Познавательно – творческий проект во второй младшей группе «Город, в котором мы живем».
проект по окружающему миру (младшая группа)

Дзюба Наталия Геннадьевна

Формирование первоначальных представлений о родном городе и микрорайоне, как о своей малой Родине.

Побудить интерес к изучению города и микрорайона у воспитанников детского сада и их родителей.

Воспитывать любовь и трепетное отношение к ценностям семьи, детского сада, родного города.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Познавательно – творческий проект во второй младшей группе

«Город, в котором мы живем».

Тема проекта: «Знакомим детей с музеями».

Воспитатель: Дзюба Наталия Геннадьевна.

Тип проекта: познавательно – творческий

Вид проекта:  групповой

Предмет исследования: родной микрорайон, как  малая Родина.

Участники проекта: воспитанники второй младшей группы, воспитатели, родители.

Продолжительность проекта: краткосрочный проект  14.05 – 22.05. 2018г.

Актуальность проекта:

Мы живем в сложное время. Сегодня остро стоит  вопрос о воспитании патриотических чувств, любви к своей Родине. Многие страны пытаются заново переписать историю.

Дети – наше будущее, а значит, и будущее нашей страны. От них будет зависеть, какой будет наша Родина. Им беречь и охранять её просторы, её красоты, её  богатства. Поэтому очень важно сформировать у детей патриотические чувства, любовь к своей Родине.

Дошкольное детство – важный этап в становлении  человека. В эти годы закладываются основы нравственности, формируется первоначальное представление об окружающем, воспитываются патриотические чувства. Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, с его достопримечательностями, улицами, с известными людьми.

Многие события, факты не осознаются детьми в полной мере. Маленьким детям непонятны слова «страна», «патриотизм», «Родина». Но дошкольники получают ценные ориентиры на гражданственность, патриотизм, трудолюбие, здоровый ритм жизни. Начиная знакомство с малой Родины, дошкольники постепенно усваивают свою принадлежность к большой Родине – России.

Метод проектов, как показывает опыт, является наиболее эффективным в формировании системного подхода к развитию у детей дошкольного возраста любви к родному краю.

Цель проекта:

Формирование первоначальных представлений о родном городе и микрорайоне, как о своей малой Родине.

Побудить интерес к изучению города и микрорайона у воспитанников детского сада и их родителей.

Воспитывать любовь и трепетное отношение к ценностям семьи, детского сада, родного города.

Задачи проекта:

Формировать  представления об истории возникновения города Химки и микрорайона Левобережный.

Развивать познавательный интерес к жизнедеятельности микрорайона Левобережный.  

Формировать  представления о достопримечательностях города Химки и микрорайона.

Расширять знания о культурной жизни жителей района.

Воспитывать чувство гордости за себя и жителей микрорайона.

Воспитывать умение видеть красоту родного края и города, радоваться ей.Формировать чувства близости к природе и сопереживания всему живому, заботы и бережного отношения к природе.

Способствовать формированию желания участвовать в общественных мероприятиях, направленных на благоустройство  двора, территории группы, улиц родного города.

Способствовать сплочению детского коллектива через совместную продуктивную деятельность.

Развивать двигательную активность детей, воспитывать организованность, дисциплинированность.

Предполагаемый результат проекта:

Повышение детской и взрослой компетенции в нравственно – патриотическом воспитании.

Обогащение знаний детей об истории города и его культурных ценностях. Формирование интереса к изучению города и микрорайона.

Формирование умения составлять рассказы о своем родном районе, умения делиться впечатлениями о прогулках по району.

Знание местоположения и названий улиц микрорайона, домашнего адреса.

Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.

Формирование основ заботливого отношения к родным и близким людям, младшим сверстникам и старшему поколению.

Формирование  представления о необходимости бережного и созидательного отношения к природе через различные виды деятельности.

Предполагаемый продукт проекта:

Разработанное методическое и дидактическое сопровождение по проекту «Город, в котором мы живем».

Оформление фотоальбома «Левобережный,  вчера и сегодня».

Оформление карты «Мой микрорайон».

Продуктивная деятельность детей.

Взаимодействие с родителями:

Консультация для родителей о теме, целях, содержании проекта.

Консультация для родителей «Город, в котором мы живем».

Консультация для родителей «История моего города».

Памятки для родителей: «Как знакомить детей с городом?»

Привлечение родителей к участию в воспитательном процессе на основе педагогического сотрудничества.

Родительское собрание «Воспитание любви к родному городу».

Содержание проекта:

I этап - подготовительный

Постановка целей, задач, определение содержания проекта, прогнозирование результата.

Изучение методической, энциклопедической литературы, интернет ресурсов.

Подготовка материалов для организации  деятельности  всех участников проекта.Создание развивающей среды, с учетом возрастных особенностей детей: дидактические игры, материал для сюжетно-ролевых игр, иллюстративный материал и фотоальбомы.

Мониторинг знаний детей о родном городе и микрорайоне.

Анкетирование родителей по нравственно – патриотическому воспитанию.

II этап – основной

Реализация содержания проекта в работе с детьми.

Реализация содержания проекта в работе с родителями.

Информационно – педагогическая деятельность.

Совместная деятельность педагога, детей и родителей.

III этап - заключительный

Оформление фотоальбома «Левобережный - вчера и сегодня».

Оформление карты «Мой микрорайон».

Определение уровня познавательной активности и сформированности знаний в процессе реализации проекта «Город, в котором мы живем».

Родительское собрание «Воспитание любви к родному городу».

Планирование работы по реализации проекта «Город, в котором мы живем»

Познавательная деятельность:

Беседа «Мой город».

Цель: Расширять представления о родном городе, его улицах.

НОД «Посетим библиотеку».

Цель: Расширять представления о профессии библиотекарь, особенностях его работы. Формировать представления о том, что можно взять в библиотеке. Учить узнавать здание библиотеки на фотографиях.

«Эко - парк».

Цель: Расширять представления о родном городе. Способствовать формированию бережного отношения к природе.

«Моя семья».

Цель: Уточнить представления  детей о своих родственниках.

Воспитывать чувство уважения к людям старшего поколения.

НОД «Моя малая Родина»

Цель: Расширять  знания детей о родном городе - Химки, об основных достопримечательностях родного города, учить узнавать их на фотографиях.

Формировать представление о микрорайоне, в котором они живут. Формировать любовь и интерес к малой Родине.

НОД «История города Химки».

Цель: Дать представления об истории возникновения города Химки,  почему город получил такое название. Знакомить детей с фотографиями города Химки прошлых лет.

Продуктивная деятельность:

НОД  «Мой любимый детский сад».

Цель: Учить выполнять аппликацию детского сада, двухэтажное здание с окнами, опираясь на личный опыт. Закреплять умение работать с клеем.

НОД «Это мой город».

Цель: Продолжать формировать представления о родном микрорайоне. Закреплять знание названий улиц  микрорайона. Учить выполнять коллективную работу. Воспитывать чувство коллективизма, умение работать сообща.

НОД «Мой город любимый».

Цель: Расширять  знания детей о родном микрорайоне – Левобережный. Упражнять в назывании домашнего адреса. Формировать любовь и интерес к малой Родине. Развивать связную речь, логическое мышление, умение рисовать цветными карандашами.

Создание фотоальбома «Левобережный – вчера и сегодня»

Создание карты микрорайона Левобережный.

Коммуникативная деятельность:

НОД «Деревья в нашем парке».

Цель: Учить детей различать деревья и кусты по внешнему признаку.Закреплять название деревьев и кустов, их строение, внешние признаки.  Систематизировать представления о хвойных и лиственных деревьях. Воспитывать бережное отношение к природе.

П. Воронько «Лучше нет родного края».

З. Александрова «Родина».

С. Михалков «Моя улица».

Игровая деятельность:

Дидактические игры: «Что общее?», «Путешествие по Левобережному  району»,

«Сложи и назови»,«Продолжи пословицу», «Где я живу»,«Кто и  где работает?», «Собери картинку», «Узнай на фото», «Можно - нельзя».

Сюжетно-ролевые игры: «Моя семья», «Фотограф»,«Юный путешественник», «Экскурсия по городу», «В библиотеке», «В музее игрушек», «Наш детский сад».

Пальчиковые  игры: «В нашем городе», «Порисуем»,«Наш дом», «Люблю по городу шагать»,«Прогулка», «Осенние листья».

Физкультминутки: «Ветер тихо клен качает», «Утром рано мы встаем», «Подъемный кран», «Во дворе растёт подсолнух», «Мы по городу шагаем».

Экскурсия в парк «Эко – берег».

Музыкальная деятельность:

Слушание гимна города,  песен о городе Химки.

Критерии уровня познавательной активности и сформированности знаний в процессе реализации проекта «Город, в котором мы живем».

Для выявления познавательной активности и сформированности знаний о родном городе выделены следующие критерии и признаки:

-  овладение элементарными базовыми знаниями о своей малой Родине: название, местоположение, основные факты истории возникновения города, микрорайона.

-  знание домашнего адреса, названий улиц города, истории названий некоторых из них.

- Умение узнавать и называть интересные и красивые места микрорайона Левобережный, достопримечательности города Химки.

Уровни:

Высокий: Имеет представления  о городе Химки, микрорайоне Левобережный, умеет находить город на карте. Знает домашний адрес, названия улиц города, истории возникновения названий некоторых из них. Называет значимые исторические события. Узнает и называет интересные места и достопримечательности города. Проявляет познавательный интерес к изучению малой Родины, используют в речи пословицы, крылатые выражения. Умеет рассуждать и объяснять, имеет обширный словарный запас.

Средний:  Имеет представления  о городе Химки, микрорайоне Левобережный,  умеет находить город на карте, используя подсказки и наводящие вопросы воспитателя. Знает домашний адрес, названия улиц города. Узнает и называет достопримечательности города. Проявляет познавательный интерес к изучению малой Родины, после наводящих вопросов воспитателя. Затрудняется в назывании значимых исторических событий. Не использует в речи пословицы, крылатые выражения.Отвечая на поставленные вопросы, ответы дает без рассуждений и объяснений, речь с ограниченным запасом слов.

Низкий:  имеет поверхностные знания о родном городе, затрудняется отвечать на поставленные вопросы. Затрудняется в назывании  домашнего адреса, названий улиц города. Затрудняется в назывании значимых исторических событий.  Не использует в речи пословицы, крылатые выражения.Помощь педагога и вспомогательные вопросы не оказывают значимого влияния на ответы, дети часто отмалчиваются. Речь односложная, с ограниченным запасом слов.

Мониторинг уровня познавательной активности и сформированности знаний в процессе реализации проекта «Город, в котором мы живем».

В ходе реализации проекта предложенная нами система занятий, систематическое знакомство с городом Химки, малой Родиной микрорайоном Левобережный, значимыми местами, достопримечательностями, историческими событиями позволила повысить детскую и взрослую компетентность в нравственно-патриотическом воспитании.  Расширились знания  об истории города Химки и микрорайоне Левобережный.

В начале проекта у детей интерес к малой родине являлся ситуативным, эпизодическим. По мере реализации проекта прослеживалось развитие познавательного интереса, расширены знания о культурной жизни жителей района, развитие интереса к жизнедеятельности микрорайона и его достопримечательностям.

В ходе проекта родители ознакомились с актуальной и грамотной информацией, тесно взаимодействовали с педагогами по патриотическому воспитанию дошкольников, помогая заложить нравственные основы патриотических чувств детей.

Анализ результатов показал, что произошли значительные изменения в развитии познавательной активности детей в процессе реализации проекта.

Конспект занятия в ОО «Художественно – эстетическое развитие»

«Мой город любимый».

Цель: Расширять  знания детей о родном микрорайоне – Левобережный. Упражнять в назывании домашнего адреса. Формировать любовь и интерес к малой Родине.

Развивать связную речь, логическое мышление, умение рисовать цветными карандашами.

Ход занятия:

Воспитатель: Сегодня мы продолжаем  знакомиться с нашим  любимым городом.

Ребята, давайте вспомним, как называется город, в  котором мы живем? (Химки).

А как называется микрорайон, в котором мы живем?

Дети: Левобережный.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Микрорайон Левобережный наша малая Родина. В нашем микрорайоне много улиц. Давайте рассмотрим карту нашего микрорайона и найдем на ней все улицы.

Дети и воспитатель рассматривают карту микрорайона, находят улицы, называют их.

Воспитатель: Улицы нашего города красивые, зеленые, удобные, широкие. Дети давайте поговорим о том, что можно делать дома, на улицах города и чего делать нельзя. Я буду задавать вопрос, а вы будете отвечать молча, используя знак. Указательный палец верх - правильно, вниз - нет.

Проводится игра «Можно - нельзя».

Дети встают в круг.

  • Переходить улицу на красный свет.
  • Рвать цветы на клумбе.
  • Любоваться цветущей клумбой.
  • Сажать деревья и цветы.
  • Бросать фантики от конфет.
  • Переходить дорогу на зеленый свет светофора.
  • Кричать, шуметь в общественных местах.
  • Разговаривать в спокойном вежливом тоне.

Воспитатель: Предлагаю каждому из вас нарисовать вашу родную улицу, ваш родной дом.

Дома бывают разные:

Высокие и низкие,

Зеленые и красные

Далекие и близкие.

Панельные, кирпичные

Вроде бы обычные.

Полезные, прекрасные -

Дома бывают разные.

Проводится пальчиковая игра «Порисуем»

Раз, два, три, (Пальцы сжаты в кулаки, показывать цифры)

Четыре, пять, (поочередно разгибая пальцы)

Будем вместе рисовать (Вращение кистей рук в одну сторону)

Порисуйте вместе с нами: (Вращение кистей рук в другую сторону)

Домик - папе, домик - маме, (Показ домика из пальцев)

Этот домик для тебя (Показ указ. пальцев, поднятых вверх - труба домика)

Этот домик для меня (Показ мизинцев, поднятых вверх - маленькая труба)

Нарисуем сад вокруг.

В нем деревья там и тут (Показ деревьев из растопыренных пальцев).

В сад пойдем мы погулять

И начнем игру опять. (Движение пальчиками по столу «ходьба»)

Воспитатель напоминает детям, как рисовать дома, на что обратить внимание. Дети переходят к продуктивной деятельности.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Какие разные у всех получились улицы и дома, но все вместе они составляют нашу малую Родину, наш родной микрорайон.

Воспитатель благодарит детей за интересную беседу. Проводится выставка детского творчества «Мой город любимый».

Конспект занятия в ОО «Художественно – эстетическое развитие»

«Это мой город».

Цель: Продолжать формировать представления о родном микрорайоне. Закреплять знание названий улиц  микрорайона. Учить выполнять коллективную работу. Воспитывать чувство коллективизма, умение работать сообща.

Ход занятия:

Воспитатель проводит организационный момент.

Воспитатель: Ребята, в какой стране мы живем? (В России). Россия - это наша большая Родина, это то, что объединяет всех людей, живущих в одной стране. Мы все россияне, все говорим на одном языке. Мы горячо любим свою Родину. А как называется микрорайон, в котором мы живем?

Дети: Левобережный.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Микрорайон Левобережный наша малая Родина.

Для России наш город частица,

А для нас он – родительский дом.

И мы рады, что можем гордиться

Малой Родиной, где мы живем.

Давайте еще раз рассмотрим карту нашего микрорайона и найдем на ней все улицы.

Дети и воспитатель рассматривают карту микрорайона, находят улицы, называют их.

Воспитатель показывает детям карту микрорайона с расположенными на ней  дорогами, зданиями.

Воспитатель: Ребята, в нашем микрорайоне много зелени. Давайте приклеим деревья на карту микрорайона. Но сначала вспомним, из каких частей состоит дерево?

Дети: Ствол, листва.

Воспитатель: Какие деревья растут в нашем микрорайоне?

Дети: Тополь, клен, береза, дуб, рябина, сосна, лиственница.

Проводится физкультминутка «Ветер тихо клен качает».

Ветер тихо клен качает,

Вправо, влево наклоняет:

Раз - наклон и два - наклон,

Зашумел листвою клен.

Воспитатель предлагает вспомнить, где растут деревья. Дети переходят к совместной продуктивной деятельности.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы отлично поработали. Посмотрите, какая замечательная карта микрорайона у нас получилась.

Мы живем, мы растем

В нашем городе родном.

Для кого-то он большой,

А для нас - огромный!

Пусть живет! Пусть растет!

Городок наш скромный!

Воспитатель благодарит детей за работу. Дети переходят к самостоятельной игровой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-творческий проект во второй младшей группе «Домашние животные»

Цель проекта:обогатить знания детей о домашних животных.Дать детям представление о домашних животных и их детёнышах, их внешнем виде, повадках, роли животных в жизни человека.Позна...

Познавательно - творческий проект во второй младшей группе на тему: «Ложки».

Познавательно - творческий проект во второй младшей группе на тему: «Ложки»....

Познавательно-творческий проект во второй младшей группе « Здравствуй, гостья- зима!»

Зима – это самое любимое время года для многих ребят, ведь она готовит столько забав и развлечений. Природа является неотъемлемой частью окружающей ребенка жизни, которая привлекает внимание, пр...

Краткосрочный познавательно - творческий проект во второй младшей группе «Пингвиненок»: «Неделя здоровья»

Здоровье современных детей привлекает к себе все более пристальное внимание. Наши дети очень много времени проводят за компьютером, у телевизора, с телефоном; они очень мало двигаются, мало гуляют; оч...

Познавательно-творческий проект во второй младшей группе «Осенние истории»

Воспитатель: Сидоренко Елена ЕвгеньевнаВид проекта: познавательно-творческийПродолжительность: краткосрочный (2 недели и 3 дня)Участники проекта: дети младшей группы, родители, воспитатели.Возраст дет...

«Золотая осень» познавательно-творческий проект во второй младшей группе

laquo;Золотая осень» познавательно-творческий проект во второй младшей группе  "Мир, окружающий ребёнка, – это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений,...