Конспект непосредственно - образовательной деятельности в старшей логопедической группе «Удивительные свойства воздуха», область «Познание».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Данилова Светлана Васильевна

Конспект непосредственно - образовательной деятельности в старшей логопедической группе

 

«Удивительные свойства воздуха»,

область «Познание».

Деятельность  построена на основе элементарных опытов.

Интеграция областей

«Коммуникация», «Безопасность», «Здоровье»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 9 «ЧЕБУРАШКА» ГОРОДА ЮЖНО-САХАЛИНСКА

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей логопедической группе

«Удивительные свойства воздуха»,

область «Познание».

Деятельность  построена на основе элементарных опытов.

Интеграция областей

«Коммуникация», «Безопасность», «Здоровье»

Выполнила: Ульянова Светлана Васильевна

Воспитатель высшей квалификационной категории

2013г.

              Программное содержание:

уточнить и расширить знания детей о воздухе; дать детям знания о том, что воздух – это не «невидимка», а реально существующий газ, условие жизни всех живых существ на земле, развивать познавательную активность в процессе экспериментирования

познакомить детей со способами обнаружения воздуха;

расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека;

помочь детям понять, что загрязнение воздуха влияет на здоровье человека

закрепить правила безопасности при экспериментировании;

 активизировать речь и обогащать словарь;

создать доброжелательный настрой.

Воспитывать интерес к окружающей жизни, любознательность, желание беречь её.

Предварительная работа:

Материал: на каждого ребёнка – камень, емкость с водой и трубочка, стакан, пакет,  киндеры   с разными запахами (духи, лимон, лук, апельсин, чеснок), воздушный шарик, «водолазы», салфетки;  

Демонстрационный материал: мяч, стакан с водой и стакан с минеральной водой, виноград; кусочек пластилина, ёмкость с водой, стакан, бутылка с шариком, горячая вода.

Предварительная работа: беседы и загадки о воздухе, воде и ветре; наблюдения, слушание А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»,  чтение рассказов «Воздух», «Смерч» Ю. Ефремова, «Ветер» М. Исаковского,

Словарная работа: лаборатория, учёные, газ, прозрачный, невидимый, бесцветный, упругий.

 

         

Дети заходят в группу, встают полукругом.

Воспитатель: Ребята, к нам  пришли гости, давайте поздороваемся. (дети здороваются).

- Сегодня, я шла в детский сад и думала: какую интересную игру приготовить для вас. Подхожу к калитке детского сада и вдруг вижу, она- то открывается, то закрывается. Подошла поближе: никого нет. А калитка всё равно- то откроется, то закроется…  

- Кто же её открывал? (ветер)

- А что такое ветер? (это движение воздуха).

- Правильно! А в помещении детского сада, группы есть воздух? (Да) А чтобы это доказать, превратимся в учёных и отправимся в лабораторию.  

(Дети превращаются в учёных – прикрепляются эмблемы)

- Скажите, пожалуйста, а что такое воздух? (воздух, это то, чем мы дышим)

 - А где есть воздух? (везде)

- А кто дышит воздухом? (люди, птицы, животные, насекомые, растения).

- А можно жить без воздуха? (ответы детей)

 - Почему? (ответы детей)

Давайте проверим, но сначала повторим правила безопасного поведения при экспериментировании:

Не толкай соседа во время работы.

Сначала посмотри, потом повтори.

Выполнил, на место положи.

Будь осторожен!

Опыт № 1

- Вдохните побольше воздуха и задержите дыхание, попробуйте не дышать. Достаточно.

- Какое было желание? (ответы детей). Значит, для чего нужен воздух? (чтобы дышать). Страшно даже подумать, что будет, если воздух вдруг исчезнет. Без воздуха мы просто погибнем.

Значит, воздух есть везде и жизнь без него не возможна.

- Возьмите в руки камень, сожмите его. Какой он на ощупь? (ответы детей - твёрдый) камень - это твердое тело. А можно ли взять в руки воздух  и сжать его? (ответы детей – нет)

- Значит можно сделать вывод, что воздух не  твердое тело.

- Посмотрите на  стакан с водой и рассмотрите воду. Что вы можете сказать о воде, какая она? (ответы детей). А что умеет делать вода? (ответы детей). Так что же такое вода? (ответы детей). Да, вода это жидкость. А воздух может течь, переливаться? (нет)

Значит можно сделать вывод, что воздух не  жидкость

  1. Можно ли попробовать воздух на вкус? (ответы детей). Лизните его. Какое свойства воздуха мы с вами откроем? (воздух не имеет вкуса)  

- А сейчас вдохните глубоко, что вы почувствовали? (Ничего).

Пахнет чем-нибудь воздух?

             Значит, какой вывод?  (Чистый воздух запаха не имеет). 

- Чем может пахнуть воздух? (свежестью после дождя, едой,  которая готовиться на кухне, дымом, если  горит костер, духами  и т.д.)

-  Предлагаю в этом убедиться.  В киндерах  были  вещества  с разными запахами. Я их убрала. Попробуйте по запаху  определить, что  в них  было.

Дети. У меня чеснок, у меня лимон, у меня пахнет духами и  т. д.

-  Какой мы можем сделать вывод?

Вывод: - Собственного запаха воздух не имеет. Абсолютно чистый воздух ни чем не пахнет. Запах ему придают окружающие его вещества.

- Итак, мы с вами выяснили, что воздух нельзя сжать, значит, он не твердое тело. Воздух не течет и не льется, его не пьют. Значит он не жидкость. Воздух, ребята, это смесь газов. Воздух - не видимый, прозрачный, бесцветный  и не имеет запаха. Вот наше первое открытие.

Но как же тогда его обнаружить?      

   - Продолжим наши исследования.

Опыт №2

- Когда вы выдыхаете, вы видите, сколько воздуха вы выдохнули? (ответы детей).  А хотите увидеть воздух? (Да).              

- Для этого подвиньте стакан с водой, опустите  конец соломинки в воду. Вдохните через нос, а выдохните через рот в трубочку, вставленную в стакан с водой, только осторожно. Что появилось в стакане? (пузырьки воздуха). Правильно, мы выдыхаем воздух, который в воде виден в виде пузырьков.

Вывод: чем больше мы вдохнем воздуха, тем больше пузырьков появится в стакане.

Воздух невидим. Как же нам его обнаружить?

Опыт 3  Возьмём полиэтиленовый пакет и начнем скручивать его с открытого края. Пакет становится выпуклым. Почему? (ответы детей) Делаем вывод: он наполнен воздухом, но мы его не видим. Воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать и поместить в оболочку.

Опыт 4 Подуем на ладонь. Что мы чувствуем? (ветерок, воздух движется) Делаем вывод: движение воздуха мы можем ощущать.

Опыт 3 (Воздух можно услышать.)

В. Предлагаю вам  услышать воздух. (фонограмма)

Но, прежде чем мы с вами будем выполнять следующие задание, нам надо размяться:

    ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:

Осторожно ветер за калитку вышел,         (руки вверх и махи руками вправо-влево)

Постучал в окошко, Пробежал по крыше, (постучать пальчиками по ладошке и перебирать пальчиками по рукам)                                                                                                                                        

Покачал тихонько Ветками черемух, (руки поднять вверх, махи руками вправо-влево)                                                                      

Пожурил за что-то Воробьев знакомых. (погрозить пальчиком)                                                                            

И, расправив гордо молодые крылья,

 Полетел куда-то  вперемешку с пылью.  (расправить руки и «полетать»)

Опыт 4                                                                                    

-  Давайте надуем шарики, где сейчас воздух? 

Дети:  он  внутри шариков.

В.  Чтобы услышать воздух,   спустите наши шарики  Что происходит?

Дети: воздух выходит из шарика и слышно шипение воздуха. 

В.  Возьмите музыкальные инструменты подуйте в них. Что мы слышим?  Дети. Звук. Мы выдыхаем струю воздуха,  воздух  дрожит, поэтому возникает звук.

Вывод: звук возникает, когда дрожит воздух,  и тогда мы можем его услышать.

- А теперь обратите внимание на этот предмет. Воспитатель показывает резиновый мяч. Что это? (мяч) - Какой удивительный предмет, он и в  речке не тонет и высоко скачет. Почему же он такой упругий, что у него внутри? (воздух). Правильно. Играть с мячом одно удовольствие.(Игра с мячом)

 Опыт 5  - Ребята, а как вы думаете, возможно ли опустить бумажного водолаза на дно тазика и не намочить его. (ответы детей). Хорошо, давайте проверим. Посмотрите  сначала. Я накрываю водолаза стаканом и опускаю на дно тазика.  Теперь поднимаю стакан и проверяю -  сухой мой водолаз или нет.  

- Что же помешало воде  намочить водолаза? (ответы детей - воздух в стакане)

- А что же произойдёт с водолазом, если наклонить стакан? (ответы детей - пузырьки воздуха выйдут, а его место займёт вода, он намокнет).

 А теперь попробуйте вы опустить своих водолазов.  Поставьте водолаза на воду. Опустим его на дно стаканчиком: переворачиваем стакан вверх дном, накрываем водолаза и медленно опускаем его в воду; стакан надо держать прямо, крепко держите стакан, иначе вода вытолкнет ее и ворвется на место воздуха. Тогда придется спасать размокшего водолаза. Что получается? Попадает ли вода в стакан (водолаз погружается вместе со стаканом. В стакане есть воздух, он не пускает туда воду)

Опыт №7

 Как вы думаете, что тяжелее вода или воздух? Проверим?

Посмотрите у меня на столе 2 стакана воды. Один стакан с простой водой, а второй стакан с минеральной газированной водой. На подносе лежит виноград. Я опускаю одну виноградинку в стакан с простой водой. Что происходит? (она тонет). А теперь я  опускаю виноградинку в стакан с газированной водой. Посмотрите, она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут - же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет.

Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не "выдохнется".  Этот принцип людьми используется в спасательных жилетах.

Пузырьки воздуха прилипают к виноградинке и делают ее легче, поэтому она всплывает. Значит воздух легче воды.

Вот как много мы с вами сделали открытий, давайте пройдем на стулья и еще раз вспомним все свойства воздуха.

(Садимся на стулья (презентация))  

Мы с вами сказали, что воздух нужен, чтобы дышать, а как вы думаете почему звери к зиме надевают тёплые пушистые шубки?( ответы )

В пушистых шубках между ворсинками больше воздуха, который сохраняет тепло.

Почему звери и птицы в сильный холод прячутся в снег? ( ответы )

Хоть снег и холодный, но между снежинками есть воздух. Этот воздух и защищает животных от холода.

Значит, воздух обладает ещё одним полезным свойством – сохранять тепло.

Поэтому в домах делают двойные рамы.

Люди научились использовать свойства воздуха в своих целях

(слайд)

Воздух надо беречь, чтобы охранять наше здоровье. Поэтому люди сажают много цветов, деревьев, которые выделяют кислород и делают воздух чище.

В. - Итак, что же такое ВОЗДУХ? (закрепление по схеме)

Дети: воздух - это газ, у которого нет  не  цвета, вкуса, запаха.

●Воздух окружает нас со всех сторон.

●Воздух можно услышать.

●Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим.

●Чистый воздух не имеет запаха ,  но может передавать запах предметов.

●Человек  может жить без воздуха.

 Ветер – это движение воздуха.

  Способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку.

● Воздух может двигать предметы.

● Воздух легче воды.

Ребята, вы молодцы, хорошо работали .

А я вам покажу еще один фокус:

На бутылку надевается шарик, бутылка ставиться в тазик и в него наливается горячая вода. Шарик начинает надуваться, потому что воздуху стало жарко и он выходит из бутылки. Значит:  теплый воздух поднимается вверх.

                                 

Предлагаю вам  дома рассказать  про  нашего  нового  знакомого  невидимку и поиграть с воздухом: надувать шарики, пускать кораблики в воду и самолетики в небо

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей логопедической группе. Образовательная область «Познание. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора». Тема "Посуда".

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей логопедической группе.Образовательная область «Познание. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора».Лексическая тема: «П...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности в старшей логопедической группе «Красавицы рыбки», область «Художественное творчество»».

Конспект непосредственно - образовательной деятельности в старшей логопедической группе «Красавицы рыбки»,область «Художественное творчество»».Интеграция областей«Коммуникация», «Безопасность», «...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе на тему «Свойства стекла»

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе на тему «Свойства стекла»...


 

Комментарии

Куадже Ася Шумафовна

Светлана Васильевна! Очень интересная тема. Голосую и за эту работу. Удачи!

Серегина Татьяна Сергеевна

Здравствуйте! Мы с Вами участвуем в одном конкурсе.Давайте поддержим друг друга.Я проголосовала за Вашу работу,а Вы проголосуйте за мои: "Растения Красной книги" и "Космос". Удачи!

Кожухова Людмила Борисовна

Работа логопеда всегда важна- путь ребенка в жизнь. Как он будет уговорить, писать зачастую зависит от вас. Спасибо за интересные упражнения. Голосую. Удачи. Посмотрите и мою работу.

Ширеторова Людмила Галсановна

Отличная работа!Голосую с удовольствием!Зайдите и ко мне на страничку!Буду рада узнать Ваше мнение!http://nsportal.ru/node/667020