Тема: В мире прекрасного. «Санкт – Петербург в душе моей» (город музеев, театров и талантов).
статья по окружающему миру (старшая группа)

  Ведение: в статье речь пойдёт о любви к красоте, к стремлению к познанию истории прекраснейшего города Санкт – Петербурга, через поиски путей восприятия подрастающего поколения, нашего будущего – Это наши «Дети».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx217.09 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

Румянцевой Ольги Николаевны,

 воспитателя высшей квалификационной категории ГБДОУ д /с №5 Калининского района

г. Санкт-Петербурга.

2020 год.

Тема: В мире прекрасного. «Санкт – Петербург в душе моей»

(город музеев, театров и талантов).

Александр Пушкин

https://iknigi.net/books_files/online_html/78902/i_100.jpg

«Люблю тебя, Петра творенье»

…Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой ее гранит,

Твоих оград узор чугунный,

Твоих задумчивых ночей

Прозрачный сумрак, блеск безлунный,

Когда я в комнате моей

Пишу, читаю без лампады,

И ясны спящие громады

Пустынных улиц, и светла

Адмиралтейская игла,

И, не пуская тьму ночную

На золотые небеса,

Одна заря сменить другую

Спешит, дав ночи полчаса.

    Сколько прекрасного заложено в этом стихотворении, это стихотворение является   путеводитель по нашему прекрасному городу Санкт – Петербургу.

Давайте поразмышляем. А с чего начинается любовь к нашему городу?

С прекрасного «Заячьего острова», где был заложен наш город?

А может любовь начинается с вечной памяти погибшим воинов и мирных жителей, которые отстояли наш город от фашистских захватчиков?

«Да это душа нашего прекрасного города».

Но я считаю, что любовь к великому, прекрасному и красивому городу Санкт – Петербургу закладывается и начинается с культуры семьи, с милого дворика с истории твоей улицы. Вот взять название улицы рядом с нашим садиком «Улица Софьи Ковалевская» - Великий математик и прекраснейшая женщина, которая очень любила свой город и работала на его благо, а сколько интересных улиц, прекрасных парков рядом с нами, величественных церквей. Красота города начинается рядом с нами. Ни одно здание не станет уникальным, без души людей, живущих в них. Живя в своём доме, мы создаём историю всего

«Города» и только подрастающее поколение и мы, живущие ныне можем приукрасить красоту и величие нашего города.

     Ведение: в статье речь пойдёт о любви к красоте, к стремлению к познанию истории прекраснейшего города Санкт – Петербурга, через поиски путей восприятия подрастающего поколения, нашего будущего – Это наши «Дети».

     Планируя свою работу по ознакомлению с Санкт - Петербургом, я учитывала отдалённость нашего района от центра города, контингент родителей, их образовательный уровень. Своими планами по ознакомлению детей с городом и привития им любви к нему я беру в союзники родителей и знакомлю их со своими планами на встрече. Тема встречи; «Мы городом своим должны гордится». Показываем родителям рисунки, аппликации детей – выпускников, а также фотоальбом экскурсий, на которых побывали наши дети. Рекомендуем родителям посетить с детьми музеи: Кукол, Хлеба, Игрушек, Железнодорожный музей. Провожу консультации по теме «Мой любимый город». В родительском уголке есть папки – передвижки по темам: «Почему так названы улицы?» и «Правила юного Петербуржца», есть большая подборка стихов о Петербурге под названием «Выучи вместе с нами».  Совместно с родителями проводим познавательно – развлекательные мероприятия: «Осенний бал», «Масленица», «С днём рожденья. Город», «Мы - будущие защитники Отечества», «День Победы», конкурс – викторина «Знаешь ли ты свой город».

     Очень важно обратить внимание детей на расположенные. на ближайших улицах; дом, двор, детский сад, кинотеатр, почта, школа, аптека и т.д., рассказывая об их назначении, подчёркиваем, что все эти здания созданы для удобства людей.

 Диапазон объектов. С которыми знакомим детей, постепенно расширяется – это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям рассказываю, в честь кого они воздвигнуты. Знакомство с родным городом мы начинаем с улицы, на которой живёт ребёнок. Дети должны знать название своей улицы, а также, в честь кого они названы. Детям объясняю, что у каждого человека есть родной дом, город, село, где он родился и живёт. Знакомим с центральной улицей нашего микрорайона – проспектом Науки. Рассказываем детям о достопримечательностях нашего района (Пискарёвский мемориал, Политехнический университет, Лесотехническая академия), рассматриваем открытки, фотографии. В разделе этой работы мне очень хорошо помогают родители. В выходные дни они посещают рекомендуемые места нашего района. После таких прогулок дети приносят рисунки «Дом, в котором я живу», «Моя улица». Родители помогают воссоздать историю.

Нами была проведена очень интересная работа по ознакомлению с улицами. Проспектами, площадями города. Сначала дети рисовали свой дом на своей улице, а затем мы сравнивали улицу и проспект и бульвар. Сравнивали дома, в которых мы живет и дворцы. Давала домашние задания детям и родителям, узнать, почему Ваша улица так называется. На совместных мероприятиях рассказывали детям. Откуда пришли названия старинных улиц: Гончарная, Свечной переулок, Дровяной переулок, Фонарный переулок и т.д., а потом мы с детьми придумали игру «Придумай название улицы»

(Сирень – Сиреневый бульвар). Дети очень любят игру на подбор прилагательных «Дом, какой?» (старинный, новый и т.д.) Мы рассматривали разные дома в нашем городе и сравнивали их с домами селе (деревне). Находили сходства и различия, а также придумали новую игру: «Город – не город».

     Дети любят игру на подбор глаголов «Что можно делать в городе» (гулять, смотреть, любоваться и т.д.). В результате расширяется глагольный словарь, обогащается и активизируется речь детей.

      Ещё у нас в группе прижилась игра «Цветик семицветик» - каждый лепесток разного цвета. Игра на знакомство с театрами города. Дети знают, если вытянуть один из цветных лепестков, например красный, этот цвет закреплён за одним из театров. Эта ассоциация помогает запомнить названия театров, я рекомендую им различные театры и дети с родителями, стараются, их посетить. После посещения они либо рисуют всё, что им понравилось, либо делают поделку совместно с родителями. В конце каждого месяца мы устареваем выставку детских работ.

       Большое внимание мы уделяем сказочному Санкт – Петербургу. Постараюсь объяснить. Слово «сказка» - от слов «сказывать, рассказывать». В сказке от волшебного вымысла, сказа. Через сказку легко донести любую информацию.  Очарованию сказки поддаются дети всех возрастов. Они внимательно   слушают сказки, но сами пересказывать затрудняются. С этой задачей помогает справиться театральная деятельность. Детям нравится инсценировать сказки, уходит смущение. Даже самый застенчивый ребёнок выступает с удовольствием. В этом виде деятельности формируется правильная речь, пополняется и активизируется словарь и конечно, развивается внимание и память. У нас в группе много театральных игр. («Перчатки», «Под грибом», и т.д.). Дети их очень любят. Желательно включить магнитофонную запись «Русь в музыкальных и художественных образах». Серия путешествие к истокам». В начале, с детьми обыгрывают потешки, использую игры с пальчиками, учу водить кукол за ширмой, учу короткие пьески, использую разные песни. Например.

Образ Петербурга, очень противоречив. И это доказывают произведения А.С. Пушкина.

Высокий и величественный образ Петербурга у Пушкина: «строгий и стройный вид», «береговой гранит Невы», панорамное изображение города («спящие громады»,» «строгий, стройный вид»), поэтизация – Петербурга. Но - порою образ города противоречит, как например, Медном Всаднике, где холодом бьет от Петербурга.

(Желательно, чтобы это педагог либо пропел, либо оно прозвучало бы в записи, чтобы дети прочувствовали своеобразие ритмики песни). Поставленные спектакли детям других групп, а затем родителям.

  Подбираем такие постановки, чтобы были задействованы все дети, т.к.  каждый родитель хочет видеть своего ребёнка. Ещё с детьми мы занимаемся сюжета – сложением, оно очень помогает в развитии воображения, фантазии и конечно связной - речи.

   Текст знакомый детям переделываем на свой лад, придумываем на свой лад, придумываем новых героев, новых героев, новые поступки, приключения и заканчиваем обязательно добром.

       Мы приобрели настольно – печатные игры: «История Петербурга», домино «Санкт – Петербург», «Твой Петербург», «Прогулка по городу», игра – лото «Расскажи про свой горд». «Государственные символы России». В группе мы создали уголок старинного летнего сада, с куклами в костюмах Петровского времени. В работе я использую очень много игр с пазлами  «Виды города», живопись – всё это лучше помогает детям запомнить названия исторических мест, памятников, названия картин и фамилии художников. Для более подробного знакомства с художниками и их творчеством приобрели игру-лото «Русская зима» и сборник «Шедевры русского искусства (50 художников)».

    В группе есть выставка иллюстраций картин художников: Шишкина, Левитана, Репина. Картинная экспозиция меняется в зависимости от знакомства с авторами, от времени года и т.д. Знакомим детей с видами живописи: пейзаж, натюрморт, портрет.

Дети, которые посетили по моей рекомендации русский музей, радостно сообщили, что они видели картины художников Шишкина и Васнецова, как у нас в группе.

     Мной проведены выставки детских работ на темы: «Мой любимый город», «Любимая мама», «Моя семья», «День победы», фотовыставка «Я и мой город». Наряду с играми, имеющими широкое общеразвивающее влияние на речь, имеются дидактические игры, в которых решаются задачи активизации, уточнение той или иной грамматической формы — это игры «Наш город», «Плыл кораблик по волнам», «Кому, что нужно». В Играх побуждаю желание детей поделиться своими впечатлениями, рассказать о событиях в своей жизни. Дети более уверенно и полно рассказывают о том, что им хорошо известно.

Большой интерес вызывает у детей игры «Поездки и путешествия» (в прошлое Санкт – Петербурга). Каждая тема подкрепляется различными играми: сюжетно – ролевыми, словесными, дидактическими и продуктивными видами деятельности (поделки, альбомы, коллажи, рисунки).

  Для знакомства с городом широко используем экскурсии совместно с родителями. Мы заранее создаём у ребёнка соответствующий настрой. Экскурсии – самый любимый вид деятельности детей. Во время экскурсии дети знакомятся с достопримечательностями города.

   Так, как наш район удалён от центра, экскурсии у нас автобусные.

Дети в ходе экскурсии закрепляют тот теоретический материал, которые они получают в группе и в семье. Золотой осенью мы обычно ездим в летний сад (который открылся после реконструкции). Дети знают, что это первый сад в городе, знают его основателя – Петра 1. Мы учим стихотворение Анны Ахматовой  

«Я к розам хожу в тот единственный сад…». После экскурсии мы играем в словесные игры, которые расширяют словарный запас детей, упражняют в подборе относительных прилагательных, способствуют развитию зрительного и слухового внимания, логического мышления. Это такие игры: «Сад, какой?», «Что можно делать в саду?», игра – викторина «Ответь правильно» и т.д.

  Обязательно посещаем Петропавловскую крепость. Дети знают, что здесь, заложен наш горд. Словарь детей обогащается. Они узнаются новыми словами; куртины, бастионы, кронверк, скульптура, ботик, собор, казематы.

       Знакомя детей с историей города, с архитектурой прошлого и настоящего, символикой с названием улиц, а также с его жителями и их профессиями мы рассказываем, что родной город славен не только своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, но и людьми. Рассказываем о подвиге Ленинградцев в дни Великой Отечественной войны о 900 днях блокады. Многие защитники города погибли, отстаивая независимость Родины. Мы посещали «Пискарёвское кладбище».

   Вся работа проводится для того, чтобы дети были успешными в жизни, знали  и любили свой город, интересовались его прошлым, мечтали о будущем и были активными его созидателями и приумножали его богатство как духовное, так и историческое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Санкт-Петербург-мой родной, любимый город. Дневной Санкт-Петербург

Пётр любил свой город, следил за его благоустройством. Однажды с полицмейстером ехал по мосту через канал. От моста отвалилось несколько досок. П.ётр начал "гладить" дубинкой спину генерала-полицмейст...

Презентация "Санкт-Петербург-мой родной, любимый город. Ночной Санкт-Петербург

Столица украшалась дворцами, набережными. проспектами, становясь одним из красивийших городов Европы....

Вечер досуга, посвященный Дню города Санкт-Петербурга "С Днем Рождения, город дорогой!" (для подготовительной группы).

Ребята подготовительной группы отметили День города.  Было много прекрасной музыки, стихов и декламации их под музыкальное сопровождение. Дети пели, танцевали, играли, предварительно просмотрев п...

Методическая разработка Проект "Наш прекрасный Санкт-Петербург"

Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой прожи...

Статья на тему: "Санкт- Петербург. Виртуальная экскурсия по городу".

Материал готов для использования при подготовке к открытому занятию по Петербурговедению в старшей группе. Длительность 25 минут. Заранее необходимо подготовить реквизит: иллюстрации с видами достопри...

Методическая разработка(сценарий итогового занятия по истории Санкт- Петербурга , посвященный Дню рождения города): « «Итальянцы в Санкт-Петербурге». Автор- Киселёва М.В.

Этот сценарий предназначен для детей 6-14 лет, изучающих историю Санкт- Петербурга. Ребятам предстоит окунуться в костюмированный мир итальянской мафии, проявить знания о любимом городе и убедить...

Путеводитель-буклет по городу Санкт-Петербургу «Маленькие жители большого города»

Главная идея путеводителя заключается в том, чтобы прививать детям заботливое отношение к животным на примере домашних.Уважаемые родители, мы просим вас помочь нам воспитать в детях умение наход...