Проект " Валенки"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Козлятина Юлия Сергеевна

Проект для подготовительной группы " Валенки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon valenki.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

Аннотация        3

Актуальность, цель и задачи проекта        4

Этапы реализации проекта        5

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ        7


Аннотация

В предлагаемых материалах представлен проект, направленный на ознакомление детей с историей возникновения валенок.

Знакомясь с историей возникновения этой обуви, дети узнали, как её изготавливают. Как она называлась в разных регионах России.

Теоретическая значимость проекта заключается в исследовании вопросов через различные источники информации (специальная литература, энциклопедии,  интернет-ресурсы, подбор видео, иллюстраций) и форм работы с детьми и родителями (познавательные занятия, беседы, просмотр видео – и иллюстративных материалов, мастер-классы, досуги).

Практическая значимость определяется тем, что отобран и систематизирован материал по данной теме для дальнейшего практического использования в дошкольном образовательном учреждении.

Проект может быть реализован на базе любого дошкольного образовательного учреждения общеразвивающего вида.


Актуальность, цель и задачи проекта

Мир предметов, окружающий нас, с каждым днём пополняется и расширяется. В своей стремительной повседневной жизни мы не всегда можем остановиться и задать себе вопрос: «Когда и где это появилось? Почему так называется?»

Говорят: «Валенки – это Россия, а Россия – это Валенки». В ряду национальных символов России: матрешка, гармошка, икра, валенки занимают почетное место. Какое хорошее, простое, какое русское слово – валенки! Валенки – это символ подлинной России с её широкой душой и бескрайними просторами. Это уникальная (без начала, без конца, без шва, без рубца) обувь издавна любимая всеми, независимо от чина и сословия.

Проект «Сибирские валенки» создавался в подготовительной группе «Солнышко». В ходе этого проекта педагоги знакомили детей с историей возникновения валенок.

Тема проекта - знакомство детей с историей возникновения и изготовления валенок.         Данный проект направлен на развитие и поддержание познавательной активности детей.

Актуальность: Известно, что совместный труд, совместная работа сближают детей и взрослых, делают их общение более плодотворным, интересным. У многих детей нет возможности познакомиться с русским национальным костюмом, посетить музей, выставку по прикладному искусству, а у родителей не хватает времени, чтобы передать ребенку свои знания, связанные с истоками народного творчества. Реализация проекта направлена на то, чтобы заинтересовать родителей в сохранении народных традиций и передаче их новому поколению

         Проблема: Проанализировав уровень знаний детей о народном промысле изготовления валенок, пришли к выводу, что он недостаточно сформирован. Данные наблюдения помогли разработать педагогический проект «Сибирский  валенок», который знакомит детей с историей катания валенок.

Цель проекта: расширить кругозор детей в вопросах  истории возникновения и технологии изготовления валенок. Формирование у детей знаний о народной культуре, приобщение к ценностям семейных и национальных традиций русского народа.

Задачи:

  • познакомить детей с историей возникновения валенок;
  • развивать творческие способности, умение общаться друг с другом;
  • развивать интерес к русской народной песне и её жанровому разнообразию;
  • познакомить детей с новыми элементами русского танца.
  • Развивать интерес детей к народному быту, к русской музыкальной культуре;
  • Познакомить детей с историей традиционной русской обуви – валенок;
  • Развивать и обогащать речь дошкольника, его эрудицию и интеллект, творческой потенциал, коммуникативные навыки, физические качества;
  • Формировать у детей потребность получать новые знания об истории народного костюма;
  • Поддерживать у детей и родителей потребность в совместной творческой деятельности.

        Тип проекта: информационно-познавательный

        Методы, средства, формы проекта:  музыкальные занятия, занятия по изобразительной деятельности; беседы; объяснения; развлечение. Практические: разучивание песен, стихов, пословиц и поговорок, музыкально-ритмических движений, танцев, игр.

Участники проекта: дети, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.

Сроки реализации проекта: краткосрочный.


Этапы реализации проекта

Подготовительный этап:

  • подбор информативного материала об истории возникновения валенок;
  • сделать презентацию о технологии изготовления валенок;
  • найти видео-выступление певцов и танцевальных коллективов с исполнением русских народных песен и танцев;
  • подбор частушек, стихов, загадок, пословиц о валенках.
  • Выбор темы изучения в соответствии с интересом и возможностями детей.
  • Отбор необходимого исторического, литературного, музыкального, иллюстративного и другого материала по теме.
  • Написание конспектов бесед, праздников, досугов.

Основной этап:

Работа с детьми.

  1. Познавательные занятия с детьми:
  • «Русская народная песня и частушки»;
  • «Русский народный танец».

На музыкальных занятиях дети смотрят  видеозаписи исполнителей народных песен, а так же выступления танцевальных коллективов (русские народные танцы, пляски).

  •   Подбор информации в книгах, журналах, в интернете. Заучивание стихотворений, разучивание песен.

Работа с родителями

  • Заучивание пословиц и поговорок.
  • Рассказы родителей, родственников: «Как мы жили, что носили», «Что носили наши бабушки и дедушки», «Как катают валенки».
  • Украшение валенок родителями и детей.
  • Изготовление «Дизайнерских валенок».

Продуктивная деятельность: ИЗО – «Русские валенки» украшение силуэта валенка снежинками. Раскраски «Чудо- валенок»

Игровая деятельность: Игры на свежем воздухе: «Метание валенка» «Зимний боулинг» «Чья команда быстрее соберет валенки» «Хоккей валенками»

Познавательная деятельность: Беседа, рассматривание разных видов валенок. Тематические занятия по ознакомлению с народным промыслом валяния валенок.

Создание выставки в ДОУ, разработка содержания занятий с детьми: «Сибирский валенок» Проведение занятий с детьми совместно с библиотекой №17, организация совместного развлечения

Обобщающий этап:

Результатом работы над проектом стало проведение досуга с родителями «Праздник сибирского валенка». Дети  проявили творческие и музыкальные способности в танцах и песнях. Ловкость и быстроту реакции в играх с валенками. Семейное мастерство и дизайн были продемонстрированы в конкурсе «Лучшие дизайнерские валенки». У дошкольников сформировались знания об истории русского валенка, материалах, инструментах, необходимых для его изготовления. У детей развивается познавательный интерес к истории, национальным традициям. Родители активно вовлечены в совместную с детьми познавательно-творческую деятельность, в образовательный процесс ДОУ.

СЦЕНАРИЙ РАЗВЛЕЧЕНИЯ «ПРАЗДНИК СИБИРСКОГО ВАЛЕНКА»

Задачи:

 - приобщить детей к традициям русской народной культуры;

- рассказать, когда появились валенки, из чего и как их делают;

- разучить с детьми стихи, частушки, загадки;

- активизировать в речи пословицы и поговорки;

- развивать танцевальные навыки  в импровизированных плясках;

- развивать двигательные навыки, ловкость, выносливость;

- создать радостное настроение.

Оборудование: валенки (по количеству детей); кегли (для игры в городки); снежки из мягкой ткани, спортивные ориентиры и стойки (для игр), эскизы валенок из картона (для конкурса).

Звучит русская народная песня «Светит месяц», дети входят в зал.

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости! Сегодня у нас праздник, а какой, отгадайте сами:

Знает взрослый человек, знает даже маленький.

Чтоб зимою не болеть, надевают… (валенки)

Правильно, сегодня мы решили устроить праздник сибирского  валенка. Впервые валенки появились в Сибири, и называли их пимами. Валенки делают вручную. Ребята, из чего делают валенки?

Дети: Из овечьей шерсти.

Ведущий: Правильно. У каждого мастера был свой секрет технологии изготовления валенок. Валенки были дорогие. Хорошо, если в доме была одна пара валенок на всех – тогда их носили по старшинству. А семью, в которой валенки носили все её члены, считали обеспеченной, богатой. А парень, у которого были валенки, считался завидным женихом.  Даже императрицы и придворные дамы носили валенки под бальными платьями. Валенки – удобная обувь. А почему, ребята?

Дети: Потому что в них тепло зимой, не страшны морозы и метели.

Ребёнок:  У кого там хмурый вид,

Музыка у нас звучит.

Я грустить не разрешаю,

Поиграть всех приглашаю!

ИГРА «ПЕРЕДАЙ ВАЛЕНОК» Дети встают в круг и под русскую народную песню передают один валенок друг другу. Когда песня перестаёт звучать, на середину выходит  тот, у кого остался валенок, и исполняет народный танец.

Ребёнок: Мы в Сибири живём,

Сушки, пряники жуём.

Для гостей сейчас частушки

Мы про валенки споём.

ИСПОЛНЯЮТСЯ ЧАСТУШКИ ПРО ВАЛЕНКИ

Ребёнок: Мы грустить не разрешаем,

Мы играть здесь начинаем!

ПРОВОДИТСЯ ИГРА «ПРОБЕГИ В ВАЛЕНКАХ ВОКРУГ СУГРОБА» Дети делятся на две команды. Каждой команде дают один валенок. Первые игроки команд одевают валенок и обегают «сугроб». Затем передают валенок следующему игроку из своей команды. Выигрывает та команда, все игроки которой быстрее обегут сугроб.

Ведущий: Ну а сейчас проверим, кто знает пословица про валенки.

ПОСЛОВИЦЫ:

С умного по шерстинки – дураку на валенки.

Сани и валенки готовь с лета.

Простой, как сибирский валенок.

Кто раньше встал, тот и валенок надел.

Без шубы и валенок зима без конца.

Ведущий: А сейчас игра «Городки». Только кегли мы будем сбивать не битой, а валенком.

ПРОВОДИТСЯ ИГРА «ГОРОДКИ».  Задача игроков – сбить валенком кегли.

ПРОВОДИТСЯ ИГРА «ВАЛЕНКОБОЛ»  Набирают две команды. В каждой по три человека: 2 игрока и 1 вратарь. Задача игроков – забросить снежки в ворота соперника. Вратарь защищает ворота  с помощью валенка.

Ведущий: В наши дни валенки бывают разных форм и расцветок: чёрные, серые, расписные, короткие, высокие, с каблуком. Модельеры превращают их в произведение искусства. Валенки бывают в клеточку, полосочку, горошек, цветочек, со снежинками. Я предлагаю вам принять участие в конкурсе дизайнеров и самим украсить свои валенки.

ПРОВОДИТСЯ  КОНКУРС «ДИЗАЙНЕРСКИЕ ВАЛЕНКИ» Родители и дети рассматривают дизайнерские валенки на выставке, путем голосования выбирается победитель!

Ведущий: Вот и закончился наш праздник. Мы надеемся, что валенки останутся самой любимой обувью для зимы у детей и взрослых.

Пословицы, загадки и частушки про валенки

Загадки

Не ботинки, не сапожки,

Но их тоже носят ножки.

В них мы бегаем зимой

Утром – в школу,

Днём – домой.

Знает взрослый человек,

Знает даже маленький.

Чтоб зимою не болеть

Надевают………..

Тёплые, удобные

Ноги согревают,

Долго, долго по сугробам

Ходить позволяют?

Не ботинки, не сапожки,

Но их тоже носят ножки

В них мы бегаем зимой,

Утром – в садик,

Днём – домой!

Пословицы

С умного по шерстинке – дураку валенки.

Сани и валенки готовь с лета.

Прост, как сибирский валенок.

Кто раньше встал, тот и валенки одел.

Пословицы с валенками:

Простые избы деревень, окошки и завалинки.
На перекошенный плетень, старик повесил валенки.
Просушит валенки старик, потом оденет снова.
Он с ними сжился, к ним привык, сам крепкий и здоровый.
А как по снегу, да зимой, крестьянину в пургу?
Дойти сугробами домой, не утонув в снегу?
В селе без них ни как нельзя, колхознику в дорогу.
Носите валенки,- друзья, как дед, - на босу ногу!

Частушки

Сидя на завалинке

Подшивал дед валенки.

К нему бабка подошла

Дедка бросил все дела.

На окошке два цветочка

Голубой да аленький,

Я возьму да променяю

Сапоги на валенки.

Я частушки пропою

Про пимы да валенки

Гармонист мне подыграет

Сидя у завалинки.

А мне милый подарил

Пимы – самокаты,

Каждый вечер провожал

Он меня до хаты.

Эх, кто к нам идет

Широко шагает,

Рыжи валенки одел,

Чего–то воображает.

Мы не знаем как у вас

А у нас на даче,

Ходит в валенках народ

И не как иначе!

Глазки я свои накрашу

Губки ярко подведу,

Новы валенки обую

На свидание пойду.

Огонек в глазах сверкает

Знать душою молода!

В валенках зимой гуляю

Не берут меня года.

Хорошо гармонь играет

Душу рвет на части,

Я как валенки куплю

Забуду все несчастья.

Буду в валенках плясать

Это очень просто

Буду, девочки, гулять

Лет до девяносто.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация праздника "Валенки, валенки - красивые да ладненькие!"

Презентация праздника  о валенках, выставку поделок из валенок . Направлен на формирование  представления детей с бытом и традициями русского народа на развитие творческой и познавательной а...

Проект Валенки- символ зимы

Проект«Валенки - символ зимы»Теплые удобные валенки мои.Сделаны из шерсти, мех у них внутри.Я надену валенки, в лес пойду гулять.Буду я с ребятами в них в снежки играть.Крики раз...

Исследовательский проект "Валенки, да валенки"

Исследовательский проект "Валенки, да валенки"...

Творческий проект "Валенки для Шарика"

Творческий проект "Валенки для Шарика" . В проекте охвачены все виды образовательной деятельности.  Созданы благоприятные условия для его реализации....

Детский исследовательский проект "Валенки, валенки не подшиты стареньки" с детьми младшей группы

Детский исследовательский проект "Валенки, валенки не подшиты стареньки" с детьми младшей группы...

Образовательный проект «Валенки, валенки - красивые, да ладненькие...»

  Каждый человек с «материнским молоком» впитывает культуру своего народа, которая становится неотъемлемой частью его души, началом, порождающим духовное становление личности. ...

Проект "Валенки"

Формирование у детей знаний о народной культуре, приобщение к ценностям семейных и национальных традиций русского народа....