Проект "Загадочный мир насекомых" в старшей группе
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Глоба Оксана

 

В дошкольном возрасте дети активно познают окружающий мир. Их очень увлекает все, что происходит вокруг. Они все время задают вопросы: кто это? какой? для чего? почему? про жучков, бабочек, муравьев, и пытаются сами найти ответ, рассматривая и собирая их.

      Участие дошкольников в проекте позволит сформировать представление о насекомых, их пользе или вреде; развивать творческие способности и поисково-исследовательскую деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_nasekomye.docx244.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития воспитанников №14 "Сказка" г.Ессентуки

Проект "Загадочный мир насекомых"

 в старшей группе

Разработали:

Глоба О.В.

Курьянова Ю.А.

г. Ессентуки 2020г.

        Актуальность темы:

        В дошкольном возрасте дети активно познают окружающий мир. Их очень увлекает все, что происходит вокруг. Они все время задают вопросы: кто это? какой? для чего? почему? про жучков, бабочек, муравьев, и пытаются сами найти ответ, рассматривая и собирая их.

         Участие дошкольников в проекте позволит сформировать представление о насекомых, их пользе или вреде; развивать творческие способности и поисково-исследовательскую деятельность.

        Цель проекта:

        формирование у детей общих представлений о строении и многообразии насекомых.

        Задачи проекта:

  • Расширение и систематизация знаний детей о насекомых, их строении, местах обитания, характерных особенностях;
  • Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами живой природы;
  • Воспитание бережного отношения к природе.
  • развивать эмоциональную отзывчивость;
  • развивать коммуникативные навыки;
  • формировать навыки исследовательской деятельности;
  • закреплять представление о том, что в природе нет «ненужных» созданий, в ней всё целесообразно, всё находится в великом равновесии: вредные с нашей точки зрения насекомые являются пищей для птиц и некоторых животных, которые, в свою очередь, тоже играют роль в эволюции планеты.
  • развитие творческих способностей, речи, мышления.

Вид проекта: групповой (коллективный).

Длительность: среднесрочный (июнь-август).

Тип проекта: информационно-исследовательский.

1-946.jpg

Ожидаемый результат:

  • Сформированная база знаний у детей о мире насекомых.
  • Формирование интереса к насекомым и бережное отношение к ним.
  • Формирование представления о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды, в том числе насекомых
  • Развитие умения рассуждать, наблюдать.
  • Развитие речи у детей, активного словаря.
  • Формирование у детей интереса к экспериментальной деятельности.

        Этапы реализации проекта:

1. Подготовительный (организационный) этап:

  • Определение темы проекта;
  • Формулировка цели и определение задач;
  • Обсуждение целей и задач с воспитателями, детьми, родителями.
  • Подбор материалов по теме проекта (подбор наглядных материалов: фото - и видео материалов, мультимедийных презентаций, тематических картин и иллюстраций о насекомых, игрушек; подбор художественной и энциклопедической литературы, предварительно чтение рассказов, стихов, загадок по теме проекта и т.п.; подготовка материалов для организации продуктивной и познавательно исследовательской деятельности: материалы для изготовления журналов, книжек-самоделок по теме проекта; материалы для изготовления творческих работ по теме проекта (картинки, трафареты, краски, глина, пластилин) и т.п.).
  • Составление плана основного этапа проекта

 

241.jpg

2. Основной этап:

        Планируемая деятельность по образовательным областям:

Социально-коммуникативное развитие

  • Формирование основ безопасного поведения в природе: беседы с детьми на темы: «Осы и пчелы», «Держитесь подальше от гусениц», «Живые опасности», «Правила поведения при встрече с опасными насекомыми», «Почему нельзя ловить бабочек»;
  • Воспитание бережного отношения к природе: ООД «Путешествие в царство насекомых»
  • Составление рассказов о насекомых.
  • Инсценировка басни «Стрекоза и муравей».
  • Логоритмическое упражнение «Дружные муравьи» (с музыкальным сопровождением).

muravei.jpg

Познавательное развитие

  • Дидактическая игры: «Посчитай точки у божьей коровки», «Бабочка и цветок», «Нелепицы», «Найди лишнего», «Бабочка», «Сложи картинку», «Часть – целое», «Карточная викторина», «Лабиринт « Друзья спешат на день рождения к паучку»», «Найди 10 отличий», «Лото «Насекомое»»;
  • Просмотр видео – фото-сюжетов, мультимедийных презентаций, иллюстраций на тему «Насекомые», «Строение и развитие насекомых»;
  • Знакомство с видовым разнообразием насекомых (строение, место обитания, жизнедеятельности и т.д.);
  • Наблюдение за насекомыми на участке детского сада;
  • Просмотр и обсуждение мультфильма «Муха-Цокотуха» К.Чуковского;
  • Конструирование (оригами «Бабочка», «Кузнечик», «Жук»)
  • ООД «Насекомые»;
  • Рассматривание иллюстраций на тему: «Насекомые», чтение познавательной информации о каждом насекомом, выполнение развивающих заданий, проведение ООД (Дидактический материал «Насекомые 1», «Насекомые 2» Светлана Вохринцева, Изд. «Страна фантазий»);

1453943909_okruzhayuschiy-mir-nasekomye-didakticheskiy-material.jpg

Речевое развитие

  • Дидактическая игры: «Что есть, чего нет», «Как передвигаются насекомые», «Чем питаются насекомые»; «Назови насекомое по описанию»;
  • Разучивание стихов, загадок, скороговорок, пословиц, песен, частушек о насекомых;
  • Составление описательных загадок про насекомых;
  • Чтение стихов, рассказов, потешек, рифмовок о насекомых;
  • ООД «Ох, уж эти бабочки»;
  • ООД «Бабочка»;
  • Сочинение стихов и сказок о насекомых.
  • Чтение произведений:
  • -К. Чуковского «Муха-цокотуха», «Тараканище»,
  • -Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Комара Комаровича — длинный нос и мохнатого Мишу — короткий хвост»,
  • -В. Зотов из книги «Лесная мозаика», басня И. Крылова «Стрекоза и муравей»

Художественно-эстетическое развитие

  • ООД по рисованию «Разноцветные бабочки»;
  • ООД по лепке «Бабочка на листочке»;
  • ООД по аппликации «Бабочки летают, бабочки порхают…»;
  • Изготовление бабочек из бумаги, оформление ими клумбы;
  • Пение песен и частушек о насекомых;
  • Разучивание танца «Порхающие цветочки»;
  • Прослушивание музыкальных произведений о насекомых: «Полет шмеля» Н. Римского-Корсакового;

Физическое развитие

  • Пальчиковые игры «Пчелки», «Улитка», «Улей», «Сороконожка», Божья коровка», «Светлячок-червячок», «Бабочка»;
  • Подвижная игра «Мед и пчелы», «Паук и мухи»;
  • Артикуляционная гимнастика «Оса»;
  • Гимнастика для глаз «Стрекоза»;
  • Релаксация под звуки природы;
  • Физкультминутка «Сороконожка»;
  • Игра-перевоплощение «Если бы ты был бабочкой»;
  • Зарядка для язычка «Цветы и насекомые», «Летняя прогулка»;
  • Стихи с движениями «Прогулка»

Работа с родителями

  • Поместить в уголок для родителей тему и задачи проекта.
  • Привлечь родителей в создании предметно-пространственной среды в группе (книги, картинки, стихи, загадки о насекомых).
  • Оформление информационного стенда.
  • Проведение консультации по темам:
  • «Что читать детям о насекомых»;
  • «Как учить с детьми стихи дома»;
  • «Расскажите о насекомых»;
  • «На природу с ребенком».
  • Наблюдение за насекомыми во время семейных прогулок.
  • Оформление альбома «Удивительный мир насекомых».

3. Заключительный этап (результаты проектной деятельности).

Продукт проектной деятельности:

Семейные поделки из различных материалов по теме проекта.

Альбом «Удивительный мир насекомых».

Выводы по проекту:

        Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы.

        Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности.

        В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали насекомых, изучали их строение, развитие и особенности. Они познакомились с загадочным миром насекомых.

        По результатам проекта было выявлено, что:

        Дошкольники пополнили свои знания о внешнем виде, строении, многообразии насекомых, их повадках и местах обитания;

        У детей возникло желание наблюдать за насекомыми, любоваться и т.д.;

        У дошкольников появилось желание самостоятельно заниматься творческой деятельностью.

        На основании проведенных исследований дети пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к насекомым. Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к насекомым.

        Во время реализации проекта дети знакомились с рассказами, разучивали стихи и песни, составляли собственные рассказы по картинкам, благодаря чему у них обогатился словарный запас, который они активно используют в повседневной жизни.

        В процессе игры у детей развивались память, логическое мышление, речь, внимание, у них воспитывалось чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам.

        Выявлена тенденция активного участия родителей в реализации проекта и заинтересованности в процессе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Белая К.Ю., Формирование основ безопасности у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 64 с.
  2. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6–7 лет. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2002.
  3. Волчкова В.Н., Степанова Н.В., Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.
  4. Веракса Н.Е., Работа над проектами в детском саду//Современное дошкольное образование.– 2008.– № 5
  5. Воронкевич О.А., "Добро пожаловать в экологию" – современная технология экологического образования дошкольников//Дошкольная педагогика.–2006.–№ 3
  6. Журнал «Воспитатель ДОУ» - М.: ТЦ «Сфера», 2015. - №9.
  7. Каушкаль О.Н., Формирование целостной картины мира. Познавательн0-информационная часть, игровые технологии. Подготовительная к школе группа. Учебно – методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2015. – 192 с.
  8. Каушкаль О.Н., Формирование целостной картины мира. Познавательн0-информационная часть, игровые технологии. Средняя группа. Учебно – методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2015. – 128 с.
  9. Каушкаль О.Н., Формирование целостной картины мира. Познавательн0-информационная часть, игровые технологии. Старшая группа. Учебно – методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2015. – 144 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

КВН «Загадочный мир насекомых»

        Цель:

        Закреплять  знания детей о внешнем виде, повадках, местах обитания насекомых, о бережном  отношении к ним. Создать бодрое и радостное настроение.

        Задачи:

        Учить анализировать, устанавливать простейшие  причинно – следственные связи, делать обобщения,  отвечать на вопросы, активизировать память.

        Развивать творческую активность, воображение, логическое мышление, речь.

        Воспитывать бережное отношение к насекомым, желание наблюдать за ними, оберегать, любоваться ими . Воспитывать чувство товарищества, уважение к партнёрам и соперникам.

        Оборудование:

музыкальное сопровождение: балалайка, аудиозапись музыки Андрея Варламова к словам Бориса Заходера «Песенка бабочек»; дидактические игры: «Четвертый лишний», «Сложи насекомое из частей» (разрезные картинки); оформление сцены: заголовок КВНа, картинки насекомых; эмблемы, дипломы, 4 обруча, кегли по 12 штук для каждой команды, удочка, сачок, цветы; бумажные бабочки и стрекозы, привязанные к воздушным шарам, надутых гелием; Маша и Миша - персонажи мультипликационного фильма «Маша и медведь».

         ХОД

        Дети под музыку А. Варламова из песни «Песенка бабочек» входят в зал.

Воспитатель: Добрый день дорогие ребята и уважаемые взрослые. Я рада вас видеть на нашем празднике. Сегодня мы проведём КВН «Загадочный мир насекомых». А вот знаете ли вы насекомых, покажут ваши ответы на вопросы. Оценивать ваши ответы будет компетентное жюри. Играть будут две команды: команда «Кузнечики» и команда «Бабочки».

Ребенок:

Я люблю побродить

По зеленой стране.

Здесь друзей заводить

Очень нравится мне.

В той стране – благодать,

Удивительный свет.

Вот бы нам разгадать:

В чем тут главный секрет?

Воспитатель: А сейчас предлагаю командам поприветствовать друг друга.

Приветствие капитанов команд:

«Бабочки»

Чтобы «Кузнечикам» с нами сразиться,

Нужно им очень потрудиться.

«Кузнечики»

Впереди нас ждёт успех,

«Кузнечики» умнее всех.

Воспитатель: А сейчас конкурс для капитанов команд.

«Бабочки», вопросы для Вашего капитана:

а) Пришли мужики в лес без топоров,

   Срубили избу, да без углов. (Муравьи)

б) Не зверь не птица, а нос, как спица. (Комар)

«Кузнечики», вопросы для Вашего капитана:

а) Целый день летает,

   Всем надоедает. (Муха)

б) Не моторы, а шумят, 
   Не пилоты, а летят, 
   Не змеи, а жалят. (Пчелы)

Воспитатель:

А сейчас разминка. Я читаю Вам отрывки из произведения «Муха-Цокотуха» К.И.Чуковского, а вы должны дополнить или закончить предложение.

Задания для команды «Кузнечики»

а) Пошла…на базар и купила самовар.

Б) Приходите…я вас чаем угощу!

В) Приходили к мухе….

Приносили ей сапожки.

Г) Приходила к Мухе

Бабушка -…

Задания для команды «Бабочки»

а) Вдруг какой-то старичок…

б) Вдруг откуда-то летит

Маленький….

В) Прибегали…

Зажигали огоньки.

Г) Эй….

Бегите по дорожке.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Я вижу, вы хорошо знакомы с творчеством поэта  К.И. Чуковского. В нашей группе есть тоже начинающий поэт. Сейчас он прочитает свое стихотворение.

Ребенок читает стихотворение «Порхающее облачко».

Воспитатель: Есть в нашей группе и маленькие художники.

(Представление книжки – малышки «Порхающие цветы»).

Воспитатель: А также дети нашей группы приняли участие во II Всероссийском конкурсе прикладного творчества «Моя бабочка – красавица».

(Презентация работ победителей, призеров и участников II Всероссийского конкурса прикладного творчества «Моя бабочка – красавица.)

Музыкальная пауза.

 Дети исполняют песню Бориса Заходера «Песенка бабочек», музыка Андрея Варламова.

Песенка бабочек

 

Ах, как легка 
Жизнь мотылька! 
Легче пушинки 
И ветерка! 
Диби-диби-да! 
Диби-диби-да!

Мы не вздыхаем, 
Не унываем, 
Дружно порхаем 
И напеваем: 
Диби-диби-да! 
Диби-диби-да!

Песенка наша 
Так коротка, 
Но ведь она 
Смысла полна 
Диби-диби-да! 
Диби-диби-да!

Так не вздыхайте 
Не унывайте, 
Дружно порхайте 
И распевайте: 
Диби-диби-да! 
Диби-диби-да!

 

Воспитатель:

Сейчас, каждая команда будет загадывать соперникам загадки.

«Бабочки»

Суетня, беготня.

Народ рабочий

Весь день хлопочет,

Себе город строит.

(Муравьи)

 

Домовитая хозяйка

Пролетает над лужайкой,

Похлопочет над цветком -

Он поделится медком.

(Пчела)

 

Одежды не шьёт,

Но ткань всегда ткёт.

(Паук)

Воспитатель:

 Вопрос для зрителей:

 Является ли паук насекомым? (Нет. У насекомых  шесть  ног, а у паука - восемь)

«Кузнечики»

Он зелёный, попрыгучий,

Совершенно неколючий,

На лугу весь день стрекочет,

Удивить нас песней хочет.

(Кузнечик)

 

Не зверь, не птица,

Носок как спица.

Летит - пищит,

Сядет - молчит.

(Комар)

 

Над цветком порхает, пляшет

Веерком узорным машет. (Бабочка)

Подвижная игра: «Кто быстрей?»

Приглашаются по три  участника из каждой команды. По сигналу: «Покружись, покружись, в бабочку превратись!», под музыку, дети «летают» по залу. По окончании музыки, дети должны занять свои места. Чья команда быстрее соберется, тот и победитель.

Под музыку из мультипликационного фильма «Маша и медведь» вбегает Маша с сачком в руках  и веселится, нарушая правила поведения в природе (срывает цветы, шумит, ловит бабочек).

Под музыку, с удочкой в руках, не спеша, выходит Миша, прогуливается по залу. Замечает Машу и начинает мычать, грозить лапой, качать головой.

Воспитатель:

А вы знаете, почему Миша ругается на Машу?

Давайте расскажем Маше правила поведения в природе. Дети перечисляют правила поведения в природе.

Маша:

Извините меня, пожалуйста, ребята. Я больше никогда не буду так себя вести. Разрешите нам с Мишей остаться на вашем празднике?( Миша встает в команду «Кузнечики», а Маша в команду «Бабочки»)

Воспитатель:

Следующий конкурс – эстафета «Муравейник».

На одном конце зала два обруча с кеглями . На другом конце два свободных обруча. Дети « строят муравейник» на другом конце зала, передавая кегли из рук в руки.

Воспитатель:

А сейчас следующее задание: «Сложи насекомое из частей» (разрезные картинки).

Выходят  по 2 человека из каждой команды.

Воспитатель:

Конкурс «Четвертый лишний». Выходят по 2 человека из каждой команды.

«Кузнечики»

(Пчела, муравей, бабочка, божья коровка)

Лишний – муравей, так как он не летает.

«Бабочки»

(Комар, стрекоза, муха, паук)

Паук -   так как это не насекомое.

Воспитатель:

Музыкальный конкурс «Частушки». Дети исполняют частушки.

***

Красным, синим, желтым цветом

На лучах цветы цветут –

Много меда этим летом

Пчелы в улья принесут.

***

Мухи в дождик не летают,

Мухи в дождик отдыхают,

Не боятся муки скуки,

Берегут здоровье мухи.

***

Рано утром паучок

Сеть повесил на сучок.

Сеть повесил и молчок:

Ловит муку паучок.

***

Комары – комарики,

Рыжие сударики:

Всюду вьются и толкутся.

И откуда же берутся?

***

Стрекоза – охотница

За добычей гонится.

Поскорее, мошки,

Уносите ножки!

***

Поздним вечером сверчок

Не ложится на бочок,

А на старой лесенке

Сочиняет песенки.

***

Сеть большую сплел паук

У него ведь восемь рук.

У меня всего лишь две,

Не сплести так ловко мне.

***

Надо мной она кружит,

Надо мной она жужжит.

Не дает спокойно есть,

Так и хочет на нос сесть.

Воспитатель:

На этой веселой ноте мы заканчиваем наш КВН.

Ребенок:

Урожай, в саду снимая

Насекомых вспоминая,

Им спасибо говорим,

И за всё благодарим.

Ведь с утра до поздней ночи,

Опыляли все цветочки,

Крылья, лапки не жалели,

Помогали, как умели!

Автор: Леонов В.А.

Воспитатель:

А вам я хочу пожелать: любите природу, охраняйте её. А природа в свою очередь будет радовать нас своими красотами!

В конце КВН жюри подводит итоги праздника и награждает дипломами всех участников КВН.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий открытого итогового занятия по теме "Насекомые" в старшей группе

Сценарий открытого итогового занятия в старшей группе по теме "Насекомые"...

Конспект занятия с использованием фонетической ритмики по теме:"Насекомые" в старшей группе для детей с ОНР.

Прием фонетической ритмики используется не только для развития диафрагмального и речевого дыхания, но и для развития фонематического слуха у детей с ОНР....

Конспект НОД с использованием ЭОР на тему «Насекомые» в старшей группе

Конспект НОД с использованием ЭОР на тему "Насекомые" в старшей группе...

Проект "Насекомые" в старшей группе

ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЖИЗНИ НАСЕКОМЫХ....

Конспект сказки « Дюймовочка» к проекту «Загадочный мир насекомых» в старшей группе

Конспект сказки « Дюймовочка» к  проекту «Загадочный мир насекомых» в старшей группе...

Конспект занятия на тему: «Насекомые» в старшей группе.

Расширить представление детей о жизни насекомых; уточнить представления о пользе насекомых....

Проект «Насекомые» в старшей группе

Большинство современных детей редко общаются с природой. Поэтому наш проект направлен на то, чтобы наши дети научились любить и беречь окружающий мир. И мы начали эту работу с самых маленьких оби...