Проект "Хлеб – всему голова"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Сухих Александра Германовна

Продолжительность проекта: 2 недели

Тип проекта: познавательно - исследовательский.

Вид проекта: краткосрочный.

Участники проекта: воспитатели, дети 5-6 лет, родители, музыкальный руководитель.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hleb_-_vsemu_golova.docx28.61 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект: желание детей узнать весь трудный и долгий путь хлеба от зернышка, колоска в поле и до его появления на полке в магазине и дома на столе. Чтобы помочь детям самим узнать весь этот путь, понять, что в хлебе заключён нелёгкий человеческий труд, вызвать у них бережное отношение к хлебу, и был разработан данный проект.

Цель: формирование у детей представления о ценности хлеба.

Задачи:

  • Для детей
  • формировать представление о труде, как ценности общества, о процессе производства хлеба (от зернышка в поле до каравая на столе);
  • закрепить знания о хлебе, как одном из величайших богатств на земле;
  • знакомить с пословицами и поговорками о хлебе;
  • расширять знания детей о профессиях, участвующих в выращивании и изготовлении хлеба; подвести детей к выводу о том, что получение хлеба - это результат труда людей разных профессий;
  • воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, которые выращивают хлеб;
  • дать детям представления о том, как выращивали хлеб в старину на Руси;
  • расширять представления детей о видах хлебобулочных изделий;
  • развивать познавательную активность через рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, при проведении игровой деятельности, через наблюдение за прорастанием пшеницы;
  • обогащать опыт слушания литературных произведений за счет книг по теме проекта;
  • развивать эмоциональную сферу ребенка, развивать у детей интерес и желание рисовать, лепить, делать аппликацию на предложенную тему;
  • развивать память, внимание, образное и логическое мышление
  • приучать детей уважать чужой труд, воспитывать у них трудолюбие и
  • терпение
  • Для педагогов:
  • найти для себя ответы на вопросы: что мы знаем, что мы хотим знать, где мы можем это узнать;
  • развивать интерес и самостоятельность детей в умении включаться в помощь взрослым при приготовлении теста и выпечки хлебобулочных изделий;
  • формировать систему представлений детей о приготовлении хлеба посредством экспериментальной деятельности «Мы - пекари», поддерживать детское любопытство, развивать умение включаться в коллективное исследование и обсуждение
  • побуждать детей при оформлении карт проекта к самостоятельному выбору способов изображения на основе освоенных технических приемов;
  • соблюдение санитарно-гигиенических норм при работе с продуктами при совместной продуктивной деятельности (замешивание тесто);
  • поддерживать естественный интерес и любознательность детей во время всего проекта;
  • приучать и себя и детей доводить начатое и порученное дело до конца;
  • обогащать свой кругозор и кругозор детей.
  • Для родителей:
  • продолжать приобщать родителей к сотрудничеству с воспитателями;
  • воспитывать у детей привычку культурного поведения в магазине и за столом;
  • воспитывать у детей бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, которые выращивают хлеб;

Форма проведения итогового мероприятия проекта. Совместный с родителями досуг на тему «Не красна изба углами, а красна пирогами» Экскурсия в «Музей хлеба».

Продукты проекта:

-для детей:

  1. Коллаж «Откуда хлеб пришел?»;
  2. Рисунки «Колоски», «Каравай»;
  3. Аппликация «Букеты из колосков и листьев»;
  4. Лепка «Каравай»;
  5. Дегустация разных сортов хлеба;
  6. Дегустация национального домашнего хлеба;
  7. Посещение музей Хлеба.

-для педагогов:

  1. Коллекции злаков и изделий из них.

-для родителей:

1. Замешивание дома теста вместе с ребенком и выпечка хлебобулочных изделий;

2. Дегустация разных сортов хлеба.

Ожидаемые результаты по проекту:

  • Для детей:
  • Дети усвоили знания о том, что получение хлеба — это результат труда людей разных профессий, узнали о том, как люди выращивают хлеб и о том, как выращивали раньше. В связи с этим дети будут бережно относиться к хлебу, беречь и любить хлеб, уважать людей сельскохозяйственного труда.
  • У детей сформировано представление о разнообразии злаковых культур.
  • Для педагогов:
  • обогащение развивающей среды продуктами проекта, картой проекта, алгоритмами «Как к нам хлеб на стол попал», картинками и иллюстрациями, муляжами из соленого теста хлебобулочных изделий;
  • приобретение опыта по планированию и реализации проектов.
  • Для родителей:
  • позитивный опыт сближения с детьми через взаимодействие с ними;
  • приобщение детей к труду.

Паутинка по проекту «Хлеб – всему голова»

Автор проекта: Сухих Александра Германовна, воспитатель

Образовательные

области

Совместная деятельность воспитателя и детей. Самостоятельная деятельность детей.

Работа с родителями.

Социально —

коммуникативное

развитие

Совместная: беседы «Культура поведения за столом», «Бережное отношении к хлебу», «Правильное обращение с электроприборами». Разработать и записать «Правила обращения с хлебом»

Самостоятельная: лепка хлебобулочных изделий из соленого теста, с/р игры: «Семья», «Магазин», «Ярмарка», «Мы - хлеборобы»

С родителями: замешивание теста и выпечка хлеба дома

Познавательное

развитие

Совместная: экскурсия на кухню с целью увидеть, как готовится тесто; опыт с вертушкой (взаимосвязь между ветром и вращением ветряной мельницы); опыт »вершки — корешки»; перемалывание зерен через кофемолку или через мельницу для перца; рассказ воспитателя о коллекциях и музеях; словесная игра «Да - нет», «Что раньше, что потом», «Что лишнее?», «Подбери словечко» Самостоятельная: настольно — печатные игры: »Откуда к нам хлеб пришел», «Что из чего сделано»; рассматривание колосков, зерен, различных видов круп; д/и «Золушка», рассматривание и дегустация разных видов хлеба.

С родителями: составление алгоритма «Откуда к нам хлеб пришел?»

Целевой поход в магазин хлебобулочных изделий.

Речевое

развитие

Совместная: беседа «Терпение и труд все перетрут», «Батоны и булки не растут на грядке», придумывание загадок, заучивание наизусть и работа над выразительным чтением стихов скороговорок, пословиц и поговорок по теме проекта, словесные игры на подбор родственных слов, составление новых слов.

С родителями: рассказывание на тему «Как раньше хлеб выращивали», подбор стихов, пословиц и поговорок о хлебе и заучивание наизусть        

Художественно

эстетическое

развитие

Совместная: рассматривание картин И.Шишкина «Рожь», «Жатва», изготовление детьми: коллажа «Что можно испечь из муки», конструирование из спичечных коробков «Мельница», «Сельхозтехника», лепка из соленого теста «Муляжи хлебобулочных изделий» для с/р игр, оригами «Колоски», аппликация «Букет из листьев и колосков», ручной труд из природного и бросового материала «Хлебное поле»

Худ.литература: Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом»,  А.Мусатов «Как хлеб на стол пришел», Б.Вовк «Мякиш», К.Ушинский «Хлеб», р.н.сказки «Мужик и медведь», «Колосок»

Самостоятельная: рассматривание альбома «как к нам хлеб на стол пришел»; рассматривание книг, журналов, альбомов о хлебе, раскрашивание раскрасок, составление узоров из круп, выкладывание орнамента из круп и зерен, подбор и слушание музыки и песен в исполнении Людмилы Зыкиной.

С родителями: подбор иллюстраций по теме проекта, помощь в подборе атрибутов к сказке «Колосок», помощь в оформлении работ к итоговой выставке и книжек – малышек «Рецепты домашней выпечки», «Пословицы и поговорки о хлебе»

Физическое развитие

Совместная: ежедневное проведение утренней гимнастики, бодрящей зарядки после сна, подвижных игр на прогулке.

Спортивное развлечение «Хлеб – всему голова». Пальчиковые игры: «Хлеб», «Дождик, дождик, пуще!», «Пирожки и плюшки». Психоэтюд»Тесто», психогимнастика «Хлеборобы», подвижные игры: «Каравай», «Пирог», «Дед», хороводная игра «Здравствуй, осень!», «Где мы были? Мы не скажем, а что делали – покажем».


Краткое содержание проекта «Хлеб – всему голова»

Этапы проекта

Действия педагогов

Действия детей

Действия родителей

Подготовительный

Педагог формулирует цель, определяет продукты проекта, извещает родителей о проекте и приглашает к сотрудничеству. Оформляет информационную доску для родителей и размещает информацию на сайте ГБДОУ с целью донести до участников проекта необходимость данной темы. Составляет план реализации проекта, подбирает методическую литературу, составляет перспективный план мероприятий, подбирает стихи, физкультминутки, малые формы фольклора, книги, иллюстративный материал, дидактические игры, музыкальный репертуар.

Рассматривают книги и иллюстрации к ним, рассматривают наборы открыток и картинок полей, злаковых культур, сельхозтехники, играют в сюжетно-ролевую игру «Булочная», играют в настольно-дидактическую игру «Откуда к нам хлеб пришел» из серии «Почемучка», рассказывают и делятся своими впечатлениями.

Обсуждают с воспитателем тему проекта, выясняют свои возможности для его воплощения, помогают в оснащении предметно-развивающей среды в группе.

Деятельностный

Приносит рекламные буклеты и предлагает детям оформить коллаж «Что можно испечь из муки», предлагает подумать над тем, как оформить карту проекта. Читают худ.литературу по теме. Заучивают с детьми пословицы и поговорки о хлебе. Читают сказку «Колосок» и готовят по ней кукольный спектакль. Составляют сценарий для развлечения с родителями и разучивают с детьми стихи. Изготавливают для детей коллекцию из разных злаковых культур, круп и муки. Проводят беседы о культуре поведения за столом и бережном отношении к хлебу.

Дети вырезают картинки, приклеивают на ватман и делают надписи. Обдумывают, как лучше сделать интерактивную карту «Поле». Одни дети рисуют, другие подбирают картинки. Рассматривают иллюстрации из книг, а также картины И.Шишкина «Рожь», «Жатва». Запоминают пословицы, поговорки, стихи, репетируют  сказку «Колосок», подбирают к ней атрибуты. Изготавливают атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Булочная», «Кафе» и играют. Принимают участие в дидактических и подвижных играх по заданной тематике. Закрепляют полученные знания в художественном творчестве: лепке, рисовании, аппликации, ручном труде, конструировании.

Подбирают и оформляют рецепты домашней выпечки. Подбирают пословицы о хлебе. Готовятся к чаепитию в группе с домашней выпечкой. Проводят беседы с детьми о том, что дает село городу, а город селу; как хлеб на наш стол пришел. Привлекают ребёнка к изготовлению хлебобулочных изделий дома совместно с взрослым. Получают рекомендации сходить с детьми в хлебный отдел продуктового магазина, рассмотреть обилие хлебобулочных изделий, обратить внимание на запах свежего хлеба.

Завершающий

Оформляют выставку детских работ, продуктов проекта, Оформляют книжки-малышки: «Рецепты домашней выпечки», «Пословицы и поговорки о хлебе».

Проводят итоговое мероприятие с родителями. Организуют экскурсию в «Музей хлеба»

Помогают воспитателям с оформлением творческих работ, продуктов проекта, книжек-малышек (рисуют к ним иллюстрации). Показывают ребятам средней группы кукольный спектакль «Пшеничный колосок». Рассказывают о том, как дома готовились к развлечению. Участвуют  в итоговом досуге с родителями, презентуют свои книжки с рецептами и пословицами.

Принимают участие в итоговом мероприятии «не красна изба углами, а красна пирогами». Везут детей самостоятельно на экскурсию, организованную воспитателями в «Музей хлеба».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для родителей «Здоровье всему голова»

Консультации для родителей «Здоровье всему голова» - как повысить имунитет детей ...

Хлеб всему голова

Дети сами работают с тестом....

"Хлеб- всему голова"

Интегрированное занятие....

проект "Хлеб-всему голова"

прект "Хлеб-всему голова проходил в подготовительной группе МАДОУ д\с д.Дубовицы....

"Хлеб всему голова" Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова"

"Хлеб всему голова"Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова"  Цель : Воспитание бережного отношения к хлебу, уваж...