

Дети рассказывают то, что они услышали: (шум воды, крики чаек)

На экране появляется слайд с картой Иркутской области

- Байкал – это гордость нашего края, очень большое озеро с пресной водой, такое большое, что его сравнивают с морем. Но в море вода солёная, а в Байкале пресная, т. е. не солёная, очень чистая и вкусная, её можно пить.

(дети рассматривают на экране карту) какую форму имеет Байкал

(полумесяц)

-А давайте посмотрим, как выглядит наше озеро Байкал высоко из космоса

На экране слайд с изображением озера Байкал из космоса

В озеро Байкал впадает 336 постоянных рек и ручьев, а вытекает одна речка Ангара, а сейчас я вам расскажу одну легенду:

На экране слайды: легенда об Ангаре.

-Вы запомнили, как выглядит Байкал на карте?

-Сейчас мы это проверим, вам нужно будет найти форму озера Байкал, среди других озер и закрасить его в голубой цвет

На листах бумаги силуэты озер, ребенок находит силуэт Байкала и раскрашивает его в голубой цвет

-Молодцы! Вы все справились с заданием.

На экране изображение Сибирячка, включается голос:

Сибирячок: - Ребята, вы много уже знаете о Байкале, его обитателях, а хотите узнать о Байкале больше. - Давайте с вами совершим путешествие по Байкалу, на чём можно путешествовать?

(на лодке, катере, корабле) мы с вами отправимся на теплоходе «Ангара».

- Ребята, а давайте построим свой теплоход.

Дети строятся, изображая «теплоход»

Динамическая пауза: дети двигаются под музыку.

- Ну что, команда, к плаванью готова?

- Отправляемся в путешествие по о. Байкал

На экране картинка байкальского заповедника с изображением Сибирячка. Включается голос

Сибирячок: Первая наша остановка это заповедник. А что это такое?

Воспитатель рассказывает стихотворение о заповеднике.

Мир заповедника — чистейший мир,

И дышится там легче, проще.

Но современный человек забыл,

Приятно как гулять по белой роще.

Чтоб это вспомнить и не потерять,

Сверкнувшую красой необъяснимой —

Природу нашу надо сохранять

В величии своем неповторимой.

- Конечно, ребята заповедник это заповедная зона, от слова «Заповедь» - не тронь, не обидь, не убей. В этих заповедниках охраняют животных, птиц, и растения.

- Ребята, а какие растения растут вокруг о. Байкала? (дети перечисляют)

На слайде картинки (сосна, лиственница, багульник, кедр, трава - чабрец)

Байкал всегда был интересен своими многочисленными природными «сокровищами». К таким "сокровищам" относятся и знаменитые шагающие или ходячие деревья: сосны и лиственницы. Они давно стали символом о. Байкала. На о. Байкал дуют очень сильные ветры: баргузин, сарма, култук, верховик. Эти ветра своей силой сдувают землю с корней деревьев. Природа о. Байкал -  это в первую очередь цветущие заросли багульника. Сибирский кедр - долгожитель Байкала, высота деревьев достигает от 35 до 40 м, диаметр ствола - до 1,8 м. А еще местное население называет кедр хлебным деревом Сибири. А вы знаете, почему так люди называют кедр? В первую очередь благодаря кедровым орехам, которые используют для приготовления лекарственного масла, в разных кулинарных рецептов, а траву чабрец издревле ценили за его удивительные лечебные свойства.

На экране картинка леса с изображением Сибирячка. Включается голос

Сибирячок: А какие животные водятся в лесах Байкала?

Дети называют животных (медведь, рысь, заяц, волк, лиса, бурундук, белка, песец)

На слайде появляются картинки с животными и птицами.

- Ребята, посмотрите. В нашем заповеднике появились и другие животные. Они тоже пришли полюбоваться чудесным озером, давайте их отправим в свою природную зону.

Дети работают за столами, желтыми фишками закрывают животных жарких стран, а зелеными животных нашего региона.

Ребенок у доски классифицируют животных, которые живут в лесах озера Байкал и в жарких странах

Включается голос Сибирячка:

Молодцы, все справились с заданием. И нам пора отправляться дальше

Динамическая пауза: Дети строятся, изображая «теплоход» и двигаются под музыку.

-Ну, что поплыли дальше

-Смотрите, чайки кружат, ловят рыбу, кормятся.

На слайде картинки с изображением рыб,

Бычки, омуль, голомянка, рачки.

-А каких вы еще обитателей озера вы знаете?

-Загадываю загадки:

Серебрист, подвижен, гибок,

Он вкуснее многих рыбок

Начинается на. О (омуль)

Бледно-розова, нежна

Студёна вода нужна

А на солнце рыбка тает,

Рыбьим жиром истекает (голомянка)

- А давайте мы с вами тоже поплескаемся как рыбки

Физкультурная минутка

«Рыбки весело плескались

В тёплой чистенькой воде,

То сомкнутся, разомкнутся,

То зароются в песке».

- А сейчас я вам загадаю еще одну загадку:

В нежном логове родится

Простудиться не боится

Подрастёт. Начнёт нырять,

Шубку белую менять (нерпа)

На экране слайд с нерпой

- А нерпа это рыба? (животное)

- Почему, нерпа это животное? (кормит своих детенышей молоком. т. е. млекопитающее)

-Конечно, это животное, которое живёт в Байкале.

- Молодцы, ребята, все загадки отгадали!

- Вот мы с вами и причалили к берегу

На слайде вид озера Байкала картинки с животными, рыбами, птицами. Включается запись голоса Сибирячка:

Сибирячок: А сейчас мы проверим, какими вы внимательными были во время нашего путешествия

Давайте мы с вами всех животных расселим по своим местам, кто где живет.

Дети на местах закрывают животных, птиц, рыб цветными фишками (зеленые – обитатели леса, синий – обитатели воды, голубой - птицы)

Ребенок у доски распределяет животных, рыб и птиц.

Включается голос Сибирячка:

Сибирячок: - Молодцы, всех животных заселили вокруг озера.

-Ребята, что нужно делать, чтобы вода в Байкале всегда была чистой, прозрачной и всем животным жилось хорошо? (беречь и охранять) 

Отрывок стихотворения «Беречь Байкал – святое дело!»

Не обижайте, люди, море!

Байкал ведь тоже хочет жить:

Играть с волной и с ветром споря

И людям преданно служить!

Беречь Байкал – святое дело:

Его судьба у нас в руках!

Сама природа нам велела,

Чтоб жил Байкал родной в веках!

На экране слайд с изображением нерп. Включается голос Сибирячка:

Сибирячок: - Ребята, а вы любите смотреть на животных? Садитесь поудобней я вас приглашаю в Байкальский нерпинарий  п. Листвянка.

Включается видеоролик нерпинарий.

Итог занятия

- Но вот и подошло к концу наше путешествие по озеру Байкал.

-Что понравилось в нашем путешествии?

- Хотелось бы вам продолжить путешествие по Байкалу?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Путешествие на озеро Байкал"

Непосредственно – образовательная деятельность в подготовительной группе (6-7 лет) по формированию у дошкольников целостной картины мира с использованием информационных технологий по теме: «Путешестви...

Конспект НОД по НРК теме: «Часть нашей Малой Родины –озеро Байкал» (ПОДВОДНОЕ ЦАРСТВО БАЙКАЛА)

Конспект открытого занятия по теме: «Часть нашей Малой Родины –озеро Байкал»(ПОДВОДНОЕ ЦАРСТВО БАЙКАЛА)...

Календарный план недели "Мой край. Уникальность озера Байкал. Ветры Байкала"

Мой край. Уникальность озера Байкал. Ветры Байкала.(подготовительная группа)П.С: Познакомить с озером Байкал, его обитателями, дать некоторые исторические знания о Байкале. Продолжать формировать пред...

Календарно-тематическое планирование. Тема недели «Мой край. Озеро Байкал. Ветры Байкала»

Продолжать формировать представление о взаимосвязи воды и ветра на Байкале, через экспериментирование и практическую деятельность, активизировать умение устанавливать причинно-следственные связи о том...