Удивительные свойства воздуха
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Безрукова Елена Николаевна

Предварительный просмотр:

Экспериментальная деятельность.

Конспект непосредственно организованной образовательной 

деятельности с детьми старшей группы.

Тема«Удивительные свойства воздуха».

Образовательная область«Познавательное развитие» (интеграция с образовательными областями «Речевое развитие»«Социально-коммуникативное развитие»).

Цель: Формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие

интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.

Задачи:

1. Развивать исследовательские способности детей через опыты и эксперименты.

2.Расширять знания детей о свойствах воздуха: невидим, прозрачный, воздух движется, воздух легче воды.

3. Развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность.

4. Расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений.

5. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

6. Дать детям элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья.

Словарная работа.

Обогатить словарь детей словами: атмосфера, лаборатория, опыты,

эксперименты.

Методы и приемы: постановка проблемного вопроса, беседа, рассказ

воспитателя, игры-исследования, опыты.

Технические средства обучения: компьютер, проектор, экран, слайды.

Оборудование:  полиэтиленовые мешочки, стаканчики с водой, коктейльные трубочки, бумажные салфетки, веера, мыльные пузыри, кораблики, тазики для моря,  апельсин, белые халаты.

(Все по количеству детей.)

мини – лаборатория.

Ход занятия

В - ребята,   поприветствуем друг друга:

    Встанем рядышком по кругу,

Улыбнемся мы друг другу!

- Если каждый улыбнется

Утро доброе начнется!

Давайте поздороваемся

Д. -Доброе утро!

Посмотрите, какое послание я получила сегодня на почту.

1 СЛАЙД инопланетяне.

Ин. – Здравствуйте, Земляне! Мы прилетели к вам, чтобы узнать, что есть на вашей планете такого, без чего невозможно жить. И почему ваши космонавты, прилетая к нам в гости, никогда не снимают скафандры.

В. – Что же это такое, ребята?

Мы его не замечаем,
     Мы о нём не говорим.
    Просто мы его вдыхаем –
    Он ведь нам необходим…
    (Воздух)

Д.- Воздух.

В. - Конечно же, это воздух.

- А как вы думаете, что такое воздух?

Д. - воздухом мы дышим

В. -  Правильно, воздух – это то, чем мы с вами дышим. И сегодня мы расскажем о воздухе вокруг нас гостям с другой планеты.

Присаживаемся на стулья.

2 Слайд (земля, атмосфера вокруг земли)

- Наша планета Земля окружена со всех сторон толстым слоем воздуха.

- Воздух - это удивительная оболочка вокруг Земли – называется атмосфера.

Слово атмосфера произошло от греческих слов атмос  – воздух, сфера – шар.

- Воздух необходим для жизни и человеку, и животным, и растениям.

- А вы знаете, что без воды и еды человек может прожить несколько дней, а без воздуха всего несколько минут.

3 Слайд (водолаз, космонавт)

Вот поэтому водолазы, когда собираются нырять, глубоко под воду, и

космонавты, когда отправляются в полет, берут с собой запасы воздуха в

специальных баллонах.

Для того,   чтобы изучить воздух вокруг нас, мы с вами превратимся в ученных и пройдем в лабораторию.

- Ребята, а вы знаете, что такое лаборатория?

Д.- ответы

В. - Лаборатория – это место, где ученные проводят различные опыты и

эксперименты.

- В лаборатории надо соблюдать определенные правила: не мешать друг

другу, работать аккуратно, громко не разговаривать.

- В лаборатории все должно быть чисто, стерильно, поэтому мы все сегодня надели  белые халаты и похожи на настоящих ученных.

Я буду руководителем научной группы, а вы, моими помощниками.

В. -  Приглашаю вас в нашу лабораторию «Хочу все знать», чтоб исследовать воздух.

Эксперимент мы проведем – воздух мы везде найдем!

 

Опыт 1 «Поймать воздух»

В. -  Скажите ребята, вы видите воздух вокруг нас?

Д. -  Нет, не видим.

В. - Раз мы его не видим, значит, какой воздух?

Д. - Воздух невидимый, прозрачный.

В. - Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?

Д. -  хотим!

В. -  Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нем?

Д. -  В пакете ничего нет, он пустой.

В. - Давайте наберем в пакет воздух и закрутим его. Что случилось с пакетом?

Д. -  пакет стал толстый. Он полон воздуха и похож на подушку.

В. - А вы видите воздух?

Д. -  нет (воздух он невидимый)

В. -  а вы видите свою руку?

Д. -  Да

В. -  значит какой воздух?

Д. -  воздух прозрачный.

В. - пакет развяжем и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким,

почему? (нет воздуха, вышел)

- Какой мы можем сделать вывод?

Вывод: Воздух прозрачный, невидимый, чтобы увидеть воздух его надо

поймать и поместить в оболочку.

Опыт 2 «Воздух внутри нас»

В. -  Как вы думаете, воздух есть внутри нас?

- Возьмите трубочки, поставьте их в стаканчики с водой и подуйте, что

происходит?

- Пузыри воздуха поднимаются наверх, воздух легче воды.

Д. -Мы выдыхаем воздух и в воде появляются пузыри. Значит, внутри нас есть воздух.

В. -  А сейчас попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите

дыхание. Долго человек может не дышать?

Д. -  Нет, без воздуха человек умрет.

В. - Какой вывод можно сделать?

Вывод: Человек не может жить без воздуха.

В. - А еще, какие пузыри мы можем пускать?

Д. - Мыльные пузыри.

Опыт 3 «Игра с пузырями»

(на столике стоят мыльные пузыри)

Дети берут мыльные пузыри и выходят из-за стола, встают в круг.

В. - Если дунуть посильней,

 Будет много пузырей

12345 ни за что их не поймать.

Откроем баночки и надуем по одному пузырю.

В каждом пузыре есть воздух. Мыльная пленка наполняется воздухом и

отрывается от петельки, легкие воздушные пузыри летают.

Игра с мыльными пузырями.

В. - Вернемся  в лабораторию.

В. -  Ребята, когда мы вдыхаем и выдыхаем, мы видим воздух?

Д. -  нет

Опыт 4 (С бумажной салфеткой)

В. -  Возьмите салфетки, вдох  через нос,  выдох на салфетку.

Что вы видите?

Д. -  салфетка шевелится.

В. -  При выдохе, образуется движение воздуха, и салфетка приходит в

движение.

Вывод: Ветер – движение воздуха, воздух движет предметы.

Опыт 5 (с веером)

В. -  Давайте устроим ветер с помощью веера.

Возьмите веера, помашите на себя, теперь на соседа. Что вы чувствуете?

Д. - Ветерок ощущаем.

Вывод: воздух не видим, но ощущаем.

Опыт 6 (с корабликами)

(на столе стоят тазики с водой, кораблики из пенопласта (можно из винных пробок)  по количеству детей)

В. -  А хотите устроить настоящий ветерок? Подходите ко мне. Возьмите

кораблики и пустите на воду. Дуем на кораблики, ветерок созданный

потоком воздуха из груди раздувает паруса и кораблик плывет. Дети играют.

В. - Ветер по морю гуляет

  И кораблик подгоняет

  Он бежит себе в волнах

  На раздутых парусах.

Ветер очень изменчивый, не постоянный, он может приносить пользу и вред.

Давайте присядем, я вам буду показывать картинки, рассмотрите их и

объясните, когда ветер бывает хорошим, а когда плохим.

(Слайды)

1. Парусник в море

Д – Ветер хороший, потому что он надувает паруса, помогает кораблю плыть.

2. Шторм

Д – Ветер плохой, потому что он поднимает большие волны и переворачивает корабли.

3. Одуванчик

Д – ветер хороший, потому что он разносит семена растений.

4. Лесной пожар

Ветер плохой, потому что он раздувает лесной пожар.

В - молодцы, а теперь в лабораторию.

Опыт 7 (воздух не имеет запаха)

(контейнер с апельсином)

В. - А имеет ли воздух запах? Как вы думаете?

Д. - нет

В. - А теперь закройте глаза (в-ль подносит к детям разрезанный апельсин)

Чем пахнет?

Д. - Апельсинами.

В. - Так воздух имеет запах или нет?

Д-Дети в замешательстве.

В. -А чем пахнет в пекарне?

Д. - Хлебом.

В. - А в аптеке?

Д. - Лекарствами.

В. - Воздух имеет свойство переносить запахи.

В. - Воздух есть везде: и в группе, и у нас дома, и на улице. Какого цвета воздух?

Д.-  Воздух бесцветный

В. -  Вдохните ртом воздух. Попробуйте,  какой вкус у воздуха?

Д. -  Воздух безвкусный.

В. -  Вдохните носом воздух. Какой у него запах?

Д. -  Воздух без запаха.

В.-  Какой вывод мы делаем?

Вывод: чистый воздух не имеет цвета, запаха, вкуса.

В. -  Молодцы ребята. Как вы думаете, мы понятно объяснили инопланетянам, что такое воздух?

Д. – ответы

В. – Давайте, послушаем, что скажут наши гости.

Слайд инопланетяне

Ин. – Спасибо, теперь мы знаем, что на вашей планете есть удивительный воздух. Берегите его, земляне.

Вам понравилось работать в лаборатории?

Д. - ответы

В. - А какие опыты понравились больше?

Д.- ответы

В.- На этом наши исследования закончены, оставим нашу лабораторию и займем наши места.

Слайд (природа)

В. -  Здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и от того, чем он дышит, каким воздухом.

Отличается ли воздух, которым мы дышим в городе от воздуха в лесу? Почему?

Д. -  Много деревьев

В. -  Деревья работают как пылесосы. Они очищают воздух. Зеленые листья всасывают пыль и грязь из воздуха. Чем больше растений вокруг, тем чище воздух, тем он полезнее для человека и его здоровья.

Слайд (заводы, фабрики)

В. -  Ребята, посмотрите, что происходит с воздухом.

Д. - Воздух загрязняют заводы, фабрики, машины загрязняют выхлопными газами, лесные пожары, люди загрязняют воздух,  устраивая различные свалки.

В. -  А сейчас, юные исследователи, давайте подумаем;

- Мы можем позаботиться о чистоте воздуха?

Д. -  Да, можем позаботиться.

Д. -  Не жечь костры, не мусорить, посадить как можно больше цветов и деревьев, потому что они очищают воздух, выделяют кислород. Надо заботиться о чистоте воздуха и не загрязнять его.

В. -  Нужно беречь нашу планету Земля.

В. -  Уважаемые ученные, вы все прекрасно потрудились в лаборатории и узнали много нового и полезного о воздухе, и я хочу вручить вам медали «Юный исследователь».

Вручение медалей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Удивительные свойства воздуха"

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей 6 года жизни «Удивительные свойства воздуха», область «Познание». Занятие построено на основе элементарных опытов. Интеграция областей «...

конспект занятия "Удивительные свойства воздуха"

Способствоать обагащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представлений  о значимости воздуха в жизни человека, животных, растенийПродолжать знакомить со свойствами возд...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности в старшей логопедической группе «Удивительные свойства воздуха», область «Познание».

Конспект непосредственно - образовательной деятельности в старшей логопедической группе «Удивительные свойства воздуха»,область «Познание».Деятельность  построена на основе элементарных опыт...

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Удивительные свойства воздуха"

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Удивительные свойства воздуха».Образовательные области: «Познание», «Коммуникация»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по экспериментально-познавательной деятельности в подготовительной группе"Удивительные свойства воздуха".

Здесь вы найдёте конспект занятия экспериментально-познавательной деятельности в подготовительной группе....

Конспект занятия по экспериментально-познавательной деятельности в подготовительной группе «Удивительные свойства воздуха»

С помощью исследовательской деятельности детей определить свойства воздуха и роль воздуха в жизни людей. ...