Методическая разработка. Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми по экологическому воспитанию «Экологическое путешествие «Глубокое синее море»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Смирнова Диана Николаевна

Цель данной методичсеской разработки: расширять представления детей старшего возраста о представителях морских глубин.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект "Глубокое синее море"22.7 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 126 комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга

Конспект

 непрерывной образовательной деятельности

с детьми по экологическому воспитанию

«Экологическое путешествие «Глубокое синее море»

Старшая группа

Воспитатель: Смирнова

 Диана Николаевна

Санкт- Петербург 2020

Цель: расширять представления детей об обитателях морских глубин.

Программные задачи:  

Образовательные:

1.Расширять и углублять знания о разнообразии подводного мира (видами рыб).

2. Познакомить со строением и жизнедеятельностью необычных обитателей подводного мира.

3. Активизировать познавательную деятельность детей к объектам живой природы.

Развивающие:

1. Развивать познавательные и интеллектуальные способности детей.

2. Развивать умение анализировать, сравнивать.

3. Развивать и обогащать словарный запас детей за счет слов:

Воспитательные:

            1.   Воспитывать осознанное отношение ребенка к окружающей среде

  1. Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников, точно и полно отвечать на поставленный вопрос.

Методы и приемы: введение в игровую ситуацию, вопросы, сообщения, побуждения к диалогу.

 Предварительная работа: беседы «Подводный мир», отгадывание загадок, просмотр журналов, иллюстраций, малоподвижные игры “Море волнуется”, “Земля, Вода, Воздух”, чтение рассказов и интересных фактов об обитателях водоемов.

Используемые технологии: информационно-коммуникативная –технология, здоровьесберегающая технология.

Оборудование: фонограмма «Шум моря», мультимедийная установка, стилус, презентация «Диковинные профессии морских обитателей».

Ход деятельности:

1.слайд – Титульный лист.

Воспитатель: Ребята, сегодня утром в группе я увидела необычную вещь, как вы думаете, что это?

Ответы детей:…

Воспитатель: Правильно, это ракушка. Как же она сюда попала и где ее дом?

Ответы детей:…

Воспитатель: Правильно, она живет в море и просит отнести ее обратно домой. А как быстро добраться до морского дна?

Ответы детей:…

 Воспитатель: Чтобы увидеть многообразие и красоту подводного мира и помочь маленькой ракушке добраться до дома предлагаю отправиться всем вместе на батискафе. А что такое батискаф? Батискаф– стальной шар, окна – иллюминаторы из толстого стекла, круглой формы. Приглашаю вас пройти в люк батискафа и занять места.

Звучит фонограмма «Звук моря» и дети проходят через люк (обруч) к стульям.

Воспитатель: Садитесь все красиво, спинку держите ровно, ножки поставьте вместе. Наше морское путешествие начинается.

2 слайд. Воспитатель: В глубинах морей и океанов существует свой, несравнимый ни с чем, удивительный и не похожий на тот, что окружает нас с вами, подводный мир. Этот мир затаил в себе удивительную красоту и свою уникальность, какую не найти на суше. В нём живут самые необычные и восхитительные морские обитатели. Нам придётся преодолеть много морских миль пока батискаф опустится на дно, туда, где живет наша ракушка.

Ребята, как вы думаете, кого мы можем встретить в море, каких морских обитателей вы знаете?

Ответы детей:…

3 слайд. Воспитатель: И пока мы плывем, предлагаю посмотреть в иллюминатор. Каких только удивительных существ не водится в морях! А вы знали, что в подводном царстве у рыб тоже бывают «профессии». Посмотрите, это рыба-лоцман, полосатая, как зебра. Имеет чёрный или тёмно-синий полосатый окрас, само тельце — серебристого оттенка, брюшко — белое. Предпочитает тёплые тропические воды.

4 слайд. Будучи превосходными пловцами, они неукоснительно повторяют все движения своего покровителя- акулы, ската или морской черепахи, не отрываясь от него ни на секунду. Лоцманы обладают острым обонянием и мгновенно реагируют па брошенную с корабля приманку. Если акула- хозяин проигнорирует или не заметит лакомого куска, лоцман аккуратно «наведет» ее на добычу. Лоцман занимается тем, что чистит тело и зубы акулы, словно живые зубные щетки!

5 слайд. Рыба-меч ‒ способна разогнаться до 130 км/ч, как быстрая машина. Это океанический вид, но иногда встречается в прибрежных водах. С помощью своего необычного «меча» рыба добывает пищу. Своим острым носом она прокалывает добычу, разрубает ее на куски, а затем глотает. Иногда эта агрессивная рыба массой 400-500 кг нападает даже на китов, которые в 300 раз больше нее. Рыбу-меч очень опасно встретить морякам на своем пути. Ведь это морское создание на скорости способно проколоть стальные борта кораблей толщиной два сантиметра и даже дубовые доски.

6 слайд. Акула-молот ‒ рыба очень агрессивна и опасна. У нее огромная голова в форме молота. Правда, гвозди акула этим молотом не забивает, а охотиться он ей очень помогает. А еще голова акулы-молота служит рулем и помогает рыбе управлять в воде своим огромным телом и развивать высокую скорость. Кроме того, глаза и ноздри у акулы размещены на наружных краях молота. Двигаясь, рыба-молот качает головой во все стороны, благодаря чему может видеть все, что происходит вокруг и проявлять направление, откуда поступает запах добычи. Питается рыба-молот креветками, моллюсками, кальмарами, стайными видами рыбок. 

7 слайд. А сейчас мы  с вами опустимся почти на самое морское дно, я предлагаю надеть акваланги и выйти из батискафа.  Дыхательная гимнастика «Водолазы»: Разводим руки в стороны, делаем вдох ртом. Обхватываем себя руками и приседаем («опускаемся под воду»). Выдох ртом. (3 раза)

8 слайд. Посмотрите, кто тут у живет. Рыбу-пилу невозможно спутать с другими обитателями подводного царства. Ее отличает от других рыб большой плоский нарост, похожий на пилу, по краям которого растут множество острых зубов. Именно поэтому эта странная рыба и получила такое название. Рыбу-пилу можно встретить у берегов Атлантического океана, в Средиземном море, на побережье Тихого и Индийского океанов. Эта рыба достигает 6-8 метров в длину, а весит более 2000 кг. Она живет вблизи дна океана, где подстерегает мелких рыб. Так зачем такой большой рыбе пила? Дело в том, что без этого громоздкого острозубого носа рыбы просто вымерли бы от голода. С помощью своей пилы рыбы выкапывают из почвы, словно лопатой, небольших животных. Пила также служит в качестве защитного оружия против врагов

8 слайд Рыба-удильщик охотится с фонариком. На самом деле ‒ это орган, расположенный над пастью рыбы. Он светится. Дело в том, что все удильщики являются глубоководными жителями и ведут малоподвижный образ жизни. Поэтому фонарик над головой помогает удильщикам в охоте, ведь его свечение привлекает любознательных животных. Они подплывают к огоньку и попадают прямо в пасть хищника, а удильщику остается только сомкнуть челюсти и проглотить добычу. Этот хищник, длина которого составляет около 1,5 метра, а вес около 20 кг, способен проглотить рыбу почти равную ему по длине.

9 слайд. Рыба- топорик Рыба-топорик или как ее еще называют клинобрюшка – это небольшая морская рыбка. Обитают эти странного вида рыбки на большой глубине, куда не проникает ни один солнечный луч. И единственным источником света на этих невероятных глубинах, являются особые светящиеся органы, которые имеются у таких же  рыб  и других глубоководных созданий.

У этих маленьких рыбок огромный открытый рот и компактные плавники. Свое название эти рыбы получили за характерную форму тела, которая имеет некоторое сходство с маленьким топориком с короткой ручкой, сильно сжатой с боков. Несмотря на устрашающий вид, рыба-топорик не представляет для человека никакой опасности.

Темно не дне морском, не хватает солнышка. Я предлагаю вам немного поиграть и поискать тут солнечный лучик.

 Гимнастика для глаз «Лучик света».

      Лучик, лучик озорной,

      Поиграй-ка ты со мной.   - (моргают глазами)

      Ну-ка лучик повернись,

      На глаза мне покажись.   - (делают круговые движения глазами).

      Взгляд я влево отведу,

     Лучик солнца я найду.     - (отводят взгляд влево)

     Теперь вправо посмотрю,

     Снова лучик я найду.       - (отводят взгляд вправо).

10 слайд.  Рыба-звездочет получила свое название за выпуклые глаза, всегда направленные вверх. На самом деле, звезды ее не интересуют - так она высматривает добычу. Зарыв свое плоское тело в песок и выставив лишь морду, звездочет ждет появления какой-нибудь рыбешки, после чего открывает пасть. Добыча и не подозревает, что ее поджидает звездочет. Практически не передвигаясь во время охоты, рыба способна сидеть в засаде до 14 дней, терпеливо выжидая свою добычу, он очень медлительный и ленивый. Питается мелкой рыбой, креветками, червями, рачками, но рыба -звездочет способна нанести ядовитыми шипами вред человеку, случайно наступившему на нее. Поэтому нужно соблюдать осторожность во время отдыха на море.

11 слайд.  Воспитатель: Ребята, это ещё не все жители подводного мира. Их очень и очень много. В море и океане обитают большое разнообразие красивых рыб, также акулы, киты, дельфины, морские черепахи, скаты. Вот какой интересный и удивительный морской мир. А нам пора возвращаться. Я отпускаю нашу ракушку в синее море и прошу занять места в батискафе.

Батискаф мы смастерили (Стучат кулачок о кулачек)

К дну морскому путь открыли. ( Широко разводят руки в стороны)

Батискаф наш словно кит

Дно морское бороздит, (сложенными вместе ладонями дети изображают как плывет)

Набирая полный ход, он плывет - плывет вперед. (Имитируют движения «плавают брасом»)

12 слайд. Воспитатель: Ребята, вот и подошло к концу наше путешествие. Где же мы с вами побывали? А кому помогли вернуться домой?

Ответы детей:…

Воспитатель: Каких морских обитателей встретили?

Ответы детей:…

Воспитатель: Сегодня мы совершили путешествие на морское дно. Давайте всегда внимательно относиться к нашим маленьким друзьям рыбам, чтобы морские просторы никогда не опустели. Спасибо за ваше внимание. Вы молодцы!