Конспект занятия: Свобода выбора при опытно-экспериментальной деятельности детей в подготовительной группе. Разноцветные платочки.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Создать условия для свободного выбора и развития творческой познавательно- иследовательской активности детей в процессе экспериментирования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
raznotsvetnye_platochki_2.docx | 289.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Ребенок – это природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной науки Лев Семёнович Выготский. В детской деятельности современного ребенка можно увидеть стремление к интеграции, то есть объединению разных видов деятельности, таких как экспериментирование, создание микро- и макро проектов, импровизация, современных детей привлекает сам процесс, возможность проявления самостоятельности и свободы, реализации замыслов, возможность выбирать и менять что – то самому.
На сегодняшний день в системе образования ДОУ появляется множество новых методов работы с детьми. Вместе с этим меняются задачи и цели обучения. Современный образовательный процесс в ДОУ немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Следовательно, одним из главных направлений деятельности ДОУ является разностороннее развитие личности ребенка, его умений и навыков работы в коллективе, повышение мотивации к обучению. Вместе с тем, обилие новейших технологий связано определением эффективности самого образовательно-воспитательного процесса. Нужно понимать эту эффективность с точки зрения пользы для самих детей.
Проблема формирования у детей инициативы и самостоятельности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Наиболее актуальной она стала с момента внедрения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Во ФГОС ДО сказано о том, что ребёнок должен проявлять инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности. Он способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживать способность к воплощению разнообразных замыслов.
Этим требованиям в полной мере отвечает экспериментальная деятельность. Она дает выбор для совместного и самостоятельно решения задач в зоне исследовательской деятельности. Каждый ребенок имеет возможность выбрать для себя материал, инструменты всегда высказать свое предположение о результате, предположить идеи в достижении своей цели. Также выполнить самому опыт и сравнить результаты с выей работы с результатом других детей.
Цель: Формировать основы естественнонаучных и экологических понятий посредством опытно-экспериментальной деятельности детей.
Задачи:
• создание необходимых условий для развития опытно – экспериментальной деятельности детей;
• развитие познавательных интересов;
• развитие мыслительных процессов; самостоятельности;
• воспитание гуманно-ценностного отношения к природе;
• формирование толерантности.
Предполагаемый результат:
• формирование интеллектуальных впечатлений;
• развитие умений работать в коллективе и самостоятельно;
• умение отстаивать собственную точку зрения и доказывать ее правоту.
Конспект занятия: Свобода выбора при опытно-экспериментальной деятельности детей в подготовительной группе.
Разноцветные платочки.
Цель: Создать условия для свободного выбора и развитие творческой познавательно – исследовательской активности детей в процессе экспериментирования. Образовательные задачи:
- Закрепить знания о свойствах воды.
- осуществлять выбор деятельности на основе собственных интересов и потребностей.
- Учить делать выводы на основе опытно – экспериментальной деятельности.
- Активизировать речь детей, обогащать словарный запас.
- Развивающие задачи:
- Развивать познавательно – исследовательскую деятельность детей.
- Развивать умения выдвигать гипотезы, сравнивать, анализировать и делать соответствующие выводы.
- Воспитательные задачи:
- Воспитывать у детей безопасность собственной жизнедеятельности во время проведения экспериментов.
- Воспитывать бережное отношение к воде, как основному природному ресурсу; подвести детей к пониманию того, что жизнь человека на земле зависит от окружающей среды (чистая вода).
- Воспитывать умение услышать, почувствовать различные эмоциональные состояния в звуках природы.
- Научить делать безопасные опыты.
- Подготовительная работа:
Чтение художественной литературы по теме «Вода» (стихи, загадки, пословицы, поговорки), наблюдение на прогулке. Беседы о воде, ее роли в жизни человека; рассматривание иллюстраций на тему «Вода»; проведение опытов с водой.
Оборудование: стаканчики с водой на каждого ребёнка, сахар, соль, мука, масло растительное, краски, кисти, сосуды для воды разной формы, магнитная доска, платочки, карточки – схемы, картинки.
Ход занятия.
Воспитатель - Ребята, отгадайте загадку:
Кто любовью согревает,
Все на свете успевает,
Даже поиграть чуток?
Кто тебя всегда утешит, И умоет, и причешет, В щечку поцелует – чмок? Вот она всегда какая-
Моя …. /мамочка родная/
Ответы детей
- Ребята, приближается праздник наших мам, к которому мы с вами тщательно готовимся (учим стихи и песни, разучиваем танцы).
Проблема: в преддверии праздника для украшения танца нам с вами понадобятся радужные платки.
К сожалению, у нас их нет, но есть белые платочки.
Скажите, пожалуйста, как бы мы с вами могли решить эту проблему.
Ответы детей: покрасить платочки.
Воспитатель- А так как это эксперимент - я хочу предложить вам поучаствовать в этом опыте. Это удивительно интересно и вместе с тем полезно, и как известно очень приятно похвастаться продуктом, сделанным своими руками.
Воспитатель: Ребята сейчас мы с вами пойдем в лабораторию, а вы знаете, кто работает в лаборатории?
Ответы детей:
Воспитатель: правильно, ученые. Они проводят различные опыты и эксперименты. И мы с вами сегодня будем учеными.
Перед тем, как начать работу, каждый ученый должен знать правила безопасности.
- Необходимо надеть защитную одежду.
- Нельзя пробовать вещества на вкус без разрешения (есть опасность отравиться)
- Нюхать их нужно очень осторожно (вещества могут быть очень едкими и обжечь дыхательные пути)
- Аккуратно пользоваться материалами и приборами в лаборатории. 5 Внимательно слушать инструкцию.
Давайте пройдем в нашу лабораторию
Воспитатель: мне сегодня нужны два помощника, они будут мне помогать. Вы уже знакомились с некоторыми свойствами воды. И сейчас мы их по схеме повторим. (схема свойств воды).
Помощник Вода – это жидкость. Она течет. Ее можно налить во что-нибудь.
Куда можно налить воду? (ответы детей) Опыт 1. Какой формы вода?
Материалы: Кубик, шарик, кувшин с водой, пробирки, баночки для воды, колбочки.
На столе лежит кубик и шарик. Воспитатель спрашивает, какой формы эти предметы (ответы детей). А имеет ли форму вода? Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.
Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы. (Воспитатель показывает детям алгоритм, который символизирует, что у воды нет формы, и вывешивает на магнитную доску)
Опыт 2. Вода – растворитель.
Материалы: Соломки, сахар, соль, мука, масло подсолнечное.
Воспитатель: Вот интересно, есть ли вкус у простой воды?
Попробуйте через соломинку попить воду. Есть ли у нее вкус?
(Дети выполняют задание. Ответы детей)
Воспитатель: затем предложить детям на выбор размешать в воде сахар или соль. После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус.
Вода стала сладкая, соленая.
Воспитатель: Правильно у чистой воды нет вкуса.
Дети часто слышат от взрослых, что вода очень вкусная. У них формируется неверное представление. Объяснить, что когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьёт воду, и, чтобы выразить своё удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода», хотя на самом деле её вкуса не чувствует.
Какая она на вкус (вода, как вода, без вкуса и запаха). понюхайте, чем пахнет? Ничём?
Вывод: своего вкуса у воды нет. А что случилось с веществами, которые мы положили в воду? (ответы детей). А теперь давайте попробуем растворить в воде муку и подсолнечное масло. дети выполняют это задание.
Воспитатель: А теперь добавите в стакан муку или масло.
- Что же мы видим? (ответы детей). Мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана. Также не растворяется масло, оно плавает на поверхности.
Вывод: не все вещества могут растворяться в воде.
Опыт 3. Окраска платочков.
Материалы: Пластмассовые стаканы по 2шт. каждому, краска гуашь разных цветов, платочки.
Воспитатель: Выберите два разных стакана с краской. Поставить стаканы друг к другу. Кладём, наш платочек так чтобы каждый уголок был в стакане с краской. Теперь самое интересное, наблюдаем, как краска окрашивает ткать в разные цвета.
Аккуратно вытаскиваем платочек, отжимая лишнюю воду в стакан.
Вывод: крашение – это окраска ткани в какой-либо один цвет путем её опускания в краситель. Так получают однотонные гладкокрашеные ткани.
Крашение производится путем прохождения полотна через раствор красителя. Итог. Рефлексия.
Воспитатель: Итак, Вам понравилось быть учеными?
ответы детей:
Какой опыт вам показался интересным больше всего?
Ответы детей?
Что вы узнали нового?
Наше занятия подошло к концу, вы все были внимательны, активны.
Спасибо вам!
Детям остаются их радужные платочки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект познавательной опытно-экспериментальной исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы на тему «Из чего изготавливают дрожжевое тесто. Выпекаем хлеб». Презентиция "Путь хлеба"
Материал содержит конспект познавательной опытно-экспериментальной деятельности и презентацию....
Конспект Занятия по методике развития экологических представлений у детей в подготовительной группе «Лесные модники»
«Лесные модники» Программные задачи:1. Научить различать съедобные и несъедобные грибы;2. Познакомить с особенностями внешнего вида и роста грибов; составить п...
Конспект опытно-экспериментальной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы "Мы изучаем свет" с использованием цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии»
Занятие направлено на знакомство со свойствами света, на уточнение представлений об источниках света, на развитие у детей познавательной активности, любознательности с использованием цифровой лаборато...
Конспект занятия «Животные водоёмов, морей и океанов» для детей в подготовительной группе
Цель:Расширять, углублять и закреплять знания детей об обитателях водоёмов, морей и океанов.Задачи:-Продолжать знакомить детей с морскими животными, некоторыми представителями (кит, акула, дельфин, мо...
Конспект занятия по лепке из соленого теста для детей страшей, подготовительной группы: "Осенние листья".
В данной методической разработке подробно описан весь ход занятия: беседа с детьми о признаках осени, о листьях на деревьях; как слепить листья из соленого теста; чтобы снять утомляемость, предложены ...
Конспект занятия «Животные водоёмов, морей и океанов.» для детей в подготовительной группе
Продолжать знакомить детей с морскими животными, некоторыми представителями (кит, акула, дельфин, морская черепаха, медуза, осьминог, морской конёк): их внешним видом, особенностями передвижения, прис...
Конспект занятия по охране здоровья и безопасности жизни детей в подготовительной группе “Приключения Колобка”
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 5 “Солнышко” города Алушты Конспект занятия по охране здоровья и безопасности жизни детей в подготовительн...