Конспект НОД "Прогулка в осенний лес"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Конспект НОД по познавательному развитию "Прогулка в осенний лес"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект НОД29.83 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                     

Конспект занятия

 по познавательному развитию

Сычевой Елены Васильевны

  1. Образовательная область: познавательное развитие
  2. Тема занятия: "Прогулка в осенний лес "
  3.  Программное содержание:

Образовательные задачи:

-Учить основам экологического воспитания: систематизировать знания детей о правилах поведения в лесу.

- Обобщать знания детей о диких животных,  птицах,  среде их обитания, закрепление знаний о  деревьях.

- Показать взаимосвязь живой и не живой природы.

Развивающие задачи:

- Развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателей. 

- Продолжать развивать логическое мышление, память, внимание, познавательную активность в разгадывании загадок, умение  сравнивать, классифицировать, обобщать.
- Формировать связную речь и умение анализировать.

Воспитательные задачи:

- Воспитывать любовь, бережное отношение к природе и  окружающей среде.

- Формирование  потребности проявлять заботу и желание беречь  живую природу.

 4. Словарная работа на занятии:

- активизация словаря: - активизировать в речи детей имена прилагательные, характеризующие времена года, особенности деревьев, диких животных и птиц.

- обогащение словаря: Экология, пластик, защитник, капкан, обитатели.

5.  Индивидуальная работа с детьми: закреплять умение работать в коллективе

6.  Предварительная работа:

- Рассматривание иллюстраций и беседа о лесе и его обитателях.

- Чтение художественной литературы, загадки о диких животных, заучивание стихов, пословиц об осени.

-  Организация выставки «Лесная шишка», фотовыставка «Край родной».

 - Дидактические игры: «Кто где живёт?», «Кто, чем питается?», «Времена года».

-  Организация совместной с родителями  трудовой деятельности по сбору опавших листьев на участке для прогулки.

- Беседа о мусоре: откуда берется, какие виды мусора бывают, 
чем вреден мусор и т.д.

- Участие в акциях "Сдай макулатуру - спаси дерево", "Сдавая батарейки, спасаем Землю"

7.Организационный момент

-  Ребята я вам предлагаю отправиться на необычную прогулку. А куда, вы догадайтесь сами. (музыка «голоса леса»).
- Что вы услышали? Правильно, голоса птиц. Что ещё можно услышать в лесу? (Ответы детей)
— Да, звуки леса прекрасны, наши леса умеет петь, шелестеть, шуршать..

Обратить внимание детей- на картины  леса.

Ход занятия:

 I часть – вступительная.

Воспитатель:

- И так, наша прогулка начинается. (Звукозапись) Слышите как

шумит лес, журчит река.... Давайте поприветствуем друг- друга и окружающую природу.

Приветствие «Здравствуй» 

(сопровождается движениями, дети сидят на ковре в кругу)

Здравствуй, Небо!( Руки поднять вверх)

Здравствуй, Солнце! (Руками над головой описать большой круг)

Здравствуй, Лес! (Плавно опустить руки на ковер)

Здравствуй, планета Земля! (Описать большой круг над головой)

Здравствуй, наша большая семья!

(Все ребята берутся за руки и поднимают их вверх).        

II часть

 – Воспитатель: Ребята, послушайте загадку:

«Всюду я летаю, все на свете знаю,

Знаю каждый куст в лесу, новость на хвосте несу.

Может быть, меня за это и зовут «лесной газетой»!        (ответ: Сорока)

Воспитатель: Кто же это? Правильно, сорока. И вот эта сорока принесла из леса весточку. Она рассказала, что в лесу случилась беда!

- Люди, которые приходили отдыхать, оставили  мусор, консервные банки, пластиковые бутылки, пакеты. Гибнут растения, звери, птицы, насекомые исчезают. Лесу требуется помощь.

Воспитатель:

-  Ну что ребята, поможем лесным жителям?

- Вы дружные? Вы смелые?  (Дети отвечают: Да!)

Воспитатель: Посмотрите, мы и в  лесу.

(Иллюстрация поляны с мусором.)

- Как здесь  грязно. Не видно животных. Нужно обязательно помочь лесу. Поможем? Ребята с каждым выполненным заданием в лесу станет чище и светлее.

Задание 1:

- Послушайте первое задание (иллюстрация с изображением осени)

- Ребята! Какое сейчас время года? (осень)

- Давайте вспомним, признаки осени? (листопад, идут дожди, птицы улетают на юг, люди меняю одежду на теплую, животные готовятся к зиме, люди собирают урожай)

- Назовите осенние месяцы? (сентябрь, октябрь, ноябрь)

- Молодцы! Справились с первым заданием.

(Появляется первый лучик в лесу-  выставляется на картину)

Задание 2:  "Назови дерево"

- В лесу, много деревьев. Что такое дерево? (дерево самое большое растение)

- Назовите его части. (корень, ствол, ветки и листья)

- Какие бывают деревья (лиственные и хвойные)

Посмотрите на картинки и назовите, какие из них лиственные, а какие хвойные деревья.

1. Береза (лиственное)

2.  Сосна (хвойное)

3.  Дуб (лиственное)

4. Ель (хвойное)

5. Рябина (лиственное)

6. Клён (лиственное)

- Какое правило нужно соблюдать по отношению к деревьям? 
(не лазить по деревьям, не ломать ветки, не разводить костер в лесу)

Молодцы. Вот вы выполнили второе задание.

(Появляются второй лучик).

Задание 3: "Собери пазл"

- Ребята, кто живет в лесу? (дикие животные) Отгадайте загадки и соберите пазлы- отгадки. (Дети отгадывают загадку и собирают пазл животного)

1.Летом сер, зимою бел,

По характеру несмел.

По полянкам скачет ловко

Любит сочную морковку. (Заяц)

2.Я оранжевый зверек,

Шубка тёплая, как грелка,

Хвостик мягкий, как пушок,

Я — старательная … (Белка)  

3. Серый я, живу в лесу,

Знаю рыжую лису.

Песню грустную тяну,

Громко вою на луну (Волк)

  4. Важно я хожу по бору,

Съесть могу и мухоморы.

Не боюсь в лесу врага —

Есть копыта и рога! (Лось)

5. У неё роскошный хвост,

 А характер ох, непрост —

И коварна и хитра.

 Глубоко её нора. (Лиса)

        

5. Летом ходит без дороги

 Возле сосен и берёз,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос. (Медведь)

Воспитатель: Молодцы, быстро собрали картинки лесных жителей.

- А сейчас, ребята, давайте вспомним правила поведения в лесу:

1) «не рубить деревья»;
2) «не разводить костры»;
3) «не оставлять мусор»;
4) «не рвать цветы»;
5) «не разорять гнёзда птиц и  звериные норы;»;
6) «не губить муравейники»;
7) «не брать диких животных домой»;
8) «не трогать мелких лесных обитателей» (бабочек, шмелей, стрекоз, лягушек и т. д.). 

9) «не ставить ловушки и капканы  для животных»

(Появляется третий лучик)

Воспитатель:  Молодцы, вы хорошо справились с заданием! А сейчас немного отдохнём.

                          Физ. минутка «Звериная зарядка»
Раз прыжок, два  присядка -
Это заячья зарядка.
А лисята, как проснутся,
Любят долго потянуться,
Обязательно зевнуть,
Ну и хвостиком вильнуть.
А волчата  - спинку выгнуть
И легонечко подпрыгнуть.
Ну, а мишка косолапый,
Широко расставив лапы,
То одну, то обе вместе
Долго топчется на месте.

Задание 4:     Д/И "Зимующие - перелётные"

Воспитатель:  Скажите, кто кроме животных обитает в лесу? (птицы)

Как называют птиц, которые осенью улетают на юг? (Перелетные)

- Но есть птицы, которым холод нипочем. Они круглый год остаются на родине и не совершают перелета.

- Таких птиц называют? (зимующие). Мы сейчас проверим, как вы это запомнили.

Воспитатель:  Мы разделимся на две команды: «Зимующие» и «Перелётные». Ваша задача, правильно разложить картинки птиц .

1.Воробей,ворона, синичка, сорока, голубь, снегири.

2. Жаворонок, грач, кукушка, скворец, ласточка, соловей.

- Молодцы! Справились!

- Ребята, а как мы можем помочь тем птицам, которые будут  зимовать у нас 
в городе? (подкармливать).

Воспитатель: Я предлагаю, посмотреть, чем можно кормить птиц, а чем нельзя. Проходите к столу. 

   Задание 5:           Д/И "Накорми птиц"

- На столах у вас тарелочки.

- Положите зелёные кружочки, на тарелочки, чем можно кормить.

- А красные кружочки, чем нельзя.

 1. Овёс, просо, пшеница, рапс, пшеничные отруби, ягоды рябины, овсяные хлопья. (Зелёные кружочки).

2.Печенье, арахис, семечки, черный хлеб. (Красные кружочки)

- Молодцы!

(Появляется четвертый лучик).

III часть -  заключительная.

Задание 6:  Д/И «Собери мусор»

Воспитатель:  Ой, ребята, мы все задания выполнили, а вот мусор в лесу остался. Давайте соберем мусор в мешки, чтобы у нас было чисто. Но мы с вами знаем, что мусор необходимо сортировать. Давайте девочки будут собирать бумажный мусор, а мальчики мусор из пластика.

Звучит музыка, дети на скорость собирают мусор.

Воспитатель:  Здорово, ребята! Справились со всеми заданиями. Посмотрите, как в лесу стало светло и чисто!

Появилось пять лучиков и солнышко.

Воспитатель:  

Давайте, друзья, в любую погоду

Будем беречь родную природу!

И от любви заботливой нашей.

Станет земля и богаче, и краше!

Помните, взрослые, помните, дети !

Помните - что красота на планете,

Будет зависеть только от нас.

Не забывайте об этом сейчас.

Воспитатель:  Наука, которая  занимается охраной природы, называют экологией, а людей - экологами. Вы, ребята, юные защитники природы - юные экологи! Будьте внимательны ко всему живому на нашей планете, оберегайте все что вас окружает.

IV часть -  итог занятия 

Воспитатель:   Молодцы,  ребята. Вы  сегодня были все активны, правильно отвечали и поэтому так быстро справились со всеми заданиями.

- Вам понравилось наше путешествие? Где мы с вами были?

- Что мы делали в лесу?

Воспитатель:  Мы помогли лесным жителям очистить лес, а сорока за это угостила нас сладостями.

Спасибо!






По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия на осеннюю тематику «Осень продолжается!»

Систематизировать и дополнить знания детей об осенних дарах природы....

Конспект интегрированного занятия "Осень, осень в гости просим"

В конспекте представлен материал по уточнению представлений детей среднего дошкольного возраста о характерных признаках осени и осенних явлениях....

Конспект занятия Дары осени.Золотая осень смешанная дошкольная группа

Цель:• Развитие речи,• Логического мышления• Закрепление знания об овощах, фруктах.Задачи:• Закрепить обобщающие понятия овощи и фрукты, знания о полезных свойствах овощей и фрукто...

Конспект НОД«Поздняя осень. Составление описательного рассказа о поздней осени с опорой на картинки – символы».

Учить называть приметы поздней осени, сравнивать лето и осень, называть отличительные черты поздней осени от «золотой»; учить составлять описательный рассказ об осени с опорой на картинки-...

Методическая разработка: конспекта игрового досуга «Осень, осень в гости просим» для детей имеющих с интеллектуальные нарушения.

методическая разработка: конспекта игрового досуга  для детей разновозрастной  группы с интеллектуальными нарушениями «Осень, осень в гости просим» проведенного учителем-дефектол...

Конспект по ФЭМП «Осень. Деревья осенью»

Активизация интереса к математике в процессе организованной образовательной деятельности....